Всё о рынке питания вне дома

Кухня под расход

28 Ноября 2018, 12:11 Александра Скороходова
химия1.jpg

В выборе санитарно-гигиенической продукции для кухонных зон рестораторы по-прежнему остаются прагматичными и в целях снижения затрат отдают предпочтение доступным по цене продуктам. Вместе с тем все более четко на рынке прослеживается тенденция смещения спроса в сторону профессиональных решений, более дорогих в закупке, но при этом экономичных в долгосрочной перспективе. 


 текст: Александра Скороходова / Москва

Итоги первого полугодия 2018 г. поставщики санитарногигиенической продукции в HoReCa оценивают как успешные. Так, например, в компании «ТК Сервис» категория бумажных протирочных материалов прибавила в натуральном выражении по сравнению с первым полугодием 2017 г. порядка 17%, продажи моющей химии для кухонных зон выросли на 25%, одноразовых перчаток – на 30%. Об увеличении сбыта в HoReCa разных видов моющей химии и расходников для уборки кухонных зон говорит и коммерческий директор компании «Триал Маркет» Ольга Лагутина. Так, по ее словам, в компании «Триал Маркет» в первом полугодии 2018 г. продажи листовых и рулонных бумажных полотенец выросли на 12% относительно предыдущего года, химии для посудомоечных машин – на 7%. «Прирост в данном случае происходит за счет увеличения количества клиентов», – уточняет она.

Положительной тенденцией на рынке HoReCa поставщики также называют рост интереса со стороны рестораторов к профессиональным (и в силу этого зачастую сравнительно более дорогим) моющим средствам и расходникам для уборки. «Спрос на санитарногигиеническую продукцию в сегменте фудсервиса стабильный, – подтверждает тренинг-менеджер направления «стюардинг» группы компаний F5 Service Анна Алмакаева. – Многие рестораторы пытались экономить расходы по этой статье бюджета и покупать дешевую малоэффективную продукцию, но через четыре-пять месяцев возвращались к проверенным компаниям, так как просчитывали свои расходы и понимали, что потратили вдвое больше. Для достижения хорошего результата дешевых профессиональных моющих средств понадобится в два раза больше, чем дорогих». Как стабильно высокий эксперты, в частности, характеризуют спрос на рынке фудсервиса на профессиональные средства для очистки фирменного оборудования. Например, в компании «Триал Маркет» данная товарная группа прибавила в продажах по итогам первого полугодия 2018 г. порядка 15%. Востребованными моющие средства для профессиональной техники называют и в компании «Фуд Академия». «Все же потребители предпочитают использовать оригинальные очистители, которые точно не испортят печи. Наверное, это также вопрос экономии, ведь другие средства могут повредить оборудование или даже привести к его поломке. И поэтому лучше больше потратить на моющие средства, предназначенные специально для данного оборудования, чем на ремонт или покупку новой техники», – рассуждает директор по продажам компании «Фуд Академия» Александр Носовец. В целом по итогам первого полугодия 2018 г. сбыт всех видов моющей химии в сегменте HoReCa в компании «Фуд Академия», по его словам, снизился в натуральном выражении на 3–5%. «Вероятно, это связано с тем, что потребители переходят на отечественные моющие средства, которые значительно дешевле, – полагает он. – В нашем же ассортименте представлен в основном импорт». 
 
химия2.jpg

Курс на стабильность

В ценовом отношении 2018 г. оказался для производителей и поставщиков в HoReCa непростым. Так, например, по информации компании «Сыктывкар Тиссью Груп», бумажная санитарно-гигиеническая продукция выросла в цене на 5–7% в зависимости от артикула, а по некоторым данным удорожание составило от 10 до 20%. «В связи с ростом потребления в мире бумажной продукции заметно выросли общемировые цены на целлюлозу, а цены на продукцию российского лесопромышленного комплекса, одного из самых крупных в мире, находятся в прямой зависимости от колебаний мировых цен. Так, если стоимость целлюлозы на мировом рынке существенно превышает внутрироссийскую, на российском рынке будет наблюдаться дефицит готовой продукции, пока цены внутри страны не сравняются с мировыми. Ситуация изменится, когда цена на целлюлозу достигнет мирового уровня и сырье останется в стране», – поясняет менеджер по маркетингу компании «ТК Сервис» Анастасия Обухова.

