Всё о рынке питания вне дома
  • Италия, Франция, Испания и Великобритания: экспресс-пиц-церия по-прежнему редкость

Италия, Франция, Испания и Великобритания: экспресс-пиц-церия по-прежнему редкость

В Италии и Франции едят столько пиццы, как ни в однойдругой европейской стране. Причем в консервативной Франции именно пиццерия в 2001 г. неожиданно стала самым прибыльным заведением, обогнав рестораны разных форматов. Этой статьей, в которой, кроме французского и итальянского, рассматриваются рынки Испании и Великобритании, мы завершаем цикл публикаций о пиццериях в разных странах.

Италия

Италия – родина пиццы, истинный рай для почитателей этого блюда. В стране насчитывается 40 тыс. пиццерий, из которых 22 тыс. предлагают традиционное обслуживание официантами и 18 тыс. отдают предпочтение торговле на вынос, экспресс-обслуживанию и доставке на дом. В этом секторе по-прежнему преобладает частное предпринимательство, составляя 90% национального рынка общественного питания. Между тем расстановка сил начинает меняться – благодаря успешной деятельности нескольких ресторанных сетей, среди которых наиболее заметны Spizzico в сегменте экспресс-обслуживания и Pastarito-Pizzarito среди специализированных ресторанов.

Торговая марка Spizzico была запущена на рынок компанией Autogrill в 1989 г. Рестораны Spizzico появились сначала в торговых центрах, затем в деловых районах крупных городов и, наконец, вдоль автомагистралей, на железнодорожных вокзалах, в аэропортах, в бизнес-центрах и центрах досуга и др. Основной задачей концепции было создание сети с использованием технологий, разработанных в свое время в американском секторе экспресс-обслуживания. В меню предлагалось большое разнообразие видов итальянской пиццы, приготовленной в присутствии клиента и подаваемой al trancio (ломтиками). Первые заведения этой марки были запущены в формате угловых магазинчиков. С тех пор концепция Spizzico развивалась в двух направлениях.

1. Крупные заведения. Так, минимальная площадь новейших ресторанов этого типа составляет 250 кв. м, тогда как общая площадь точек, объединяющих Spizzico и Burger King, – 450–500 кв. м.

2. Открытие ресторанов, предлагающих более богатый ассортимент, расширенный за счет новых продуктов: салатов, картофеля фри, равиолей с начинкой, фруктов, различных видов тортов, пирожных, мороженого и вторых блюд.

Миланские корни компании Autogrill определили направление развития всей сети, которая на начальном этапе своего существования концентрировалась в Северной Италии. В настоящее время Spizzico направляет свои взоры на юг, рассматривая возможности расширения до размеров общенациональной сети. Компания уже открыла свои точки в таких крупных районных центрах, как Бари, Катанья и Палермо.

Другим потенциальным направлением развития для компании является договорной сектор общепита – прежде всего точки возле автомагистралей и железнодорожных вокзалов: группа Benetton (учредитель Autogrill) уже владеет крупной долей акций на этих сегментах рынка совместно с компанией Grandi Stazioni, заключившей договор на реконструкцию 12 крупнейших железнодорожных вокзалов Италии по образцу римского Рома Термини, и компанией Autostrade – владельцем крупнейшей в Италии сети автомагистралей.

Стратегия международного развития Spizzico поражает своим размахом. Autogrill является лидером рынка сразу в нескольких европейских странах – во Франции, Испании и Швейцарии. Последнюю после приобретения Passaggio и открытия двух фирменных ресторанов Spizzico в Лозанне и Цюрихе предполагалось использовать как плацдарм для завоевания Германии и Северной Европы.

Однако самые честолюбивые устремления компании Autogrill связаны с завоеванием Соединенных Штатов: на американском рынке она является главным конкурентом группы компаний Compass Group в сегменте точек общепита при вокзалах и автомагистралях.

На внутреннем рынке конкурентами Spizzico являются Margherita & Co (Vera Rista Group) и Pizzachef (My Chef). Между тем McDonald’s Italia в последнее время также проявляет интерес к рынку пиццы. Так, состоялось открытие четырех экспериментальных торговых точек под маркой Pizza Mia;с компанией Cosmofood был подписан договор о совместной разработке концепции ресторанной сети Pizza & Sfizza (первая точка этой марки была открыта во Флоренции).

