Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Бизнес из сказки


Германия

В Германии проводится около 2500 рождественских ярмарок. В конце ноября на главной площади почти каждого населенного пункта устанавливают палатки, вокруг которых собирается весь город. В основном временные рынки организовывают частные компании (около 70%) или местные власти, длятся они от одного дня до месяца. На немецкой рождественской ярмарке около 60 палаток, торгующих жареными колбасками, глинтвейном, картофельными оладьями, выпечкой и, конечно, рождественскими украшениями, подарками, деревянными игрушками, свечами и бижутерией. По данным Немецкой ассоциации рыночных торговцев, выручка одной палатки за четыре недели ярмарки составляет около 30 тыс. евро. Общие годовые продажи немецких рождественских ярмарок достигают 5 млрд евро. Привлекая туристов, они положительно влияют и на другие секторы экономики: гостиничный, ресторанный, розничную торговлю, такси и туроператоров.

Самая известная рождественская ярмарка в Германии – Christkindlesmarkt в Нюрнберге, ежегодно собирающая около двух миллионов гостей со всего мира. Она начинается в пятницу, предшествующую первому воскресенью Адвента, и заканчивается ранним вечером 24 декабря, когда в Германии традиционно начинают отмечать Рождество. 190 палаток, 40 из которых продают еду и напитки, занимают площадь более 2000 кв. м. Важную роль играют традиции: кормить гостей ярмарки разрешается только нюрнбергскими колбасками, имбирными пряниками и прочей выпечкой. Интернациональным блюдам, таким как пицца или азиатская лапша, сюда вход закрыт. www.christkindlesmarkt.de

Не менее популярен у туристов рождественский базар во Франкфурте, ежегодно привлекающий в финансовую столицу около 3 млн туристов. На рынке более 200 палаток, 56 из которых продают еду и напитки, еще 29 – кондитерские изделия. Среди прочего там продают глинтвейн и горячий сидр, жареные колбаски, имбирные пряники, жареный миндаль.

Самые романтичные декорации для рождественской ярмарки предлагает средневековый город Ротенбург-на-Таубере. Производитель елочных игрушек Käthe Wohlfahrt круглый год предлагает в своем магазине «Рождественская деревня» огромный ассортимент товаров к любимому празднику немцев. Кроме того, в городе работает Музей Рождества. Ротенбургский базар Reiterlesmarkt проводится в декабре и привлекает около 200 тыс. посетителей. Около половины из 30 палаток торгует едой и напитками. Хиты продаж – франконские колбаски и глинтвейн из белого вина.

Помимо традиционных, исторически сложившихся рождественских ярмарок все больше коммерческих компаний, прежде всего торговые центры и парки развлечений, подхватывают эту тему и устраивают собственные празднества с палатками, елками и зрелищными световыми эффектами. Так, например, поступают в центре развлечений Europa-Park неподалеку от городка Руст. Тысячи елок, украшенных рождественскими шарами, и более 2,5 млн огоньков превращают зимний пейзаж в рождественскую страну чудес. Точки питания в тематических зонах парка предлагают зимние блюда: супы и рагу, блины и фондю, эг-ног и глинтвейн. Разумеется, здесь проводится рождественский базар (на 35 палаток), работает заводик по производству шнапса и каток, а по вечерам проходит парад огней. Парк посещает более 350 тыс. гостей. www.europa-park.de

В CentrO, крупнейшем в Европе торгово-развлекательном центре, расположенном в немецком городе Оберхаузен, 16 ноября открылись целых три рождественские ярмарки. Горный рождественский базар представляет собой засыпанную снегом горную деревню, состоящую из 60 домиков. В ресторане Flachau Alm, оформленном в зальц-бургском стиле, шеф-повар Якоб Камл предлагает сытные австрийские специалитеты. Более красочный и американизированный базар – Деревня Санты на 50 палаток. И, наконец, Wichtelmarkt («базар гномов») с говорящими елками и каруселями рассчитан на самых маленьких гостей.

Франция

В первую неделю Адвента во многих французских городах открылись рождественские базары с деревянными лотками и домиками. Так, Эльзас будет праздновать Рождество до 6 января: в регионе действует более 35 рождественских ярмарок. Традиция, укоренившаяся в Эльзасе с 1570 г., когда была проведена первая Страсбургская рождественская ярмарка, позволяет туристам и местным жителям погрузиться в атмосферу зимних праздников. Базары, как правило, организованы местной администрацией,  продается на них продукция местного производства.

