Всё о рынке питания вне дома

Европа на дрожжах

Булочные-кондитерские во многих уголках Европы стали привычным дополнением к традиционным булочным. В отношении ассортимента и объема продаж они сделали значительный шаг вперед по сравнению с примитивной торговой точкой хлебопекарными изделиями, в лучшем случае оснащенной парой столиков для еды стоя. В целом хлебопекарный сектор за последнее десятилетие стал более прибыльным и переориентировался с выпекания продукции на месте на производство хлебобулочных полуфабрикатов промышленным способом. Сегодня торговля выпечкой стала фактором роста для булочных всех типов – от частных лавочек до региональных сетей и надрегиональных брэндов.

Булочные-кондитерские: бизнес-характеристики
- Основа бизнеса булочных-кондитерских – продажа хлебобулочных изделий/выпечки. Хлебопекарную концепцию в идеале должна поддерживать собственная пекарня или хотя бы хлебопечка. Границы между булочными-кондитерскими и некоторыми другими сегментами рынка (бутербродными, кафетериями, сетевыми экспресс-закусочными) становятся все более размытыми.
- Для булочных-кондитерских характерен двунаправленный бизнес: розничная торговля хлебом, выпечкой и кондитерскими изделиями, а также деятельность точки общепита, в том числе отпускающей продукцию на вынос. Нередко магазин при заведении приносит основной доход.
- В этом секторе все еще редки ориентированные на фуд-сервис концепции, в которых розничной продаже отводится дополнительная, но повышающая рейтинг заведения роль. По этой схеме, в частности, работают Panera Bread, Corner Bakery в США и Le Pain Quotidien в Европе.
- В ассортименте концепций хоть и бывают горячие блюда (салаты, супы, вторые блюда), основное место отводится выпечке. В меню напитков, нередко включающем алкоголь (пиво, вино), акцент сделан на кофе и безалкогольные напитки. Горячим напиткам в заведениях этого типа уделяется основное внимание.
- Часы работы булочных-кондитерских аналогичны режиму работы магазина. Основной приток посетителей приходится на утренние часы, когда хлеб, выпечка и кондитерские изделия охотно покупают на завтрак.
- В зоне фуд-сервиса обычно ресторанная обстановка с сервированными столами, но по основным своим характеристикам (средний счет, продолжительность посещения) булочные-кондитерские близки к сегменту предприятий быстрого обслуживания.
- Тип сервиса: обслуживание у прилавка или смешанный тип.
- Степень адаптируемости брэнда на этом рынке обычно высока. Представлены как частные игроки, так и крупные сетевые брэнды.

Великобритания/ Ирландия


И в Соединенном Королевстве, и в Ирландии булочные-кондитерские остаются важным поставщиком недорогой еды и закусок, которые можно перехватить на скорую руку в гибридном формате с элементами фаст-фуда, магазина самообслуживания и кафетерия.
В этом сегменте с большим отрывом лидирует государственное предприятие Greggs, общий годовой объем продаж которого в минувшем году составил 504 млн фунтов, а ежегодный прирост превысил отметку 10%. 1024 фирменных точки Greggs составляют около 80% общего бизнеса компании. Зародившись на северо-востоке Англии, сеть быстро охватила всю страну посредством приобретения частных заведений и поглощения мелких региональных игроков. Попытка экспорта брэнда увенчалась открытием четырех фирменных точек в Бельгии.
В погоне за броскими точками в центре Greggs открыл большое количество заведений, торгующих только на вынос. Центральное место в меню отводится традиционным пирожкам (как правило, из песочного теста) с мясными и овощными начинками. Эта продукция заготавливается на одном из пяти принадлежащих компании хлебозаводов и выпекается в многоярусных печах в помещениях торговых точек. Заведения этой марки также предлагают постоянно растущий ассортимент сэндвичей и булочек с начинками. Среди новинок минувшего года сдобные булочки с начинкой Big Soft Bites и «полезные» сэндвичи Lifestyle Choice.
Также в Greggs предлагают кондитерские изделия и кофе по доступным ценам, позволяющим конкурировать с крупными предприятиями экспресс-обслуживания: так, фирменный набор Meal Deals от Gregg’s, включающий сэндвич, картошку и напиток, обойдется всего в 2,3 фунта. Обновленный в апреле 2004 г., брэнд ускорил процесс открытия новых точек, доведя в 2005 г. их количество до 45. Магазины Gregg’s также торгуют на вынос, однако розничная продажа, оставаясь стратегически важным для восприятия брэнда направлением, признана постепенно, но неизбежно приходящей в упадок.
Параллельно с фирменными заведениями группа Greggs также управляет состоящей из 220 точек сетью Baker’s Oven. Этот бизнес был в 1994 г. унаследован от Allied Bakeries в количестве 500 точек. Около 90 стали частью брэнда Greggs, остальные были распроданы. От заведений Greggs точки Baker’s Oven отличаются большими размерами и наличием пекарен, позволяющих круглосуточно выпекать широкий ассортимент традиционных хлебобулочных изделий. Бестселлерами стали запеченные в булочке сосиски, пирожки с мясом и слойки с сыром и луком.
Последней новинкой меню Baker’s Oven стала линия полезных для здоровья продуктов «Хорошая еда – прекрасное здоровье» («Eat Well, Feel Great»). Многие точки оснащены кофемашинами. Продажа на вынос свежевыпеченных пирожков и сэндвичей составляет около половины от общего объема продаж сети, еженедельно реализующей более 330 тыс. запеченных в булочке сосисок, 50 тыс. бельгийских булочек и почти 100 тыс. пончиков с джемом.
Второй общенациональный британский булочно-кондитерский брэнд – сеть Three Cooks (230 точек), которая предлагает главным образом на вынос горячие и холодные блюда на основе выпекаемых на месте хлебобулочных изделий. Более крупные точки также включают в себя зону кафетерия, вмещающую минимум 20 гостей. Два года назад сеть была продана ее бывшим владельцем RHM Foodservice, компанией с глубокими корнями в хлебопекарной индустрии, независимому оператору, действующему под маркой Cooks. Последнее нововведение сети – установка на всех точках кофемашин для эспрессо.
Региональные сети


