Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Оранжевое настроение

Оранжевое настроение

Марианна Ваххольц

Коринна Кречмар-Йонк, JOI-Design (Гамбург): 

– Цвет играет важную роль в обустройстве торгового зала, особенно это касается ресторанной индустрии. Одни цвета стимулируют аппетит, другие оказывают противоположное воздействие. Неправильный выбор цвета может повлечь скрытые риски. Конечно, атмосферу создает дизайн зала в целом, но, к примеру, переизбыток синего цвета может изрядно притупить аппетит. Вместе с тем в суши-баре избирательное использование синего цвета может быть оправданно: такой дизайн подчеркнет свежесть сырой рыбы. Тем не менее общее правило гласит: для дизайна ресторанных концепций больше подходят теплые тона.

В наши дни гибкое освещение и разноцветная подсветка часто берут на себя или усиливают роль цвета в создании атмосферы. С их помощью одно и то же помещение утром может излучать яркость, стимулирующую свежесть и жизнерадостность, а вечером, наоборот, создавать спокойное, расслабленное настроение.

Важные факторы при выборе цвета – формат заведения, целевая аудитория и уровень цен. Роскошные интерьеры, как правило, ненавязчиво декорированы приглушенными цветами. В бюджетном сегменте намного более приемлемы яркие цвета. Броские цветовые акценты помогают направить внимание и при использовании с определенными формами и орнаментами создают энергичное, жизнерадостное настроение.

Модные цвета? Разумеется, современные тенденции извне также проникают в цветовые схемы ресторанного и гостиничного бизнеса; особенно сильно тон задает индустрия моды. Но намного важнее тот факт, что использование модных цветов – это ответ на потребности современных людей: наш мир становится еще громче, еще быстрее, еще более цифровым. Нас перегружают разнообразными стимулами, мы постоянно «онлайн». Граница между работой и досугом размывается, кроме того, мы все больше времени проводим в помещении. Чтобы уравновесить этот искусственный, требовательный мир, в котором мы живем, мы рвемся в окружение природы, в обстановку, где мы сможем отключиться и найти то, чего нам так не хватает: расслабление и покой. Как следствие растет важность цветовых схем, позаимствованных у природы. www.joi-design.com 


Николь Франкен, Franken Architekten (Франкфурт-на-Майне): 

– Согласно общему правилу, яркие цвета создают свежую, ясную дневную атмосферу. Полутона передают активность и оптимизм, а темные цвета в зависимости от нюансов создают спокойную, элегантную вечернюю атмосферу или же волнительное, гламурное настроение ночной жизни. В то же время сегодня выбор цвета определяется прежде всего концепцией заведения. Общая тенденция – отход от привязки к конкретным цветам и использование более целостного, комплексного подхода. Нет моды на какой-то конкретный цвет. Сейчас в ресторанной индустрии модны залы, которые рассказывают какую-то историю. Использованные материалы должны быть экологичными и при этом иметь винтажный/подержанный вид. В моде эклектичная смесь материалов и цветов, мебель с историей, комбинирование всевозможных предметов для создания двойных смыслов. Цвета и орнаменты, стили и эпохи контрастируют друг с другом. Что касается цвета, в идеале это один или два преобладающих тона, которые будут своего рода лейтмотивом и уравновесят намеренную стилевую разрозненность.

Еще одна тенденция, существующая параллельно и часто идущая бок о бок с «подержанным шиком», – стили и цвета природы в чистом, первозданном виде. Ключевые слова здесь –«близость к земле», которая выражается в использовании природных материалов: дерева предпочтительно песочных и земляных тонов, патинированных металлов, кожи, льна, шерстяных тканей. И все это должно выглядеть настолько старым, грубым и ржавым, насколько возможно. Обеденные зоны, аутентичность которых служит противопоставлением цифровому миру, часто бывают решены в теплых тонах, от светлых до пастельных. Яркие, насыщенные цвета, как обычно, используются в демократичных заведениях: они придают узнаваемость и позволяют выделиться из толпы с относительно небольшими затратами.