«Из 300 палаток, установленных на Страсбургской рождественской ярмарке, 30% продают продукты питания, выбранные отборочным комитетом, состоящим из представителей профессиональных групп, торговой палаты, выборных представителей власти и внешних экспертов», – рассказывает первый вице-мэр Страсбурга Роберт Херман, ответственный за организацию ярмарки. Поскольку место ограничено, а народу на ярмарке много, палаток с быстрым питанием, где люди едят стоя, здесь не ставят. Из алкогольных напитков продавать и употреблять на месте можно только глинтвейн. Около десяти палаток имеют право продавать пиво и вино, но только в подарочной упаковке, чтобы покупатели забирали его домой. По данным туристического бюро Страсбурга, общий объем продаж рождественской ярмарки составляет 160 млн евро. В среднем люди тратят на рождественском базаре 50 евро в день, еще в 100 евро обойдется ночь в гостинице. «Для рестораторов, особенно тех, чьи заведения расположены в центре города, декабрь с его празднованиями – самый удачный месяц. Для хозяев гостиниц в регионе, кстати, тоже», – добавляет вице-мэр.

Рождественская ярмарка в Амьене (департамент Сомма) традиционно посвящается путешествиям. Цент-ральной темой празднования каждый год выбирается один из романов Жюля Верна. Тема этого года – роман «Михаил Строгов» и Россия. В ярмарке принимают участие 135 владельцев палаток из Франции и других стран. По словам Изабель Дейли, представляющей Федерацию ассоциаций торговцев города Амьен, 25% палаток составляют точки фастфуда, еще 12% торгуют продуктами питания в розницу. Их группируют в двух специально выделенных зонах с крышей, но открытых по бокам, где установлены барные стойки, за которые могут присесть посетители. «Мы попробовали нечто подобное в прошлом году и выяснили, что посетители рады возможности присесть и отдохнуть», – рассказывает Изабель Дейли. Благодаря этому нововведению приток гостей на рождественскую ярмарку увеличился на 30%, а выручка одной палатки выросла на 15–25%. 35% продаж приходится на услуги питания. Семья из четырех человек тратит на рождественском базаре от 50 до 80 евро, прежде всего на еду; гости-одиночки – от 15 до 30 евро.

Компания Codecom Event, специализирующаяся на организации рождественских ярмарок (около 15 в 2012 г., большинство – в Париже и окрестностях), предлагает праздничные базары «под ключ». Бюджет – от 50 тыс. евро за базар, состоящий из 20 домиков, до 300 тыс. евро за крупные мероприятия. «На этот сезон приходится 65% прибыли фирмы, – рассказывает управляющий директор Codecom Event Филипп Лавиньон. – Для города затраты на организацию можно значительно снизить, привлекая спонсоров и партнеров – различные ассоциации и фирмы. Некоторые коммуны сами вкладываются в покупку домиков (около 3000 евро за домик) и организуют собственные рождественские базары в сотрудничестве с ассоциациями розничных торговцев. В зависимости от размера ярмарки мы устраиваем от одного до пяти ресторанов, в основе меню – фондю, фуа-гра, устрицы. Среднюю стоимость покупок мы оцениваем в 20–30 евро с человека. Семья уходит с покупками на 80–100 евро, обед за столом стоит около 20 евро с человека».


Великобритания

Рождественские ярмарки были непременным атрибутом праздника в старой доброй Англии, пока в середине XVII века не попали под топор вместе с королем Карлом I: после революции к власти пришел пуританин Оливер Кромвель. Усилия Кромвеля, направленные на то, чтобы сделать Рождество не праздником, а прежде всего религиозным событием, уничтожили эту традицию. В Викторианскую эпоху на многих рынках в преддверии зимнего праздника продавали рождественские блюда и товары, но рождественскими ярмарками они не назывались. Возрождение традиции началось 26 лет назад в городе Линкольн, на востоке Англии. В первый год палаток было всего 11 – теперь их более 300. Инициативу Линкольна подхватили другие города, и теперь на сайте christmasmarkets.com упоминаются 204 рождественские ярмарки, действующие на территории Великобритании. Их устраивают на городских площадях, в усадьбах, парках и замках; длятся они от двух дней до шести недель. Многие посвящены континентальной тематике: в них участвуют торговцы из Франции, Германии или Италии, часто из городов-побратимов. Традиционные немецкие рождественские базары проходят в Бирмингеме, Борнмуте, Лидсе, Лондоне, Манчестере, Глазго и Оксфорде. 