Фактором роста отпускных цен, не менее важным, чем удорожание сырьевой базы в случае с бумажными расходниками, является и увеличение логистических расходов. «С одной стороны, цена на бумажные салфетки возросла в связи с нехваткой сырья на рынке. С другой – необходимыми нам производственными мощностями и возможностями для обеспечения крупного тиража бумажных салфеток обладает далеко не каждый производитель, а значит, растут расходы и на логистику. Цены на салфетки у производителей с небольшими тиражами также несколько выше, соответственно приходится поднимать расценки и с нашей стороны», – поясняет генеральный директор «Компании Реал» Евгения Шандор. Нетканые протирочные материалы и все виды расходников для уборки (губки, мопы и прочее) в 2018 г. подорожали на 5–10% в зависимости от позиции. Что касается профессиональной химии, то отпускные цены на моющие средства выросли с октября месяца в пределах 5–10%, главная причина в данном случае – колебания курсов валют. «Удорожание коснулось и брендов российского производства, так как качественное сырье в большинстве своем приобретается за границей», – уточняет Анастасия Обухова. Заметно выросли в цене и одноразовые перчатки, особенно нитриловые. «Подорожание в этом году происходило дважды, – подтверждает руководитель направления продаж по каналу HoReCa компании «СеДо хаусхолд продактс» Карина Безбородова. – Удорожание коснулось нитриловых перчаток главным образом из-за роста себестоимости (удорожание сырья составило 7–9%) и роста курсов валют. Для сохранения и наращивания объемов расширяем круг клиентов, ищем новые рынки для продажи и новых дистрибьюторов, вводим новинки – например, перчатки из нитрила разных цветов».

Ценовая конкуренция

Пересмотр прайса на все виды санитарно-гигиенической продукции для профессионального использования ожидаемо отражается на спросе. «Строить иллюзии не нужно – заказчики всегда замечают изменение цен, – констатирует Анна Алмакаева. – Как правило, 80% постоянных клиентов заказывают одну и ту же продукцию, поэтому заранее знают сумму счета, мы в свою очередь за два месяца информируем заказчика о пересмотре прайс-листа. Любые перемены, пусть на первый взгляд и незначительные, повлекут за собой недовольство со стороны заказчика. И если повышение на 5–6% заказчик сможет объяснить, например, инфляцией, то рост в 15–20% грозит потерей клиента». В связи с пересмотром прайса в компании F5 Serice, по ее словам, развивают программу лояльности, в рамках которой предлагают постоянным клиентам скидки и отсрочку по оплате счета. Обеспечение конкурентоспособных цен в текущих экономических условиях является главным условием сохранения товарооборота. Именно поэтому поставщики и производители нередко берут на себя потери, связанные с удорожанием сырьевой базы и валютными колебаниями. Однако такие меры под силу в основном местным производителям, а также зарубежным компаниям, имеющим на территории России собственные заводы и работающим преимущественно на локальном сырье. Так, например, в компании Dec Prof в 2018 г. оставили прайс без изменений. «Несмотря на увеличение стоимости материалов и производственных затрат, наши цены остались на уровне 2017 г.», – подтверждает маркетологаналитик компании Dec Prof (входит в ГК NEOMID) Антон Абрамов. Наличие локальной сырьевой базы позволило избежать многократного пересмотра прайса в 2018 г. и компании Hayat Marketing, в результате в течение текущего года цены здесь пересматривали только однажды – в январе. «Такая стратегия позволяет предоставлять клиентам конкурентоспособные цены, – считает менеджер направления Away From Home компании Hayat Marketing Дмитрий Лихачев. – У нас на 98% отечественный продукт, и мы можем замечать снижение доли импорта в целом по рынку только на основании потребностей клиентов, которые все чаще просят заменить импортные аналоги конкурентов на нашу продукцию».

Развитие предложения по локально произведенной продукции, привлекательной для профессионалов фудсервиса с точки зрения цены, экономически оправданным считают и поставщики в HoReCa. «На наш взгляд, российская продукция не уступает зарубежной, вместе с тем расходы на логистику у зарубежной продукции выше, – отмечает Евгения Шандор. – Поэтому импортные салфетки и прочие расходники менее рентабельны, чем отечественные, а значит, и замена импорта целесообразна. При равном соотношении цены и качества мы стремимся отдавать предпочтение отечественным товарам». Развивать импортозамещение в ближайшем будущем планируют и в компании «Фуд Академия». «Ценовую политику нам диктуют поставщики, и, как правило, мы придерживаемся рекомендуемых розничных цен, повышая цены раз в год, – рассказывает Александр Носовец. – В 2018 г. цены в нашей компании выросли в среднем на 10–12%, что обусловлено ростом курсов валют, а наш ассортимент в большей степени импортный. Для сохранения товарооборота мы, вероятно, начнем вводить в ассортимент российские моющие средства».