Популярностью пользуются зеленый и синий, они вытесняют модные ранее ягодные тона. Вместе с тем чисто белый цвет для мебели и стен используется все реже, уступая место различным сложным цветам и оттенкам серого. Появляются тональные градации серого: от дымчато-серого до мшисто-серого и асфальтового. Даже классический черный теперь в большинстве случаев тонируется каким-то оттенком серого. Эти ненасыщенные цвета часто контрастируют со смелыми рисунками тканей, использованных в интерьере. www.franken-architekten.de

Вольфганг Грушвиц, Gruschwitz (Мюнхен): – Цвета играют решающую роль в создании атмосферы. Путем искусного использования цветовой палитры можно воссоздать в воображении дух какой-то определенной страны. Как правило, теплые тона: коричневый, терракотовый, охра, песочный – ассоциируются с Италией. Их использование в магазине или ресторане подчеркивает атмосферу, напоминающую о популярном месте отдыха, и, как правило, создает ощущение благополучия. По общему правилу мягкие цвета, контрастирующие друг с другом, навевают воспоминания о солнечных, южных странах. Свет и тень также играют важную роль. К примеру, в ресторане La Baracca отеля Park Inn by Radisson в Любеке теплые древесные тона, желтовато-белый и чуть-чуть желтого создают концептуальную, атмосферную аллюзию на стиль итальянского загородного дома. Точечное освещение подчеркивает отдельные элементы помещения и усиливает ощущение благополучия. В то же время выбор цветов, использование стали и натурального камня в баре подчеркивают винтажный характер всего ресторана.

Для северных стран, как правило, характерен довольно тусклый свет. Если мы работаем в подобных условиях, необходим повышенный уровень яркости, больше холодных тонов и холодного, ровно распределенного, голубоватого света. Такая атмосфера будет заряжать энергией и прекрасно подойдет для дискаунтеров или ресторанов быстрого питания, где основной упор делается на чистоту, эффективность и скорость обслуживания. С другой стороны, теплые тона, богатые контрастами, оказывают расслабляющее воздействие и подчеркивают профессиональную компетентность. Они заставляют посетителей задержаться подольше и используются прежде всего в премиальных ресторанных концепциях полного облуживания. 

www.gruschwitz.de

Леони Унгерер, Brust+Partner (Бад-Шенборн): – Общее восприятие и воздействие цветов не зависит от действующих культурных норм, которые просто свидетельствуют о том, какие цвета сейчас в моде. Конечно, мода приносит с собой тенденции в выборе цвета, однако очень недолговечны. Выбирая цвета для ресторанных концепций, лучше руководствоваться более долгоиграющими критериями. Всегда можно добавить модные акценты с помощью аксессуаров, к примеру декоративных предметов интерьера или подушек, которые легко заменить.

Цвета создают настроение и в то же время свидетельствуют о качестве и/или репутации концепции. Часто цвета тесно ассоциируют с предлагаемыми товарами, но это не означает, что, к примеру, кофе-бары должны оформляться исключительно в коричневых тонах просто потому, что их основной продукт – коричневый! Выбирая цвет, следует всегда помнить о целевой аудитории: женщины, как правило, предпочитают пастельные тона, а мужчинам больше по душе насыщенные оттенки. В свежих, молодых концепциях оправданно эпизодическое использование необычных цветовых сочетаний, к примеру розового и оранжевого. Потенциал синего цвета для оформления ресторанов часто недооценивают, в то время как с его помощью можно создавать удивительные ощущения – от погружения в подводный мир до парения над облаками. Синий, особенно в сочетании с другими цветами, может оказывать успокаивающее, расслабляющее воздействие. Зеленый цвет всегда означал весну, плодородие, свежесть, но в наши дни он насыщен новыми смыслами: экологичность, устойчивое развитие, фермерская тема. Воздействие цветов на человека зависит и от того, в каких сочетаниях они используются. Всегда стоит задаваться вопросом: на кого нацелена моя цветовая концепция и чего я хочу достичь? www. brust-partner.de


ДНК цветов

Синий олицетворяет воду, свежесть, воздух. Эмоциональные ассоциации – чистота, свежесть, свобода, осознанность, а также гармония, сочувствие, удовлетворенность. 

Красный оказывает стимулирующее воздействие, олицетворяя деятельность, символизируя чувственность и энергию. Как любой другой цвет, красный может оказывать и негативное воздействие, олицетворяя агрессию, он очень неоднозначен, как огонь и кровь.

Зеленый ассоциируется с весной, плодородием, природой. Он несет покой и гармонию; этот цвет символизирует безопасность, изобилие и жизненные силы.

Фиолетовый олицетворяет эмоциональное равновесие и стимулирует воображение. Это волшебный цвет, вдохновляющий, но в то же время подразумевающий покой и расслабление.

Оранжевый – цвет, символизирующий оптимизм, энергичность и жизнелюбие, он одновременно расслабляет и стимулирует, говорит об открытости, общительности и молодости. 