В Соединенном Королевстве существует несколько региональных сетей, сочетающих булочную, кафетерий и точку продажи на вынос. Крупнейшей из них является Sayers (более 120 точек в северо-западной Англии), которая входит в состав продовольственной группы Lyndale с годовым объемом продаж около 100 млн фунтов. Последняя параллельно управляет сетью Hampsons, состоящей из ста заведений, действующих под местными марками Annes, Spinks, Burneys, Burtonsи Hampsons.
Среди прочих региональных сетей Королевства базирующиеся на северо-востоке Woodhead’s, Coopland’s и Waterfield’s и расположенная на юге страны Coughlan’s. Общие для всех тенденции – устойчивый рост продаж сэндвичей и закусок на вынос и одновременный спад деятельности расположенных в торговых помещениях пекарен.
По словам директора национальной Федерации профессиональных пекарей Дэвида Смита, в хлебопекарном сегменте британского рынка насчитывается около 3,5 тыс. предприятий – от мелких частных точек до крупных сетей. Количество игроков за последние десять лет уменьшилось, однако, как убежден Смит, число розничных точек по-прежнему составляет около 100 тыс. «Изменения сводятся к поглощению независимых операторов более крупными сетями и переориентации части розничных брэндов на оптовую торговлю», – отметил он.
В 1990-х гг. при многих супермаркетах открылись булочные. Между тем, считает Смит, традиционные точки способны противостоять этой угрозе. «У многих членов федерации объем продаж на вынос сегодня достигает 80% традиционной розничной торговли», – отмечает Смит.
Похожая ситуация сложилась и в Ирландии. По подсчетам руководителя национальной Ассоциации деятелей мукомольной, кондитерской и хлебобулочной индустрии FCBA Пэта Гарви, в стране действуют около 270 мелких производителей хлебопекарных изделий и 460 розничных точек. Последние продают булочно-кондитерские изделия, из них более 60% также торгуют на вынос и содержат кафе.