Другая крупная итальянская сеть пиццерий, Pastarito-Pizzarito, была основана в Турине в 1992 г. Она позиционирует себя как сеть классических ресторанов высокой кухни, предлагающих традиционное обслуживание официантами. Заведения этой марки отличаются сдержанным и элегантным декором с преобладанием красно-белой гаммы, выгодным местоположением и разнообразным меню. «К услугам посетителей – 18 блюд из макарон и широчайший выбор соусов. Пицца выпекается в присутствии гостя с использованием выбранных им компонентов. В целом она составляет около 25% предлагаемых в меню блюд», – рассказывает Джанни Нанино, директор по развитию.

Оригинальность концепции заключается в выбранном компанией курсе развития. «Чтобы избежать ограничений свободы инвестиций, необходимых при самостоятельном ведении дел, – продолжает Нанино, – мы решили получить все лицензии, сами определить местонахождение ресторанов, полностью их оборудовать и передать затем «под ключ» в руки франчайзеров. Контракт d’affitto d’azienda действителен в течение шести лет. Франчайзер платит вступительный взнос и помесячную арендную плату и обязуется соблюдать нормы, гарантирующие узнаваемость марки: обеспечивает оригинальные меню, прейскурант, интерьер, форменную одежду персонала, оформляеттовар в соответствии с торговой маркой и т.п.». Если у франчайзи Pastarito-Pizzarito отсутствует необходимая квалификация, они должны пройти трехмесячный курс обучения.

Общая площадь ресторанов сети составляет от 300 до 500 кв. м, количество мест – от 150 до 200. Заведения располагаются в черте городов – и в центре, и на окраинах.

В конце 2002 г. количество ресторанов Pastarito-Pizzarito превысило 70. Большинство из них расположено в крупных городах – Милане, Риме, Турине, Болонье и Флоренции. Объем продаж компании составил в 2002 г. около 100 млн евро. Высокий потенциал концепции подтверждается стремительным ростом. Этим же объясняется интерес, который проявляет ксети компания Autogrill, в марте 2002 г. приобретшая 21,6% акционерного капитала Pastarito-Pizzarito, определив его стоимость в 67 млн евро. Эта покупка дала Autogrill возможность еще больше расширить набор своих брэндов с концепцией ресторанов традиционного обслуживания (Ciao, Spizzico, Acafe, PanEsprit, Burger King и др.). «Договор с компанией Autogrill чрезвычайно важен для нас, – говорит Джанкарло Виго, уполномоченный директор компании. – Он ускорит наше развитие». Компания также планирует расширить свое присутствие на европейском рынке, в первую очередь во Франции и Испании.

Франция

Франция является вторым по величине европейским рынком пиццы. В стране потребляется около 680 млн единиц продукта в год, из них 280 млн – в ресторанах и пиццериях. В денежном выражении это составляет приблизительно 3,5 млрд евро. Для сравнения: в Италии – 5,6 млрд евро, в Испании, занимающей в Европе третье место по потреблению пиццы, 600 млн евро, в США (мировой лидер по потреблению пиццы) – 8 млрд евро в год.

Между тем существуют серьезные отличия французского рынка пиццы от итальянского. Во-первых, французы предпочитают приобретать свежезамороженную пиццу в магазине. Во-вторых, в стране существует развитая сеть «настоящих итальянских» ресторанов, которые в Италии, конечно, скорее исключение. Наибольшей популярностью у французов пользуются брэнды Pizza del Arte в специализированном секторе общественного питания и Pizza Pino в сфере restoranti-pizzerie all’italiano (ресторанов-пиццерий в традиционном итальянском стиле). Третьей характерной чертой французского рынка пиццы является ограниченное количество экспресс-пиццерий.

У компании Pizza del Arte длинная история. У ее истоков, как и многих других предприятий общественного питания во Франции, стоял предприниматель Жак Брель. В 1972 г. в Париже начали открываться первые крупные торговые центры, спроектированные по американскому образцу. Учредители проекта Солал и Балкани запустили в них сеть точек общепита, но вскоре пришли к выводу, что ресторанный бизнес – не их ремесло.

