Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Пиво и зрелище

Нынешний год богат на спортивные состязания: летом в Португалии пройдет Чемпионат Европы по футболу, в Афинах начнутся Олимпийские игры, а уже в мае в Чехии стартует Чемпионат мира по хоккею. Российские телеканалы покажут минимум 80 футбольных матчей. Следить за игрой команд часть болельщиков будет сообща – из ресторанов, кафе и баров. Многие рестораторы уже сейчас готовятся к приему спортивных фанатов, способных в азарте оставить в заведениях немалые суммы.

Заядлые болельщики, предпочитающие не ходить на стадионы, со времени зрелищного Чемпионата мира по футболу-2002 все больше понимают, что наблюдать за ходом игры можно в компании единомышленников – в ресторане или баре, на большом экране, нежели дома наедине с телевизором. «Участие в подобных мероприятиях дает возможность реализовать присущую любому человеку потребность быть частью сплоченной группы, разделяющей его взгляды и эмоциональный настрой», – утверждает Дарья Бабанина, специалист по изучению поведения потребителей в компании Interactive Research Group (IRG).


Летом и осенью 2004 г. состоятся четыре важных спортивных события.
В Португалии – Чемпионат Европы по футболу (транслируемых матчей – 31). До этого будут показаны игры Лиги чемпионов и начала Чемпионата России (еще около 50 трансляций). «Хотя число игр сборной России на Чемпионате Европы не так велико, интересно смотреть поединки и других команд. В этом году практически во всех группах нет слабых соперников», – считает Алексей Панин, футбольный болельщик с 10-летним стажем.


Кроме того, летом в Афинах пройдет Олимпиада-2004. По словам Владимира Горбачева, директора отдела планирования телекомпании «НТВ+», общее число показов соревнований с Олимпиады превысит 180. «Многие трансляции интересно будет смотреть с друзьями. Девушки, например, интересуются прыжками в воду и гимнастикой, а мужчины предпочитают командные игры», – сказал он.


По утверждениям рестораторов, во время коллективных просмотров заведения зарабатывают больше обычного. Например, в ресторане сети «Кружка» на Мясницкой улице в день футбольных матчей выручка увеличивается на 30–40%. Причем менеджер «Кружки» Лана Нижерадзе подчеркивает, что в концепции изначально была сделана ставка на трансляцию спортивных программ.
Заработать на «спортивном» лете собираются и предприниматели, никогда не работавшие в ресторанном бизнесе. По словам Антона Елистратова, директора компании «Твой Бизнес Брокер» (продажа готового бизнеса), возросло количество желающих купить бар или недорогой ресторан. «Многие почувствовали, что это лето – время сверхприбылей из-за предстоящего Чемпионата Европы по футболу и Олимпиады», – отметил он.


По оценкам компании «Твой Бизнес Брокер», при вложениях $150 тыс. в покупку и переоборудование бара (недалеко от центра Москвы, площадь – 140 кв. м) и тратах на содержание $7–8 тыс. в месяц, можно заработать около $70–80 тыс. «Осенью улучшенный бар продается не меньше чем за $200 тыс. Таким образом, прибыль за сезон может практически равняться сумме вложений», – уверен Елистратов.


Однако спортивные трансляции возможны не во всех ресторанах. Все зависит от концепции. Маловероятно, что в дорогом заведении гостей заинтересует футбольный матч. «Установка экрана для спортивных программ имеет смысл, если в ресторане собирается одна и та же публика или он ориентирован на гостей с невысоким доходом», – считает Аркадий Новиков, совладелец около 60 ресторанов. Как правило, особой популярностью у болельщиков пользуются пивные заведения.


Целевая аудитория


Основная категория болельщиков – это молодежь. По словам Ланы Нижерадзе, чаще всего футбол в «Кружке» смотрет студенты. «Возраст большинства любителей – не более 30 лет», – сказала она. Эта категория гостей оставляет в ресторане самое большее $20. Например, в «Кружке» на Мясницкой студенты тратят до 500 руб.
По наблюдениям Дарьи Бабаниной, активные болельщики – мужчины от 16 до 60. В баре или клубе спорт предпочитают смотреть в основном молодые мужчины до 35 лет. Домашнему просмотру отдают предпочтение люди старшего возраста. Среди видов спорта, которые привлекают наибольшее число болельщиков, на первом месте стоит футбол (около 47% мужчин смотрят такие соревнования), затем идет бокс (33%), хоккей (30%), автогонки (27%) (по результатам общероссийского исследования потребителей Inside Russia, проведенного компанией IRG в 2003 г.).
Чтобы привлечь на спортивные матчи солидную публику, в «Кружке» бронируют столы и берут оплату за них заранее. «При трансляции стоимость резерва – 500 руб., из которых 10% составляют чаевые, а на оставшиеся 450 руб. гости могут заказывать блюда или напитки», – сказала Нижерадзе.


Оборудование


Реконструкция ресторана обойдется в $5–8 тыс. Потребуются экран, проектор, спутниковая антенна, усилитель и несколько пар колонок – в зависимости от размеров зала. Если заведение намерено показывать все состязания и матчи, то нужно заключить договор с компанией, оказывающей услуги спутникового вещания.
Владимир Горбачев рассказал, что на каналах «ОРТ» и «Россия» покажут все игры Чемпионата Европы по футболу, а большую часть соревнований Чемпионата Латинской Америки по футболу, сентябрьского Чемпионата мира по хоккею и летней Олимпиады в Афинах будут транслировать спутниковые каналы.