Наиболее активно импортозамещение происходит в категории бумажной санитарно-гигиенической продукции, которая, по свидетельству поставщиков, уже практически полностью имеет российское происхождение и как минимум производится на территории России. Уверенные позиции российские производители начинают занимать и в сегменте профессиональной моющей химии, и безусловным драйвером роста спроса в HoReCa в данном случае является стабильный в отличие от импортных аналогов ценник. Кроме того, постепенно осваивая рынок, компании перенимают опыт крупнейших европейских производителей и инвестируют в совершенствование технологий производства и улучшение качества сервиса. «Большую часть рынка занимают импортные производители, которые имеют стабильный спрос и узнаваемость на рынке, однако их продукция подвержена ценовым колебаниям. Российские же производители профессиональных моющих средств развиваются и регулярно 
улучшают качество готовых продуктов. Как результат – мы получаем запросы от пользователей импортных средств, готовых перейти на отечественные продукты с целью экономии денег без потери качества уборки», – делится Антон Абрамов. Конкурировать с глобальными брендами российским производителям, в частности профессиональной моющей химии, позволяет и частичный либо полный переход на импортное сырье. На это, в частности, указывает генеральный директор компании «НПП Меркурий» (ТМ «Тайгета») Юрий Ворона. «Мы поставляем свою продукцию в международные ресторанные сети, и для нас критически важно производить продукт стабильно высокого качества. Российское же сырье отличается нестабильным качеством, и в перспективе как минимум ближайших пяти лет мы не видим возможности перехода полностью на российское сырье, – говорит он. – На российском сырье можно делать продукт хорошего качества, на импортном – продукт постоянно хорошего качества. Между этими понятиями очень большая разница, часто отличающая между собой российские и импортные продукты».

На локализацию производства моющей химии сегодня делают ставку и многие зарубежные компании. Вместе с тем экономически оправданным, по мнению экспертов, является выпуск 
жидких моющих средств, доставка которых выходит сравнительно дорогой по причине большего веса. «Вся твердая химия Ecolab производится только в Европе, переносить, даже частично, производство в Россию нет смысла, так как каждые полгода линейки моющей химии обновляются и пополняются, и мы не смогли бы оперативно представлять российским профессионалам фудсервиса эти новинки», – делится руководитель отдела продаж компании Ecolab Николай Решетников.

химия3.jpg

Скромные запросы

На протяжении последних нескольких лет на рынке HoReCa наблюдается смещение спроса в сторону доступных по цене продуктов. Особенно четко данная тенденция прослеживается в категории бумажной санитарно-гигиенической продукции, лидирующие позиции в которой по объемам продаж по-прежнему занимают выгодные в закупке расходники средней ценовой категории. «Для кухонных зон и пищевых производств профессионалы фудсервиса в основном закупают бумажные полотенца и протирочный материал в рулонах с центральной вытяжкой, лидер продаж – полотенца КР105 в рулонах 300 метров (1200 листов), рекомендованная цена на которые – 260 руб. за рулон. Считайте сами: стоимость одного листа – около 20 копеек, и при условии, что на одно применение уходит от трех до пяти листов, стоимость применения будет порядка 80 копеек», – комментирует директор по продажам Veiro Professional компании «Сыктывкар Тиссью Груп» Николай Абраменко. Более того, в ряде случаев развитие предложения по товарам экономкласса обеспечивает поставщикам и производителям стабильный оборот. «В связи с устойчивой тенденцией роста цен, наприме на бумажную основу, клиенты сегмента фудсервиса в большей степени склоняются к использованию бумажногигиенической продукции средней и даже низкой ценовых категорий, но с определенными качественными характеристиками, соответствующими, в частности, ГОСТ Р 52354-2005, – рассказывает Ольга Лагутина. – Например, в нашем случае это продукция Tomos и Tambien, сформировать привлекательную цену на которую удалось благодаря локализации производства на заводах, расположенных преимущественно в Московском регионе, что сводит логистические затраты к минимуму. Сырье при этом также используется российское, плюс отпускная цена не включает маркетинговые затраты и бесплатные диспенсеры». В целом, по ее словам, в компании «Триал Маркет» на продажи бумажных полотенец экономкласса приходится порядка 30% всего сбыта данной категории в HoReCa.

