Всё о рынке питания вне дома

Еда на обочине

Собираясь в долгую поездку на автомобиле, опытные водители запасаются бутербродами и напитками: они знают, что возможность быстро перекусить по дороге представляется редко. Например, в Москве поесть можно только на каждой 10-й заправке. Хотя на столичных АЗС ежедневно покупают бензин свыше 300 тыс. водителей, хозяева бензоколонок не спешат зарабатывать на точках питания. Если закусочные и открываются на заправках, то скорее ради престижа.

Число машин в столице растет год от года. При этом количество дорог остается прежним, да и уровень сервиса вдоль них не поспевает за растущими потребностями автомобилистов. За последние 10 лет количество автомашин в столице выросло в три раза и достигло 2,6 млн, сообщил Александр Беляев, начальник Управления транспорта и связи Москвы. Из-за огромного количества автомобилей на улицах московским водителям приходится проводить за рулем по несколько часов. «Ежедневно в пробках в центре стоят около 180 тыс. москвичей, а средняя скорость движения автомобилей в час пик не превышает 18 км/ч», – сказал Беляев.


Водитель, которому в час пик приходится ехать через весь город, об обеде может не вспоминать – закусочных на трассах и кафе на заправках, в отличие от Америки, в России мало. Пока вдоль оживленных дорог, например МКАД, автомобилистов кормят преимущественно безликие несетевые заведения. Зачастую они расположены рядом с рынками, стоянками грузового транспорта и небрэндовыми заправками. Всерьез питанием на дорогах пока занимается BP, управляющий на комплексах собственной сетью под брэндом The Wild Bean Cafe, «Ростик Групп» (открывает стационарные заведения и точки на площади автозаправочных комплексов), «Макдоналдс» (стационарные точки) и «Маркон» (брэнд «Стардог!s»).


Хотя продажи еды и напитков вдоль трасс способны приносить прибыль. Например, практика американского рынка показывает, что выручка от продажи дополнительных товаров и услуг составляет 65–75% оборота АЗС. Как правило, эти услуги включают продажу готовой еды, магазин сопутствующих товаров и мойку. Хотя в нашей стране у автомобилистов нет привычки обедать на АЗС, зато проходимость заправочных комплексов в России намного выше, чем, к примеру, в соседней Польше. Если в нашей стране на 100 тыс. жителей приходится 80 заправок, то в Польше этот показатель достигает 138, приводит данные консалтинговая компания PBN. «В нашей стране в 5–10 раз меньше заправок, чем в США», – сказал Александр Уточкин, директор по исследованиям PBN.

Использование свободной площади под точку питания может иметь очень высокий уровень рентабельности. «Для продажи 1,5 тыс. хот-догов в месяц необходимо не более 3 кв. м», – сообщил Сергей Шихарев.
Для открытия кафе на заправке потребуется 15–20 кв. м. Для сравнения: небольшому фаст-фуду потребуется около 55 кв. м. Обслуживает предприятие питания на АЗС обычно около 10 человек.
При оборудовании точки питания либо устанавливается собственное оборудование компании, за использование которого взимается арендная плата, либо предлагается франчайзинговый пакет.
Набор оборудования, предлагаемый «Марконом», обойдется владельцам заправки в $1–1,5 тыс. Стоимость оборудования для организации ПБО «Ростик’с» в пресс-службе сообщить отказались.

Привлекательность организации питания на заправках, казалось бы, очевидна: посетители получают дополнительный сервис, а владельцы бензоколонки – существенную прибавку к выручке от продажи бензина. Причина низкой проходимости точек на автозаправках – в слабой автомобилизации населения. На 1 тыс. москвичей приходится 240 машин, а по России этот показатель еще ниже – 155, констатирует PBN. Для сравнения: количество автомобилей на 1 тыс. жителей в США – 776, в Германии – 534, а в Польше – 259. К тому же, в отличие от американцев и европейцев, россияне не ездят на большие расстояния. По данным исполнительного директора Московской топливной ассоциации (МТА) Григория Сергиенко, все дело в плохих дорогах. «Число дорог, соответствующих европейским стандартам, в России не превышает 1 тыс. км, – сказал он. – Остальное – это не дороги, а лишь направления».


Операторы заправок не спешат открывать кафе и по другим причинам. По словам Александра Уточкина, сейчас им это просто не нужно: низкий уровень конкуренции между заправками и, как следствие, высокая норма прибыли от продажи бензина приносит немалый доход. Кроме того, большинство крупных сетей автозаправок развиваются по франчайзингу, и владельцу брэнда непросто договориться со всеми франчайзи. К примеру, один из франчайзи «Лукойла» заключил договор с франчайзи «Ростик Групп», компанией «Рестоленд», об открытии «Ростик’сов» на своих заправках. При этом в головной компании-франчайзере «Лукойл-Центрнефтепродукт» действия франчайзи даже не могут прокомментировать.


