Всё о рынке питания вне дома
  • Световой дизайн в фокусе интерьера

Световой дизайн в фокусе интерьера

Свет – это модный, чарующий, почти нематериальный… строительный материал. Абсолютно необходимый элемент для создания ресторанной атмосферы. Свет и цвет оказывают сильнейшее влияние на эмоциональное и душевное состояние посетителей. Сегодняшние технологии осветительного оборудования – отраженный свет, пульсирующие «ковры» из цвета, пучки света и световые скульптуры и др. – позволяют создать любое настроение.

La Stazione (Милан, Италия),


www.la-stazione.com
Бар-ресторан La Stazione расположен на построенной в 1930-х гг. и давно не действующей железнодорожной станции. Заведение принимает гостей с раннего утра до позднего вечера, варьируя выбор предлагаемых блюд в зависимости от времени суток.
Система освещения устроена с таким расчетом, чтобы подчеркнуть сменяю-
щиеся в течение дня настроение и атмосферу, ассортимент блюд и круг посетителей. Особое значение свет приобретает во второй половине дня, когда ресторан превращается в дискотеку и паб. В пол вмонтированы стробоскопические (дви-жущиеся) лампы, потолок оборудован ультралюминесцентной осветительной аппаратурой и тремя кинопроекторами, транслирующими прямо на стены заведения сменяющие друг друга картинки. Одновременно с этим десяток переключателей цвета генерируют переливающиеся световые потоки и каскады. Все системы освещения автоматизированы.

Universale (Флоренция, Италия),


www.universalefirenze.it
Universale – это бывший кинотеатр, а сегодня тут расположился многофункциональный развлекательный комплекс. Полуресторан, полудискотека, Universale также предлагает живую музыку и шоу-программы. На гигантском экране демонстрируются старые, но реставрированные видеоклипы. Площадь двухуровневого комплекса составляет 1,5 тыс. кв. м.
Управляемая особой программй система освещения легко обслуживает разнообразные функции заведения, максимально используя световые спецэффекты (в первую очередь с применением светофильтров). Передвижное осветительное оборудование установлено на съемной потолочной панели, которая монтируется по необходимости.
Tazz (Мадрид, Испания), www.millsmadridxanadu.com
Этот громадный развлекательный комплекс разместился в торгово-развлекательном центре Xanadu в 23,5 км к югу от Мадрида: его площадь составляет не менее 2,8 тыс. кв. м. Запущенный в середине мая 2003 г., проект аргентинской ресторанной группы сочетает в себе бар, ресторан, ночной клуб и центр досуга с бильярдом, кегельбаном и прочими играми и развлечениями.
Свет занимает в концепции особое место – определять и четко разграничивать различные зоны. Tazz использует как верхний, так и отраженный свет, неизменно отдавая предпочтение мягким, нежным оттенкам синего, красного и желтого. На ночные дискотеки это красочное, манящее цветовое попурри привлекает добрых 2,5 тыс. гостей.
Являясь самым крупным в Европе крытым спорткомплексом для зимних видов спорта (с горнолыжным спуском длиной 250 м и шириной 80 м), Xanadu вместил под своей крышей 16 ресторанов, 10 кафе и баров, столько же экспресс-закусочных и четыре торговых точки по продаже мороженого и деликатесов, а также 20 крупных магазинов, более 220 специализированных магазинчиков, кинотеатр и крытый трек для картинга.