Коричневый – цвет наших корней, наших истоков. Он создает ощущение уверенности, определенности, чего-то хорошо знакомого, пробуждает чувство теплоты, безопасности, мира и покоя. 

Сложный метаязык

Аксель Фенн – специалист по колористике, профессор Университета прикладных наук и искусств города Хильдесхайма (Германия). Его авторству принадлежит множество публикаций по семантике цвета, в том числе несколько книг, среди них Colour Dictionary («Словарь цвета») и Colours of Health & Care («Цвета в охране здоровья»). 

Более 90% того, что мы ощущаем и испытываем, поступает к нам через органы зрения, утверждает профессор Аксель Фенн, берлинский исследователь в области цвета. По его словам, мы оцениваем окружающую обстановку в значительной степени по тому, что видим. И мы видим цветную картинку, в то время как многим животным это недоступно. С точки зрения Фенна, мир цвета представляет собой сложный метаязык, гораздо более многослойный, с большим количеством нюансов, чем мир слов. Его работа заключается в том, чтобы попытаться расшифровать его семантику. С этой целью Фенн разработал оригинальный подход: цветовые ассоциации используются, чтобы выявить значение понятий, выраженных словами. Что конкретно означает «душевная атмосфера»? Как описать семантический профиль слова «вкусный», что мы представляем себе, когда думаем о «свежести»? Ученый просит участников исследования рисовать картины, реагируя на эти и другие слова-стимулы, – картины, позволяющие перевести субъективное понимание значения слов на язык цвета. «К примеру, душевная атмосфера – центральная тема для ресторанной и гостиничной индустрии – почти повсеместно ассоциируется с теплыми, уютными цветами и оттенками. Формы, как и свойства самих материалов, тоже имеют значение. Острые углы, блестящие, отталкивающие, холодные поверхности, такие как стекло и металл, негативно воздействуют на любое проявление душевности. Почему так происходит? В основе всего лежат древние архетипы – наша тяга к дереву, огню, теплу, близости и безопасности. Подсознательно мы намного ближе к своим пещерным предкам, чем нам кажется», – объясняет Фенн. 

А как насчет оттенков зеленого – цвета, подразумевающего натуральность? «Те, кто в наши дни выбирает зеленый цвет, поступают очень разумно. Зеленый в целом ассоциируется с альтруизмом, хорошими намерениями не в последнюю очередь благодаря партии «зеленых». В то же время компания McDonald's поступила мудро, сменив красный цвет в логотипе и оформлении фасадов на зеленый!» – уверяет Фенн.Аксель Фенн считает абсолютно неприемлемыми темные или слишком ярко освещенные помещения, особенно в контексте ужинов: «Темнота лишает нас многих визуальных удовольствий и заставляет мозг напрягаться, активизируя потребность в безопасности. Мы не слишком-то любим сюрпризы!» Однако быть слишком на виду тоже не очень приятно. Конечно, мы любим свет, нуждаемся в нем. Не случайно мы предпочитаем завтракать в ярко освещенных помещениях со свежими, но мягкими цветами, которые взбадривают, излучают энергию и жизнь. Но в комнатах с безжалостно-резким освещением мы чувствуем себя беззащитными – еще один пережиток древних времен. Но не только поэтому, с точки зрения Фенна, использование белого цвета в индустрии гостеприимства – грубейшая ошибка. «Белый – смертельно унылый, стерильный цвет, означающий депривацию. Это отвержение имеющихся в изобилии возможностей. Он создает ощущение отдаления, аутичности, это настоящее проклятие для воображения», – говорит он.

Фенн считает, что концепции в индустрии гостеприимства должны работать на удовольствие – в гастрономическом, визуальном и коммуникативном отношениях. Белый цвет производит совершенно противоположный эффект, как и близкие к нему оттенки серого. Симпатии самого Фенна на стороне барочного изобилия и буйства цвета, он критикует пуризм и монохромную монотонность. «К сожалению, многие архитекторы и дизайнеры до сих пор с этим не согласны. Доктрина, выраженная в прошлом веке австрийским архитектором Адольфом Лоосом, одним из основоположников пуризма, заключается в том, что «орнамент есть преступление», и это человеконенавистническая доктрина!» – говорит ученый. Фенн уверен: лишь цвета могут расположить к себе, создать напряжение в хорошем смысле – как на тарелке, так и в интерьере. Не случайно же в языке родилось выражение «услада для глаз».


Выпуск журнала:
Комментарии (0)