Скупив все бары и рестораны, Жак Брель изменил их структуру по тематическому принципу. Одним из таких тематических проектов стала организация в торговых центрах гигантских пиццерий. По мере открытия новых торговых центров сеть Жака Бреля все больше расширялась, постепенно охватив центральные районы крупных городов.

Когда в результате слиянии компаний Novotel и Jacques Borel появилась компания Accor, пиццерии получили новое название – Pizza del Arte. С этого момента началась фаза стремительного расширения с созданием новой сети свободно стоящих торговых точек на окраинах крупных городов, вдоль автомагистралей и в промзонах.

Со временем новая стратегия Accor с переориентацией на гостиничный бизнес привела к продаже сети Pizza del Arte. Ее приобрел Луи ле Дюфф, основатель и владелец сети La Brioche Dore, лидера на рынке экспресс-кондитерских во французском стиле.

Под его руководством Pizza del Arte ускорила рост и к концу 2001 г. насчитывала 84 торговые точки, из них 67 принадлежащих компании и 17 франчайзинговых. Сеть обслуживает «по-домашнему» в итальянском интерьере. С пиццей и пастой в меню соседствуют другие фирменные итальянские блюда – антипасти, ризотто, миланез, карпаччо, дольчи, желатти и др.

Патрик Гиларски, президент компании Pizza del Arte, рассказывает: «Владение искусством приема гостей и умение создать знаменитую атмосферу южного праздника позволило del Arte занять лидирующее место на рынке специализированного общественного питания. Сегодня нашим приоритетом является строительство в пригородах крупных городов ресторанов со свежей и легко узнаваемой архитектурной концепцией Villa del Arte».

На 2002 г. было запланировано открытие 14 новых точек. Для осуществления своих честолюбивых планов – довести число французских ресторанов Pizza del Arte до 400 – компания активно занимается поисками франчайзинговых партнеров, готовых целиком посвятить себя продвижению их продукта.

Pizza Pino – пожалуй, самая «итальянская» из всех специализированных ресторанных сетей во Франции. Ее история началась еще 40 лет назад, когда приехавшие из Северной Африки братья Андре и Макс Сфез открыли в Париже маленькое частное предприятие по продаже пиццы. В то время этот продукт еще не был широко известен. Новинка имела колоссальный успех и стала началом настоящего бума: в 70-е во французской столице пиццерии открывались чуть ли не ежедневно. Ажиотажный спрос на пиццу позволил братьям Сфез активно развивать свой бизнес, и они продолжили завоевание Парижа, параллельно открыв рестораны и в Лионе.

Казалось, торговой марке Pizza Pino суждено стать крупной национальной сетью, однако совершенно неожиданно дела приняли дурной оборот. Экспорт брэнда в Соединенные Штаты после блестящего дебюта в Нью-Йорке закончился для компании полным провалом, который приписывался плохому руководству и неоправданным затратам. Братья Сфез были вынуждены приостановить свою деятельность в Америке и заморозить программу развития компании и во Франции.

Однако несмотря на кризис, фирма продолжала поддерживать высокий уровень качества, сохраняя оригинальность концепции благодаря использованию итальянских продуктов и привлечению персонала из Италии. Годовой оборот ресторана Pizza Pino на Елисейских Полях составлял 12 млн евро, что сделало его рекордсменом французского сектора общественного питания. Средний счет в заведениях сети достигает 19 евро, в других парижских точках – лишь 15,5 евро.

Подобная успешность не могла не вызвать интерес к Pizza Pino у финансовых учреждений, желающих сделать приобретения в секторе общепита. В 2000 г. компания Astorg 2, отделение Suez Industrie investment group, приобрела контрольный пакет акций сети. Это стало сигналом для начала новой фазы развития. В 2001 г. в центре Парижа (на Площади Республики и на Бульваре Итальянцев) были открыты два новых ресторана. В том же году компания выкупила франчайзинговый ресторан в Лионе. В 2002 г.открылся ресторан в районе Пари Алезья, а ресторан на Елисейских Полях был обновлен и расширен.

По словам Анри Фово, президента Pizza Pino, дальнейшее расширение сети будет осуществляться под тщательным контролем со стороны квалифицированных специалистов: «Наша первоочередная задача – развитие компании путем открытия ресторанов в уже освоенных нами регионах – Париже и Лионе».

