Всё о рынке питания вне дома
  • Ресторанный рынок ОАЭ: брэнды

Ресторанный рынок ОАЭ: брэнды

Из ничтожно малой части национальной экономики гостиничный и ресторанный сектора в ОАЭ превратились сегодня в главный формирующий ВВП страны фактор. В 2002 г. они оценивались в 5,73 млрд дирхан (это около $1,56 млрд), что составляет приблизительно около 2,2% ВВП ОАЭ. По данным Министерства планирования ОАЭ, в 2003 г. F&B сектор занял в стране второе место среди отраслей экономики.

Отрасль существует в условиях жесткой конкуренции. Взять, например, улицу-рынок Рикка Роад в Дубае: рестораны и кофейни, закусочные и кафе-мороженые, киоски и лотки с гамбургерами представлены здесь в изобилии. Туристы приезжают не только полюбоваться пейзажами: сегодня Дубай – настоящая Мекка для гурманов. Уже одно это определяет высокие стандарты, которых приходится придерживаться местным ресторанным концепциям – вполне возможно, со скромным маркетинговым бюджетом, но с яркой индивидуальностью предлагаемой кухни.

Одна из самых амбициозных и быстро развивающихся ресторанныхсетей в ОАЭ – Golden Fork Group
(www.sandrasinn.com/fork.htm). Это одна из немногих местных частных компаний без участия иностранного капитала. Генеральный менеджер ее дубайского офиса А.К.Раджу в своей деятельности исходит из того, что в ОАЭ общепит относится к крупному бизнесу.


Компания принадлежит Сидхартану Копре, предпринимателю из Индии, который учредил ее и бессменно руководит с 1986 г. На момент основания это была одна из первых в стране сетей ресторанчиков средней руки, базировавшаяся в старой части Дубая. Сегодня это уже группа, и в ее управлении 22 филиала по всей стране: 11 в Дубае, четыре в Абу-Даби, три в Шардже; два в индийском штате Керала и еще по одному в Аймане, Фуджайрахе и Аль-Аине. К концу 2004 г. общее число филиалов достигнет 25. Кроме того, в планах Golden Fork Group – открытие ресторанов в Катаре, Кувейте и даже в Великобритании. Кроме ресторанов, в управлении группы находятся несколько пекарен, поставляющих свежий хлеб и роллы в собственные рестораны, гостиницу Sandras Inn Hotel и магазин ювелирных украшений Fassino, также принадлежащие группе.


Красно-белые вывески сети встречаются почти на каждой центральной улице крупных городов страны; всего 22 точки. При частичном участии арабского капитала (дань местному законодательству) сегодня это одна из крупнейших ресторанных сетей в стране, отнимающих значительную долю рынка у американских «пришельцев» вроде KFC или Burger King.
Успех достигнут прежде всего благодаря использованию свежих морепродуктов: 60% общей выручки приходится на рыбные блюда, ассорти из жареной рыбы, креветок, поставляемых сюда из соседнего Омана, лобстеров и хаммор – традиционный рыбный деликатес. У входа в каждый ресторан установлены лотки со свежей рыбой на льду. Но Golden Fork славятся также супом из бычьих хвостов и стейками.


Рыбу для сети поставляют главным образом местные рыболовецкие компании, что определяет ее свежесть и относительную дешевизну. Для клиентов со скромным достатком брэнд предлагает также блюда из жареного мяса и заимствованные из китайской кухни. В то же время группа нацелена и на увеличение объемов продаж. Ежедневно в сети сегодня продается около 600 кг одних креветок. Клиентура по большей части состоит из туристов, есть и местные жители. «В Дубае они тратят достаточно много на питание вне дома», – утверждает Раджу. Благодаря торговле на вынос, бесплатной круглосуточной доставке заказов и среднему ценовому уровню стандарты обслуживания Golden Fork должны достаточно быстро выделить ее среди крупных сетей фаст-фуда, ориентированных главным образом на продукты быстрого приготовления.


Рестораны сети сильно разнятся по размеру – от 400 до 1 тыс. и более кв. м. Самые крупные расположены в Дубае: на площади Аль-Наср, Аль-Рикка стрит, проспекте Шейха Заида. В Абу-Даби – на улицах Шейха Хамдана, Халифа и Электра.
«Небольшие конкуренты, наподобие Al Automatic или Al Safadi, специализирующиеся на ливанской кухне, конечно, прибавляют нам головной боли, но все же не слишком сильно», – утверждает Раджу. Тем не менее по мере повышения цен поставщиками конъюнктура становится жестче: «Нам приходится закладывать меньшую норму прибыли, чтобы по-прежнему оставаться привлекательными для клиентов. Даже люди с небольшим семейным бюджетом могут позволить себе приходить к нам».
Наличие двух пекарен позволяет группе поставлять продукцию практически в каждый супермаркет ОАЭ. Сегодня пекарни приносят около 30% выручки компании.
В планы компании также входит создание в партнерстве с местными предпринимателями трех филиалов в Кувейте и двух в Катаре. А.К.Раджу: «Мы стремимся покрыть весь Ближний Восток, но подумываем и о скором выходе на рынок Великобритании».