Частные пекарни


Булочные-кондитерские Соединенного Королевства и Ирландии многие годы действовали себе в убыток, работая в низшей ценовой категории (средняя сумма заказа – 1,5 –2 фунта). Между тем среди расположенных в богатых районах частных пекарен (в первую очередь лондонских) налицо все признаки мини-революции. Цены в таких точках в два-три раза превышают цены типичных булочных и супермаркетов. Конечно, они не господствуют на рынке, но начинают пробуждать интерес СМИ и потребителей высоким качеством выпечки из натуральных, не содержащих добавок ингредиентов.
Ниже приводится список расположенных в центре британской столицы частных пекарен, предлагающих обслуживание на месте и торговлю на вынос сэндвичами, выпечкой и кондитерскими изделями.
De Gustibus – три оборудованные пекарнями точки (фирменная продукция – дрожжевой и ржаной хлеб).
Baker & Spice – три кафе-кондитерских, предлагающих выпекаемые на месте изделия из дрожжевого теста, круассаны, пирожные и торты.
Clarke’s – управляемое с 1990 г. Салли Кларк автономное кафе-кондитерская, пожалуй, одно из самых известных в Лондоне. Основа бизнеса – производящая дрожжевой хлеб и другую выпечку классическая пекарня в Кенсингтоне, в дополнение к которой содержатся одноименный дорогой ресторан и палатка на продовольственном рынке в Бороу и осуществляются оптовые поставки продукции в топ-рестораны и отели.
Konditor & Cook. – три точки, в том числе кафе в Лондонском музее дизайна. Кафетерий как основное направление деятельности дополнен пекарней, выпекающей мучные изделия с острыми начинками, пирожные ярких цветов, безе и песочное печенье.
Bread Shop. Булочная, специализирующаяся на выпечке экологически чистых сортов белого и ржаного хлеба из цельного зерна, спельты и других сортов пшеницы. В этом году открылась вторая точка.
Континентальные завоеватели британского рынка
Весьма влиятельны на британском рынке континентальные сетевые булочные, в большинстве своем французские:
Maison Blanc – сеть из 13-ти точек, расположенных в богатых районах Лондона и на юге Англии. Каждое заведение объединяет кафе-кондитерскую и французскую пекарню, производящую на месте венскую выпечку и несладкие мучные изделия, а также кафе-шоколадницу. Бизнес, основанный в 1979 г. видным французским шефом Раймоном Бланом, по сей день держится на связях с исторической родиной, откуда благополучно импортируются мука, ингредиенты и квалифицированные шефы (на сегодняшний день уже 80 человек). Владельцем сети с 1999 г. стала группа Lyndale Foods, активно развивающая новые точки.


Сетевая пекарня Paul (250 точек во Франции) громко заявила о своем присутствии на рынке Королевства. В настоящий момент действуют четыре принадлежащих компании точки, а еще две – в аэропорту Эдинбурга и на одном из центральных лондонских вокзалов – управляются компанией Elior. Все британские заведения этой марки повторяют элегантный черно-золотой декор и критерии качества оригинала. Продукция для лондонских магазинов выпекается в головной точке Paul в Ковент-Гардене с кафе на 40 гостей. Британский филиал компании занимается оптовыми поставками для ресторанов и отелей, не выходя при этом за пределы кейтеринга.
Le Pain Quotidien – первая и поныне единственная франчайзинговая точка этого международного брэнда в центре Лондона сразу стала хитом. Заведение сочетает магазин и 60-местный ресторан с объемом продаж еды и напитков 35:65 (вместо типичного для Бельгии 20:80). Средний счет – 7 фунтов. Ресторан повторяет теплый бельгийский декор, непринужденную атмосферу и производит фирменный дрожжевой и ржаной хлеб из экологически чистой муки. Управляющий британским филиалом Филип Леру надеется в течение ближайших четырех лет открыть в Королевстве 15 точек.
Булочная-кондитерская Poilane в роскошном лондонском районе Белгравия славится своим дрожжевым хлебом, выпекаемым на месте по старинным рецептам, несладкой выпечкой и кондитерскими изделиями.
Patisserie Valerie – шесть лондонских точек (плюс две в Йорке), последняя из которых недавно открылась на Пиккадилли, предлагают кондитерские изделия класса люкс в старомодном декоре парижского кафе.

Веб-сайты британских игроков

Германия


Немного найдется европейских стран, где хлеб и выпечка пустили столь глубокие корни, как в Германии. Ни в каком другом языке вы не найдете такого богатства хлебопекарной терминологии, нигде больше выпечка не сыграла столь важной роли в формировании национальных потребительских привычек. Частные булочные-пекарни представляют все еще крупный, хотя уже медленно теряющий позиции сегмент немецкого продовольственного рынка.
На рынке доминирует большое количество игроков местного значения и среднего размера. Иначе говоря, число индустриально развитых надрегиональных брэндов ограничено. Немецкие булочные-кондитерские существуют исключительно как надстройка над соответствующими розничными точками, являясь по сути вторичным бизнесом. В то же время заметно размыты границы между булочной-закусочной (обычно оборудованной столиками для потребления выпечки и напитков стоя) и булочной-кафетерием.
По причине острой конкуренции игроков розничного рынка (супермаркетов, дискаунт-магазинов и в большей степени – работающих по системе самообслуживания дешевых булочных) практически каждый булочник, независимый торговец и крупная сеть вовлечены в становящуюся все более прибыльной торговлю выпечкой на вынос и для потребления на месте. Этому способствует прогресс индустрии продуктов для быстрого приготовления, которая растущим ассортиментом полуфабрикатов стимулирует экономически эффективную деятельность торговца-частника.
Подобно выпечке, кофе и прочие горячие напитки приносят огромную прибыль и в последнее время все чаще продаются на вынос. Торговля выпечкой (на вынос и для потребления на месте) приносит от 15% до 25% общего оборота, а в ряде случаев – при благоприятном местоположении и мудрой рыночной стратегии – значительно больше.