В 2001 г. на счету компании было 9 ресторанов, 500 сотрудников и годовой объем продаж в 33,6 млн евро. Прогноз продаж на 2002 г. составляет 39,2 млн евро (не считая открывающихся точек).

Трудности, с которыми столкнулись во Франции службы доставки пиццы на дом, обусловлены несколькими факторами: сильным дроблением рынка, на котором действует более 2 тыс. частных предпринимателей; популярностью автолавок и ресторанов, торгующих на вынос; большим объемом свежезамороженной пиццы, реализуемой в розницу; ухудшением криминогенной обстановки на городских окраинах.

По этим причинам лидер рынка, Pizza Hut, внедрившийся в сектор доставки путем приобретения 30 торговых точек сети Spizza, снизил темпы развития в секторе, а его конкурент Speed Rabbit Pizza был продан Suez Industrie investment group.

Между тем сложности на рынке доставки пиццы лучше всего прослеживаются на примере деятельности во Франции европейского лидера TelePizza. Эта испанская компания начала бизнес во Франции с приобретения в 1999 г. сети своего конкурента, Domino’s Pizza, после банкротства главного франчайзера последнего. Несмотря на значительные инвестиции в логистику, техническое обеспечение и систему контроля, TelePizza не удалось восстановить прежнее положение дел в этой сфере бизнеса. В ноябре 2001 г. TelePizza приняла решение передать дела своему главному франчайзеру, компании RM Master.

Потерпев первую неудачу, два «сильных мира сего» на рынке доставки пиццы на дом, Domino’s Pizza и TelePizza, разработали стратегию нового наступления на французский рынок. Domino’s Pizza, управляющая 37 торговыми точками и объявившая о планах открытия 12 новых, добилась первых положительных результатов. По словам Рочди Мхинини, президента RM Master, приоритетным направлением работы компании является перезапуск уже существующих точек, на деятельность которых был наложен штраф в связи с проблемами на начальном этапе развития бизнеса.

Испания

Пицца как часть итальянской кухни в Испании очень популярна. Причина этого кроется, с одной стороны, в том, что помидоры, маслины, оливковое масло, свежий сыр и овощи – фавориты и испанского стола, а с другой – цена от 4 до 8 евро за пиццу в высшей степени привлекательна. Продукт по карману всем.

Первые испанские пиццерии распахнули свои двери в 60-е, когда экономический подъем позволил некоторым итальянцам открыть в этой стране свои рестораны. Заведения появились сначала в Барселоне и на Средиземноморье, позднее – в Мадриде, в центре страны. Выбор места для первых пиццерий определялся близостью к центральной части города, к его деловым районам.

Список испанских изготовителей высококачественной пиццы длинный. В Барселоне это Mario, Don Peppo, Los Inmortales, La Pizza Nostra, Ciao, Cuits, La Targa Florio, Il Mercante di Venezia, Giorgio и Giardinetto; в Мадриде – Da Nicola, L’Abbraccio, L’Arrabbiata, Carpaccio и Verona. В местечке Гандия близ Валенсии существует даже частная школа изготовителей пиццы, столь популярной у туристов. Школа готовит рестораторов для пиццерий, расположенных на самых посещаемых курортах Испании, в частности для El Raca на побережье Коста Брава (Жирона) и O Mamma Mia (Малага).

Сети ресторанов на испанском рынке пиццы начали формироваться в середине 90-х. Одной из первых стала Pizza dell’ Arte – сеть ресторанов, предлагающих полный комплекс обслуживания. Сегодня эта компания носит название Pizza Grill и является собственностью группы Areas-Elior. Большинство ресторанов сети находятся в Мадриде и Барселоне, как и рестораны Chicago Pizza Pie Factory, также принадлежащие группе. Крупная компания Vips cafe отреагировала на успехи конкурентов разработкой концепции сети итальянских ресторанов с традиционным типом обслуживания официантами Gino’s, отводящей пицце главное место в меню.

В секторе доставки, помимо TelePizza, господствуют Sapri Pizza, Pizza World (сегодня она также принадлежит TelePizza), Pizza Movil и Pizza Hut. Все эти компании параллельно владеют ресторанами полного комплекса обслуживания. Чтобы расширить ассортимент фирменных итальянских блюд и компенсировать снижение доходов в сфере классической доставки (последовавшее за повышением уровня качества и снижением цен на замороженную пиццу в розничной торговле), TelePizza выступила с проектом Piazza.

