Всё о рынке питания вне дома
  • Пиво в ресторанах: лагер вне конкуренции

Пиво в ресторанах: лагер вне конкуренции

Россия медленно, но верно приобщается к мировой пивной культуре. За последнее время в дополнение к привычным россиянам сортам поставщики ввезли в страну немало новых, многие известные марки производятся по лицензии на территории России. Тем не менее россияне в массе по-прежнему предпочитают лагер и не падки на экзотику. Поэтому пивные рестораны формируют свои карты, основываясь на проверенных временем сортах.

Привычное нашему потребителю советское пиво делалось по образцу чешского – светлого плзеньского лагера, пива низового брожения. Поэтому вкус именно этого напитка наиболее популярен у россиян. По словам национального директора по торговому маркетингу и направлению HoReCa компании SUN Interbrew Сергея Калинина, согласно информации компании, большую часть российского рынка в целом – около 92% – занимает пиво типа лагер.


В ресторанном секторе его чуть меньше – приблизительно 85%, потому что в различных заведениях в пивные карты включают и специальные сорта, например Hoegaarden. Особенно это свойственно сегменту дорогих ресторанов, в котором процент потребления пива типа лагер еще ниже. В целом, во всем мире, кроме Великобритании и Ирландии, пива типа лагер пьют больше, чем других видов. «Без хорошего пива типа лагер невозможно занять рынок, в том числе российский», – считает Калинин.


Что пьют


Главная сегодняшняя тенденция на пивном рынке – рост сегмента дорогих эксклюзивных сортов. По мнению PR-менеджера компании «Тинькофф» Оксаны Григоровой, рынок дешевых и средних по цене сортов уже близок к насыщению. Зато, по общему признанию специалистов, очень хорошие перспективы у сегмента premium. «Люди стали больше зарабатывать и готовы тратить деньги на более дорогие и качественные продукты», – считает Григорова.
Именно дорогое эксклюзивное пиво в первую очередь интересует пивные рестораны. Например, сейчас многие из них активно продвигают бельгийские монастырские сорта. Это дорогое пиво, известное гурманам во всем мире, и можно надеяться на его успех и в России.
Активно осваивают сегмент premium и крупные российские производители и поставщики. SUN Interbrew – производитель Stella Artois, Staropramen и др. – недавно вывела на российский рынок пиво Becks. «Тинькофф» изначально сориентирован на премиальный сегмент.
Тем не менее сейчас в московских ресторанах наиболее популярно пиво средней ценовой категории. Лидирует светлый лагер Krusovice. Оно пользуется наибольшим спросом, например, в «Заправочном», Beer House, его упоминали практически все из опрошенных владельцев ресторанов. В различных заведениях оно стоит от 100 до 150 руб. за пол-
литровый бокал. По словам администратора Beer House Павла Добрина, у Krusovice удачное соотношение цены и качества (в его ресторане оно стоит
110 руб., «Балтика» – 90 руб., Franziska-
ner – 150 руб. за 0,5 л).


Успех Krusovice (и светлого, и темного) определило его «среднее» положение. «Многие готовы доплатить 20 руб. за лучшее качество, а Franziskaner для них уже дорог», – считает Павел Добрин.
Светлые сорта «Балтики» в Beer House часто заказывают иностранцы, которые воспринимают этот напиток как экзотический местный продукт. По тем же при-чинам в ресторане «Колбасофф» у иностранцев пользуется популярностью и «Си-бирская корона». Москвичи в «Колбасофф» чаще всего заказывают немецкие лагеры Hofbroeu и Schpaten, так как в ресторане в меню предлагается большой выбор немецких колбасок, которые хорошо сочетаются с этими сортами.
В «Пяти оборотах» лидер продаж – светлое чешское пиво Velvet, как считают в ресторане, в первую очередь за счет своей эффектной пены.
Среди темных сортов вне конкуренции Guinness. Эта марка – международный феномен, его пьют во всех странах, в том числе и в России, очень стабильно.
Из нефильтрованных сортов популярны немецкие Paulaner и Franziskaner. Хотя некоторые специалисты предрекают некоторое общее снижение спроса на нефильтрованное пиво. «Через пару лет популярность нефильтрованного пива пойдет на спад, – считает генеральный директор компании «Альпикс» Вадим Сергин. – Мода на него была создана специально, а теперь россияне снова возвращаются к лагеру».
Экзотические сорта пива на российском рынке прививаются плохо. Например, совсем небольшим спросом пользуется фруктовое пиво. В Beer House представлены два вида ягодного пива в бутылках: Belle-Vue Kriek (вишневое) и Belle-Vue Framboise (малиновое). По словам Павла Добрина, его обычно заказывают девушки.


Новое в ассортименте


Компания «Альпикс» сейчас выводит на рынок немецкий лагер Rodeberger.
Он появился, например, в ресторанах «Мюнхенский дворик», «Швайн», «Белый медведь».
Растет спрос на безалкогольное пиво, поэтому каждый ресторан предлагает хотя бы одну такую позицию в бутылках. Среди уже известных безалкогольных сортов – Grolsh, Clausshtaler, Bavaria, «Балтика» и др. – появилось безалкогольное пшеничное Erdinger (дистрибьютор – компания «Ивата»).
Появившаяся несколько лет назад на российском рынке новинка – радлеры, пиво, смешанное со сладкой газировкой, – в ресторанах не продавалась совсем. Между тем радлеры очень популярны во многих странах, производители их позиционируют как переходный этап от газировки к пиву, поэтому они пользуются особенным успехом у молодежи. Владельцы российских пивных ресторанов считают, что этот «компромиссный» напиток не устраивал привычных к классическому пиву россиян.
Семейная пивоварня Eder’s выпускает безалкогольный солодовый напиток, близкий к пиву, – Sport Malz. Это так называемый изотонический напиток, плотность которого совпадает с плотностью крови. Sport Malz предлагается для спортсменов и людей, стремящихся к активному образу жизни. Новинку предлагает компания «Эль Кинто».


Бочка или банка?


По оценкам SUN Interbrew, в ресторанном сегменте продается 30–35% упакованного пива. Каждый пивной ресторан предлагает несколько позиций бутылочного пива. Летом продажи упакованного пива в HoReCa растут. Летние кафе предлагают пиво в банках или бутылках для оперативности обслуживания клиентов. В этих точках доля упакованного пива может доходить до 60%.
В бутылочном варианте особенно удобно вводить новые сорта. Выставленная в продажу новинка в кегах – это всегда риск, что она не будет пользоваться популярностью и попросту испортится в открытой емкости (нефильтрованное разливное пиво может стоять пять–восемь дней, ряд светлых сортов – до двух недель). Пиво в бутылке хранится гораздо дольше (согласно установленному поставщиком сроку хранения).


Экзотическое бутылочное пиво хорошо расходится в ресторанах национальной кухни. Эту нишу заняла компания «Ивата». По словам менеджера отдела продаж «Иваты» Михаила Березкина, компания может предложить индийское пиво индийскому ресторану, а тайское – тайскому. Ставить оборудование для разливного пива в таких ресторанах никто не будет, у них не пивной формат, поэтому бутылка – единственно возможная форма предложения.
Оригинальная упаковка может служить и дополнительным предметом сервировки. Например, по информации «Иваты», бельгийское монастырское пиво в глиняных кувшинах выставляется прямо на стол, и такая подача пользуется особым спросом у любителей пива класса premium.

Екатерина Головацкая

Выпуск журнала:
Теги:
Коментарии (0)