Всё о рынке питания вне дома

Круг в квадрате

Продуманный интерьер, креативный повар, модная кухня… На стиль ресторана влияет любая деталь,
в том числе и сервировка стола. Сейчас на острие моды на посуду необычные формы: квадраты, ромбы, треугольники,
а также сложные геометрические и фантазийные фигуры, описание которых может занять не одну страницу. Но и классические круглые предметы сервировки не стоит отправлять
на склад: не менее актуально сейчас и сочетание класси-ческих и оригинальных форм.

По свидетельству практически всех производителей посуды для ресторанов, классические формы из года в год остаются лидерами продаж. Что неудивительно: без круглой фарфоровой тарелки не обойтись в любом заведении, разве что в ресторане аутентичной японской кухни. Но классика есть классика, и привлечь ею внимание посетителя достаточно сложно. Если в концепции заведения заложено поражать гостя, стоит задуматься и о приобретении оригинальных моделей посуды. «Любое отступление от классического, традиционного подхода в презентации блюд вызывает интерес гостя, а значит, дополнительно служит фактором привлечения посетителей в ресторан», – считает Юлия Федорова, менеджер компании «Ина Интернешнл».
О важности посуды в заведении говорит и Владимир Павлов, управляющий кафе Monterosso и ресторанами «Печки-лавочки», «Автограф»: «Мы стараемся следить за модой, ходим на разные выставки. Посуда в заведении сейчас очень важна».


«На пике популярности сегодня сочетание классических и нестандартных форм, а также разных материалов. Надо отметить, что модные тенденции в сервировке стола, а значит, и в дизайне посуды зависят от моды на различные кухни. Например, сейчас популярен фьюжн, поэтому и в наших последних коллекциях используется сочетание разных материалов и форм», – отметил директор отдела корпоративных продаж компании Villeroy&Boch Эдуард Кваша. Так, классическая белая круглая фарфоровая тарелка под горячее может сервироваться на подстановочную из матированного и прозрачного структурированного стекла.


Игрой с геометрическими формами сейчас увлечены все крупные производители. Так, например, в серии Hotwave Villeroy&Boch используются самые разные фигуры: квадрат, круг, треугольник, сложные формы с волнообразными кривыми. Благодаря сочетаемости между собой эти формы могут составлять самые разные композиции на столе.
Линия ассиметричной посуды Sheer разработана и на фабрике Steelite (Великобритания, дистрибьютор ее продукции в России – компания «Ина Интернешнл»). В основу дизайна положены классические фигуры – круг и овал, но за счет смещенного центра посуда выглядит необычно. Мало того, она еще и обладает своеобразным удобством: наклоненные в сторону клиента тарелки, миски и салатники как будто особо предлагают блюдо.


Похожий принцип – наклоненного края – использован дизайнерами чешского завода Nova Role (дистрибьютор – компания «Импакт Богемия Трейдинг») в серии Palace (2004 г.) – в чайниках, молочниках и сахарницах. Правда, он не коснулся, например, чашек: иначе ими было бы неудобно пользоваться.
Быть ультрамодными должны не обязательно все предметы сервировки. Оживить «пейзаж» стола может отдельная деталь. «Только круглая или только квадратная форма – скучно, – считает Владимир Павлов. – Основой может быть круг, но кроме этого – квадраты и прямоугольники. Может быть и наоборот: основа – прямоугольная посуда, плюс круглое блюдо. Тогда классическое будет выглядеть оригинально, как исключение из правил».


В рамках дизайнерской игры с необычными формами сегодня можно выделить две модные темы: восточную и природную. «Очень популярны вариации на тему квадрата и прямоугольника – это влияние восточных традиций в дизайне посуды, – утверждает Петр Голощапов, художник-керамист, скульптор. – Кроме того, используются сложные природные формы: спирали, волны, капли и т. д.».

Восток


Интерес к восточным традициям сервировки заметен уже несколько лет, и не только в ресторанах, где подаются соответствующие блюда. «В современном дизайне вообще очень сильно влияние японских традиций с их минимализмом и сдержанностью. Видно это и в дизайне посуды, – сказал Петр Голощапов. – Китай представлен, как ни странно, не своим дорогим императорским фарфором с тонкой росписью, а подчас простоватой и грубоватой керамической посудой для чайной церемонии. Именно с Востока пришли самые модные сейчас формы – квадрат и прямоугольник». Это напрямую связано с распространением кухни Японии и Китая по всему миру. «Посуда квадратной и прямоугольной формы являлась до некоторых пор атрибутом исключительно японской кухни, – сказала Юлия Федорова. – Сейчас же она часто выставляется на стол в ресторанах самых разных концепций».
Компания Steelite (дистрибьютор – «Ина Интернешнл») вывела на рынок серию Quadro (2003 г.). Привычные квадратные формы в ней слегка скруглены и приближены к европейским стандартам.