В Мадриде рестораны традиционного обслуживания Pinocchio и Pizza Jarden считаются отдельными проектами. В то же время отмечается, что Pizza Jarden имеет хорошие перспективы на расширение посредством франчайзинга.

На волне всеобщего признания итальянской кухни в Испании на рынке пиццы появились такие мультибрэндовые группы, как Restmon с Pasta City и снова Vips cafe с Inpizza (концепция полного комплекса обслуживания).

Для иностранных компаний пицца – прекрасный шанс утвердиться на испанском рынке. Это подтверждают, в частности, Sbarro в Барселоне (4 ресторана), San Marzano (PizzaExpress, также 4 торговых точки) и сеть British City Centre Restaurant – владелец трех точек Frankie&Benny’s в торговых центрах Мадрида, Барселоны и Валенсии.

Пиццерии проложили на испанский рынок путь и для высокой итальянской кухни. С конца 90-х, когда эйфория вокруг пиццы после стольких лет энтузиазма пошла на убыль, в Испании возросло число дорогих итальянских ресторанов – в частности Bice в Мадриде и Барселоне и Tramonti в Барселоне (последнему более 20 лет). Яркий пример ресторана средней ценовой категории – Ars Vivendi в местечке Маджадахонда близ Мадрида.

Великобритания

На английском рынке пиццерий одновременно успешно развиваются практически все сегменты.

Предлагающие пиццу традиционные рестораны четко делятся на три группы.

Пиццерии в американском стиле. Такие заведения с быстрым обслуживанием рассчитаны на все слои населения с преобладанием молодых потребителей и семей. В меню центральное место отводится блюдам, которые можно разделить между несколькими гостями, есть руками и т.п.; представлен широкий выбор пиццы на толстом и тонком тесте. «Американские» пиццерии сочетают разные виды обслуживания – шведский стол, продажу нарезанной ломтиками пиццы на вынос и др.

Как все американские специализированные закусочные, такие пиццерии за последние несколько лет столкнулись на британском рынке с определенными трудностями. Некогда могущественные игроки вроде Chicago Pizza Pie Factory навсегда сошли со сцены. Лидер британского рынка, компания Pizza Hut, владелица 330 ресторанов по всему Соединенному Королевству, вплоть до 2000 г. переживала период относительно медленного роста. Между тем ее воскрешение совместными усилиями владельца брэнда компании Yum! и ее британского франчайзи Whitbread привело к открытию в 2001 г. 50 новых ресторанов, что в три раза превысило темпы роста предыдущего года. В сети Pizza Hut был также введен новый тип отдельно стоящего ресторана. Он идеально подходит для парков и зон отдыха, все больше предпочитаемых компанией для размещения своих ресторанов.

Другая общенациональная сеть, предлагающая широкий выбор пиццы на толстом и тонком тесте, – Deep Pan Pizza. Она насчитывает свыше 50 ресторанов и в 2001 г. была продана компанией-учредителем City Centre Restaurants группе компаний DPP Restaurants.

Международная компания Sbarro, базирующаяся в Нью-Йорке и имеющая в Соединенном Королевстве восемь отделений, отводит пицце главное место в меню. В то же время ее формат итальянской закусочной предполагает обслуживание у прилавка и наилучшим образом зарекомендовал себя в сфере быстрого питания (привокзальных и придорожных закусочных).

Рестораны-пиццерии в европейском стиле. Модель, разработанная компанией PizzaExpress, стремится к воспроизведению подлинного итальянского продукта в изысканной, ориентированной на взрослого потребителя атмосфере. Рестораны этого типа отдают предпочтение постоянным посетителям со средним и высоким уровнем дохода.

Насчитывающая 280 ресторанов сеть PizzaExpress продолжает задавать темп в этом секторе британского ресторанного рынка. Открыв в 2001 г. более 30 новых точек, компания надеялась сохранить те же темпы экономического роста в 2002 г. Большинство новых точек открываются за пределами центра Лондона.

Между тем крупнейшие британские города начинают заполнять рестораны-конкуренты. Крупнейшим из них является ASK Central (первые рестораны, традиционные по дизайну и меню, открыты братьями Адамом и Сэмюэлом Кэй в 1993 г.): годовой финансовый отчет этой компании, обнародованный в марте, демонстрирует увеличение объема продаж на 30% (он достиг без малого 79 млн фунтов) и такое же резкое повышение прибылей. Группа открыла 24 новых ресторана, доведя тем самым число своих точек до 129 (по всей Великобритании). В 2002 г. – еще около 30.