Полноценный ресторанный формат со столиками и стульями подходит далеко не всем операторам. Многие из них не решаются вступить на гастрономическую стезю, движение по которой требует серьезных вложений (в частности, в кухонное оборудование) и предполагает сложность эксплуатации. Кроме того, надо учитывать, что успех гарантирует лишь раскрученное предприятие общепита, расположенное в оживленном месте.
Впрочем, пекари (да и мясники) - не единственные, для кого выпечка стала фактором потенциального роста. В этом же прибыльном направлении движутся разнообразные фаст-фуд-брэнды (розничные торговцы хлебобулочными изделиями в данном случае практически не заслуживают внимания). Стоит упомянуть такие имена, как Le CroBag, Ditsch, Subway, а также Nordsee с их знаменитыми пирожками с рыбой. Вместе с тем, на большой кусок этого пирога претендуют и кофейни. В этой ситуации важным преимуществом булочных становятся их гораздо более привлекательные цены, особенно на специальный ассортимент кофе.
Картину происходящего на данном рынке остается дополнить описанием кафе-кондитерских. С тех незапамятных времен, когда пирожные лавки служили местом паломничества любителей сладкого и просто традиционным местом для завтрака, они успели создать в Германии, впрочем, как и в Австрии и во Франции, свой собственный гастрономический стандарт. Тем не менее, этот предполагающий обслуживание за столом формат, испытывает давление рынка : во-первых, по причине своей недостаточной квалификации и, во-вторых, в связи с консерватизмом и отсутствием новизны. Исключения в этой сфере лишь подтверждают правило.
Чинная болтовня за чашечкой кофе не дает молодому поколению ощущения «своего образа жизни», которое оно ищет во время походов в модные клубы и рестораны – альтернативу старомодным кафешкам. Раздробленному сектору кондитерских услуг явно не хватает брэндинга системного бизнеса и, кроме того, франчайзинга.
Иная ситуация сложилась в секторе сетевых пекарен. Многие игроки позиционируют себя в качестве предприятий фудсервиса, что автоматически переводит их в разряд булочных-кондитерских. Ниже приводится описание типичных представителей сегмента из различных регионов страны.
Dat Backhus. Основанный на севере Германии брэнд ныне насчитывает около ста заведений в родном Гамбурге и его окрестностях и имеет товарооборот в 43 млн евро. Нижненемецкое диалектное название олицетворяет аутентичность, приверженность традициям, характер и исконное мастерство. В основе имиджа брэнда старинное хлебопекарное искусство предков.


