Всё о рынке питания вне дома

Спальные пивные 2005

Последний раз о рынке пивных заведений Петербурга «МД. Ресторан. FoodService» писал осенью 2003 года. За это время в городе многое изменилось: бывшие сетевые проекты сократились до одиночных («Аргус»), одиночки выросли в сети с большими амбициями и узнаваемым брэндом («Толстый фраер»), на рынок пришли московские игроки. Но главная тенденция – пивные появились за пределами центра. И именно на спальные районы сейчас возлагают надежды все без исключения игроки этого сегмента.

Основные игроки:


«Чешские пивницы»
Число точек: 6
Открытие первой точки: 1997 г.
Площадь залов (в среднем): 150–200 кв. м
Количество посадочных мест (в среднем): 70–100
Позиций разливного пива: 25 (18 – чешского, 7 – немецкого)
Средний чек: 600 руб.
Владелец: Игорь Васильченко
Соотношение продаж (пиво-еда): от 50/50 («У Рудольфа») до 80/20 («Гамбринус»)

«Толстый Фраер»
Число точек: 4
Открытие первой точки: 2003 г.
Площадь залов (в среднем): 100-200 кв. м
Количество посадочных мест (в среднем): 60–120
Средний чек: 350–400 руб.
Позиций разливного пива: 7
Совладельцы: Александр Розенбаум, Надежда Любина
Соотношение продаж (пиво-еда): 50/50

Molly's Irish Pub
Число точек: 3
Открытие – 1994 г.
Площадь залов (в среднем): 150-200 кв. м
Количество посадочных мест (в среднем): 100–120
Позиций разливного пива: 20
Средний чек: 700–800 руб.
Совладельцы: Артур Марцинкевич, Олег Кулиш (им также принадлежит паб The Office)
Соотношение продаж (пиво-еда): 70/30

«Пивная 0,5»
Открытие: июль 2004 г.
Площадь залов: 200 кв. м
Количество посадочных мест: 140
Позиций разливного пива: 12
Средний чек: 400 руб.
Совладельцы: холдинг Lite Life
Соотношение продаж (пиво-еда): 55/45

