Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Европа в цифрах

Общий оборот 99 крупнейших операторов сферы общественного питания Европы впервые превысил 100 млрд евро. Совокупный рост продаж компаний – участников рейтинга в 2015 г. составил 6,3%, это лучший результат за последние восемь лет (2014 г: 5%; 2013 г.: 3,4%; 2012 г.: 4,6%). Самые низкие показатели роста ведущих операторов F&B-индустрии с 2000 г. были отмечены в 2009 г. – 1,7%. Самые высокие показатели – более 8% – наблюдались в 2007 г. На долю 99 крупнейших компаний приходится более 20% общего объема европейского рынка – довольно скромный показатель по сравнению с многими другими видами товаров и услуг. Причина – фрагментированная структура сектора общепита во многих европейских странах (среди исключений, в частности, Великобритания, Франция и Россия). Мы говорим о крупнейших брендах и компаниях европейского рынка, при этом 28 операторов – участников рейтинга работают только в одной стране. Следует отметить, что половина из этих 28 – британские компании. Важная информация Наша отрасль делится на шесть сегментов (компании, чья деятельность охватывает несколько сегментов, классифицируются по основной сфере деятельности): предприятия быстрого обслуживания (QSR), рестораны, контрактный кейтеринг, туристический сегмент, общественное питание в магазинах и пабы. В рейтинг не включены общественное питание в отелях, военные организации, собственные кейтеринговые подразделения различных учреждений и точки, работающие прежде всего как розничные магазины, в частности на автозаправочных станциях. Перекрывающиеся продажи считаются дважды. Например, мы указываем общую выручку Burger King Corporation, кроме того, некоторые крупные мультибрендовые партнеры Burger King также включены в рейтинг. Общий объем перекрывающихся продаж всех брендов пока оценивается менее чем в 5 млрд евро, но он постоянно растет. Большинство цифр взято из годовых отчетов и информации, предоставленной компаниями по запросу; оценочные показатели отмечены условным обозначением. Рейтинг не претендует на абсолютную полноту – нашей задачей было дать общее представление о состоянии отрасли на континенте. В 2015 г. наблюдались следующие колебания курсов валют: резкий рост британского фунта стерлингов, швейцарского франка и американского доллара. Курсы этих трех валют резко взлетели, курс евро довольно сильно снизился. В связи с тем, что наш рейтинг основан на евро, британские компании даже при сохранении прежнего объема продаж оказались в 2015 г. на более высоких позициях, чем в рейтинге 2014 г. То же касается американских и швейцарских игроков. С другой стороны, курс российского рубля в 2015 г. был намного ниже, чем раньше. Чтобы обеспечить максимальную прозрачность нашего рейтинга, показатели роста компаний, работающих за пределами еврозоны, рассчитывались по постоянному курсу. В противном случае рейтинг отражал бы в первую очередь колебания курса валют. Нас же интересуют показатели деятельности компаний. Топ-10 На долю десятка крупнейших операторов с общим объемом продаж почти 59 млрд евро приходится более половины всего оборота компаний-участниц рейтинга топ-99. Как и много раз до этого, со значительным отрывом лидирует McDonald’s (1/5 совокупного годового оборота компаний – участниц рейтинга), за ним следуют Compass, Sodexo и Elior. Вообще в десятке лидеров практически не произошло изменений. Самый серьезный скачок – бренд Greene King поднялся с 15-го на 8-е место благодаря приобретению Spirit Pubs. Самые высокие темпы роста – у Greene King (68,7%), на втором месте Burger King (14,6%) и Whitbread (11,4%). Спада продаж ни у кого из десятки лидеров не наблюдалось. Чемпионы роста В этом году список наиболее быстрорастущих компаний возглавляют четыре оператора. Во всех четырех случаях выдающиеся показатели роста связаны в первую очередь со слияниями и приобретениями. В дополнение к естественному росту эти компании покупали других игроков рынка. Greene King (8-е место) – прирост 68,7%; Lagardère (52-е место) – 28%; Le Duff (41-е место) – 22%; Domino’s Pizza (13-е место) – 18%. Три из четырех чемпионов роста в десятке лидеров – представители сегмента быстрого обслуживания. 