Однако все большее число компаний, управляющих автозаправками, задумывается о создании кафе или ресторанчиков для автомобилистов. Тюменская нефтяная компания (ТНК) в настоящий момент разрабатывает крупномасштабный план по оснащению 170 заправок ТНК (из которых 23 являются собственностью компании, а остальные работают по франчайзинговым соглашениям) точками питания. Но подробности готовящегося проекта руководитель маркетинговой службы ТНК по Москве Амир Фейзулин раскрывать «МД. Ресторану» не стал. «Точный план этой программы будет готов в октябре», – пояснил он. (Несмотря на слияние BP и ТНК, розничные сети заправок развиваются независимо друг от друга.)

У лидеров рынка сегмента быстрого обслуживания «Ростик’cа» и «Макдоналдса» есть форматы для автолюбителей. В точках drive in водитель может сделать заказ и расплатиться, не вылезая из машины. Другой формат – экспресс-окна – рассчитан на тех, кто припарковал свою машину рядом, но не готов обедать внутри ресторана.
В «Макдоналдсе» около 60% из 118 точек оснащены экспресс-окнами. По словам директора по связям с общественностью «Макдоналдса» Светланы Поляковой, около 50% выручки точки на Ленинградском шоссе приносит именно экспресс-окно. «У «Макдоналдса» в мире много разных форматов, но в России вслед за классическим рестораном мы в 1996 г. открыли именно «МакАвто» – он популярен у наших гостей», – сказала Полякова. Ассортимент для водителей такой же, как и в основном зале. Но если рестораны работают с 8.00 до 0.00, то «МакАвто» – 22 часа в сутки (двухчасовой перерыв бывает ночью). По поводу проблемы соседства «Макдоналдса» с заправками ВР Полякова сказала, что совместной стратегии по открытию новых точек на одной территории у «Макдоналдса» и ВР нет.


У сети «Ростик’с» для автомобилистов предусмотрены два формата: экспресс-окно и «Ростик’с Авто» (drive in). По словам менеджера по маркетингу « Ростик’са» Натальи Антоновой, автоточек, обслуживающих водителей прямо в машинах, у компании две: на Ленинградском шоссе и в Одинцове. Пока «Ростик’с Авто» работают или с 9.00 до 23.00, или с 8.00 до 24.00, но в планах – обслуживать автолюбителей круглосуточно. Экспресс-окон у «Ростик’са» больше – восемь. Через экспресс-окна заказывают мороженое (особенно летом), картошку-фри, пирожки и сэндвичи.

Операторы автозаправок не спешат открывать кафе потому, что сейчас им это просто не нужно: низкий уровень конкуренции между заправками и как следствие высокая норма прибыли от продажи бензина приносит и без того немалый доход. Препятствиями также являются относительно слабая автомобилизация россиян и плохое состояние дорог в стране.

Московская топливная компания (МТК) также предпринимает шаги по освоению рынка питания на АЗС. «Мы открываем свою сеть кафе для продажи сэндвичей и выпечки из слоеного теста. В этом году заработают две точки, а в следующем мы уже планируем 15», – рассказала Елена Воронова, заместитель генерального директора управления розничной сетью АЗК МТК. По ее словам, сэндвичи будут готовиться на месте, так как это сокращает расходы на сторонних операторов и позволяет лучше контролировать качество. Полуфабрикаты и замороженную выпечку будут закупать.
Сейчас из 800 московских заправок питанием своих клиентов обеспечивают около 70. Поесть можно на заправках ВР, «Лукойла», ТНК, ЮКОСа и нескольких других.
Только в BP – пионере среди комплексов, предлагающих автомобилистам полный спектр услуг, точки питания были предусмотрены сразу (BP открывает заправки в России с 1993 г.). «Из опросов посетителей мы выяснили, что кафе на наших заправках воспринимается как отличительная черта, характерная только для ВР», – рассказал Джеймс Шилдс, генеральный директор «Петрол Комплекс Эквипмент Компани». Сейчас BP управляет собственной сетью The Wild Bean Cafe, где гостям предла гается горячая выпечка из слоеного теста и сэндвичи (производители – «Бутербродная компания» и «Магазин готовой еды «Прайм»). Стоимость бутербродов – 60–80 руб., тортильи с курицей – 42 руб., салатов – 80–100 руб. В кафе также можно купить горячие блюда, например солянку мясную (61 руб). Выпечка продается за 20–60 руб. Продукция на заправку привозится готовой (супы, которые разогреваются на месте, салаты, сэндвичи) или в виде полуфабрикатов (выпекаемые на месте булочки). В ВР наиболее популярны выпечка и сэндвичи. По утверждению Джеймса Шилдса, в меню обязательно должны быть горячие напитки – капучино, эспрессо и несколько видов чая.


