Всё о рынке питания вне дома
  • Гастроном для гастроманов

Гастроном для гастроманов

Американская компания Whole Foods Market 25 лет назад напоминала оптовую базу торговли пищевыми продуктами. Основными ее заказчиками в то время были предприятия быстрого обслуживания и маленькие заведения с невысоким средним чеком. А в недавно открывшемся на Манхэттене весьма дорогом магазине Whole Foods почти половину всех площадей занимает ресторан, где можно купить суши, пиццу, салаты, супы, кофе и др. Профессионалы от общепита и торговцы продуктами питания со всего мира совершают сюда паломничество. Многие рестораны и кофейни, расположенные вблизи Сolumbus Circle (Манхэттен), испытывают тревогу от соседства с таким конкурентом.

Джон Маккей, один из основателей компании Whole Foods Мarket, который известен своей экстравагантной привычкой являться на деловые встречи в футболке, считает себя новатором в пищевой промышленности. «Whole Foods по-своему такой же пионер, как и корпорация Dell, создавшая некогда принципиально новую бизнес-модель. Большинство предприятий появляются только лишь ради максимизации прибыли. Мы же во главу угла ставим миссию нашей компании», – заявляет он. Корпоративная интернет-страница Whole Foods определяет миссию компании следующим образом: «удовлетворение потребностей клиентов, выдающееся качество работы всех членов команды, рентабельность инвестиций, оздоровление окружающей среды, содействие развитию общества».


Миа Лэйн вместе со своей семьей проживает в городе Вудлэнд Хиллз (штат Калифорния). Теперь она закупает продукты в супермаркетах вроде Whole Foods Мarket, поэтому практически перестала тратить время на посещение местных пиццерий. «Я вполне могу найти здесь все нужные продукты, а, когда приезжаю сюда с детьми, они сами выбирают то, что им нравится», – говорит она. Здесь есть из чего выбрать: асcортимент блюд включает, например, такие позиции, как томатный киш с перечным соусом или фритатта с грибами.
Марси Фрамкин, представитель Whole Foods Market, считает, что такая концепция крайне удобна для людей, ведущих активный образ жизни. Укрепление рыночных позиций Whole Foods Market (сегодня это наиболее динамично развивающаяся сеть розничной торговли продуктами питания в США) стало вызовом тем, кто видит возможность для роста деятельности супермаркетов лишь в увеличении торговых площадей и наращивании продаж, а не в увеличении спектра услуг и интеграции новых видов деятельности.
«В течение последних лет продажи готовых к употреблению блюд существенно возросли», – говорит Марси Фрамкин.
Со слов бригадира смены продавцов магазина Иона Лумиса, им приходится последовательно расширять торговые площади, что обусловлено прежде всего увеличением на 40% объема продаж готовых к употреблению блюд в последние два года.


С момента открытия в 2001 г. в магазинев Woodland Hills уже три раза перестраивали отдел готовых блюд, увеличив в результате торговый прилавок расфасованных блюд более чем на семь метров.
«В наше время люди живут в бешеном ритме, и мало кто готов каждый день тратить драгоценное время у плиты», – говорит Лумис. По его мнению, покупка готовой к употреблению пищи – хорошая альтернатива походу в ресторан, где порой подолгу приходится ожидать заказ. Кроме того, желание готовить ужин самостоятельно для многих людей нередко выливается в закупку множества ненужных ингредиентов.
В разных частях магазина устанавливаются специальные стенды, на которых выигрышно выложены блюда, например свежее филе лосося в окружении гарнира из овощей, наилучшим образом сочетающихся с рыбой. «Современное предложение готовых к употреблению блюд сильно отличается от торгового предложения небольших гастрономических магазинов, где еда зачастую смотрится, если так можно выразиться, уставшей. А ведь свежесть и питательная ценность такой продукции имеет определяющее значение», – говорит Рой Баттерворс, шеф-повар, автор множества статей и один из консультантов National Grocers Association.