Вместе с тем рестораторы проявляют интерес и к эффективным с экономической точки зрения решениям, использование которых оказывается выгодным в долгосрочной перспективе. Речь идетнапример, о бумажных протирочных материалах повышенной прочности, а также бумаге в рулонах большой намотки. Экономичными в плане потребления являются также универсальные диспенсерные системы, совместимые с бумажными расходниками различных торговых марок и слойности. «Диспенсерная система Easyroll – единственная на рынке, которая позволяет использовать не только однослойные, но и двухслойные бумажные расходники, а благодаря запатентованной системе полистовой подачи бумажного полотна обеспечивает контроль расхода продукции», – уточняет Николай Абраменко. 

Мощный состав

Значительную долю в структуре затрат на закупку санитарно-гигиенической продукции для кухонных зон составляют расходы на моющую химию для посудомоечных машин, и вопрос экономии в данном случае для рестораторов встает очень остро. «Химия непосредственно влияет на сохранность предмета мойки и самое главное – на операционные расходы, ведь за десять лет эксплуатации купольной машины 41% расходов – это как раз стоимость химии», – уверяет руководитель представительства Winterhalter в России Дмитрий Церхан. 

Необходимость оптимизации закупочного листа поддерживает стабильно высокое потребление в российской HoReCa бытовых средств для ручной и машинной мойки посуды и стимулирует спрос со стороны профессионалов фудсервиса на выгодную в закупке российскую продукцию. Вместе с тем, по свидетельству поставщиков, на ресторанном рынке показывает рост и высококонцентрированная импортная химия, использование которой в сочетании с оригинальными дозирующими системами предупреждает перерасход моющих средств и тем самым позволяет сэкономить. «Российская 
Ассортимент химия для посудомоечных машин дешевле, например, средств Winterhalter в среднем на 20–25% за 1 л. При этом рекомендованная российским производителем дозировка на 1 л воды ополаскивания составляет 9–12 мл, тогда как дозировка средств Winterhalter – всего 2–3 мл. При одинаковом количестве циклов мойки в год на одной машине можно легко сэкономить более 6000 евро», – рассказывает Дмитрий Церхан. Как стабильно высокий спрос на концентрированные твердые моющие средства в российской HoReCa характеризует и Николай Решетников. «Уже на протяжении нескольких лет продажи моющих средств в нашей компании увеличиваются  минимум на 15–20% в год, и связано это с постоянным увеличением клиентской базы, – уточняет он. – Что касается твердых моющих средств, то за счет таких продуктов клиент получает не только качественно отмытую посуду, но и существенную экономию, так как, покупая твердое моющее средство, клиент не покупает воду, из которой на 50–60% состоит любое жидкое моющее средство». Кроме того, профессионалы фудсервиса сегодня все чаще практикуют дифференцированный подход к закупкам химии для мытья посуды, отдавая предпочтение средствам, предназначенным для решения конкретных задач: мытья посуды в воде разной степени жесткости, очистки гриля или противней, мытья фарфора или фужеров, устранения запаха и обезжиривания поверхностей. «Теперь покупатель хочет более конкретную химию, которая нацелена на решение конкретно его задач по мойке, а не просто универсальное средство. Владельцы пивных ресторанов хотят, чтобы моющее средство не смывало логотип на стаканах и стаканы не теряли блеска, владельцы кофеен и чайных хотят химию, которая бы отмывала коричневый налет в чашке», – говорит Дмитрий Церхан.

