Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Найдите 10 отличий

В России, где авторское право начало формироваться около 10 лет назад, подделки и копии пока обычное дело. До сих пор мировые брэнды с удивлением обнаруживают своих двойников на территории нашей страны. Но постепенно складывается система судебных прецедентов, и отстоять права на свой брэнд или фирменный стиль в российском суде становится все более реально. Так, Starbucks Corp. в 2005 г. удалось отсудить права на свой торговый знак на территории РФ у российских предпринимателей, зарегистрировавших его на себя.

В принципе в заимствовании нет ничего противозаконного. В маркетинге даже есть понятие «паразитарность на удачных проектах». Маркетинговые исследования направлены именно на то, чтобы выявить интересные тенденции и успешные идеи на рынке и применить их в бизнесе. Заимствование идей или целиком концепции в судебном порядке доказать практически невозможно: это лежит за пределами области патентного права и, скорее, относится к этическим вопросам.
С юридической точки зрения наказуемо только копирование названий, брэндов, фирменных товарных знаков. Поэтому самые громкие судебные дела как раз связаны с брэндами, названиями компаний и именами доменов в Интернете. Существует целый «пиратский бизнес»: российские предприниматели регистрируют на территории РФ названия известных мировых брэндов, а потом, когда иностранная компания выходит на наш рынок, предлагают продать ей права на владение торговым знаком. Примером может служить нашумевшая история с мировой сетью кофеен Starbucks. Юристы российского предприятия «Старбакс» предлагали американской компании перекупить зарегистрированный на территории РФ торговый знак за $600 тыс. В ноябре 2005 г. российский суд встал на сторону Starbucks Corp. Очень много аналогичных историй в интернет-среде. Сформировалось даже такое понятие, как киберсквоттер – человек, регистрирующий на себя доменные имена с целью последующей перепродажи. Характерна история с www.kodac.ru, когда частный предприниматель зарегистрировал на себя это имя и компании Kodac, чтобы перевести домен на себя, пришлось судиться с ним не один год. 
Еще один вариант пиратства – это копирование фирменного стиля – формы продуктов, дизайна упаковок и т.д. Некоторые компании полностью строят свой бизнес на этом, например кондитерская фабрика «Меньшевик» (название – в пику известной фабрике «Большевик») с 1993 по 2001 г. занималась импортом кондитерских изделий и их дистрибуцией на территории РФ, а в 2001 г. организовала производство жевательной резинки и карамели на палочке «Лизун Сосун» (аналог «Чупа-Чупс»).
На российском ресторанном рынке чаще всего заимствуют названия и концепции известных иностранных компаний и сетей, которые пока не представлены у нас. У многих на слуху история с проектом Михаила Орлова Spoon cafe, которое открылось в Санкт-Петербурге год назад. Spoon Food&Wine – название мировой сети демократичных ресторанов французского шеф-повара Алена Дюкаса. Юлия Тарнавская, критик журнала «Афиша. Санкт-Петербург», написала об этом статью. И в конце 2005 г. кафе было переименовано в Remark cafe. «К сожалению, подробностей я не знаю, потому что после выхода моей статьи руководство заведения отказалось со мной общаться», – поделилась Тарнавская. При этом питерский журнал «Собака» в мартовском номере за 2006 г. опубликовал заметку под названием «Ремарка», где причиной смены вывески кафе Михаила Орлова называется «cловоохотливая журналистка, сообщившая в международную сеть ресторанов Spoon о существовании одноименного заведения в Петербурге». Как удалось выяснить корреспонденту «МД. Ресторан. FoodService», кафе было переименовано, так как перешло к новым владельцам – холдингу «Васаби» (сеть ресторанов «Васаби», суши-баров «Васабика», ресторан «Розарио»). Помимо вывески были переработаны концепция, интерьер и меню.
Известное имя и концепцию парижского клуба Buddha Bar заимствовал Buddha Bar.spb, открывшийся в ноябре 2005 г. в Санкт-Петербурге. Buddha Bar – это клуб в Париже, который принадлежит компании Sa. George V Restauration. Также по лицензии работают Buddha Bar в Нью-Йорке, Милане, Анджуне, Шарм-эль-Шейхе и Тель-Авиве. В России первый «Будда Бар», никак не связанный с парижским, появился в Москве в 2003 г. Сейчас заведение переименовано в «Карма Бар». Питерский Buddha Bar.spb также к учредителям французского клуба не обращался. «У нас схожая концепция с французским Buddha Bar, но мы не его подразделение. Мне кажется, потребителям не так важно, как мы называемся. Конечно, большинство наших иностранных клиентов знакомы с европейской концепцией, но нельзя сказать, что мы используем это имя в корыстных целях», – считает Роман Демченко, директор управляющей компании Buddha Bar.spb. Сейчас, по его словам, компания ведет преговоры о сотрудничестве с французами.
Узнаваемое европейское имя использовал еще один питерский проект. В начале июня этого года на Крестовском острове открылся комплекс Nikki Beach St. Petersburg, который состоит из ресторана японской и средиземноморской кухонь, пляжа и бассейна. Заведение является частью проекта «Крестовский сад» (рестораны «Карл и Фридрих» и «Русская рыбалка», Holsten Bier Haus). Nikki beach – название известного пляжа и ресторанного комплекса в Испании, славящегося пляжными вечеринками. Питерский Nikki beach с испанским никак не связан. По словам Светланы Ржевцевой, управляющей проектом «Крестовский сад», они разработали собственную концепцию, не похожую на испанскую. «Nikki beach – известное, интересное клубное место. Поэтому-то мы и взяли это название, чтобы лишний раз не объяснять, что это за проект. Люди, знакомые с клубной культурой, сразу поймут, о чем речь. Днем наш комплекс работает как ресторан, а по вечерам в пятницу и субботу будут проводиться пляжные вечеринки под открытым небом», – объяснила она.