Сеть кофеен Emirates Dates Cafe


(www.uaedates.com) принадлежит компании по переработке фиников Emirates Date Factory, единоличным владельцем которой является шейх Заид. На филиалах в Аль-Сааде и Аль-Аине она производит полный ассортимент фирменных лакомств из фиников, которые являются основой меню в Emirates Dates Cafe.
Руководство сетью на 100% осуществляет местный менеджмент. Проект стал пилотным в правительственной программе по выводу на рынок собственных высококачественных товаров. Это также пример рационального освоения одного из немногих ресурсов агропромышленного комплекса страны. Emirates Dates Cafe с их интерьерами во франко-итальянском стиле служат своеобразными демонстрационными залами. Расположены они в столице Абу-Даби, а также в торговом центре Jimi (Аль-Аин). Посетителям в специальные корзиночки упаковывают заказы – пирожные и печенье ручной работы; эксклюзивные наборы сладостей поставляются в магазинчики, расположенные в крупных гостиницах, оформляются заказы для авиакомпаний, больниц. На контрактной основе брэнд работает и с местными дистрибьюторскими компаниями, торгующими продуктами питания.
Компания Emirates Date Factory была основана в 1998 г., а сегодня ее производительность составляет приблизительно
20 тыс. т в год: финики, финиковые тесто, сироп, джем, широкий ассортимент сладостей и даже гранулированный финиковый кофе, финиковые мороженое и торты. Доктор Аль Шакир Самир, технический директор Emirates Dates Factory, утверждает, что компания является крупнейшим поставщиком фиников в Индию, Австрию, страны Ближнего Востока, в Югославию, Великобританию и США. До 80% продукции отправляется на экспорт. В ближайшие планы Emirates Dates Cafe входит открытие новых точек в Бейруте, Лондоне, Дубае и Шардже.

Компания Al Zad (www.alzad.ae) была зарегистрирована в ОАЭ в 2002 г., став плодом слияния египетского и местного капиталов. Сейчас уже около 70%
акций принадлежат крупнейшему американскому дистрибьютору продуктов питания – корпорации Americana. Насчитывающая восемь точек по всей стране, сегодня Al Zad – одна из самых стабильно растущих ресторанных сетей. Сумев занять нишу между фаст-фудом и ресторанами средней руки, Al Zad предоставляет услуги по ценам ниже, чем в KFC. Легкое для понимания и чтения меню сочетает широкий ассортимент блюд: от острой жареной курицы, сэндвичей до гамбургеров, широкого ассортимента блюд-гриль и кебабов с разными соусами наподобие масала или чесночного (по ценам от $2,7 за порцию). Есть широкий выбор свежевыжатых соков и фруктовых коктейлей от $1,36. Ежемесячно рестораны Al Zad продают примерно 15 т куриного мяса, поставляемого сюда местным кооперативным обществом Co-Op Islami (крупнейший поставщик мясных продуктов халял в Персидском заливе, владелец – Dubai Co-Operative Society). Большинство точек Al Zad расположены в Шардже, Аль-Вахде, Джумейре, Рашидии.
Мохаммед Диаб, директор по маркетингу компании в Шардже, сказал: «Мы будем занимать только лучшие места и внедряться в крупные торговые центры». В 2004 г. откроются четыре Al Zad в Дубае. По словам Диаба, основными конкурентами компания считает местные сети фаст-фуда, например, Farooj, а также KFC, Fresh Chicken King, Chicken Village и Pizza
Hut: «Мы, конечно, не можем серьезно конкурировать с такими гигантами, как McDonald's, и прежде всего из-за их огромных маркетинговых бюджетов». Совместные промо-акции и реклама в супермаркетах вместо больших рекламных кампаний – вот основа конкурентной борьбы Al Zad.
В компании также считают, что большие возможности сегодня есть в Африке и в Малайзии. Ставка прежде всего делается на идеальную чистоту и отличный сервис.

Gerard – это дух Франции и французской выпечки. В шести кафе сети в Абу-Даби, Дубае, Шарже и отеле Jumeirah предлагается свежая выпечка, пирожные ручной работы и печенье. В меню есть и кофе: в торговом центре Marina ежедневно продается более 600 порций капучино. Владелец разработанной в начале 80-х годов в Дубае концепции, француз Жерар Рэймонд первым в ОАЭ сумел создать заведение, где отведать кофе и круассаны могут посетители обоих полов. «Я хотел придать индивидуальность каждому своему проекту. Конкуренты тоже создают «красивые штучки», но они слишком обезличены», – утверждает Рэймонд. Цифры убеждают в его правоте: в точках сети отпускаются до 500 порций кофе ежедневно и 1 тыс. тортов в месяц (все сделанные из приготовленного вручную теста). Лидерами продаж являются капучино и круассаны, с миндалем и сыром. Это место для отдыха с атмосферой Старого Света, конкурирующее, например, с La Brioche.

Основанная 15 лет назад Al Boom tourist Village (www.alboom.co.ae) – «туристическая деревня» у побережья. Это старейший арабский комплекс ресторанов, где местная кухня сочетается с международными кулинарными традициями. Дары моря продаются здесь на вес, а в буфете под открытым небом предлагаются жаренная на открытом огне рыба.
Ресторан Al Dhaleez способен принять до 90 посетителей. Здесь уютный интерьер с деревянными деталями, в меню – «блюда из морепродуктов, приготовленные на современном кухонном оборудовании». Поужинать в Al Dhaleez, Al Areej, или совершить Dow Dinner Cruise (кулинарный круиз) по бухте в комплекс приезжают примерно 200 гостей ежедневно. На семи прогулочных лодках, на борту которых и происходят трапезы, принимают в среднем 3 тыс. гостей ежемесячно. Прибыль формируется благодаря особым контрактам с местными туроператорами, бронирующими по многу мест. Средний счет – $13,60 за ужин, $20 за гриль, $12,25 в обеденное время.

Ева-Сюзанна Краф

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)