архив
Март 2017

Исследование

Рынок на вираже

Ориентир

Время перемен

Ниша

В очередь за кофе

Правила игры

Кофе против незамерзайки

В деталях

Готовое решение

Рынок

Тянет на сладкое















Ресторанное депо



В работе на железнодорожном вокзале рестораторов привлекают предсказуемый трафик, большое количество новых гостей и повышение узнаваемости бренда. При этом высочайшая конкуренция, зависимость от локации, разнородная аудитория, сложная инфраструктура и множество других особенностей делают рискованными инвестиции в такие проекты. Неслучайно компания «РЖД» заинтересована в работе с крупными операторами, которые могут себе позволить эти риски. Увереннее всего на вокзалах чувствуют себя фастфуды и кофейни, а ресторанам casual dining приходится тщательнее искать подходы к привлечению «своей» аудитории.

Автор статьи: Наталья Косарева / Москва, Анна Коварская / Санкт-Петербург

По результатам опроса пассажиров, проведенного «Дирекцией железнодорожных вокзалов» – дочерней компании «РЖД» – в январе 2016 г., не менее 10% пассажиров на вокзалах пользуются услугами операторов общественного питания. Подавляющее число гостей – пассажиры поездов дальнего следования. Доля площадей, вовлеченных в оборот инфраструктуры «Дирекции железнодорожных вокзалов», составляет более 150 тыс. кв. м, более 30% которых приходится на общепит. Наиболее активно сегмент питания на вокзалах развивается в столице. Здесь работают девять железнодорожных вокзалов: Белорусский, Казанский, Курский, Киевский, Павелецкий, Рижский, Савеловский, Ярославский и Ленинградский. Ежедневно на них отправляется и прибывает более 220 пар поездов дальнего следования и 1500 пригородных. Этот показатель варьирует в зависимости от времени года, пика железнодорожных перевозок и летнего периода отпусков. Совокупный суточный пассажиропоток девяти вокзалов превышает 120 тыс. человек. Привлекать операторов общепита на вокзалы «Дирекция» начала с момента своего образования в 2007 г. в рамках программы структурной реформы на железнодорожном транспорте. Была принята программа модернизации и реконструкции железнодорожных вокзалов, первым среди которых стал Курский: он пустил новых арендаторов уже в 2007–2008 гг. В 2010-х задачу по привлечению арендаторов было решено отдать на откуп управляющим компаниям, работающим по всей России. Созданная «РЖД» в конце 2011 г. совместно с частной компанией «Свежий ветер» одноименная УК уже в сентябре 2012 г. была реорганизована и переименована в «Организацию питания на вокзалах» («ОПНВ»). В настоящее время она управляет точками питания на Казанском, Ярославском, Ленинградском, Павелецком вокзалах, а также на вокзалах в крупных российских регионах. Из открытых источников известно, что управление коммерческой недвижимостью на Курском вокзале в 2015 г. было передано NAI Becar – крупной компании, являющейся частью международной группы, специализирующейся в этой сфере. Задачей управляющих компаний, в частности «ОПНВ», стало привлечение крупных сетевых игроков, имеющих в своем портфеле популярные концепции, как гарантов определенного уровня услуг и инвестиций в торгово-коммерческую инфраструктуру вокзалов. Количество точек таких операторов постепенно растет, превращая городские транспортные хабы в современные пространства, привлекательные для пассажиров. Так, за последние три года на вокзалах Москвы были открыты такие рестораны и кафе, как «IL Патио», TGI Fridays, Costa Coffee, KFC, Cofix. Как сообщает «Дирекция», в настоящее время ведутся переговоры по открытию ресторанов группы компаний «Шоколадница» – пока на вокзалах функционируют только кофе-поинты «Кофе Хауз» и «Шоколадница». Внимание уделяют не только столичным, но и крупным региональным брендам, среди которых «Вилка-Ложка», «У Палыча» и другие. Ключевые игроки Один из основных арендаторов на московских вокзалах – холдинг «Росинтер Ресторантс», чьи заведения занимают более 4000 кв. м площади, то есть самый большой объем в этом сегменте. Сегодня «Росинтер» представлен 19 ресторанами, два из которых франчайзинговые, на пяти вокзалах: Казанском, Белорусском, Павелецком, Ленинградском и Ярославском. Это практически все концепции холдинга: «Мама Раша», TGI Fridays, Costa Coffee, «IL Патио», «Планета Суши», «Американский бар и гриль». На Ярославском и Белорусском вокзалах рестораны компании имеют отдельный вход с привокзальных площадей, в остальных случаях работают внутри помещения. Второй крупнейший игрок – компания «Сити Ресторантс», которая по франчайзингу развивает на вокзалах концепции KFC и Pizza Hut, а также «IL Патио», «Планета Суши» и «Шикари». Рестораны KFC представлены на Ярославском, Савеловском, Казанском, Павелецком, Курском и Киевском вокзалах, а также на вокзале в Твери. В 2016 г. «Сити Ресторантс» провела ремоделинг и реконструкцию на Курском вокзале: обновила и расширила один из самых известных в Москве KFC, а также открыла первый ресторан Pizza Hut в формате «экспресс» и кофейню под собственным брендом «Я люблю кофе» (два одноименных кофе-корнера к этому времени уже работали на Павелецком). Вторая точка Pizza Hut немногим позже заработала на Киевском вокзале – всего компания за два неполных года открыла пять пиццерий. Одной из концепций, разработанных специально для работы на транспортных хабах, стала небольшая сеть винных баров Wine Express. Владелец концепции – виноторговая компания Alianta Group. Первый бар был открыт в 2012 г. на Курском вокзале, второй – в 2013 г. на Павелецком, где владельцам удалось привлечь новую для себя аудиторию – пассажиров аэроэкспрессов. После этого в 2015 г. заработала третья точка на Белорусском вокзале, уже целенаправленно размещенная в зоне аэроэкспресса, дизайн для нее спроектировал известный архитектор Андрей Цыганков. Помимо барной карты в Wine Express действует меню, включающее салаты, закуски к вину, небольшой ассортимент горячих блюд, по несколько позиций выпечки и десертов. С 2014 г. в обновленном здании Ленинградского вокзала работают три точки сети «Хлеб Насущный». Одна из них – это полноценное кафе с посадкой на первом этаже, привлекающее в основном пассажиров «Сапсанов». Вторая точка – на фуд-корте на втором этаже, там предлагают продукцию пекарни и кулинарию, формат рассчитан на более низкий чек. Третья точка, ориентированная на продажи с собой, находится в зоне отправления пригородных поездов. Активно работают с вокзалами франчайзи федеральных операторов фастфуда: Subway, «Крошки Картошки», «Стардог!s». В 2016 г. на цокольном этаже Павелецкого вокзала открылась точка нового на российском рынке бренда мини-кофеен Cofix, а снаружи – небольшая, почти без посадок, точка Prime Star, работающая в основном навынос. Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала «Foodservice». http://www.cafe-future.ru/order/