Экран


Чаще всего в барах устанавливают плазменный телевизор или плазменную панель. Их стоимость составляет около $5 тыс.
Панель можно повесить на стену; плазменный телевизор с максимальной диагональю 70 дюймов (175 см) и весом около 100 кг на стене размесить сложнее. Панель может прослужить долго и при этом не устареет морально. Обычно производители закладывают запас «прочности» панели приблизительно на 60 тыс. часов просмотра, то есть при непрерывной работе ее хватит лет на 7–8.
При ограниченном бюджете на оборудование ресторана можно обойтись проекционным экраном за $1,5–2 тыс. Стоимость такого комплекта складывается из стоимости экрана и проектора. Экран, в зависимости от размера, может стоить от $500 до $3,5 тыс., а проектор – $1–3,5 тыс. Чем больше размер помещения, тем больший экран потребуется.
«Основное преимущества проекционных экранов – это большая диагональ.
За $4,8 тыс. можно приобрести экран с диагональю 610 см! Плазменных панелей такого размера пока не существует», – рассказала Елена Королева, директор по маркетингу компании «Делайт–2000», крупного поставщика проекционного оборудования.
Недостатком таких экранов является относительно недолгий срок службы и трудности при размещении в зале. Специалисты советуют размещать проектор на полу, что не всегда удобно для ресторана. Помимо этого, изображение на проекционном экране выглядит не столь ярким, если в зале недостаточно темно. А также проекционные экраны достаточно быстро устаревают. По мнению Королевой, возможности самого современного проектора будут неактуальны уже через 4–5 лет.


Звук


Кроме экрана и спутниковой тарелки, в ресторане необходимо установить звуковую систему – все подробности комментаторских замечаний должны быть слышны в любой точке заведения. Цена звуковой системы складывается из цены усилителей (от $200 ) и колонок. Для зала площадью в 60 кв. м достаточно приобрести два-три усилителя и шесть колонок. Примерная стоимость звуковых компонентов –
от $800 до $1 тыс.
Практически во всех ресторанах есть фоновая музыка, поэтому колонки уже установлены. Можно использовать и их.


Охрана


Футбольные болельщики всегда отличались от обычных посетителей беспокойным поведением. Лана Нижерадзе отметила, что в «Кружке» на время трансляции многих матчей приходится прибегать к укреплению службы безопасности. «В обычное время вполне достаточно двух охранников и одного сотрудника милиции. Во время футбольных матчей за порядком следят восемь охранников и один милиционер. Это мера вынужденная, но необходимая», – сказала она. По утверждению Нижерадзе, чаще всего болельщики устраивают беспорядки, если их команда проигрывает. Впрочем, если болельщики обеих команд представлены в равном количестве, то беспорядки возможны при любом исходе. Насколько дополнительное усиление охраны сказывается на бюджете ресторана, Нижерадзе рассказывать не стала, сославшись на коммерческую тайну. В одном из столичных частных охранных предприятий ответили, что услуги невооруженной охраны стоят от $30 в час.


Каналы


В Москве на спутниковом вещании специализируются три компании: «Космос ТВ», «Диво ТВ» и «НТВ+». Спутниковая антенна «Космос ТВ» обойдется в $87, и $50 будет стоить простая установка, при размещении кабеля поверх стен. Если кабель прокладывать под плинтусом, то придется доплатить еще $48. Ольга Бакулина, менеджер по установке «Космос ТВ», пояснила, что условием для установки их спутниковой антенны является возможность помещения антенны на крышу и визуальная видимость Останкинской телебашни. Ежемесячная оплата услуг «Космос ТВ» составляет $19–37 в месяц. При этом различий между индивидуальным и публичным просмотром в компании не делают.
В компании «НТВ+» абонентская плата зависит от количества гостей. «Чем больше зрителей – тем выше абонентская плата», – утверждает Галина Галушек, менеджер по продажам «НТВ+». При заключении контрактов с ресторанами менеджеры по продажам компании выезжают на место, чтобы оценить размеры помещения и количество посадочных мест. Помимо этого, «НТВ+» располагает собственной службой безопасности, которая впоследствии следит за соблюдением правил транслирования телепрограмм. Размер ежемесячной оплаты за право публичной трансляции программ «НТВ+» составляет $100–600 в месяц (цена также зависит от количества каналов). «Тарелка» «НТВ+» стоит $149, монтаж – $49. При заключении договора на публичную трансляцию программ плата за установку оборудования не берется. На услуги «НТВ+» уже подписалось 350 столичных ресторанов.
В компании «Диво ТВ», предлагающей компактные декодеры для просмотра спутниковых каналов за $99, сообщили, что их продукция предназначается только для домашнего просмотра, что связано с авторскими правами каналов-производителей. Однако Олег Нужин, менеджер по продажам «Диво ТВ», не исключил возможность нелегального проникновения декодеров в бары. По его словам, специальной службы, контролирующей эксплуатацию оборудования, в компании не имеется.

Дмитрий Аленушкин,
специально для «МД. Ресторана»

Выпуск журнала:
Комментарии (0)