«Персонал современных супермаркетов вынужден сейчас осваивать секреты приготовления весьма изощренных блюд, не уступающих по всем характеристикам ресторанным, – пишет в одной из своих статей Баттерворс. – В результате предприятия розничной торговли продуктами питания постепенно становятся специалистами и в ресторанной области. Для них это прежде всего дополнительный рынок». Реализация готовых блюд удобна для потребителей, к тому же они получают возможность приобретать продукцию, по качеству сопоставимую с ресторанной, по цене приблизительно вдвое меньшей. Неудивительно, что занятые люди, да и целые семьи отдают предпочтение именно такому питанию.
В компании стремятся поддерживать имидж сети розничной торговли натуральными продуктами питания, заслуживающей доверия потребителей. Согласно пресс-релизам Whole Foods, вся продукция подвергается жесткому контролю, например, рыба закупается только у рыболовецких предприятий, получивших одобрение Совета по рациональному использованию ресурсов моря (независимый международный орган сертификации). «Whole Foods сумела пройти длинный путь и выстроить крупную, преуспевающую, современную бизнес-структуру. Когда-то это была узкоспециализированная компания, персонал которой все время сновал по складу, отыскивая нужный стеллаж с товарами. Они действительно стали настоящими профессионалами своего дела и научились получать дивиденды не только от торговли экологически чистыми продуктами питания, но и от рационального управления бизнесом. Я затрудняюсь вспомнить другую компанию, о которой мог бы сказать подобное», – делится Майк Лоуренс, вице-президент Cone Inc. (консалтинговый партнер Whole Foods в сфере создания и управления брэндом).
Но несмотря на все рекламные старания Whole Foods, группа активистов общества защиты окружающей среды «Победим потребительское общество» из Сан-Франциско не дает компании жить спокойно. Общество сетует на то, что первоначальная концепция Whole Foods оказалась перевернута с ног на голову. По их убеждению, компания разрастается до огромных размеров, пропитываясь все больше глобалистским духом. Натуральные продукты питания, ставшие ключевым фактором популяризации концепции в целом, заменяются сегодня на брэндовые товары торговых посредников компании.


Тем не менее надо отметить, что в Whole Foods сумели превратить муторное хождение по магазинам в приятный процесс. Почти половину торговых площадей занимает ресторан-буфет с блюдами высокого качества, который хорошо подходит для поздних завтраков и обедов. В феврале текущего года в только что построенном нью-йоркском Time Warner Center открылся, пожалуй, самый яркий филиал сети.
Этот супермаркет занимает площадь6 тыс. кв. м и по праву считается крупнейшим в городе, причем половина площади отведена под ресторан, рассчитанный на 250 посадочных мест. На фуд-корте расположились суши-бар (обслуживают 11 человек), пицца-бар, где можно отведать 14 видов пиццы, кофе-бар, салат-бар, представленный 40 различными позициями. Кроме этого, в дневное время здесь функционирует бар горячих блюд, в котором есть отдельные секции азиатской, индийской и латинской кухонь.
На презентации нового предприятия Джон Маккей не скрывал своего удовлетворения: «В Time Warner Center мы создали самый крупный по объему продаж ресторан в США. Этот филиал даст нам настоящую известность». Предприятия быстрого обслуживания, кафетерии и небольшие кафе, расположенные неподалеку, уже почувствовали себя неуютно. «Городские жители, как правило, совершают покупки в обеденное время. В Whole Foods теперь они могут успеть сделать покупки, не жертвуя своим обедом. Я понимаю, что это крайне удобно, но именно на этом мы теряем нашу прибыль», – делится своими тревогами владелец расположенного по соседству кафетерия Джордж Микарантелле.
В то время как владельцы других супермаркетов теряют рыночные позиции под натиском низкобюджетного гиганта Wal-Mart Stores Inc., Whole Foods умудряется наращивать объемы продаж, хотя многие покупатели у кассы испытывают потрясение: благодаря высокому уровню цен Whole Foods получила еще одно популярное имя – Whole Paycheck, что можно перевести как «оставь зарплату».


