Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Море пива

Рынок пива ломится от обилия сортов, брэндов, компаний-производителей. Каждая ценовая категория нашла своего покупателя, поэтому растут сегменты как лицензионной, так и отечественной и импортной продукции. Повышается спрос на нефильтрованное и темное пиво.

Общий объем потребления пива в России, по данным компании Business Analytica, с 832 млн дал в 2004 г. вырос за год до 866 млн дал. По оценкам компаний-поставщиков, рынок розничного бутылочного пива сегодня уже настолько насыщен, что многие производители стремятся увеличить продажи в сегменте HoReCa. Некоторые из них активно открывают брэндовые сети ресторанов, например «Сибирскую корону», «Старый мельник», Pilsner Urquell, «Толстяк», бары «Т». Пивной формат на пике популярности, об этом свидетельствует успех сетей «Кружка», «Дурдинъ», появление новых заведений – «Ерш», Beermarket, «Янтарь», «Метро» и др. 
Отчасти активное развитие пивного формата связано и с изменением законодательства: в 2004 г. были приняты поправки к Закону «О рекламе», а в 2005 г. – Закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». По мнению Алексея Богера, генерального директора компании «Байрос», поправки к Закону «О рекламе» уже заставили производителей пива пересматривать свои рекламные концепции. «Вполне вероятно, что необходимость более активного использования наружной и имиджевой рекламы может привести к увеличению числа летних кафе как носителей рекламы», – считает он. 
Все компании-поставщики уже сейчас говорят о значительном росте продаж в сегменте HoReCa. В компании Vital Distribution в 2005 г. рост составил 35%. В компании «Байрос» продажи увеличились практически на 50%. Объемы продаж разливной продукции «Очаково» по итогам 2005 г. выросли в 2,4 раза по сравнению с 2004 г. По словам Германа Лебедева, генерального директора направления on-trade компании «Русская традиция», в 2006 г. компания планирует увеличение объема продаж на 25%. 
На российском рынке пива в сегменте HoReCa можно выделить сразу несколько тенденций, которые на первый взгляд противоречат друг другу. С одной стороны, активно развивается сегмент лицензионной продукции. Популярные в России импортные марки постепенно переходят в лицензию. Так, в сегменте лицензионного пива в 2004–2005 гг. появились Brahma, Foster’s, Pilsner Urquell, Zlatopramen. С другой стороны, растет спрос на импортное пиво. «Когда в России появилось лицензионное бутылочное пиво Staropramen, продажи разливного в ресторанах сразу упали, потому что поползли слухи, что оно тоже производится в России. Зато Krusovice уже около трех лет лидер продаж в сегменте HoReCa, потому что чешский завод принципиально не продает лицензию в другие страны», – рассказал Максим Мерзоев, руководитель отдела продаж компании «Хавский и Ко». 
На самом деле эти противоположные тенденции не мешают друг другу. Каждый сорт пива уже нашел своего покупателя. Так, в более демократичных заведениях предпочитают лицензионное или отечественное пиво. В специализированных пивных ресторанах и в заведениях со счетом от $20 – стабильный спрос на импортное пиво. Интересно, что спрос может меняться даже внутри одной сети в зависимости от расположения точек. «В ресторане «Колбасофф» (в сети шесть точек, управляется компанией «Арпиком»), расположенном на Таганке, предпочтение отдается известным, «престижным» импортным маркам. А в ресторане «Колбасофф» на Симферопольском бульваре предпочитают пиво «Колбасофф», – рассказала Анастасия Санникова, бар-менеджер компании «Арпиком». В меню ресторана «Ерш» (пивная концепция холдинга Lite Life, cредний счет – $20) стояли две позиции лицензионного пива, но их убрали. «Несмотря на небольшую стоимость лицензионного пива (0,5 л – около 80 руб.), оно не пользовалось спросом, поэтому мы убрали его из меню», – рассказал Артур Чистяков, директор ресторана «Ерш». Сейчас представлены 12 сортов импортного пива (0,5 л – 170 руб.) и два собственных сорта – «Ерш светлый» и «Ерш мутный» (темное) по 80 руб. за кружку.