Производители в свою очередь улавливают тренд и расширяют ассортимент за счет потенциально интересных рынку позиций. Так, например, в ассортименте компании Dec Prof в 2018 г. появились два новых средства для мытья посуды в воде мягкой и средней жесткости, а также обезжиривающее средство для обработки грилей. «Его гелевая формула эффективна против застарелых загрязнений, копоти и пригаров, в том числе на вертикальных поверхностях оборудования», – говорит Антон Абрамов. Еще одно направление, в котором сегодня развивается производство профессиональной моющей химии, – разработка средств, отвечающих требованиям международной системы HACCP, экологичных и безопасных для использования. «Растет спрос на биоразлагаемые средства и средства, содержащие сырье натурального происхождения, средства с минимальным раздражающим воздействием на кожу рук», – подтверждает Юрий Ворона. Так, например, распространение в сегменте фудсервиса получает химия с маркировкой NTA Free, в составе которой отсутствует натриевая соль нитрилоуксусной кислоты (NTA) – комплексообразователь, смягчающий воду и удаляющий отложения карбоната кальция с поверхности. «Хотя NTA хорошо биоразлагаем, однако его использование неоднозначно в связи с тем, что он ядовит и вызывает серьезное раздражение глаз, – уточняет Анастасия Обухова. – Компонент NTA заменяют на более безопасные комплексообразователи: MGDA, GLDA и HEDP – биоразлагаемые и менее тoксичные».


Чемпионы роста

Ужесточение санитарно-гигиенических норм в отношении заведений общественного питания, а также появление законодательных рекомендаций по внедрению на ресторанных кухнях и пищевых производствах стандартов HACCP стимулируют рост спроса в сегменте фудсервиса на одноразовые перчатки. Так, например, в компании «СеДо хаусхолд продактс» на продажи позиций указанной группы здесь приходится порядка 20% всего сбыта в HoReCa. «Продажи растут в среднем на 5–10% в год, – отмечает руководитель направления продаж по каналу HoReCa компании Карина Безбородова. – Наибольший рост мы наблюдаем по виниловым перчаткам – нитрил сейчас снижается из-за повышения стоимости сырья». Как стабильно высокий спрос на одноразовые перчатки в HoReCa характеризуют и в компании «Триал Маркет». «Мы отмечаем постоянный рост продаж, не менее 15% в год, – отмечает коммерческий директор компании Ольга Лагутина, – и связано это главным образом с усилением деятельности Роспотребнадзора по контролю за гигиеной на объектах общепита». Интерес к одноразовым перчаткам в HoReCa также поддерживают мода на открытые кухни и фуд-шоу. «Одноразовые перчатки, как и инвентарь для уборки – сопутствующий товар для профессиональной и бытовой химии, – говорит генеральный директор «Компании Реал» Евгения Шандор. – Кроме того, одноразовые перчатки сейчас постепенно приобретают все большую и большую популярность, поскольку во многих заведениях они начинают использоваться даже на зоне выдачи. Флагманом здесь стал Black Star Burger, но за последние полгода и иные заведения ввели это новшество, подчеркивающее их статус». По ее словам, в первом полугодии 2018 г. прирост продаж одноразовых перчаток в сегменте HoReCa составил в «Компании Реал» 40% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. В ближайшей перспективе, по мнению поставщиков, сбыт одноразовых перчаток в сегменте фудсервиса останется на стабильно высоком уровне, при этом спрос будет смещаться в сторону сравнительно более доступной по цене продукции. «Уже сегодня мы видим, как спрос смещается в сторону продукции со сниженной себестоимостью, – констатирует Карина Безбородова. – Нитриловые перчатки активно заменяют на виниловые, виниловые – на полиэтиленовые и перчатки из термопластичного эластомера». 

Принимая во внимание стремление рестораторов экономить, поставщики активно расширяют данную категорию за счет экономичных продуктов, в том числе перчаток из термопластичного эластомера (ТРЕ), более привлекательных по цене по сравнению, например, с виниловыми или латексными. Так, разница в стоимости между перчатками из латекса, винила или нитрила и перчатками ТРЕ может составлять от 50 до 120% (в зависимости от материала, микронности и цвета). «Термопластичный эластомер прочный, как пластик, и эластичный, как резина, поэтому перчатки гарантируют соблюдение санитарно-гигиенических норм и защищают от загрязнений и влаги, кроме того, они разрешены для контакта с пищевой продукцией, предотвращают впитывание жидкости и запахов, а текстурная поверхность позволяет удерживать в руках предметы, препятствуя скольжению», – делится Ольга Лагутина. Дальнейшее развитие ассортимента анализируемой товарной группы она считает оправданным за счет ввода новых продуктов (как, например, в случае с перчатками ТРЕ), а также за счет предложения перчаток различных цветов – синего, черного, фиолетового, красного и так далее.