Версия для печати


Оставить отзыв


E-Mail:
Отзыв:


Вернуться к архиву | Вернуться на главную страницу
РоссияЕвропаСШААзия
 
© Издательский дом "Деловой подход". Все права защищены.
Правила использования материалов сайта www.cafe-future.ru и журнала FoodService

ФУДСЕРВИС

Рестораны высокой кухни
Демократичные заведения
Столовые
Фаст-фуд
Уличное питание
Кофейни
Бары
Доставка на дом

КЕЙТЕРИНГ

Офисы
Праздники
Заводы
Автомагистрали, аэропорты
Школы
Больницы
Спорт

ИНВЕНТАРЬ

Автоматизация
Оборудование
Кухонный инвентарь
Мебель
Сервировка
Продукты питания
Алкоголь
Разное

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ

Константин Кулешов

Заработать в глуши

Сегодня заведениям общепита сложнее обеспечить загрузку, чем пару лет назад: пресловутый кризис, падение доходов и растущая бережливость вчерашних гостей ресторанов сыграли с рынком злую шутку. Еще сложнее тем, кто не может похвастаться локацией на оживленной улице в центре города. Как привлечь современного гостя, даже если ваш ресторан находится в буквальном смысле у черта на куличках, рассказывает Константин Кулешов, совладелец краснополянского Old Boys Pub (город Сочи).

Андрей Кондрашин

Ресторатор

Центр притяжения

Ресторатору, решившему открыть придорожное кафе, приходится выбирать между двумя форматами – отдельно стоящим рестораном либо точкой питания при АЗС. Но стоит ли привязываться к автозаправочному комплексу как аккумулятору трафика либо у формата одиночного кафе тоже есть шансы на успех? На эти вопросы попытался ответить Андрей Кондрашин, имеющий опыт придорожного ресторанного бизнеса на трассе «Москва – Нижний Новгород».

Андрей Кондрашин

ресторатор

Эффект новизны

Есть ли шанс у региональных рестораторов выделиться в толпе безликих пиццерий и суши-баров и создать новую оригинальную концепцию? А главное, стоит ли это делать? Об этом взялся порассуждать ресторатор Андрей Кондрашин, управляющий заведениями во Владимирской области и потому знакомый с темой не понаслышке.