Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Реалти-шоу – тренинг для «новых профессионалов»

Реалти-шоу – тренинг для «новых профессионалов»

Поход в ресторан сегодня – самый быстро развивающийся и популярный способ проведения досуга. Он интересует и население, и, конечно, прессу, уделяющую огромное внимание индустрии развлечений. Но значит ли это, что общее возбуждение от появления новых заведений передается и работникам, которых индустрия нанимает? Английская телекомпания Channel 4 не стала долго рассуждать на эту тему, а просто при помощи Джейми Оливера – модного и креативного шефа – создала новое реалти-шоу, в котором профессия кулинара предстает в новом свете.

Многим молодым людям работа в пищевой индустрии кажется нудной и низкооплачиваемой. Но учащиеся пищевых колледжей довольно быстро начинают понимать, в чем привлекательность этого вида деятельности: рынок постоянно меняется, и уж чего-чего, а монотонности в работе повара, относящегося к своему ремеслу как к искусству, немного. Один из самых известных британских шеф-поваров Джейми Оливер, не понаслышке знающий о таких разных точках зрения, к мотивации начинающих профессионалов решил подойти радикально.


Джейми 27 лет, у него репутация новатора и экспериментатора. Его кулинарные книги и ТВ-программа «Голый шеф» стали хитами в Великобритании. Собственно, идея, пришедшая ему в голову в 2002 г., заключалась в том, чтобы привести на кухню 15 не имеющих никакого опыта работы молодых людей (от 16 до 24 лет), предварительно отобранных из тысячи претендентов в ходе специально объявленного конкурса. Оливер исходил из того, что страсть к приготовлению пищи гораздо важнее для становления шефа-профессионала, чем любое академическое образование. А для реализации этой идеи потребовалось создать в Лондоне целый комплекс баров и ресторанов, причем прибыльность заведений изначально не была приоритетом.


Пользуясь своими медийными связями, Оливер соединил эту идею с модой на телевизионные риалти-шоу. Концепция весьма понравилась на телеканале Channel 4, затем подключилась международная продакшн-компания Fremantle Media. Полагаясь в основном на собственные финансы плюс средства специально созданного благотворительного общества Cheeky Chops, Оливер сделал из своего центра на окраине лондонского финансового района два ресторана и барный комплекс, названный, естественно, «15».


Первый этаж комплекса – это бар с коктейлями и едой, которая подается обычными официантами. Основной приманкой для шоу стал ресторан, расположенный в подвале и рассчитанный на 80 мест. В ресторане решено было сделать меню, меняющееся каждый день и полностью составленное «подмастерьями», работающими под началом Оливера. Несмотря на занятость, Оливер посвящал своему революционному начинанию четыре вечера в неделю.


Предложенные пять эфиров шоу Jamie’s Kitchen по полчаса каждый вылились в определенный, и немалый, пиар для всей компании в целом, не говоря уже о раскрутке телеперсонажей. Никто не мог предсказать заранее, как все получится, и все время существовал риск краха всего начинания, возможность которого продюсеры невышедших серий, естественно, не преминули подчеркнуть.


Запуск нового, еще никем не виданного, но уже раскрученного ресторана происходил со всякими строительными задержками. Это потребовало от Оливера больших собственных вложений, которые превысили изначальный расчет примерно на 1,3 млн фунтов.


Создавшееся напряжение парадоксально помогло привлечь дополнительное внимание публики. Более всего, однако, зрителей интересовала развивающаяся у них на глазах история о молодых людях, постоянно общающихся друг с другом и с Оливером и осваивающих секреты профессии. Шеф-повар, известный английской аудитории по забойным рекламным роликам супермаркетов Sainsbury, вскоре отбросил имидж просто приятного парня и показал свою истинную менеджерскую хватку, которую подтвердил увольнением за постоянные опоздания одного из юных претендентов.


Наблюдение за мотивацией обучающихся молодых людей, за их целями и за тем, как они их достигали, подтвердило, что именно это и есть основа всей интриги. «Подмастерья» были не только непостоянны, но порой невнятны в своих желаниях. Многим пришлась не по вкусу страсть Оливера к высококачественным ингредиентам и «всем этим излишествам высокой кухни». Но даже такие, казалось бы, негативные детали были с лихвой перекрыты вниманием к проекту профессионалов пищевой индустрии и привлечением в ресторан «15» множества посетителей.
Принцип мотивации молодых людей путем их намеренного столкновения с профессиональной реальностью доказал свою состоятельность. Из первоначально набранных 15 человек девять до сих пор продолжают работать в заведении. Несмотря на свалившуюся на них известность и потенциал для дальнейшего развития, остальные ушли, предпочтя другие виды деятельности.
В планах у Оливера «перезаправлять» кухню 15-ю новыми студентами каждые полгода. Финансировать же мероприятие он собирается из доходов «15» и дополнительных взносов. Удерживая внимание своим коньком – умением вдохновить еще не мотивированных и неквалифицированных подростков и получать видимое удовольствие от работы, Оливер рассматривает «15» как брэнд с потенциалом развития, причем брэнд национального масштаба.


В течение следующих пяти лет он планирует открыть по крайней мере три подобных заведения – где-нибудь в Великобритании, а также в Нью-Йорке и Сиднее.

Брюс Уайтхолл

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)