Через два года группа с успехом запустила автономную сеть Zizzi’s. Визитная карточка этих ресторанов – преобладание теплых деревянных деталей в оформлении интерьеров и большое разнообразие видов пиццы, приготовленной в дровяной печи (там, где это позволяет местное природоохранное законодательство). Создание параллельной торговой марки расширило возможности ASK в выборе места для ресторанов. В нескольких случаях это позволило основать два разных заведения в непосредственной близости друг от друга, избежав их слияния.

Наконец, 11 ресторанов в Лондоне и его окрестностях предлагают широкий ассортимент пиццы под маркой It’s Pizza and Pasta.

Другим примером стратегии параллельного создания брэндов может служить холдинговая группа Pizza Piazza: она управляет 20 ресторанами под одноименной маркой и тремя ресторанами Pizza Organic. Pizza Organic занимает собственную нишу на рынке, предлагая ассортимент пиццы и мяса-гриль из экологически чистых продуктов, выращенных без применения химических добавок. Составитель меню – известный по кулинарному телешоу шеф-повар Джеми Оливер. Развитие этого направления ограничено особыми районами повышенного спроса, но в настоящее время экологически чистое тесто начинают использовать и в ресторанах Pizza Piazza. «Различия на рынке пиццы становятся все более важными, особенно в тех районах, где конкуренты работают в непосредственной близости», – считает директор-распорядитель компании Майк Траско. В текущих планах Pizza Piazza – продолжать курс на расширение, возможно, путем приобретения другой сети ресторанов.

Среди прочих компаний, проявляющих активность на рынке пиццерий в итальянском стиле, – сеть Est Est Est, управляемая группой City Centre Restaurants и насчитывающая 24 ресторана на севере и юге Англии и в Шотландии, и сеть из пяти ресторанов Strada, территория охвата которой пока ограничивается Лондоном. И Est Est Est(во главе которой с 2001 г. стоит новое руководство), и Strada предлагают пиццу в изысканной атмосфере, но в составе обширного меню, включающего также мясо и рыбу-гриль, морепродукты и пасту. Strada находится в собственности компании Signature Restaurants, больше известной сетью баров Belgo, знаменитых своими жареными мидиями в бельгийском стиле.

Новая сеть, заслуживающая внимания, – Need the Dough, основанная компанией Six Continents Retail (при участии компаний Harvester, All Bar One и Brown’s). Отличие ее ресторанов от заведений аналогичного класса – скромный ассортимент, большая часть которого готовится на открытом огне, и непретенциозный стиль, приметы которого – яркая одежда персонала и смешные рекламные слоганы.

На британском рынке работают и некоторые другие сетевые пиццерии с активностью в конкретных регионах. К ним, в частности, относится действующая на базе гостиниц Overstuffed Pizza, располагающая шестью ресторанами Pizza Paradiso в Лондоне и управляющая пятью пиццериями Calzone. Последняя принадлежит международной компании Gaucho Grill, приостановившей расширение из-за убытков.

Рестораны, предлагающие блюда из пасты. Хотя подобные рестораны также предлагают широкий ассортимент пиццы, смещение акцента в сторону блюд из макарон определяет отличие паста-ресторанов от пиццерий и в области дизайна (он более «итальянский»), и с точки зрения контингента посетителей (среди них больше женщин).

Большая часть британских паста-ресторанов предлагает и широкий выбор пиццы. Однако, если вспомнить, какие баснословные прибыли блюда из макарон приносили еще совсем недавно, становится очевидно, что ниша пасты отчасти утратила былую привлекательность для потребителя. Во главе компании Caffe Uno, имеющей 70 ресторанов и принадлежащей City Centre Restaurants, с 2001 г. стоит новое руководство, и расширение ей явно не грозит. Продажа аналогичной по размеру сети Bella Pasta уже запланирована ее владельцем Whitbread. В 2001 г. была сделана попытка модернизации и изменения торговой марки Bella Pasta на Bella с целью расширения профиля заведения. Меньшая по размеру лондонская сеть Cafe Pasta с момента ее приобретения компанией PizzaExpress в 1998 г. была убыточной, однако в 2001 г. ситуация несколько улучшилась, в связи с чем намечается скромное расширение.

