https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Автоматическое кафе

Автоматическое кафе

В магазине «IKEA Белая дача» компания IKEA создала новое для России пространство – зону отдыха, где установлены вендинговые автоматы. Кафе, где вместо кухни, прилавка, продавцов и официантов будут установлены умные машины, – это уже не картинка из фантастического фильма о будущем. Вендинг постепенно развивается в России, занимая все новые ниши.

В магазине «IKEA Белая дача» на площади 80 кв. м расположены четыре дивана, несколько столиков со стульями и три торговых автомата, предлагающих напитки и шоколадки. «Для нас автоматы не источник прибыли. Это дополнительный способ сделать посещение магазинов приятным», – рассказала Алла Забровская, PR-менеджер розничной сети IKEA в России. Зона, где могут разместиться 20–30 человек, расположена посередине «пути» покупателя в магазине. Автоматы с водой также стоят на выходе из магазина, уже за кассами. Все вендеры были представлены бесплатно компаниями Pepsi и Mars, у которых IKEA закупает наполнители.

Алла Забровская уверена, что вендерная зона не конкурирует с рестораном IKEA, хотя и находится рядом с ним. «Основное назначение зоны – отдых, а шоколадки с напитками только дополнение. В ресторане гостю предлагают полноценное питание. Если люди просто хотят выпить воды, они скорее всего предпочтут купить ее в автомате», – считает она. Цены в вендерах: вода – 10–15 руб. за банку или бутылку, шоколадки – 7–18 руб. за штуку.

По сведениям IKEA, ежедневно около 10% всех покупателей магазина проводят время в зоне с вендерами. В день магазин обслуживает от 3 тыс. (будни) до 10–15 тыс. (выходные) покупателей.

Тарас Чигарин, руководитель проекта «Электронный журнал о вендинге www.E-vending.Ru», автор книги «Вендинг-бизнес: механические торговые автоматы».

Современный вендинг пришел в Россию в середине 1990-х гг., но интересно, что в свое время СССР занимал одну из лидирующих позиций по автоматной торговле. Сегодня в России работает менее 100 тыс. автоматов, это очень мало по сравнению с США (7 млн) или Японией (более 5 млн). Но очевидно, что вендинг-бизнес в России активно развивается.

Российские предприниматели поначалу захватывают самые выгодные торговые точки, к примеру автомойки, станции технического обслуживания, средние и крупные офисные здания, учебные учреждения. Появление автоматов в торговых центрах, кинотеатрах, на бензозаправках – это только вопрос времени. Вступая в бизнес, россияне обычно покупают простые модели торговых автоматов, но постепенно бизнесмены будут устанавливать более дорогие модели – такая тенденция уже заметна. А вскоре уже не будут вызывать удивления и линии разнообразных автоматов (full line vending), предоставляющих целый ряд услуг по питанию. Такие зоны можно назвать «автоматическими кафе», и они способны готовить и продавать блюда не хуже, чем в обычных кафе.

А отдельно стоящие в ТЦ торговые автоматы – это, скорее, элемент сервиса. Они могут конкурировать с ресторанами и кафе, но изначально покупка через торговый автомат – импульсивная покупка (в маркетинговых исследованиях ее характеризуют как «I want it now» («я хочу это сейчас»). Покупка происходит по формуле «Увидел – захотел – купил», можно назвать ее даже легкомысленной. Тогда как поход в кафе или ресторан – это, на мой взгляд, обдуманное решение. Молодому поколению, конечно же, покупка через автомат интереснее и дается проще.

Нельзя сказать, что «психологический барьер» между автоматом и покупателем, – проблема, существующая только в России. Это явление характерно и для стран с развитой автоматной торговлей. Зачастую покупатель недостаточно осведомлен о порядке совершения покупки из-за того, например, что не прочел инструкцию. Кроме того, страх поддерживается СМИ, когда в газетах сообщается, что автомат обманул покупателя или главный герой популярного кинофильма получает из автомата продукт, предварительно постучав по корпусу. Во многом, это уже задача владельца вендеров – формировать культуру автоматной покупки. Пройдет время, и все станет на свои места.

Оксана Ливке, брэнд-менеджер отдела общественного питания компании «Нестле».

Рынок общественного питания стремительно растет, соответственно, растет и спрос на торговые автоматы. За последние два года компания «Нестле» увеличила количество своих аппаратов в России примерно в два раза. Вендинговое оборудование мы предоставляем в аренду при условии закупок клиентом продуктов «Нестле», предназначенных исключительно для использования в кофейных аппаратах. Напольные вендеры, не требующие участия персонала для продажи продукта потребителю, в основном устанавливают в образовательных учреждениях, бизнес-центрах, офисных и торговых центрах, аэропортах, на вокзалах, заправках. Но пока, конечно, Россию нельзя сравнить по уровню вендинговой торговли с Европой или США. Во многом это обуславливается наличием шаблонов и стереотипов как у конечных потребителей, так и у владельцев точек. Так, например,руководство ТЦ, оборудованных фуд-кортами, зачастую аргументирует свой отказ в размещении вендеров эксклюзивным правом операторов ресторанного дворика осуществлять организацию питания посетителей торговых и торгово-развлекательных центров. Однако вендинговое оборудование по продаже горячих напитков не является прямым конкурентом кафе и ресторанам, расположенным на территории ТЦ. Торговый автомат дает посетителям возможность быстро, недорого и без очереди купить чашку кофе или горячего шоколада, но не предлагает полного меню и атмосферы кафе.

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43