https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Лига европейских чемпионов

Лига европейских чемпионов

По итогам 2004 г. оборот 111 ведущих сетевых компаний индустрии фуд-сервиса из 17 стран Европы в общей сложности составил 68,4 млрд евро – это приблизительно одна пятая оборота всего европейского рынка общепита. Как и в предыдущие годы, результаты исследования говорят о доминировании американских и британских брэндов и указывают на главенствующую роль двух рыночных секторов – кейтеринга и предприятий быстрого обслуживания. В 2004 г. средний прирост доли рынка 111 ведущих игроков составил 4,8%. Исследования проводили Гретель Вайсс и Стефани Маурер («FoodService Europe & Middle East») при участии Питера Бэкмана (Horizons) и Брюса Уайтхола, которые предоставили дополнительную информацию о рынке Великобритании.

Некоторые важные аспекты

Работая над составлением шестого ежегодного рейтинга ведущих компаний, мы решили увеличить его до 111 позиций, что стало очередным шагом на пути к созданию более полного обзора, который, по нашим планам, будет включать скоро 150 крупнейших операторов фуд-сервиса. Кроме того, в этом году мы добавили комментарии о вошедших в рейтинг компаниях, что считаем значительным качественным улучшением.

В последнее исследование мы включили данные об объемах всех реализованных в пабах напитков, а не только тех, которые были проданы вместе с едой, как было принято раньше. Это означает, что роль пабов – феномена рынка Великобритании – возросла, тем более, что алкогольная продукция играет значительно более важную роль в этом секторе по сравнению с любым другим.

Рейтинг охватывает все виды предприятий фуд-сервиса: ПБО, рестораны fine dining, кейтеринг, питание в отелях и т.д. – все виды предприятий, обеспечивающих питание вне дома, за исключением точек на автозаправочных станциях.

Десять тяжеловесов

В очередной раз первую строчку рейтинга занимает корпорация McDonald’s, которая вместе с двумя ближайшими преследователями – Compass и Sodexho – в отчетном периоде получили 38% всей выручки ведущих операторов. Пожалуй, наиболее примечательны результаты работы лучшего «альпиниста» первой десятки – компании Burger Кing, чьи продажи возросли на целых 6%. У их конкурентов в сегменте ПБО – McDonald’s и Yam! Brands – оборот увеличился на 4%. Перемещение с десятого места в прошлогоднем рейтинге на пятое компании Mitchells & Butlers отчасти объясняется увеличением объема продаж, но еще и тем, что на сей раз мы учитывали продажи напитков в рамках всей сети.

В лидирующей десятке никаких новичков не появилось, по-прежнему здесь представлены по три американских, британских и французских компании плюс одна итальянская. Совокупный оборот этих гигантов, равный 57% общего оборота 111 попавших в наш рейтинг операторов, составляет 11,5% всего европейского рынка фуд-сервиса.

Все пять компаний-лидеров нашего рейтинга – McDonald’s, Compass, Sodexho, Burger King и Yam! Brands – входят также и в первую десятку американского национального рейтинга предприятий фуд-сервиса.

Деление по сегментам и странам происхождения

Среди всех представленных в рейтинге компаний самая крупная по объему продаж группа – кейтеринг, на долю представителей которого приходится 21,6 млрд евро (31% объема продаж индустрии). За ними вплотную следует группа предприятий быстрого обслуживания (20,8 млрд евро (30%). На долю гостиничного сегмента приходится 10% общих продаж; сегмент развлекательных парков отдыха генерирует лишь 1%; секторы ресторанов, пабов и туристический сегмент показали приблизительно равные результаты – от 7 до 9%; на долю сектора собственных ресторанов крупных торговых брэндов приходится 4%.

Изменение значимости секторов оказалось весьма незначительным: по сравнению с прошлым годом немного сократился разрыв между сегментами кейтеринга и ПБО. В обзор впервые вошли компании из Австрии и Ирландии, таким образом, общее число представленных стран достигло 17, что составляет 40% стран Европы. При этом следует иметь в виду, что большинство стран представлено максимум тремя операторами, а Россия, Швеция и указанные выше Австрия и Ирландия – лишь одной компанией каждая. И, напротив, четыре страны представлены здесь более чем десятью операторами: Великобритания (23 компании), Франция (18 компаний), Германия (16 компаний) и единственный представитель другого континента – США (12 компаний). С точки зрения интенсивности работы индустрии, а мы это определяем как совокупную выручку от реализации в Европе всех предприятий фуд-сервиса, отнесенных к конкретной стране, Великобритания лидирует с 20,9 млрд евро. Далее следуют США (18,5 млрд евро), Франция (12,7 млрд евро). Сумма этих значений превышает три четверти общей выручки всех вошедших в наш рейтинг компаний.