Комментарии специалистов:
Николас Коро, содиректор Capital Research Group, член европейского совета директоров международного холдинга NEIMS (занимается брэнд-консалтингом, разработкой и продвижением брэндов)
– Использование иностранных брэндов может привести к серьезным судебным разбирательствам. Если впоследствии иностранная компания с этим именем выйдет на российский рынок, то она, скорее всего, выиграет судебный процесс, особенно если это известная компания с устойчивой мировой репутацией. Наша страна собирается вступать во Всемирную торговую организацию, и, естественно, российское судопроизводство отслеживает политические и экономические тенденции в стране. У менее известной локальной иностранной компании меньше шансов на успех.

Михаил Рюмин, соучредитель (партнер) и исполнительный директор компании «Дымшиц и Партнеры» (занимается консалтингом, маркетинговыми исследованиями и брэндингом)
– Использовать формат, успешный на другом рынке, вполне разумно, а вот копировать логотип или название нецелесообразно. Прямое заимствование западных успешных брэндов или рекламных концепций не гарантирует успеха на российском рынке – выбор фирменного стиля, логотипа, цветового решения, дизайна, любых других элементов брэнда должен проводиться на основе тестирования среди потребителей того рынка, на котором он будет работать. Шансы пройти этот тест на конкретном рынке равны у заимствованной зарубежной концепции и новой, самостоятельно разработанной для данного рынка.
А если вы считаете, что кто-то нарушил ваши права на интеллектуальную собственность, используя ваш фирменный стиль, дизайн или другие элементы вашего брэнда, то судитесь, защищайтесь.

Геннадий Бреннер, юрист, специалист по вопросам авторского и патентного права компании «РОСАЛКО»
– Закон об авторском праве охраняет само произведение, а не идею или концепцию: «Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты» (Закон «Об авторском праве и смежных правах». Ст. 6. П. 4.). Поэтому в целом защитить концепцию от копирования невозможно. Но можно и даже необходимо зарегистрировать товарный знак, причем как само название, так и какое-то изображение (логотип). Также возможно защитить уникальные разработки, запатентовав их в качестве промышленного образца. Право на товарный знак действует на территории определенной страны, поэтому если иностранная компания не зарегистрировала свою торговую марку на территории РФ, то ее может использовать любая другая организация.
В России уже сложилась судебная практика решения вопросов, касающихся авторского права и лицензирования. Доказать, что кто-то использует элементы вашего товарного знака, вполне реально. Для этого проводится экспертиза товарных знаков.И если будет выявлено, что они схожи до степени смешения, то по законам «О товарных знаках...» и «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Разд. III. Недобросовестная конкуренция. Ст. 10), пиратской компании запретят использование этого знака.