BamBou (Люцерн, Швейцария),


www.the-hotel.ch
«Свет должен заливать большую часть закрытого пространства, даря гостям ощущение радости и комфорта, – считает владелец отеля и ресторана The Hotel Урс Карли (Люцерна, Швейцария). – И еще: свет должен расставлять акценты в помещении». Ресторан в The Hotel (проекте парижского архитектора Жана Нувеля) называется BamBou и являет собой впечатляющий пример удачного светового решения архитектурного пространства.
Зеркала отражают проходящий с улицы дневной свет, направляя его в цокольный этаж – местоположение для ресторана не очень благоприятное. Искусно составленная зеркальная композиция как по волшебству преображает обычный вестибюль в дорогое заведение. Дополнением служат небольшие низковольтные источники света, которые, излучая свет теплых оттенков, «выставляют кожу в выгодном свете» (по мнению всех кокеток на свете). В конечном счете, чем комфортнее чувствуют себя гости, тем дольше они остаются и больше платят.
Чего следует избегать при выборе светового решения пространства? По мнению Жана Нувеля, слишком ослепительного света, всех оттенков зеленого и пространства, целиком залитого светом. Посетители придают этим деталям все большее значение.
В помещениях самого отеля сцены из кинофильмов проецируют прямо на потолок с помощью системы передачи изображения. Наблюдаемые ночью снаружи, эти светящиеся картинки составляют волшебную мозаику.
Kochs (Цюрих, Швейцария), www.kochs.ch
Владелец ресторана Хельмут Кох убежден, что виртуозно выполненный светодизайн и удачный цвет дают помещению много преимуществ. «Когда гости заходят в комнату, они безошибочно угадывают, есть ли у нее душа и смогут ли они чувствовать себя здесь как дома, – считает он. – Это понимание – скорее инстинктивное чувство, чем мыслительный, рассудочный процесс».
В заведении, где высота потолков достигает 6 м, первым делом был задействован отраженный свет, чтобы максимально усилить эффект, производимый разноцветьем потолка и стен. В зависимости от времени суток и обстоятельств предлагается выбор из четырех базовых световых «настроений». Помимо этого, интенсивность отдельных световых групп можно ослабить или усилить.
С чего начинается удачный световой дизайн помещения? «С самого помещения, – советует Кох. – Освещение не должно доминировать над его стилем и обстановкой, но всегда играть по отношению к ним второстепенную, вспомогательную роль». Вот почему точная настройка системы освещения на всем этапе строительства представляет собой столь подвижный процесс.
Расходы? Качественный светодизайн совсем не обязательно влетит в копеечку. При составлении сметы важно учитывать затраты на проектирование, штукатуров, устранение потолочных щелей и т.п. Возможные ошибки? Нежелательные тени и наложение световых пятен.

Nola’s (Берлин, Германия),


www.nola.de
«Свет – один из важнейших аспектов ресторанного дизайна, – полагает Штефан Шнек, владелец берлинского ресторана Nola’s. – Это необходимая составляющая атмосферы гармонии, существенный фактор в создании ощущения достатка и благополучия».
Отчасти вынужденная концепция освещения в Nola’s была разработана с учетом таких неблагоприятных характеристик помещения, как большая ширина оконных проемов, небольшая площадь стен и неимоверно высокие потолки. Совместно с Андреасом Миллером (автором оформления в Beratungsburro Soda, Bohum) Шнек разработал конструкцию потолочных светильников, накрытых полотняным чехлом и папирусом и укомплектованных одной электрической лампочкой. Все светильники выполнены вручную и являются «подлинными произведениями искусства». В общей сложности в заведении насчитывается 31 светильник размером от 30x30x45 до 90x60x30 см с регулируемой яркостью. Их дополняют галогенные лампы, используемые для освещения отдельных точек на стенах, и бары-кабинеты с подсветкой. «Самодельные осветительные приборы обошлись мне всего в 250 евро за штуку, – утверждает Штефан. – Главное в них – концепция». Впрочем, как и эффективное ее воплощение: «Свет – это очень тонкая материя. Необходимо обладать особым чутьем, чтобы использовать нужный свет в нужное время. Я не верю в программное управление по заданному шаблону. Свет нужно чувствовать». Есть ли какая-то взаимосвязь между светом и продолжительностью визита посетителя? «Чем теплее свет, тем дольше клиент задержится в заведении», – убежден владелец Nola’s.