Набираем вес

Общие продажи всех вошедших в наше исследование операторов возросли на 4,8%. Туристический сегмент и сегмент предприятий общепита в парках отдыха показали значительные отклонения от общего значения (0,3% прироста и 2% снижения продаж соответственно). Более чем 6% прирост продаж в самом быстрорастущем сегменте собственных ресторанов крупных торговых брэндов в значительной мере был предопределен успешной деятельностью компании Ikea – лидера в этой категории. Суммарный прирост продаж всех остальных операторов в этом сегменте составил всего лишь 3,1%. Кроме сектора ресторанов крупных торговых брэндов еще четыре сектора показали примечательные результаты: ПБО (5,9%), F&B в гостиницах (5,5%), рестораны (5,5%) и пабы (5,1%).

Какие же именно группы компаний лидируют с точки зрения роста оборота? Здесь на первом месте оказался Subway, увеличивший этот показатель примерно на 117%. Следом идут «Ростик Групп» (48%), Do&Co (37%), Starbucks (32%) и Domino’s Pizza (32%). В списке наиболее динамично развивающихся компаний оказалось четыре оператора ПБО, и лишь одна австрийская Do&Co выступает в другом сегменте.

Из общего числа представленных в обзоре компаний 23 показали прирост продаж, выраженный двузначными числами. В противовес этому 13 компаний потеряли часть рынка.

Несколько слов о трех «призерах», первый из которых Subway – сеть, для которой основным фактором роста является открытие новых торговых точек. В сентябре 2005 г. компания отметила открытие своего тысячного европейского филиала. Для полноты представления отметим, что первый филиал этого брэнда появился в Берлине шесть лет тому назад, а в августе в Германии был открыт 250-й филиал. Начав 2004 г. с 65 точками в столице, компания сумела завершить год с портфелем из 170 берлинских предприятий. Ежегодный оборот среднего филиала Subway составляет примерно 350 тыс. евро, что совсем немного, но следует учитывать, что и инвестиции в открытие точки невелики. Модель расширения деятельности, выбранная компанией, основана на франчайзинге и стимулируется работой агентов по развитию, осуществляющих поиск местных партнеров. В планах компании довести число своих предприятий по всей Европе (от Ирландии до России) до 5 тыс. уже в 2010 г.

В России, если не брать в расчет McDonald’s, крупнейшим игроком на рынке является «Ростик Групп» – компания, управляющая разными концепциями, но с основным брэндом – ПБО «Ростик’c». В конце лета 2005 г. компания создала мощный альянс с Yam! Brands. По планам игроков объединенная сеть будет включать около 300 ресторанов.

Третий «призер» Do&Co впервые вошел в рейтинг. В 2004 г. эта австрийская компания, предоставляющая услуги высококлассного гастрономического обслуживания, показала 40%-ный прирост продаж. Львиная их доля приходится на обеспечение питанием авиарейсов, и по этой причине мы отнесли Do&Co к категории туристического фуд-сервиса. Но мировую известность компании принесло обеспечение питанием разного рода элитных мероприятий. Если перейти от процентных величин прироста продаж к их абсолютному выражению, можно увидеть, что меняются и лидеры рейтинга. На первое место однозначно выходит McDonald’s с приростом продаж 438 млн евро. Буквально по пятам за ним следует Compass Group с 431 млн евро. Далее места распределены следующим образом: Elior (121 млн евро), Subway (111 млн евро) и Sodexho Alliance (104 млн евро).

Стоит сказать несколько слов о McDonald’s. Для корпорации из городка Оак Брук (штат Иллинойс) европейский регион имеет крайне важное значение. Именно здесь находится около 20% всех ее торговых предприятий, и они обеспечивают 27,5% продаж всей системы, и, что еще любопытнее, $4 из каждых $10 в обороте компании образуются именно европейскими филиалами McDonald’s.

Общеевропейская дистрибуция и продажи

Лидеры в каждом секторе нашего рейтинга распределились по-разному. К примеру, несмотря на то что каждая из вошедших в него 111 компаний в среднем управляет своим бизнесом в шести странах Европы, гостиничный сектор в этом отношении на голову выше всех: здесь средний показатель равен 15, а в секторах ПБО и кейтеринга всего пять. Вместе с тем очевидно, что ряд компаний гораздо более активны, а их деятельность выходит далеко за рамки этих показателей. Вне гостиничного сектора список операторов международного масштаба возглавляют такие компании, как Subway (управляет предприятиями в 23 странах), Yam! Brands (география бизнеса в Европе охватывает 25 стран), Compass (уже представлен в 33 странах Европы) и, конечно же, McDonald’s (абсолютно чемпионский показатель – 33 страны).