Рождественская ярмарка в Бирмингеме (с 15 ноября по 22 декабря), посвященная городу-побратиму Франкфурту-на-Майне, в этом году проводится уже в двенадцатый раз. Считается, что это крупнейший немецкий рождественский базар за пределами Германии и Австрии. Вместе с ярмаркой ремесел, где местные мастера продают подарки ручной работы и завезенные из-за рубежа этнические товары, базар насчитывает более 180 палаток. Порадовав глаз игрушками и елочными украшениями, посетители могут подкрепиться немецким глинтвейном и пивом, жареными колбасками, кренделями и имбирными пряниками, послушать выступления оркестров и рождественские песнопения. 

Christkindelmarkt (9 ноября – 16 декабря) в Лидсе, на площади Миллениум-Сквер, – один из крупнейших немецких рождественских базаров в Великобритании. Покупателей ждут более 40 деревянных домиков, продающих елочные игрушки, леденцы на палочке, подарки, украшения, игрушки и рождественские открытки. Ярмарочные карусели создают праздничное настроение. За едой и напитками тоже далеко ходить не надо: тут продают глинтвейн и традиционные немецкие угощения, такие как братвурст, гуляш, супы, шницели, штоллены, имбирные пряники и засахаренные фрукты. Традиционный немецкий пивной погреб, где играет баварский оркестрик, работает допоздна, давая отдохнуть покупателям и принимая у себя корпоративные вечеринки.

Winter Wonderland в Гайд-парке (23 ноября – 6 января) – лондонская ярмарка, где покупатели могут выбрать подарки ручной работы, керамику, свечи, украшения, одежду и косметические товары, представленные в 100 домиках Ангельского рождественского базара. Кто-то отдает предпочтение деревянным игрушкам, сценам рождества и праздничным украшениям, продающимся на новом Йольском базаре. Ярмарку, впервые открывшуюся в 2007 г., с тех пор посетили 10 млн человек, среди них немало знаменитостей, в том числе принц Гарри, Кейт Мосс, Том Круз и Лиз Херли. Множество закусочных – палаток, баров и кафе – подают горячий шоколад, глинтвейн и горячий сидр. Знаменитая Баварская деревня, работающая на базаре, манит гостей братвурстом, барами и живой музыкой. Их конкуренты – медленно вращающийся бар Carousel, Star Tavern с настоящим элем, жареным поросенком и рыбой с картофелем и House of Nicholas и Fire Pit с настоящими дровяными каминами; в последнем подается традиционная сельская еда.

Рождественский базар в Манчестере (17 ноября – 23 декабря) впервые проводился в 1998 г.: торговцы из Франкфурта установили скромные 17 палаток на городской площади Святой Анны. С тех пор он разросся до 200 домиков, рассредоточенных по восьми разным рынкам. Это мероприятие на континентальную тематику, где продают необычные подарки: украшения с янтарем, кожаные сумки ручной работы, а еще голландские сыры, французский хлеб и испанскую колбасу чоризо. Покупатели могут перекусить различными блюдами: от голландских мини-блинчиков и венгерского гуляша до испанской паэльи и французских профитролей, запивая все горячим шоколадом, немецким или испанским пивом, французским вином или глинтвейном, продающимся в отдельном домике. 

Несмотря на популярность, рождественские ярмарки пострадали от экономической рецессии. Владельцам палаток на ярмарке Линкольна в этом году предстоит платить более высокие взносы: в прошлом году убытки организаторов составили 113 тыс. фунтов. Несмотря на то что Диккенсовский рождественский базар в Рочестерском замке (графство Кент) в 2011 г. привлек 200 тыс. гостей, в этом году мероприятие не проводится: прибыль, полученная от владельцев палаток, не покрывает расходы на организацию базара.