The Matrixx (Ниймеген, Нидерланды),


www.thematrixx.nl
Волнующие впечатления – вот основа концепции мегаклуба The Matrixx, громадного, окруженного балюстрадой пространства с высоким потолком. В нем диджеи, виджеи и осветители работают на равных.
Видеоряд и освещение обеспечивают полное соответствие любых цветовых комбинаций тематике и духу происходящего и музыке. С потолка свисают немыслимые, фантастические абажуры, вдоль стен тянутся киноэкраны. Усилия всех сотрудников The Matrixx направлены на то, чтобы 1,8 тыс. тел на танцполе продолжали двигаться, разогреваемые выступлением танцовщиц и захватывающими номерами шоу-программы, выполняемыми на тумбах и брусьях.
Главный распорядитель бала – свет. Он вдохновляет самых выносливых танцоров всю ночь.
City Hall (Утрехт, Нидерланды), www.city-hall.nl
Цвет создает настроение – в этом убеждено руководство клуба City Hall. В 2003 г., вдохновленное примером модных заведений Лондона, оно выкрасило стены клуба в белый цвет и вложило серьезные суммы в осветительную и киноаппаратуру.
Новое поколение клубной публики жаждет острых ощущений и захватывающих впечатлений. В City Hall не сомневаются, что ультрасовременные технологии позволят удовлетворять подобные потребности: «Мы используем панели, создающие настроение, – заставляющие появляться, как по волшебству, все цвета радуги». Клуб также оснащен пятью большими светоизлучателями, позволяющими проецировать на стены DVD- и видеофильмы.
City Hall представляет собой систему взаимосвязанных подвальных помещений. В каждом из них диджей может заводить свою музыку, сопровождаемую адекватным освещением и видеорядом. Каждый бар, финансируемый собственным поставщиком, демонстрирует и свои собственные световые эффекты.

iT (Амстердам, Нидерланды),


www.it.nl
iT – самый знаменитый клуб столицы Нидерландов. В 2003 г. его руководство вложило миллионы евро в дизайн интерьеров и оборудование. Бывший кинотеатр превратился в роскошное заведение с черными с металлической отделкой стенами, черным потолком, красно-черными диванами и серебряной дорожкой на полу. Антураж дополняют соответствующие освещение и зрительный ряд. Ярко выраженная склонность к черному –
классический ход в оформлении ночных клубов.
Особую атмосферу создают меняющие окраску стены и световые шоу со спецэффектами. В прохладных барах-кабинетах у танцпола плоскости света непрерывно меняют цвет. На экранах анонсируются специальные события программы iT – прямые включения из клубов Лондона, Берлина и Барселоны.

Copyright


(Лондон, Великобритания)
Новые стильные клубы, привлекающие толпы полуночников в Лондоне и других британских городах, заново открыли для себя… люстру. В дверных проемах, проходах и зонах отдыха гостей люстры привносят элемент экстравагантности и «сногсшибательности» в минималистский декор заведений такого рода. «В многолюдном месте для создания особой атмосферы материально оправданно акцентировать скорее верхнее, нежели локальное освещение», – считает Тамара Лонгботтом, представитель компании Chameleonic, занимающейся авангардным светодизайном.
В новом баре-ресторане Copyright, открывшемся в октябре 2003 г. в перспективном лондонском районе, элементы люстры из нержавеющей стали в вестибюле главного входа тянутся через парадный вход на внешнюю сторону здания и служат визуальным связующим звеном между внутренним и внешним убранством заведения, также выполняя роль опознавательного знака.