22 компании из 99 участников рейтинга отмечают рост, измеряющийся двузначными цифрами. С другой стороны, 16 операторов отмечают спад продаж. Из этих цифр следует, что для многих компаний год был довольно успешным (улучшение экономической ситуации во многих странах, снизившиеся цены на бензин, рост потребительских расходов). Уверенное расширение сильных брендов – вот как можно охарактеризовать текущую ситуацию. Предприятия быстрого обслуживания К этой категории относятся 29 компаний из 99 участников рейтинга. Большинство – бренды из США, Великобритании и Франции. Их совокупный оборот, превышающий 45 млрд евро, составляет 42% совокупного оборота всех участников рейтинга. В этой категории представлен полный спектр концепций: от доставки пиццы и продажи гамбургеров до кофеен и лапшичных, в том числе формата fast casual. В прошлом сегмент быстрого облуживания не раз был самым быстрорастущим сегментом, в этот раз ситуация иная. Тем не менее оборот повысился на 7% (2014 г.: 5,5%). Этот сегмент намного сильнее остальных категорий. Он задает темп в ресторанной индустрии: в этой категории открывается больше всего новых заведений, она отличается наибольшим количеством инноваций и высоким уровнем индустриализации; здесь больше всего сетей и, как правило, самые высокие доходы. В этом сегменте процветают самые популярные на сегодняшний день направления помимо еды на месте: торговля навынос и доставка. В будущем перспективность этих двух дополнительных каналов сохранится. Концепции, относящиеся к трем сравнительно молодым категориям: fast casual, кофейни и кафе-пекарни, – основные «двигатели прогресса» в этом сегменте. Именно они оказывают наибольшее влияние на давно существующие компании. Многие из них постепенно эволюционируют в направлении премиум-класса, отказываясь от стандартности в пользу свежести и индивидуальности. Кроме того, бренды формата fast casual – как правило, монопродуктовые концепции, соединяющие в себе сильные стороны форматов фастфуд и casual dining и одинаково актуальные как в обеденное, так и в вечернее время. Из 29 компаний спад продаж отметили только три. Рост оборота 12 компаний измеряется двузначными цифрами. Несколько слов о лидере данного сегмента, компании McDonald’s. Впервые мы приводим оценочные данные. Лидер мирового рынка изменил организационную структуру и систему отчетности и больше не предоставляет фактов и цифр по отдельным континентам. Теперь компания выделяет четыре категории: 1. Домашний рынок бренда, то есть США. 2. Сегмент стран-лидеров, в который входят Канада, Австралия и три европейские страны: Великобритания, Франция и Германия. 3. Сегмент стран с высокими темпами роста, в который входят в частности Китай и Россия. 4. Основные рынки – многие (преимущественно более мелкие) страны. Эффективность новой организационной структуры покажет время. Кейтеринговые операторы На этот раз в сегменте контрактного кейтеринга представлено 17 компаний, их совокупный объем продаж в 2015 г. достиг 27,9 млрд евро, рост составил 3,9% ( 2014 г.: 3,6%). Четыре крупнейших кейтеринговых оператора (Compass, Sodexo, Elior и Aramark) работают во многих европейских странах и по всему миру. Большинство остальных операторов работает по региональному принципу – представлены в одной–пяти странах. Лучшие показатели роста демонстрирует Camst из Италии (15,8%), за ней следует Groupe API из Франции (14,9%) и WSH из Великобритании (10,3%). С другой стороны, три компании из этой категории отмечают спад продаж. Для сегмента контрактного кейтеринга характерны ограниченность выбора у клиентов, крупный масштаб деятельности и стремление к оптимизации затрат. Конкуренция в этой сфере очень высока – не на уровне конечных потребителей, а на уровне заключения договоров на обслуживание. Столовые становятся все больше похожими на рестораны. Нетрадиционные рынки вроде кейтеринга в спортивных комплексах и на мероприятиях вдыхают новую жизнь в этот сегмент. Общая тенденция – заключение договоров на полное обслуживание здания / мероприятия; очень немногие кейтеринговые компании сегодня ограничиваются столовыми. Примечательно, что в этом сегменте представлены самые разные местные / региональные игроки: итальянская CIR Food, к примеру, – кооперативная организация, французская Groupe API – семейное предприятие, а финская Fazer – часть крупной корпорации. Рестораны В этой категории представлено 27 наименований, большинство – из Великобритании и Франции. Их общий оборот – более 10,8 млрд евро, по сравнению с предыдущим годом рост составил 4,3% (2014 г.: 4,6%). Важная информация: мы перевели два бренда, Nando’s и Wagamama, из категории предприятий быстрого обслуживания в этот сегмент. В этом сегменте пока нет игроков с оборотом более миллиарда евро. Топ-3 игроков в категории – The Restaurant Group из Великобритании, Agapes из Франции и Nando’s, сеть, основанная в Южной Африке. Лучшие показатели роста – у Nando’s (17%), Wagamama (14,6%) и O’Learys (14%). Спад продаж наблюдался у шести компаний. За редким исключением все компании в ресторанном секторе – это операторы, представляющие разнообразные концепции и охватывающие практически весь гастрономический спектр. Общее у всех компаний – это основные источники дохода: «основные блюда», «ужины вне дома» и «гвозди» кулинарной программы». Их главные