Нефильтрованное, темное, оригинальное


За последние несколько лет значительно вырос спрос на нефильтрованное и темное пиво. Так, по словам Максима Мерзоева, если раньше в компании на светлое пиво Krusovice приходилось 90% продаж, то сейчас оно занимает 55%, а темное и нефильтрованное Krusovice – около 45%. Нефильтрованное пиво появилось в меню ресторанов разных форматов. Сеть «Кружка» относительно недавно ввела в свою пивную линейку сорт «Сибирская Корона нефильтрованное» (0,5 л – 60 руб., пиво «Кружка» стоит 45 руб.). И несмотря на то что «Кружка» – это демократичный формат со средним счетом $10–15, новый сорт пользуется большим спросом и прекрасно «прижился» в меню. Рост интереса к нефильтрованному пиву отмечают в сети «Колбасофф». По словам Анастасии Санниковой, если несколько лет назад пиво Hoegaarden (нефильтрованное) не пользовалось спросом, то сейчас оно занимает лидирующее место. По данным компании «Арпиком», продажи нефильтрованного пива в Москве выросли приблизительно на 20%. 
Помимо спроса на нефильтрованное пиво, растет интерес к темным сортам и к пиву с оригинальными, необычными вкусами. Поэтому компании-поставщики стремятся расширять ассортимент этих сортов. Например, последние новинки в компании «Старый Мастер-СДК» (входит в «Норд Винс Дистрибьюшн») – элитный сорт нефильтрованного пива Erdinger Weissbrau и темный сорт Budweiser Budvar Dark. В пивной карте сети «Колбасофф» появилось темное «Колбасофф». В компании «Байрос» повысился интерес к копченому пиву Schlenkerla, а также к английским элям и стаутам. Повышается спрос на японское пиво, например Kirin.
Эти тенденции проявляются в отношении не только импортного пива, но и отечественного. В компании «Очаково» также говорят об увеличении спроса на более дорогие сорта, и, в частности, на нефильтрованное пиво «Очаково оригинальное» (0,5 л стоит 40–50 руб.). «Очаково» в прошлом году запустила два сорта темного пива «Очаково Премиум» – «Черное Легкое» (содержание алкоголя в нем всего 3,9%) и «Рубин» (отличается рубиновым оттенком и легким карамельным вкусом). Компания-производитель «Вагант» разработала рецепты двух сортов пива – «Вагант Праздничный» и «Копченое» (изготавливается из копченого солода) и уже начала выпуск пива «Вагант Праздничный».

Новинки

  • В компании «Байрос» появились новые сорта пива от пивоварни Klosterbraeu Neuzelle – Liebestrank, Maennerstolz, от пивоварни Engel – Engel Gold, разливное пиво пивоварни Weldeubraeu, бельгийской пивоварни Huyghe – Floris Apple, подарочные кувшины с немецким пилсом к Чемпионату мира по футболу – Goalkeeper и Football.
  • В компании «Русская традиция» появилось несколько новых немецких и чешских позиций: Prazecka, Cernovar (темное и светлое), Liebenweiss (нефильтрованное) и Grotwerg (темное и светлое). 
  • В компании «Альпикс» – новые английские сорта, например Newcastle Brown Ale, новое нефильтрованное пиво Schoffer Hoffer, в том числе нефильтрованное безалкогольное Klaus Tyler, красный сорт Charles Wells Bombardier.
  • В компании «Хавский и Ко» появился темный стаут Kelt, альтернатива Guinness, и живое пиво «Шульц» (производится на частной пивоварне в России) двух видов – светлое и темное.

Варить самим


В пивных ресторанах сегодня стало модно ставить в меню пиво под собственной торговой маркой. Обычно это самая дешевая позиция, и чаще всего она становится лидером продаж. Так, в сети «Кружка» фирменное пиво «Кружка» (0,5 л – 45 руб.) занимает первое место по продажам. В ресторане «Ерш» – пиво «Ерш» (0,5 л – 80 руб.), в сети «Колбасофф» – фирменное пиво «Колбасофф» (светлое и пшеничное). Чаще брэндовое пиво заказывается на каком-то производстве, но есть и другой путь – установить в ресторане свою пивоварню. Этот вариант гарантирует не только широкий ассортимент оригинальных сортов, но и независимость от поставщиков. Компания «Тэдди Бир», поставщик микропивоварен в рестораны, отмечает постоянный спрос на свою продукцию, причем более половины пива, производимого по технологии этой компании, – это темные и полутемные нефильтрованные сорта.

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)