Zimzun (Лондон, Великобритания),


www.zimzun.co.uk
В рассчитанном на 100 гостей тайском ресторане Zimzun, открывшемся в западном Лондоне в апреле 2003 г., необычное освещение над деревянными столами смягчает жесткий минималистский стиль, раскрученный сетевыми заведениями типа Wagamama. Лампы вмонтированы в вырезную потолочную панель, с которой свешивается инсталляция из длинных светящихся нитей хрустальных бус. Столы имеют еще один источник света, встроенный в стеклянную панель-держатель для цветов, что создает дополнительный эффект отраженного света. По вечерам интимную обстановку усиливают горящие на столах ароматизированные свечи. Владелец ресторана Питер Поннампалам, управляющий сетью ресторанов Footlights, надеется превратить Zimzun в сетевой брэнд.

Светящиеся напитки

(www.coolglow.co.uk)
Новейшие разработки в области создания цветных СИДов (светоизлучающих диодов) и светопроводящих видов акрилового пластика открывают широчайшие возможности для декорирования светом посуды, в которой подают напитки и блюда. Британская компания Cool Glow предлагает целый ряд ярких идей в области сервировки стола светящимися напитками, включая иллюминацию бокалов для коктейлей, подносов, подстаканников, венчиков бутылок и даже акриловых кубиков со льдом, заставляющих напитки светиться. Внутри каждого предмета запаяна батарейка и оранжевый, желтый, синий, зеленый, красный, белый или розовый источник света на светодиоде. Свет можно включать и выключать, но батарейка (срок действия которой составляет около 12 часов) перезарядке не подлежит. Эти привлекающие взгляд «светлячки» стоимостью от 1,3 до 2 фунтов все чаще можно увидеть на церемониях открытия новых заведений, коктейлях, особых приемах и званых вечерах (в частности, спонсируемых поставщиками напитков) и т.п.

Центр для конференций и банкетов Хлебной биржи
(Эдинбург, Шотландия)
Новое поколение регулируемых систем цветного освещения дает ресторанам и барам возможность видоизменять свой интерьер в зависимости от времени суток и погодных условий (например, использовать яркие, теплые цвета в холодные и дождливые дни, а сине-зеленые – в жаркую погоду).
Одной из систем цветного освещения, предназначенной для эксплуатации в условиях ресторана, является Colorflow (буквально – поток цвета): используя весь цветовой спектр, она проецирует верхний и боковой свет на матово-белые потолки и стены плавными, непрерывно меняющими окраску световыми потоками.
В последнее время на использование системы-хамелеона перешел McDonald’s,
варьирующий с ее помощью дневное и ночное освещение и создающий соответствующее настроение в двух своих бри-
танских ресторанах (в Бирмингеме
и в районе Хайгейт на севере Лондона). Другим пользователем цветосистемы стал Центр для конференций и банкетов эдинбургской Хлебной биржи, внедривший Colorflow для придания своеобразия белым сводчатым потолкам. Не требующее усилий переключение цветов в зале для торжественных приемов делает его пригодным для проведения самых разных мероприятий, начиная от деловой встречи и заканчивая церемонией бракосочетания.

Ebony Room


(Брайтон, Великобритания)
В недавно открывшийся в престижной приморской части Брайтона (южное побережье Англии) бар Ebony Room с роялем и шампанским посетители попадают прямо сквозь меняющий цвет – через иллюминированный сводчатый проход. Венцом дизайнерских усилий, направленных на создание подчеркнутого великолепия, стал бар длиной 17,5 м с интимной подсветкой, сусальным золотом и сводчатым потолком.

Eagle Bar Diner

(Лондон,
Великобритания)
Концепция этой закусочной, оформленной в стиле вагона-ресторана в лондонском Сохо, предусматривает освещение, способное создать все меняющиеся в течение дня образы заведения – от элегантной экспресс-закусочной до стильного ночного клуба, когда свет становится холоднее и заведение принимает вид диджейской кабинки в стиле хай-тек. Обстановка меняется с помощью светотехнической аппаратуры, что служит дополнением подсветке вокруг десятиметрового отделанного орехом и нержавеющей сталью бара.

Выпуск журнала:
Теги:
Коментарии (0)