Жизнь уходит из центра


Все основные игроки в сегменте пивных собираются осваивать окраины Санкт-Петербурга. Некоторые совсем вычеркнули центр города на карте своего стратегического развития. «Все следующие Molly мы будем открывать в спальных районах», – заявил Артур Марцинкевич, совладелец сети ирландских пабов Molly's Irish Pub. Первое заведение сети открылось в центре, на улице Рубинштейна, еще в 1994 году. Спустя девять лет появилось второе – в районе активно застраиваемого Комендантского проспекта. «Тогда еще даже не работало метро «Комендантский проспект», но паб пользовался популярностью. После того, как открыли станцию, поблизости появилось еще несколько пивных ресторанов, а к нам по вечерам пятницы и субботы стали выстраиваться очереди, – рассказал Марцинкевич. – Через полгода проходимость здесь будет выше, чем в Molly's на Рубинштейна».
«Мы пойдем в новостройки», – сказала совладелица сети пивных «Толстый фраер» Надежда Любина. Первая советская пивная (или как называют ее другие игроки рынка – русский паб) появилась два с половиной года назад на улице Белинского, в центре города. Спустя год открылся «Фраер» в Кирпичном переулке (также центр), потом одновременно на улице Мира (Петроградский район) и на улице Димитрова (спальный район Купчино). «Для меня улица Димитрова стала удивлением, – поделилась Любина. – Этой осенью очереди на вход стояли там с восьми вечера. Вечером в будние дни жизнь из центра уходит. Человек, который живет в Купчино или на проспекте Просвещения, хочет выпить пару кружек пива поблизости от дома, а не ехать за ними в центр». Она видит возможности для развития сети на юго-западе города, в районе метро «Проспект Большевиков», где идет активная жилая застройка.
В 1997 году открылась первая точка сети «Чешские пивницы» – ресторан «Праздрой» на проспекте Стачек. «Это индустриальный район, где мало жилого фонда – одни заводы. Но по сей день он остается самым удачным из всех шести заведений сети, – рассказал директор рекламного агентства «Акрос» (официальное агентство сети «Чешские пивницы») Юрий Скворцов. – Также очень перспективен новый, открывшийся в марте на Комендантском проспекте ресторан «У чаши». На руку создателям этой чешской концепции сыграло то, что в этом районе снимают квартиры игроки «Зенита» чешско-словацкого происхождения. Там подают блюдо држкова, которое так любят коренные чехи. «Оно очень трудоемкое и неприбыльное: его варят целый день, подают только на следующий, а основа дешевая – говяжьи желудки и капуста. В ресторанах города ее не найти, в «У чаши» она есть всегда», – объяснил Юрий Скворцов.
Большая потенциальная аудитория и почти полное отсутствие конкуренции – основные причины того, что пивные делают ставку на спальные районы. Так, по данным Госкомстата, в центре (районы Адмиралтейский, Центральный, Петроградский, Василеостровский) проживает около 745 тыс. человек (цифры последней переписи на 2003 г.). В остальных же районах, за исключением пригородов, – 3 млн 295 тыс., почти в пять раз больше.
«Потенциальная аудитория в спальном районе в разы больше, – считает управляющий Dicken’s Pub Дмитрий Ананьев. – По моим расчетам, в ближайшие десять лет в центре будет открываться все меньше пивных (а некоторые игроки и вовсе уйдут с рынка), зато больше будет открываться в спальных районах».
По общему заключению рестораторов, стоимость аренды в новостройках почти такая же, как в центре (за исключением Невского проспекта и прилегающих к нему улиц). А найти нужное помещение одинаково проблематично как в центре, так и на периферии. Поэтому многие рестораторы предпочитают арендовывать площади в торговых и бизнес-центрах. «Мы для торговых центров служим маяковыми заведениями, – считает Артур Марцинкевич. – Сначала в центре открываемся мы, а потом другие точки общепита, как это было с ТЦ «Миллер» на Комендантском проспекте (здесь расположена и пивница «У чаши» – Прим. ред.).
Открываясь в ТЦ, ресторатор получает на руки готовую инфраструктуру, при этом стоимость аренды сопоставима со стоимостью аренды в старом фонде. «В Петербурге в последний год собственники помещений выставляют неоправданно высокие цены, часто выше, чем в Москве: когда за метр просят $150 в месяц, это несерьезно», – говорит директор «Пивная 0,5» Максим Борейко. Он видит перспективы развития сети в сотрудничестве даже не с торговыми, а с бизнес-центрами. «Приходя в бизнес-центр, ты получаешь все то же, что в торговом, плюс уже наработанную целевую аудиторию», – считает он.

Москва в обозе


В основном на рынке Санкт-Петербурга действуют местные игроки. Компания «Норма СПб», которой принадлежит «Пивная 0,5» – единственный пример вхождения на петербургский рынок столичных рестораторов (в Петер- бурге владельцам пивной принадлежат недавно открывшийся ресторан «Волна», «Софт Buffet», в Москве –«Желтое море» и Vision). Почему москвичи не спешат осваивать этот сегмент?
По мнению Максима Борейко, столице неинтересно работать в Питере: инвестиции те же, окупаемость дольше, а бюрократических препон в пять раз больше – не только для москвичей, вообще для всех участников рынка. По его словам, заведение одного и того же формата, в частности пивной ресторан, в Москве может окупиться за год, а в Петербурге – скорее всего за три года. Усредненные же цифры таковы: паб, инвестиции в который составляют $800 тыс.–1 млн, окупается за три-пять лет, пивной ресторан (инвестиции до $500 тыс.) – за три года, более демократичный формат (инвестиции $150–300 тыс.) – два года и меньше.