Pret a Manger (Великобритания) 
1) История, владельцы
Pret a Manger появилась в 1986 г., когда друзья по колледжу Синклер Бичем и Джулиан Меткалф открыли первую точку сети, основу меню которой составляют сэндвичи, сделанные без использования консервантов. Компания развивается медленно, обстоятельно, по-европейски. Сейчас работает около 150 точек Pret a Manger в разных форматах: кафе, магазины, точки доставки. Большая часть из них находится в Великобритании. Оборот компании составляет более 150 млн фунтов в год. Она принципиально не продает франшизы.
2) Концепция
Pret a Manger – это сэндвич-концепция с открытыми витринами в зале, где выставлены уже готовые свежие блюда в одноразовых упаковках. Покупатель выбирает все, что ему нравится, и оплачивает в кассе. Все блюда готовятся на точках только из свежих ингредиентов, без использования консервантов или улучшителей вкуса. Принцип сети, опубликованный на сайте компании: «Мы готовим и продаем еду в этот же день. Поэтому на упаковках наших сэндвичей и салатов нам не надо писать «употребить до», потому что мы не продаем «старую» еду. Мы лучше бесплатно отдадим наши сэндвичи на благотворительность, чем будем продавать их на следующий день». Средний счет –
4-5 фунтов.
3) Интерьер
Фирменные цвета Pret a Manger – бордовый и металлик – использованы в дизайне всех точек. Обязательный элемент интерьеров кафе и магазинов – открытые витрины и металлические барные стойки. 
4) Меню
Pret a Manger. Основа меню – это классические треугольные сэндвичи с куриным филе, тунцом, беконом, семгой, авокадо и т.д., упакованные по два или по одному. В меню также представлены сэндвичи из багетов, например с сыром Бри, помидорами и базиликом, классические с курицей, тунцом, а также сэндвич-роллы, салаты, супы, суши, круассаны, кексы, пирожные, йогуртовые десерты, пудинги, муссы.

Комментарий:
Саймон Харгрейвс, коммерческий директор компании Pret (брэнд Pret а Manger)
– Мы знаем о существовании копии на российском рынке. Но подробные комментарии по этому поводу давать не будем.

«Пять звезд» (Россия)
1) История, владельцы
Первая точка сети «Пять звезд» открылась около двух лет назад (сентябрь 2004 г.). На сегодняшний день в Москве работают четыре кафе. Сеть входит в ГК Аркадия Новикова. По словам Юлии Церковниковой, генерального директора компании «Эксалан» (брэнд «Пять звезд»), средняя проходимость точки в Камергерском переулке – 1 тыс. человек в день. По оценкам компании, емкость  рынка позволяет открыть еще 40 точек.
2) Концепция
«Пять звезд» – сэндвич-концепция. В зале установлены открытые витрины, где покупатель может выбрать блюда в одноразовых упаковках. Горячие напитки, супы, часть выпечки заказывают на торговой стойке. По словам Церковниковой, принципиальное отличие «Пяти звезд» от классических предприятий быстрого обслуживания в том, что здесь не используют фритюр, не добавляют консерванты, ароматические добавки или улучшители вкуса. Все блюда готовят на точках из заготовок, которые производятся на централизованном производстве. Средний счет – менее $10.
3) Интерьер
Фирменные цвета сети «Пять звезд», использованные как в логотипе, так и в дизайне интерьеров, – бордовый и металлик. Все точки оборудованы открытыми витринами и металлическими барными стойками в стиле хай-тек.
4) Меню
В меню классические треугольные сэндвичи с курицей, семгой, моццареллой, кедровыми орехами, ростбифом, бужениной; багеты с курицей и виноградом, тунцом, запеченным перцем, салат-рулеты с курицей и овощами, запеченными баклажанами и ореховым соусом, салаты греческий, «Цезарь», «Запеченная свекла», «Курица и Бекон», два супа дня, кексы банановый и морковный, муссы, чизкейки, гранолы, фруктовые салаты и свежая выпечка, батончики «Энергия» с орехами и сухофруктами, наборы японских роллов.

Комментарий:
Юлия Церковникова, генеральный директор компании «Эксалан» (брэнд «Пять звезд» зарегистрирован как товарный знак на территории РФ)
– Pret (держатель брэнда Pret a Manger) знает о существовании «Пяти звезд». Наши учредители держат связь с этой компанией. На начальном этапе мы обращались к ней с целью приобретения франшизы, но на тот момент она никому ее не продавала. Один из совладельцев сети Pret a Manger приезжал в Москву, был в наших кафе, и ему все понравилось. У нас нормальные деловые отношения, и даже рассматриваются варианты сотрудничества. К тому же мы применяем опыт не только Pret а Manger. Например, открытые витрины используют многие сети. В разработке меню нам помогал английский шеф-повар, но не из Pret a Manger. А фирменные цвета бордовый и металлик мы взяли, потому что это просто красивое и стильное  сочетание. В наши кафе приходит много иностранцев, но никто из них  не сравнивает нас с Pret а Manger, видимо, у них нет таких ассоциаций.

