Всё о рынке питания вне дома
  • Технология на колесах

Технология на колесах

Сначала за большую часть операций отвечали разные отделы, затем логистику выделили в отдельный департамент, а в 2003 г. доставку пирожков и котлет для гамбургеров решили отдать на аутсорсинг компании «Рулог». Борис Макаров, генеральный директор «Рулога», специально для «Фабрики-кухни» написал статью о логистике в «Макдоналдсе».

Логистика в корпорации «Макдоналдс» – это доставка продуктов, блюд и полуфабрикатов по 37 городам России. Помимо Москвы и области, где сейчас кормят в 98 ресторанах сети, гамбургеры и молочные коктейли можно найти, например, в Ростове-на-Дону, Саратове, Уфе, Казани, Нижнем Новгороде и Сочи. Всего по России на 1 февраля 2006 г. сеть «Макдоналдс» насчитывала 145 ресторанов. Каждый месяц с московского распределительного центра «Макдоналдса» осуществяется в среднем 1750 доставок.
В ноябре 2001 г. в российском отделении «Макдоналдса» решили вывести логистику из основного вида деятельности. Тогда, возможно, это решение казалось преждевременным, но нам удалось убедить топ-менеджемент в эфективности подхода (с 1999 г. я возгавлял отдел логистики «Макдоналдса»). Доставка – это не основной бизнес «Макдоналдса», к тому же в других странах логистика отдана сторонним операторам. Но если в других странах у компании уже существуют партнеры, то в россии логистического оператора более 15 лет назад пришлось создавать в недрах самого «Макдоналдса». Точно так же как и фабрику-кухню, где выпекают булочки, которые в других странах закупают у поставщиков.
На протяжении 15 лет логистика менялась вместе с самой компанией. Сейчас в это сложно поверить, но когда-то отдел по работе с клиентами подчинялся бухгалтерии, а транспортный департамент целиком зависел от склада! Кроме того, в «Макдоналдсе» сам по себе существовал большой таможенный отдел. К 2000 г. мы реорганизовали систему логистики: свели все подразделения в единый департамент, создали специализированный отдел по работе с клиентами, четко прописали зоны ответственности и многое другое.
А в 2001 г. пришли к выводу, что наиболее эффективным решением будет отдать логистику стороннему оператору, как это делает «Макдоналдс» во всем мире. У такого решения четыре основные причины:
– Выделение неосновной функции деятельности и концентрация на основном бизнесе;
– Повышение управляемости за счет сокращения количества подразделений и разграничения их зон ответственности;
– Снижение издержек и повышение качества за счет перехода от системы «зачета» к контрактной системе;
– Рост конкурентоспособности предприятия на рынке за счет передачи бизнес-процесса компании-специалисту.
В декабре 2001 г. «Макдоналдс» объявила тендер, где участвовали две компании, предоставляющие логистические услуги «Макдоналдсу» на рынках других стран. В феврале 2003 г. была выбрана немецкая компания Alpha Management GmbH, которая уже на протяжении 30 лет обслуживает рестораны «Макдоналдс» в 33 странах Европы.
На тот момент никакого представительства у Alpha Management GmbH в России не было, дочерняя компания была зарегистрирована в России в августе 2003 г. под названием «Рулог». В ноябре 2003 г. «Рулог» и «Макдоналдс» подписали решение о совместной деятельности, а затем «Макдоналдс» создал команду менеджеров, перед которой поставил задачу плавной передачи логистических процессов «Рулогу». Окончательная передача бизнеса должна состояться в конце 2006 г.
В целом взаимодействие между «Макдоналдсом» и «Рулогом» происходит следующим образом. Отдел закупок «Макдоналдса» находит поставщиков продукции и договаривается по вопросам цены и качества. «Рулог» покупает продукцию от поставщика по оговоренным ценам и с учетом необходимого запаса продукции на складе. «Рулог» самостоятельно находит поставщиков сервисных услуг – брокеров, сертификационные компании и т.п., основываясь на принципе «лучшее качество при наименьших затратах». В конечном итоге «Рулог» продает продукцию в рестораны «Макдоналдс».
Следует учитывать, что «Рулог» был создан с нуля – без офиса, сотрудников и дистрибьюторских центров. И передать активы «Макдоналдса» невозможно за один день. С конца 2003 г. «Рулог» занимается консалтингом, анализом издержек работы по внедрению новых «форм обслуживания» ресторанов, как, например, разработка более эффективных конструкций стеллажей. Эта работа ведется с департаментом логистики «Макдоналдса».
Самое главное – это подготовительная работа для начала строительства собственных логистических центров, которую ведет «Рулог». В Москве фундамент планируется заложить в марте-апреле этого года, чуть позже стартует строительство в Санкт-Петербурге. Я надеюсь, что эксплуатировать центры можно будет уже в конце 2006 г. в Москве и начале 2007 г. в Петербурге.
За первые два года партнерства «Макдоналдса» с «Рулогом» качество и скорость доставки товаров остались неизменными, хотя каждый год тоннаж перевозимой продукции увеличивался минимум на 20%. Поэтому удержание показателей на прежнем уровне – отличный результат, ведь если бы мы не улучшали качество работы, показатели бы упали на 40%. Практически не изменился и показатель оборачиваемости запасов (он упал с 30 раз в год в 2004 г. до 28 в 2005 г.).
Показатель своевременной доставки (опозданием считается задержка более чем на полчаса в независимости от расстояния до ресторана) составляет 93%. При этом среднее расстояние до ресторана увеличилось на 16% (с 135 до 156 км), а транспортная обстановка в Москве лучше не становится. Затраты службы логистики на 1 кг отгруженной продукции за последние пять лет практически не изменились.
При этом материально-техническая и информационная базы остались прежними, а сама сеть «Макдоналдс» увеличилась за два года примерно на 28% . Только в 2004 г. отгрузки в тоннах выросли по сравнению с 2003 г. на 13%, количество доставок в день увеличилось на 14%.
Независимая аудиторская компания American Institute of Bakery, специализирующася на оценке постащиков «Макдоналдса», в том числе поставщиков логистических услуг, в 2005 г. начислила компании 96 баллов из 100. В ходе оценки проверялись санитарное состояние, соблюдение норм и правил техники безопасности, следование всем новым стандартам, которые «Макдоналдс» внедряет для своих поставщиков.
Все изменения, которые мы вводили, касались более четкого взаимодействия между различными службами, соблюдения стандартов. Теперь все взаимоотношения между рестораном и логистикой прописаны в руководстве по общению с клиентом.
Сейчас в службу логистики входят отдел материально-технического обеспечения, склад, транспортная служба, отдел по работе с покупателями и финансовый аналитик. Решает логистика классические задачи дистрибьютора:

  • прогнозирование объемов закупок и продаж;
  • организация поставок;
  • приемка товара, его учет и ротация;
  • получение и обработка заказа от клиента;
  • сбор заказов на складе;
  • организация доставки продукции клиенту;
  • организация документооборота, работа с претензиями, консультации и т.д.
В крупных городах «Рулог» старается договариваться с местными операторами. Однако очень тяжело найти склад с трехтемпературным режимом (+10–150С, +40С и –180С (глубокая заморозка)). Поэтому нам приходится вместе с региональными компаниями учиться и расти, убеждать владельцев бизнеса, что инвестиции в строительство таких складов вернутся сторицей. У нас прекрасный партнер в Нижнем Новгороде – компания «Трансмагистраль» (склад построен в 2001 г.), в Санкт-Петербурге – «Уткина заводъ».
Точно такой же подход у нас и к траспортным операторам. Четыре года назад «Макдоналдс» предложил компании «Вероника», в то время специализирующейся на международных перевозках, стать партнером «Макдоналдса» по перевозкам внутри России. За три года эта компания выросла в очень профессиональную структуру, удовлетворяющую требованиям «Макдоналдса». Водители «Вероники» постоянно проходят тренинги в «Макдоналдсе», ведь менеджеры ресторанов ждут соблюдения одних и тех же стандартов, независимо от того, «свои» или «чужие» водители осуществляют доставку.
Сейчас «Рулог» полностью сосредоточен на работе с «Макдоналдсом». Обе компании придерживаются политики открытой книги, например, «Макдоналдс» полностью контролирует затраты «Рулога». В будущем у «Рулога» должны появиться и другие заказчики, возможно, даже и ресторанные операторы (хотя такие решения обязательно согласовываются с ключевым клиентом).

Борис Макаров родился в 1967 г., закончил Московский институт инженеров водного транспорта по специальности «судовые энергетические установки». Еще студентом начал делать карьеру в «Макдоналдсе», куда пришел рядовым сотрудником. За время работы в компании занимал должности директора ресторана, менеджера по развитию производства и оборудования, возглавлял отдел логистики.

Alpha Management GmbH ставит перед собой четыре основных задачи:
Гарантированные поставки продукции. Клиент (ресторан «Макдоналдс») должен располагать всем ассортиментом продукции (от 300 до 1500 наименований продукции) в необходимое время в необходимом количестве и необходимого качества.
Безопасность пищи. Для такого глобального брэнда, как «Макдоналдс», критически важно качество продукции. Поэтому Alpha Management GmbH предпринимает все необходимые действия и соблюдает все необходимые процедуры по сохранению качества продукции, а именно: проверка качества приходящей продукции, постоянный мониторинг температурного режима, соблюдения процедуры HACCP.
Лучшее качество при наименьших затратах. Оптимизируя затраты на дистрибуцию продукции, Alpha Management GmbH вносит свой вклад в рост конкурентоспособности продукции «Макдоналдса» на рынке.
• Забота об окружающей среде. Как поставщик «Макдоналдса», Alpha Management GmbH обязуется соблюдать те же требования по охране окружающей среде, что и «Макдоналдс». Сюда входят и использование биодизеля и переработанной бумаги, бережное отношение к использованию воды и энергии и т.д.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)