Помимо этого в ассортименте магазинов ВР около 2,4 тыс. различных товаров. «Около 25–30% посетителей наших заправочных комплексов делают покупки в кафе. Доходы от продажи дополнительных услуг на заправке, включая еду, составляют 25–35% общей выручки бензоколонки», – сказал Джеймс Шилдс. Каждое кафе обходится BP в $40–50 тыс.
В 1997 г. с сетью заправок ВР сотрудничала компания «Маркон», предлагая посетителям хот-доги, однако первый опыт работы оказался неудачным. «У нас не было четкого видения концепции бизнеса – мы взяли весь ассортимент нашей продукции и стали предлагать его посетителям. В результате персонал не успевал и приготовление хот-догов затягивалось», – вспоминает Сергей Шихарев, председатель Совета директоров «Маркона».


У компании-франчайзера «Лукойл-Центрнефтепродукт» собственное кафе только одно – на 35-м км трассы Москва–Домодедово, сказала менеджер по связям с общественностью компании Наталья Погодина. По ее словам, самые популярные блюда – сэндвичи, выпечка и пицца. Питание на других АЗС под вывеской «Лукойл» – инициатива самих франчайзи.
С одним из них сотрудничает франчайзи «Ростик Групп» компания «Рестоленд». Пока на АЗС «Лукойла» работают лишь два «Ростик’са»: в Балашихе и на 1-м км Рублево-Успенского шоссе. «Ростик’с» на Рублево-Успенском шоссе расположен в небольшом супермаркете, где установлены шесть высоких столов с барными стульями. Меню в этих «Ростик’сах» адаптировано к потребностям автомобилистов, блюда из так называемого «оперативного» меню не требуют длительной подготовки (салаты и курица). «Главное, чтобы еда, взятая с собой, не разлилась или не рассыпалась. Из этих соображений мы убрали из меню мороженое – обычно его едят в конце обеда, и тогда появляется проблема его хранения», – сказала PR-менеджер «Ростик Групп» Юлия Аракчеева.


Однако сама «Ростик Групп» осваивать рынок АЗС пока не собирается. И этому есть экономические объяснения: если на фуд-корте через «Ростик’c» проходят от 28 до 120 тыс. гостей в месяц, то через точку на заправке около 7 тыс. Хотя, по словам Юлии Аракчеевой, для «Росинтер Ресторантс» интерес представляют АЗС вблизи МКАД. Также в планах компании – открытие на АЗС кофеен «Мока-Лока». «Гибкий формат кофеен – как в виде отдельно стоящих заведений, так и кофейных уголков – хорошо вписывается в структуру АЗС», – сообщили в пресс-службе «Росинтер Ресторантс».

Питание есть на 40% заправок ЮКОСа, однако стандартного ассортимента там пока не существует. Горячих блюд в большинстве точек нет, гостям предлагают в основном выпечку и чипсы. «Каждая заправка работает с мелкими поставщиками, которые не могут обеспечить собственной продукцией большое количество АЗС», – сказал менеджер по развитию сети АЗС, пожелавший остаться неназванным. Он также отметил, что большая часть заправок, оснащенных кафе, находится за пределами МКАД: там вероятность посещения точки питания водителями больше, чем в Москве.


На отдельных заправках ЮКОСа работает компания «Маркон» (сейчас продукция «Маркон» представлена на 35 АЗС города – ТНК, ЮКОС и «Сибнефть», в планах – проект на заправке «Лукойла».) «В месяц мы открываем три–шесть новых точек», – сказал Сергей Шихарев, президент компании «Маркон». Преимущество «Стардог!s» – в минимуме площади (1 кв. м), необходимой для торговли хот-догами. Хотя из-за компактного формата ассортимент в точках на АЗС меньше, чем в традиционных для компании автобуфетах. В общей структуре компании, состоящей из 150 точек по продаже хот-догов, АЗС занимают около 20%, а прибыль от проданных на заправках сосисок не превышает 6–7%.
Начальник отдела перспективного развития компании «Ассоциация Гранд» Людмила Щеглова сообщила, что из 54 заправок «Гранд» только на одной есть кафе. По словам Щегловой, в будущем «Ассоциация Гранд» планирует развитие предприятий питания на своих АЗС, но конкретные сроки пока не определены.


«Основная сложность в том, что открытие кафе на заправке связано с необходимостью получения огромного количества разрешений. Еда же продается рядом с бензином, а это для СЭС еще один повод усложнить процедуру регистрации», – утверждает Щеглова. В компании ЮКОС отметили, что двумя основными проблемами для развития услуг питания на АЗС являются отсутствие свободных площадей и сложность получения заключений СЭС.
Между тем в санэпидемстанции Северного административного округа Москвы «МД. Ресторану» сообщили, что требования к организации точек питания на заправке мало чем отличаются от обычных, но ряд ограничений все же существует. «Если в помещении, где расположена точка питания, нет водопровода для мытья инвентаря или вблизи продают масла и летучие жидкости, то должна продаваться только упакованная продукция», – сказала Александра Карташева, руководитель СЭС САО.

Дмитрий Аленушкин,
Анна Людковская

Выпуск журнала:
Теги:
Коментарии (0)