Дания

Ежегодная рождественская ярмарка в Копенгагене открыта в парке развлечений Тиволи с середины ноября по канун Нового года (кроме 24 и 25 декабря). Традиция ее проведения ведет отсчет с 1994 г., когда вдоль бульвара, ведущего от главного входа в парк Тиволи к театру «Стеклянный зал», поставили несколько палаток. С тех пор ярмарка привлекает около 800 тыс. человек в год. Подготовка к ее проведению занимает почти два месяца и очень масштабна: 2,5 млн гирлянд, 1100 елок, 4,5 т древесных щепок, 70 палаток, каток и многое другое. Иллюминация создана американским дизайнером Джоном Лорингом, который также проектировал рождественскую иллюминацию Парк-авеню в Нью-Йорке. В этом году посетителей Тиволи ждет новое скандинавское оформление с Дедом Морозом и живыми северными оленями. Палатки и украшения выполнены в духе датских и скандинавских традиций. В прошлом году парк представлял тему России.

70 рождественских палаток торгуют изделиями ручной работы, рождественскими украшениями, подарками, едой и напитками от датских производителей. В палатках с едой продают рождественские пончики эблескивер, датский глинтвейн глогг, колбаски, выпечку, сладости, шоколад, растительное масло и уксус, продукты, произведенные в разных районах Дании. В 2010 г. одна только точка продала 13 450 л глогга и 56 350 пончиков. Еще одно фирменное блюдо – зефир в шоколаде, по-датски флодеболлер. В определенное время можно увидеть, как собирают это датское лакомство: сверху на печенье укладывают воздушный зефир, покрывают шоколадом и посыпают кокосовой стружкой. Большинство ресторанов в Тиволи открыты и на Рождество. В последние годы многие компании предпочитают проводить рождественские вечеринки в Тиволи, где гостям предлагают такие традиционные датские рождественские блюда, как сельдь и лосось, фрикадельки с капустой, ветчина, заливная и жареная свинина, сыры, рисовый пудинг и, конечно, пиво и шнапс.  www.tivoligardens.com

Италия

В Италии рождественские ярмарки – сравнительно новое явление, но их приняли с большим энтузиазмом, особенно в немецкоязычной провинции Альто-Адидже (Южный Тироль). Первые ярмарки в немецком стиле были проведены в начале 1990-х в Больцано, вскоре традицию подхватили еще четыре города в Альто-Адидже: Мерано, Брессаноне, Брунико и Випитено. Туристические управления провинции быстро оценили потенциал рождественских рынков для привлечения туристов, которые обычно зимой не едут в этот регион, и создания нового туристического сезона. В 2011 г. пять ярмарок привлекли 600 тыс. посетителей, их общий оборот составил около 30 млн евро. Только в Больцано 35 тыс. туристов провели ночь в отеле ради рождественского базара. Ярмарки в Альто-Адидже предлагают предметы народного промысла и традиционные товары, местную еду и напитки. В этом году базары открылись 6 декабря и закроются 6 января.

Рождественские ярмарки оказались успешными даже в тех регионах Италии, которые не имеют отношения к немецкоязычному миру. Пример тому – Говоне, маленький город в Пьемонте, в центре которого находится замок. В 2007 г. здесь открыли первый рождественский базар с целью продлить осенний туристический сезон (основанный на трюфелях и прочих предложениях для гурманов). Но в Говоне придумали не просто ярмарку, а комплексный туристический продукт под названием «Волшебная рождественская деревня». В декабре по выходным весь город превращается в огромный развлекательный центр с представлениями, хоровым пением, фейерверками, мастер-классами, а замок преображается в дом Санта-Клауса. На самой ярмарке представлены более 50 мастеров, прошедших тщательный отбор, продающих качественные товары или органическую продукцию, если речь идет о еде. В 2011 г. рождественский базар в Говоне посетили более 30 тыс. человек, каждый потратил там около 25 евро. Экономическая выгода для города, по оценкам местной администрации, составила 750 тыс. евро. Ресторан, устроенный организаторами, за три воскресенья продал более 4000 обедов.

Цель организаторов на 2012 г. – привлечь 32 тыс. человек и увеличить средние траты на гостя до 40 евро. Также был построен новый временный ресторан площадью 1000 кв. м. Ресторан будет работать четыре уикенда: здесь можно пообедать только по субботам и воскресеньям. Комплексный обед стоит 15 евро (детский – 13 евро) и включает местные блюда: закуска – салуми, на горячее – полента с мясом или сыром, десерт, минеральная вода, вино, хлеб и горячий напиток.  



Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)