Пивная вместо банка


Большинство игроков рынка полагает, что пивная – долгосрочный ресторанный проект, в который вкладывают рестораторы, заботящиеся о будущем. «Конечно, если говорить об окупаемости, то выгодней всего открывать кофейню или суши-бар: вложил $100–150 тыс. и вернул деньги через год, – размышляет Дмитрий Ананьев. – Но этот рынок очень подвержен моде, в отличие от пабов. Хорошая пивная приносит ровную прибыль на протяжении пяти, десяти, двадцати, а в случае с Великобританией и двухсот лет работы. Инвестировать в него выгодней, чем держать деньги на счету в банке».
В последнее время сроки окупаемости пивных немного сократились. Как ни странно, рестораторам сыграл на руку закон об ограничении рекламы пива. «У нас срок окупаемости сильно уменьшился, когда был принят этот закон (инвестиции в последние рестораны «Чешских пивниц»: «У чаши» –$300 тыс., «Шоффер Хоффер» – $250 тыс. – Прим. ред.), – рассказал Юрий Скворцов. – Раньше реклама пива по телевидению шла дозированно и не выделялась в общей массе. Сейчас после десяти вечера – преимущественно пиво».
Кроме того, продажа в рознице лицензионного пива, сваренного в России, укрепила позиции пивных, где обычно продают импортное брэндованное пиво. «Бутылочное чешское пиво, сваренное на заводе где-нибудь в Клину, и разливное пиво из Чехии – это два абсолютно разных продукта. Человек зайдет один раз в наш ресторан и попробует разливное «Крушовице», потом он купит бутылку с тем же названием – все, больше бутылочного, если для него важен вкус, он покупать не будет. Мы получили еще одного постоянного посетителя», – считает Юрий Скворцов. В подтверждение своих слов он приводит такие цифры: только за 2005 г. рост продаж по «Крушовице» в их заведениях – 234% по сравнению с прошлым годом.

Пивные перспективы


Прекрасные перспективы развития пивного сегмента несомненны: спальные районы вместят в себя еще много точек. Так, «Толстый фраер» собирается довести число своих заведений до десяти в течение трех-четырех лет. Один или два ресторана в 2006 г. откроется под вывеской «Пивная 0,5» в бизнес-центрах. Примерно через три месяца будет открыт еще один Molly's, за ним, возможно, в течение 2006 г. последует другой.
По оригинальной схеме работают владельцы пивного ресторана «Карл и Фридрих» Михаил Фейгельман и Владимир Львовский. После того, как в летний сезон 2005 г. за столами на улице было хронически не найти свободного места, они открыли пивной шатер Holsten поблизости от ресторана на 1 тыс. посадочных мест. «Очень многие приходили в «Карл и Фридрих», чтобы выпить пару бокалов пива под нехитрую закуску. Мы же позиционируем это заведение не просто как пивную, но и как ресторан, и рассчитываем на прибыль от кухни. Поэтому в шатре мы сделали такое же предложение по пиву, а меню сузили, оставив самые ходовые позиции и снэки», – объяснил Михаил Фейгельман. Также поблизости Львовский и Фейгельман открыли пляжный бар «Чунга-чанга»: он не позиционируется как пивной, но выбор пива там почти такой же, как в «Карле и Фридрихе». И Holsten, и «Чунга-Чанга», и «Карл и Фридрих», и первое заведение владельцев – ресторан «Русская рыбалка» – расположены на расстоянии максимум километр друг от друга, поэтому с логистикой проблем не возникает.
Участники рынка сходятся во мнении, что он не насыщен и на половину. Перспективы развития связывают не только с экспансией в спальные районы, но и с увеличением числа представителей среднего класса (в Петербурге, по мнению рестораторов, это люди с доходом от $1,5 тыс. в месяц). «Я заметил, что год от года в пивные рестораны приходит все больше молодежи, – отметил Артур Марцинкевич. – Понятно, что они пьют на деньги родителей, но эту тенденцию нельзя оставлять без внимания». Увеличение молодежной аудитории отмечают и другие рестораторы. «Студентов стало больше в разы, – согласилась Надежда Любина. – И мы этому рады: сегодня он студент, а завтра – тот самый средний класс, на который делают ставку все рестораторы. А любовь к пиву остается навсегда».

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)