«Отправляясь туда за покупками, вы рискуете уйти с пустыми карманами. Только аренда в Time Warner Center ежегодно обходится Whole Foods в $4 млн. Стоит иметь в виду, что около 90% потребителей конкретного магазина – это люди, живущие в радиусе пяти кварталов от него. Несложно подсчитать, что для супермаркета размера Whole Foods этого недостаточно», – делится своими соображениями Джон Катсиматидис – владелец сети супермаркетов Gristede’s (50 точек на Манхеттене). Впрочем, представители Whole Foods думают по-другому. «Результаты деятельности нашего филиала на Columbus Circle в среднем на 10–20% выше ожидаемых», – опровергает своего конкурента президент Whole Foods в Северо-Атлантическом регионе Дэйв Ланнон. Это означает дополнительные продажи на уровне около $1 млн в неделю. «Мы отслеживаем демографические данные. Показательной величиной для нас является процент населения, готовый принять нашу концепцию. И особенно нам важно мнение людей с высшим образованием, а в Нью-Йорке их концентрация высока, как ни в одном другом городе», – говорит Ланнон.

Whole Foods


  • Основан в 1980 г. в Остине (Техас)
  • Кол-во магазинов: 163 (154 в США)
  • Общий оборот компании: $3,9 млрд (2004 г.)
  • Средний размер магазинов: 3,2 тыс. кв. м
  • Средний оборот одного магазина: $25 млн
  • Кол-во служащих компании: 28 тыс. человек

Развитие компании


Whole Foods была образована Джоном Маккеем, Крэйгом Веллером и Марком Скайлсом в 1980 г. в городе Остин (штат Техас). Сегодня это одна из крупнейших в мире компаний в сфере розничной торговли натуральными пищевыми продуктами. Миссия Whole Foods заключается в строжайшем отборе продуктов, приверженности строгим стандартам качества и преданности идее поддержки сельского хозяйства, ориентированного на использование традиционных технологий выращивания сельхоз культур и скота, которые способствуют сохранению рабочих мест и окружающей среды. Компания значительно выросла благодаря приобретению сетей розничной торговли натуральными продуктами питания Fresh Fields и Bread and Circus. В 163 торговых филиалах Whole Foods в настоящее время трудятся около 28 тыс. человек, совокупная выручка достигает почти что $4 млрд в год. В среднем ежегодный объем продаж одной точки составляет порядка $25 млн. По итогам прошлого года стоимость акций компании практически удвоилась, а рыночная стоимость пакета акций компании, принадлежащего Джону Маккею, превышает $48,6 млн.
Поглотив британскую сеть Fresh Wild, Whole Foods сделала первый шаг на пути освоения европейских рынков. На момент заключения сделки Fresh Wild располагала пятью филиалами розничной торговли натуральными продуктами питания в Лондоне и Бристоле. Whole Foods планирует строительство еще шести мегамаркетов в Лондоне и его окрестностях. По оценкам деятельности за 2003 г., Whole Foods была названа компанией года в номинации «Международная компания розничной торговли» (оценка проводилась консалтинговой компанией в сфере рыночного развития Food From Britain). «На мой взгляд, совершенно логично, что мы пришли в Европу именно через Великобританию. Мы не сталкиваемся с языковым барьером, к тому же здесь спрос на натуральные продукты питания значительно превышает предложение. Сотрудничество с Fresh Wild дает нам неоценимые возможности для изучения особенностей местного рынка и роста, а в будущем мы откроем здесь и филиал Whole Foods Market», – говорит представитель Whole Foods в Англии Кейт Ловэри.

Харальд Вейс (США)

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)