Не менее успешно развиваются в Великобритании и другие форматы.

Доставка пиццы на дом. Этот сегмент британского рынка пиццы уже устоялся и насчитывает более 1 тыс. точек. Большая часть их также отпускает пиццу на вынос, но бизнес главным образом развивается за счет телефонных заказов. Большинство подобных фирм принадлежит частным владельцам, и отдельные районы крупных городов (в частности Лондона) близки к насыщению.

Наиболее густонаселенные и прибыльные районы Великобритании становятся все более ожесточенным полем битвы между тремя крупнейшими компаниями с американскими владельцами.

Domino’s Pizza сегодня насчитывает 242 точки в Соединенном Королевстве и еще восемь в Ирландии. С 1996 г. сеть фактически удвоила свои размеры, главным образом благодаря энергичной франчайзинговой деятельности. «Пять лет назад, чтобы удержаться на плаву, нам приходилось обслуживать 20–30 тыс. домов. Сегодня мы обслуживаем 10–20 тыс.», – рассказывает представитель компании. Объем продаж Domino’s Pizza за 2001 г. показывает прирост на 19,1% с каждого магазина и на 8,4 тыс. фунтов в неделю. Впечатляющий экономический взлет обусловлен успешной рекламной кампанией и переоборудованием ресторанов. В течение года компания открыла 24 новых магазина, а к 2006 г. планирует открыть еще 500. К другим нововведениям относится разработка и запуск системы доставки пиццы, разогретой тепловолновым способом. Метод основан на помещении электротермических дисков в каждую упаковку пиццы. Планируется также вложение средств в систему снабжения магазинов свежим (не замороженным) тестом и прочими ингредиентами три раза в неделю.

Американская сеть Papa John’s вошла на британский рынок после приобретения в конце 1999 г. за 20 млнфунтов 206 магазинов английской сети Perfect Pizza. Часть точек все еще предлагает прежний ассортимент под маркой Perfect Pizza, в то время как большинство уже функционирует под новой вывеской Papa John’s и с разработанным в США меню. К последним разработкам компании относится введение централизованной системы закупок и доставки, направленной на поддержание высокого качества теста и ускорение его доставки в магазины (стоимость проекта – 3 млнфунтов). Компания также обновляет систему приема заказов: был введен единый национальный телефон, создана услуга по приему в режиме он-лайн на сайте компании. За счет этих нововведений предполагается увеличить объем продаж на 1,25%.

Компания Pizza Hut сегодня насчитывает 134 пункта доставки пиццы на дом по всей Великобритании. Темпы экономического роста были ускорены за счет перехода в 2000 г. к торговле по франчайзингу. Эта стратегия способствовала быстрому расширению сети. Каждый год планируется открывать 50 новых точек. Агрессивная рекламная кампания на телевидении, охватывающая как традиционный ресторанный сервис, так и систему доставки, свидетельствует об увеличении общего рекламного бюджета компании.

Хорошо известный в Испании гигант TelePizza вышел на британский рынок в 2000 г. после покупки сети Hippo Pizza. Но в январе 2002 г. TelePizza приняла решение покинуть рынок Соединенного Королевства, и в самый разгар сезона все ее 13 пунктов доставки на дом закрылись.

Экспресс-пиццерии. В то время как практически все заведения имеют немалые доходы от торговли пиццей на вынос, до настоящего момента крайне вяло развивается торговля пиццей ломтиками в экспресс-формате (по модели, разработанной, в частности, компанией Autogrill для сети Spizzico в Италии). Между тем мобильная концепция To Go марки PizzaExpress, введенная в 2001 г. в двух крупных выставочных павильонах Лондона, работает весьма эффективно. Торговые точки предлагают всего четыре вида пиццы в картонных упаковках размером восемь дюймов вместо десяти ресторанных, а также безалкогольные напитки и десерты. Как ожидается, за открытием очередной точки на крупном лондонском железнодорожном вокзале последует открытие еще нескольких.

Испания – Марио Кэнзел Вилларино

Франция и Италия – Жорж Гарсен

Великобритания – Брюс Уайтхолл

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)