Новинки 

Ассортимент моющей химии торговой марки «Тайгета» (производитель и поставщик в российской HoReCa – компания «НПП Меркурий») пополнили сразу две новинки – это чистящее средство для кофемашин К-201 (необходимо для удаления отложения кофейных масел, очищает гидросистему и холдеры, способствует поддержанию качества приготавливаемого кофе, помогает избежать прогорклости) и средство для мытья морозильных камер К-207 (удаляет отложения льда без разморозки, эффективно при температуре до -30 °С).

Компания Ecolab продолжает развивать ассортимент концентрированных моющих средств для поддержания гигиены в зоне кухни. Так, программа KitchenPro обеспечивает соблюдение гигиенических требований на кухне в соответствии с существующими стандартами и включает дезинфицирующее средство для поверхностей (KitchenPro Des), средство для пола и поверхностей (KitchenPro Duo), средства для пола (KitchenPro Floor, KitchenPro Wash’n Walk), средства для чистки печей и гриля (Greaselift). Кроме того, в 2018 г. Ecolab представила новое 
моющее средство для ручной мойки посуды и кухонного инвентаря – KitchenPro Manual.

Значительно расширила в 2018 г. ассортимент профессиональной химии и «Компания Реал». В частности для заказа здесь доступны новые средства для посудомоечных машин Dolphin и Hollu. С расширением линейки пароконвектоматов Convotherm в 2018 г. компания «Фуд Академия» включила в ассортимент и фирменную химию для очистки оборудования. Компания Dec Prof включила в линейку профессиональной химии для посудомоечных машин средства для использования в воде разной степени жесткости – 6/S Crystal Soft и 05/S Brilliant Soft. Еще одна новинка от Dec Prof – обезжиривающее средство 09/G Grillnex Gel.

С сентября 2018 г. в ассортименте компании «СеДо хаусхолд продактс» представлены нитриловые перчатки черного цвета Paclan. Новые перчатки поставляются в упаковке по 50 шт., оптимальной для хранения даже на кухнях ограниченной площади и удобных с точки контроля за расходом продукции.

Продажи перчаток Tomos Professional из термопластичного эластомера начала в 2018 г. компания «Триал Маркет». В ассортименте размеры S, M и L.

В 2018 г. компания «Сыктывкар Тиссью Груп» запустила в производство очередную новинку в линейке Veiro Professional – это бумажные двухслойные полотенца К205 синего цвета, предназначенные для работы с мясом и мясными заготовками. Протирочный материал поставляется в классических рулонах, что позволяет загружать новые полотенца в диспенсерные системы AutoCut.

Новинки в 2018 г. российским профессионалам фудсервиса представила и компания Hayat Marketing. В частности, была расширена линейка бумажной сервировочной продукции, новинка здесь – трехслойные бумажные салфетки премиального качества сложения 1/8.

Компания «ТК Сервис» в 2018 г. расширила ассортимент санитарно-гигиенической продукции для кухонных зон за счет продуктов и решений, отвечающих требованиям международной системы HACCP. Новинки 2018 г. – экологичные и безопасные для использования средства Kiilto. Так, например, средства Kiilto Jiffy и Kiilto Tahra Spurt теперь производятся без красителей и ароматизаторов, также в соответствии с требованиями программы международной добровольной экологической сертификации учреждений гостиничного бизнеса «Зеленый ключ» была изменена рецептура моющего средства для номерного фонда KC11. Ряд средств (Kiilto MD Medium 10+, Kiilto MD Soft 100, Kiilto Plusclean, L1001 Alba, Kiilto Oven Wash, Kiilto Alkaline, Telimax, Kiilto Teho A100, Kiilto Sartek 2 Nova) запускаются с маркировкой NTA-Free: компонент NTA в этих средствах заменен на более безопасные комплексообразователи (MGDA, GLDA и HEDP), биоразлагаемые и менее тoксичные. Перспективным в «ТК Сервис» считают и развитие ассортимента одноразовых перчаток, ассортимент которых здесь пополнился, в частности, за счет нитриловых перчаток черного цвета ТМ Paclan – они не содержат натуральный латекс и пудру, что устраняет риск аллергических реакций, устойчивы к воздействию моющей химии, отличаются хорошей эластичностью и позволяют сохранить максимальную чувствительность пальцев при работе с пищевыми продуктами.

химия4.jpg

Выпуск журнала:

Кухня под расход

Комментарии (0)
Похожие статьи