Sphinx (Польша)
1) История, владельцы
Первый ресторан Sphinx польской сети формата casual dining появился в 1995 г. В 1997 г. заработали первые рестораны по франчайзингу. В 1999 г. была сформирована единая управляющая компания Sfinks Polska S.A. Сейчас работают 79 точек на территории Польши, включая города с населением менее 100 тыс. человек. В год открывается порядка 15–20 точек. Средний годовой прирост компании в 2003–2005 гг. составил 45%, чистая прибыль выросла в 7,5 раза. 
2) Концепция 
Sphinx – это сеть демократичных ресторанов (формат casual dining) со средним счетом 38 злотых. 
3) Интерьер
Фирменные элементы интерьера сети Sphinx – это имитация египетских фресок на стенах и яркие восточные светильники из цветного стекла. 
4) Меню
Кухня в Sphinx европейская (включая итальянскую пиццу и пасту) и восточная (арабская шаурма).

Комментарий:
Магда Колоджейчик, PR-директор компании Sfinks Polska S.A.
– В нашей компании знают о существовании ресторана «Сфинкс» в Санкт-Петербурге, но никто из польских представителей там никогда не был, и пока компания не предпринимала никаких действий по этому поводу. Хотя несколько лет назад польский Sphinx зарегистрировал свою торговую марку на территории РФ.

Юридическая справка:
По Закону «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» если компания регистрирует торговый знак и в течение трех лет не использует его, то любое заинтересованное лицо может подать в Палату по патентным спорам заявление о досрочном прекращении действия регистрации торгового знака. Россияне зарегистрировали написание кириллицей – «Сфинкс», а польское название пишется латиницей – Sphinx.

«Сфинкс» (Россия)
1) История, владельцы
Ресторанный комплекс «Сфинкс» открылся в Санкт-Петербурге в мае 2005 г. Комплекс включает ресторан, состоящий из шести залов, круглосуточный бар (работает по меню ресторана), кофейню (частично предлагается ресторанное меню+меню традиционное для кофейни) и летнюю веранду. Среди учредителей российского «Сфинкса» известные фигуристы Антон Сихарулидзе и Елена Бережная. «Сфинкс» – сетевой проект, и в будущем планируется создание нескольких аналогичных ресторанов. Торговая марка зарегистрирована на территории РФ.
2) Концепция 
«Сфинкс» – это демократичное заведение, предлагающее широкий ассортимент блюд европейской кухни. По словам Владислава Баронаса, управляющего ресторанным комплексом «Сфинкс», благодаря современной организации технологического процесса на выполнение заказа уходит 10–15 мин. Это при том, что комплекс рассчитан на 300 посадочных мест, 60% гостей – пары. Средний чек – около 300 руб.
3) Интерьер
В интерьере «Сфинкса» использованы только натуральные материалы – дерево, камень, металл. В дизайне прослеживаются египетские мотивы: фрески на стенах, яркие восточные светильники. 
4) Меню
Кухня «Сфинкса», как рассказал шеф-повар Сергей Шаршов, – это простая еда в отношении как ингредиентов, так и способов приготовления. Основу составляет европейская кухня, но есть и традиционные русские блюда, например пять видов супов или пельмени. Самые популярные позиции – гирос со свининой или куриным филе, шашлыки из свинины. Кроме того, предлагается отдельное суши-меню и паста и пицца.

Комментарий:
Владас Баронас, управляющий ресторанным комплексом «Сфинкс»
– Мне не удалось найти подтверждения связи питерского «Сфинкса» с польским – ни организационно-правовой, ни концептуальной, ни гастрономической. Но не исключено, что один из владельцев ресторана, олимпийский чемпион Антон Сихарулидзе, был вдохновлен успехом одноименной польской сети. В то же время у «Сфинкса» есть устойчивые российские и даже питерские корни. Для питерцев каменные сфинксы набережных такой же неотъемлемый атрибут городского пейзажа, как силуэт Петропавловки.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)