При этом новаторский, урбанистический дизайн большинства точек Dat Backhus являет собой утонченный контраст расхожему в данном сегменте образу. В зависимости от расположения точки в выборе блюд акцентируются либо горячий обед, либо шикарный ужин. Богатый и разнообразный завтрак – неотъемлемая фирменная составляющая. Наконец, для желающих просто перекусить предусмотрен широчайший ассортимент – от салатов и омлета до полноценных тушеных и запеченных блюд. В дополнение к вышеперечисленному внушительный выбор напитков, включая пиво и вино. В заведениях, где компонент фуд-сервиса является ключевым, булочная-кафетерий вкупе с едой, потребляемой на месте, приносит более трети общего оборота.
www.dat-backhus.de
Guter Gerlach. Булочная Gerlach из Бад Херсфельда прочно обосновалась со своими 27-ю торговыми точками к северу от Гессе. Соединяя в себе черты булочной, кафетерия и торговой точки по продаже выпечки, этот семейный бизнес умудряется на полную мощность эксплуатировать местный потенциал любыми средствами.
Достигнуты впечатляющие результаты в области дизайна кафетерия. Ассортимент кафе и торгующей навынос розничной точки совпадает: фирменные сорта хлеба, пирожки и салаты производятся централизованно.
Выбор напитков включает все: от безалкогольных до специального ассортимента кофе. Принцип обслуживания за прилавком интерпретируется гибко: если позволяют обстоятельства, работники кафе приносят заказ на столик клиента, выступая в качестве официантов. Ключевой чертой в имидже заведения является завтрак. За шведским столом царит правило: бери столько булочек, сколько захочешь. 17 разных сортов соседствуют с нарезкой салями, сыра и т.п., и все это за 3 евро! В сумму не входят лишь напитки: стоимость средней порции капуччино составляет 1,90 евро.
Низкие цены и высокое качество обстановки и сервиса. Такая политика – это элементарный способ выбора и привлечения целевой аудитории. Булочные-кондитерские Gerlach стремятся к созданию образа современного кофе-бара, сохраняя при этом свою индивидуальность. Во внутреннем декоре заведений преобладает насыщенно красный в сочетании с черной кожаной отделкой. Для стульев выбраны яркие цвета, для полов и мебели использовано темное дерево. Молодые стильные потребители принимают дизайн восторженно.
Casa Pane. Идеальный образчик булочной-кондитерской в течение двух лет просуществовал на нюрнбергской рыночной площади. Основатель проекта, компания Der Beck, начала пробный запуск второй своей концепции в 2003 г. На сегодняшний день семейный бизнес Der Beck имеет 124 филиала в радиусе 50 км и оборот в 15,7 млн евро (2004 г.). В своей округе, Франконии, компания занимает ведущие позиции в сфере торговли выпечкой, которая в среднем приносит 30%, а иногда достигает и 60% общего товарооборота.
Точки Der Beck оборудованы либо столиками для еды стоя, либо зонами для сидения. Проект Casa Pane позволил компании сделать шаг вперед. Сочетание дровяной печи для выпечки хлеба и кафе самообслуживания делает ставку на специалитеты родной Франконии и средиземноморскую кухню - пиццу и плооц (местное франконийское блюдо с тончайшей хрустящей основой, покрытой сметаной, нарезанным кубиками жареным беконом или красным луком и швейцарским плавленым сыром раклет), итальянские закуски, пасту и сезонный суп, не говоря уже об открытых и закрытых сэндвичах и разнообразных булочках.


Вдобавок ко всему этому великолепию горячие, без- и алкогольные напитки – пиво и вино в розлив. На площади в 180 кв. м могут разместиться сидя и стоя 60 гостей, для остальных найдутся места на прилегающей террасе. Открытая пекарня с четырьмя дровяными печами создает незабываемую атмосферу: искусство пекаря становится достоянием всех присутствующих. Хлебобулочные изделия выпекаются здесь и для ресторана и для розничной торговли - 80% ассортимента попадает к потребителю с пылу, с жару. Лидер продаж – пицца 6–8 резновидностей (цены колеблются от 3,7 до 4,9 евро). «Мы продаем 120–150 штук в день», – рассказала владелица Петра Бек. Еда приносит 40% общего оборота ресторана Casa Pane, остальное – напитки.
Точка на рыночной площади открыта с понедельника по пятницу с 7.00 до 20.00, а по выходным – с 7.00–8.00 до 17.00–18.00 и в среднем обслуживает до 800 гостей в день. В дни рождественской ярмарки дневная выручка заведения достигает 5 тыс. евро. В первый полный год существования его оборот составил 1 млн евро. В начале июля в Нюрнберге открылась вторая точка Casa Pane, на этот раз вместимостью сто человек. Заведение с романтичным внутренним двориком украсило другую пешеходную зону города. «Такое местоположение – обязательное условие!»– уверена Петра Бек. Этой осенью, как только будет найдено подходящее место, последует открытие заведения в Эрлангене.
www.der-beck.de