Другим примером служат средние продажи компаний в каждом секторе. Различия поистине огромны, и если нижний предел находится на отметке 183 млн евро и является равным результатом деятельности двух компаний в сегменте парков отдыха, то наибольшая средняя величина продаж двадцати кейтеринговых компаний в нашем рейтинге составляет 1,078 млрд евро.

Очевидно, что необходимо обозначить различные, действующие в разных секторах европейского рынка фуд-сервиса модели. Все они находятся в зависимости от ряда факторов, таких как потребительский спрос на интернациональную модель. Это особенно справедливо в сфере кейтеринга и гостиничном секторе и, напротив, не столь актуально для пабов и ресторанов. Еще одним движущим фактором служит степень наличия у оператора необходимых навыков развития бизнеса посредством расширения своей международной деятельности. И здесь самым ярким примером служат американские компании, которые в среднем управляют своими филиалами в 17 европейских странах. Пальма первенства принадлежит гостиничным сетям вроде Best Western или Starwood, а также предприятиям быстрого обслуживания.

Средний уровень продаж у американских компаний, действующих в Европе, равен 1,541 млрд евро, и это самый высокий показатель, в то время как среднеевропейский показатель равен 617 млн евро. Впрочем, Великобритания и Франция также превысили среднеевропейский показатель с 908 млн евро и 708 млн евро соответственно.

Главные выводы:

– Паневропейские операторы индустрии фуд-сервиса на плаву и тонуть не собираются: средний показатель прироста оборота крупнейших 111 компаний за 2004 г. составил 4,8%. При том, что четких данных о темпах роста всего европейского рынка фуд-сервиса все же нет, получается, что эти компании вместе взятые наращивали темпы своей работы быстрее, чем рынок в целом. Однако можно констатировать, что два-три года тому назад рынок характеризовался несколько большим числом слияний бизнеса и открытия новых филиалов.

– Всего несколько стран, которые можно пересчитать по пальцам, дали рынку большую часть крупнейших операторов. Основные из них – Великобритания, США и Франция, где зарегистрированы 57 компаний из нашего рейтинга, генерирующие порядка 75% всех продаж. Однако некоторые не столь крупные страны, вроде Швейцарии, шесть представителей которой все же сумели войти в рейтинг, также заявляют о себе. Это подводит нас к выводу, что зона влияния некоторых компаний лежит за пределами страны их происхождения.

– Среди 111 операторов фуд-сервиса по-прежнему доминируют представители кейтеринга и ПБО. В этих двух сегментах сосредоточено до двух третей совокупных продаж рейтинговых компаний. Хотя их доля рынка сильно не увеличилась, но и не уменьшилась.

– Та роль, которую 100 крупнейших европейских операторов играют на рынке, полностью сопоставима с ролью аналогичных компаний на рынке США. Как в Европе, так и в США доля рынка, занимаемая рейтинговыми лидерами, составляет примерно 20% полной емкости рынка фуд-сервиса этих регионов. Возможно, это указывает на то, что США более не могут удивить старушку Европу новыми фокусами.

Прогнозы

1. Хотя представленные в рейтинге компании имеют огромное значение и влияние, их общая доля составляет лишь 20% рынка, что указывает на наличие существенных возможностей для роста.

2. Темпы развития бизнеса в небольших странах сегодня возрастают, и мы, вероятно, увидим в следующем году еще большее число компаний, представляющих новые для нашего рейтинга страны.

Что есть Европа?

В самом широком смысле (включая европейскую часть России и Турцию) Европа объединяет 41 страну, на территории которых проживает в общей сложности 799 млн человек. Но основная деятельность лидирующих компаний и уж точно большая часть их бизнеса осуществляется в странах Европейского Союза, а также в Норвегии и Швейцарии, где проживает не более 388 млн человек. В обозримом будущем можно ожидать существенное усиление деятельности указанных компаний на рынках десяти новых стран – членов Европейского Союза (дополнительные 75 млн человек). Тем не менее в настоящей статье мы учитывали максимальный рынок – 799 млн человек.

Правила составления рейтинга

1. Где возможно, использовались данные финансовых отчетов операторов фуд-сервиса; приблизительные значения обозначены сносками (*).

2. Значения торгового оборота сетевых компаний основаны на данных деятельности на европейских рынках, включая франчайзинговые активы и исключая торговые налоги.

3. При расчете объемов продаж услуг фуд-сервиса во внимание принимались лишь реализованные продукты питания и напитки, при этом непрофильные услуги, такие как, например, расселение в гостиницах, исключались.

4. Рейтинг отображает долю рынка корпораций, но не брэндов.

5. Компании распределялись по сегментам рынка, исходя из вида основной деятельности.

6. С целью упорядочения данных в ряде случаев при конвертации значений в евро применялись среднегодовые обменные курсы евро по отношению к соответствующим национальным валютам.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43