конкуренты – небольшие местные компании. Практически во всех странах Европы именно они составляют основную часть ресторанной индустрии. Туристический сектор Здесь представлены операторы общественного питания на автомагистралях, в поездах, на железнодорожных вокзалах, в самолетах и аэропортах. F&B-операторы в туристическом секторе представлены 12 компаниями; их совокупная выручка от общественного питания выросла на 4,7% и составила 10,3 млрд евро (2014 г.: 3,4%). Две компании отмечают рост, измеряющийся двузначными цифрами (Lagardère – 28%, Do & Co – 14,7%). Лишь одна компания в этой категории отмечает спад продаж (Moto – -3%). Особенность всей категории: большой поток покупателей практически гарантирован. Транспортные узлы, особенно аэропорты и железнодорожные вокзалы – настоящие центры притяжения в современном мобильном обществе. Сегодня многие транспортные узлы выводят свое F&B-портфолио на новый уровень – как по списку представленных брендов, так и по дизайну. Меньше одинаковых предложений и экономия времени гостей, торопящихся ехать дальше, – вот основные цели. Отличительная особенность этого сегмента – здесь очень важна категория завтраков. Кроме того, транспортные узлы – это яркий пример перехода от местных операторов к национальным и международным игрокам. Пабы Пабы – сектор, представленный исключительно в Великобритании. Их совокупный оборот в 2015 г. вырос на 16,6% и составил почти 9,6 млрд евро (2014 г.: 6,6%). Лидеры – группа Mitchells & Butlers, Greene King и Wetherspoon. Выдающиеся показатели роста у Greene King (68,7%) благодаря приобретению Spirit Pubs. Всего в этой категории семь компаний; за исключением Mitchells & Butlers все они работают только в Великобритании, в континентальной Европе они не представлены. В очередной раз спад продаж не отмечает ни одна компания. Общественное питание в магазинах Операторы общественного питания в магазинах представлены семью компаниями; их совокупная выручка от общественного питания в 2015 г. выросла на 2% (2014 г.: 10,5%) и превысила 3,4 млрд евро. Лидеры в этой категории – Ikea и Migros. Самый быстрый рост продемонстрировала Ikea (6%). Трое из семи игроков отмечают спад продаж. В целом это сегмент с самыми низкими темпами роста. В категории преобладают концепции самообслуживания, покупатели женского пола и большое количество пожилых людей, составляющие основу клиентской базы универсальных магазинов. Важность этой категории на рынке еды вне дома значительно снизилась по сравнению с 1980–1990 гг., лучше всего это заметно на примере Германии. Страны происхождения участников рейтинга Компании, представленные в рейтинге, происходят из 17 стран. Большая часть продаж всех компаний – участников топ-99 (более 33% общего объема) приходится на долю восьми американских компаний. Представители США – это предприятия быстрого обслуживания (и гостиничные бренды). Ни в одной европейской стране нет такого количества сильных и относительно легко продвигаемых на новые рынки брендов, как в Северной Америке: это простые, без лишних изысков модели бизнеса. На долю 25 британских компаний приходится ровно 27% общего объема продаж участников рейтинга. На третьем месте – 18 французских компаний, их доля рынка – почти 20%. Совместная доля этих трех стран – три четверти всего объема рынка участников топ-99, эта картина остается неизменной уже много лет. Несколько слов в заключение Сведение этого рейтинга воедино каждый год – это кропотливая и долгая работа, и мы благодарим всех, кто помогал нам в этом деле. С момента составления первого рейтинга в 2000 г. мы стремимся постоянно его улучшать. Мы надеемся, что нам удалось охватить всех крупных игроков и не сделать значительных ошибок. Если мы пропустили какие-то компании или допустили какие-то недочеты, пожалуйста, сообщите нам, и мы примем это к сведению. Топ-99 в 2015 г.: правила составления рейтинга Где возможно, использованы точные цифры; оценочные показатели отмечены звездочкой*. Значения торгового оборота компаний основаны на данных деятельности на европейских рынках, включая франчайзинговые активы и исключая торговые налоги (НДС). Показатели роста рассчитывались по постоянному курсу. Фудсервис включает в себя только продукты питания и напитки; гостиничные услуги, розничная торговля и прочее не учитываются. В рейтинге участвуют компании, а не бренды. Распределение по сегментам рынка происходит исходя из основного вида деятельности. При необходимости конвертация значений в евро осуществлялась с использованием среднегодовых (за 2015 г.) обменных курсов. Пабы Великобритании: учитывались только заведения, управляемые компаниями. Франшизы и прочие перекрывающиеся виды деятельности учитывались дважды.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)