Швеция


Открывшаяся сто лет назад стокгольмская булочная-кондитерская Gateau постоянно развивается. «Это наша семейная булочная, я здесь родился и вырос. Выпечка хлеба у меня в крови», – сказал совладелец Gateau Клаус Кристенссон. Gateau прошла путь от традиционной пекарни на окраине Стокгольма до разветвленной сети с расположенной в центре главной точкой, булочными в дорогих районах города и двумя торговыми центрами в деловой части шведской столицы. Брэнд Gateau является поставщиком продукции в Sturehof и Bon Lloc – два самых дорогих ресторана Стокгольма.
Булочные-кафе Gateau с первых дней своего существования (2004 и 2005 гг.) завоевали невероятное признание. Оказалось, что давно канувших в Лету маленьких специализированных магазинчиков в современной Швеции не хватало многим. Ключ к успеху – выложенная из кирпичей печь, в которой выпекается вся хлебопекарная продукция этой марки. Наибольшей популярностью пользуется белый дрожжевой хлеб из муки грубого помола. Кроме того, Gateau славится своим фирменным шоколадом и марципанами, звездный час которых настает на Рождество и Пасху. Средний годовой товарооборот компании составляет 3,5 млн евро. «Хлеб любят все. Когда я говорю людям, что я булочник, они обязательно рассказывают мне какую-нибудь историю из своей жизни», – поделился Кристенссон. Бывали случаи, когда клиенты приходили в заведение прямо в домашнем халате. Любимый клиент Клауса – маленькая девочка, которая регулярно приходит в одно кафе, но не за покупками, а чтобы понюхать запах свежевыпеченного хлеба.
http://www.gateau.se

Италия


В Италии нет ни одной сетевой булочной-кондитерской. Несколько лет назад компанией Kamps была предпринята попытка реанимировать проект Puntocaldo, которому не суждено было реализоваться в связи с приобретением самой Kamps брэнда Barilla. В итоге брэнд Puntocaldo остался у старых владельцев и продолжал существовать под единой торговой маркой с магазином натуральных продуктов. Сегодня количество фирменных точек на севере Италии можно пересчитать по пальцам.
Сеть Princi насчитывает пять булочных с кафетерием (в одном случае – с рестораном самообслуживания): впрочем, все заведения находятся в Милане, выход за пределы которого пока не планируется.
Здесь и там в Италии можно натолкнуться на единичные точки, воплощающие формат булочной-кондитерской в его автономной разновидности. Расположенное в Ла Специя (провинция Лигурия) заведение La Suprema являет собой нечто среднее между кафе-баром и булочной (два смежных помещения разделены стеной). На «булочной» половине в утренние часы все подчинено продаже различных сортов хлеба, традиционных пшеничных лепешек фокаччиа, пирогов с овощной начинкой, печенья и т.п. К обеду торговля заканчивается, и витрина с хлебом сдвигается вглубь помещения. На освободившееся пространство ставятся столы и стулья. Сервируется легкий ланч – блюда на основе пасты (4,5 евро), холодные закуски, мясные и рыбные блюда (6,6 евро) и сложные салаты (6,5 евро). После обеда хлебная витрина исчезает за зеркальной стеной, и в свои права вступает кафе-кондитерская. Вечерами происходит еще одна трансформация: заведение превращается в коктейль-бар с дискотекой. Часы работы – с 7.00 до 22.00 в зимнее время и до полуночи летом.
www.princi.it


Во Флоренции находится другое заслуживающее упоминания заведение – пекарня Margot – детище семьи флорентийских потомственных булочников Фанфани. Пекари в пятом поколении сегодня владеют в родном городе пятью булочными, крупнейшая из которых в 2002 г. превратилась в булочную-ресторан. Этот шаг был предпринят для восстановления объема продаж выпечки (в период с 2000 по 2004 г. Италия пережила снижение объема потребления хлеба на 25% в общенациональном масштабе) и увенчался успехом. Margot имеет три ипостаси: булочная, кондитерская и кафе-ресторан на 80 мест, с 7.00 до 22.00 предлагающий гостям завтраки, легкие обеды и коктейли. С четверга по субботу ресторан работает до 2.00, угощая поздних посетителей тосканскими блюдами. Интересно, что объем продаж хлебобулочных изделий составляет лишь 30% общего дохода компании (кондитерский магазин приносит 40% и кафе – оставшиеся 30%).
Римское заведение Doppio Zero – еще одна многофункциональная булочная-кафетерий, открытая с 7.00 до 21.00 (кафе-ресторан работает до 2.00). В обеденные часы предлагается шведский стол с пастой, пиццей и салатами. Затем Doppio Zero становится кафе-кондитерской, причем с 19.00 до 21.00 действует «счастливый час»: к коктейлям и напиткам бесплатно подаются холодные закуски из пасты, пицца, блюда из риса и тушеные овощи. Наконец, в 21.00 антураж снова меняется: под зажженные свечи в ресторане сервируют закуски и главные блюда, холодную мясную и сырную нарезку.

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)