Серия Nubo компании Villeroy&Boch прямо отсылает к японским традициям дизайна. Здесь встречаются квадрат, круг и овал. Предметы выполнены в стекле и фарфоре. Например, подстановочные тарелки – структурированное стекло, а тарелки под горячее – фарфор.
Испанская фабрика фарфора Pordamsa (дистрибьютор – компания «Ариоль») выпускает серию Square (2004 г.). Это также вариации на тему квадрата и прямоугольника.
Японский стиль подчеркивается и формами столовых приборов Chopsticks, выпущенными в дополнение к Square: удлиненные, имитирующие национальные палочки для еды, они даже сервируются на специальные подставки. Эту серию, так же как и серию Galaxy (2004 г.), разработал дизайнер компании Manel Puigdemont. В линии Galaxy также сочетаются круглые и квадратные формы.


Серия цветного стекла чешской фабрики BDK-Glass комбинируется с фарфором серии Tetra фабрики Stara Role (дистрибьютор – «Импакт Богемия Трейдинг»). Здесь также используются скругленные квадратные формы.
Есть позиции в восточном стиле и в продукции норвежской компании Figgjo (дистрибьютор – компания «Радиус»). Например, в серии фарфора Figgjo Front есть тарелки, выполненные в виде китайских ложек, в которых можно подавать соусы. Если эти ложки перевернуть, их можно использовать как подставки под палочки. Компания предлагает также оригинальную чайно-кофейную серию Figgjo Spir, в которой нет разделения на чайники и кофейники, там несколько предметов разного размера, которые можно использовать как для подачи чая, так и для кофе. Кроме того, в серию входят молочники, соусники и сахарницы.

Природные мотивы


Другая популярная тема в дизайне посуды – природа. «Причем природные формы преломляются через хай тек, делаются более условными и минималистичными. Опускаются все ненужные, чисто декоративные детали», – сказал Петр Голощапов.
В серии Hotpalm от Villeroy&Boch тарелки выполнены в форме пальмового листа. Предметы из фарфора и структурированного стекла сочетаются как между собой, так и с предметами из других коллекций.
Немецкая компания Bauscher (дистрибьютор – «Радиус») выпускает серию фарфора Bauscher Raffinesse: чашки выполнены в форме тюльпана, кофейник и чайник – в форме «капля дождя», ручки имитируют листья.
Последняя разработка компании Robert Welch (Великобритания, дистрибьютор – «Радиус»), предлагающей дизайнерские столовые приборы, – серия Ammonite. На концах ручек приборов этой серии – завитки в виде раковин аммонитов.
Очень часто встречаются природные мотивы в продукции итальянской компании IVV (дистрибьютор – также компания «Радиус»). Компания специализируется на изделиях из стекла ручной работы. В ассортименте IVV широко представлены морская и растительная темы: блюда в форме рыб или морских раковин, вазы в форме цветов.
«Рыбная» тема встречается и в фарфоре китайской компании Day (дистрибьютор – компания «Клен»).

Дополнительные детали сервировки


Дополнительные элементы на столе могут придать необычность сервировке даже более эффективно, чем ультрамодные тарелки или бокалы. Детали – подсвечники, вазы, мельницы для специй… На такие мелочи обязательно падает взгляд гостя, когда он ждет заказ.
Компания Peugeot (дистрибьютор – «Радиус») предлагает мельницы для соли, перца, кофе, мускатного ореха, морской соли, которые можно использовать для сервировки стола. Мельницы выполнены как в классическом стиле, так и с оригинальным дизайном – например, в виде винных бутылок, а также в форме шара или конуса.
Интересное предложение для ресторанов сделала австралийская компания Icecraft International («Радиус»). Компания производит формы для создания ледяных скульптур. В таких формах можно изготавливать, например, ледяные вазы для бутылок шампанского, блюда под морепродукты или фрукты. Есть даже форма для изготовления ледяных стопок под водку. Разумеется, ледяные детали сервировки не используют каждый день. Ледяные скульптуры применяются для торжественных случаев, главным образом на банкетах.

Екатерина Головацкая

Выпуск журнала:
Теги:
Коментарии (0)