Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Быстрее фастфуда

Основное направление деятельности компании Billa – 1500 супермаркетов в Австрии. Средняя торговая площадь магазина – 600 кв. м, в ассортименте около 8500 товарных позиций. Доля продажи готовых блюд и напитков в общей выручке сети сегодня составляет около 17%, или 600 млн евро. «Мы разработали новую концепцию магазинов с акцентом на свежие продукты –отдел с закусками, нарезанные фрукты, а также продукты быстрого приготовления и готовые блюда», – поясняет Роберт Нагеле.

За последние три года на новый формат перешли 350 супермаркетов. Кроме того, компанией открыто пять магазинов Billa Corso Gourmet Markets. Флагманская точка работает в центре Вены с 2010 г. В этих магазинах представлены стандартный ассортимент Billa плюс разнообразные деликатесы с акцентом на закуски, свежие фрукты и овощи, охлажденную рыбу, вино, шампанское, крепкий алкоголь, пряности. «В нашем флагманском магазине в центре Вены по особому соглашению с австрийским ресторатором Аттилой Догуданом и его компанией Do & Co работает концепция Henry. Это очень популярное заведение, ежедневно обслуживающее почти 1000 посетителей при площади всего 50 кв. м», – рассказывает Нагеле.

Магазин готовой еды

Сегодня в ассортименте Billa около 4000 готовых к употреблению продуктов и напитков. «Большинство готовых блюд, представленных в наших супермаркетах, – это привычная, традиционная для австрийцев еда», – говорит Роберт Нагеле. Большую часть готовых блюд производят на центральных кухнях и развозят по магазинам. Особое внимание уделяется привлекательной упаковке и выкладке готовой продукции.

Важнейшие направления фудсервиса в Billa:

• Отдел с закусками. Гостям предлагают холодные и горячие закуски, приготовленные на заказ. На витрине с горячими закусками помимо знаменитого Leberkäse (горячего запеченного «мясного хлеба» из мелко нарубленного фарша) представлены шницели, мясные котлеты, жареные колбаски, запеченные и жареные куры и другие горячие блюда с гарнирами. Объем этого направления составляет почти 50 млн евро в год и растет на 5% ежегодно.

• Свежие сэндвичи и салаты, приготовленные на месте. Одним из знаковых предложений Billa является классическая австрийская закуска Wurstsemmel – булочка с начинкой из тонко нарезанной колбасы разных сортов. Булочки готовят под заказ: покупателям предлагают на выбор около 30 видов хлеба, 60–80 видов ветчины, колбасы и сыра плюс соусы. Каждый год Billa продает более 40 млн горячих и холодных булочек с колбасой. «Почти в 700 магазинах мы предлагаем салаты, приготовленные на месте; в год мы продаем до 900 тыс. порций. Это направление растет на 44% в год», – дополняет Роберт Нагеле.

• Пекарня в магазине. «Наша доля рынка в этом сегменте – 24,1%, и она постоянно растет. Это тем более примечательно, учитывая, что дискаунтеры уделяют особое внимание развитию пекарен в магазинах», – подчеркивает Нагеле. 10% выручки пекарен приходится на долю снэков.

• Замороженные готовые обеды и полуфабрикаты, которые легко приготовить. Эти блюда представляют собой альтернативу домашней еде.

• Большой выбор охлажденных десертов и напитков. «Охлажденные напитки – важная категория; в десятку бестселлеров входят Red Bull (банки продаются поштучно) и наш фирменный энергетический напиток. Но мы представляем и новые продукты в этой категории – разнообразные смузи. Наш новый проект – свежеприготовленные смузи со сроком годности 36 часов – пользуется большим успехом», – отмечает Роберт Нагеле.

Ежемесячно в 80 магазинах продают 40 тыс. порций кофе. Кофейное направление растет на 35% в год. Нагеле планирует установить прилавки с кофе в 150 самых посещаемых магазинах сети.

Клуб постоянных покупателей

В Billa давно уже действует программа лояльности, позволяющая получать ценную информацию о покупательском поведении. Членами «клуба постоянных покупателей» являются 4,1 млн человек – почти половина населения Австрии. Около 3,1 млн из них делают покупки в супермаркетах сети не реже двух раз в год.

Среди «частых покупателей» (80% держателей карт клуба) 235 000 человек относятся к «малоактивным потребителям» готовой продукции: они делают покупки товаров этой категории не реже раза в месяц. При этом около 200 000 покупателей Billa, напротив, относятся к «активным потребителям» готовых блюд: минимум дважды в месяц они приходят сюда за едой и напитками для немедленного употребления.

В среднем члены «клуба постоянных покупателей» делают покупки в Billa 46 раз в год. «Активные потребители» готовой продукции заходят в супермаркеты сети в 2,5 раза чаще: они посещают Billa в среднем 118 раз в год. Представители этой категории ежегодно тратят в магазине на 140% больше, чем обычные «частые покупатели». «И что еще важнее, «активные по- требители готовой продукции – наши «гости» – приносят нам на 160% больше валовой прибыли, чем обычные «частые покупатели». Именно эта сфера наиболее перспективна с точки зрения продаж и норм прибыли, поэтому в ближайший год мы сосредоточимся на развитии категории фудсервиса.

В планах компании – запуск собственной торговой марки готовой продукции и расширение обслуживания», –резюмирует Роберт Нагеле.

www.billa.at

Роберт Нагеле – директор по продажам Billa. Работает в компании почти 20 лет. За это время Нагеле сыграл важную роль во многих успешных проектах, в том числе в создании флагманского магазина Billa Corso в центре Вены, а также запуске новой концепции магазинов с расширенным предложением фудсервиса и ее применении более чем в 300 новых и существующих магазинах с 2011 г.

Супермаркеты против QSR

Сеть Billa в Вене насчитывает 260 магазинов. Таким образом, Billa в шесть раз ближе к своим потребителям, чем McDonald’s. Главный козырь фастфуда – скорость, но, учитывая возможности самообслуживания, супермаркеты могут работать еще быстрее. Немаловажно и то, что в супермаркетах более привлекательные цены. Явное преимущество предприятий быстрого обслуживания – наличие посадочных мест. «Три года назад мы начали устанавливать в магазинах столы и стулья. Сейчас обеденные зоны, рассчитанные минимум на восемь гостей, есть почти в 150 магазинах нашей сети», – рассказывает Роберт Нагеле.

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)