За последние пять лет на долю Дракона пришлась большая часть мировых капиталовложений, в то время как Тигр остался в стороне. В частности, процентная доля прямых иностранных инвестиций в ВВП Китая в три раза больше, чем в ВВП Индии. Многие верят, что Индия начинает догонять Китай по количеству передислоцировавшихся сюда глобальных корпораций. На сегодняшний день самый востребованный индийский экспорт – это услуги, китайский – производство. 6% мирового экспорта приходит из Китая, на долю Индии приходится лишь 1%. В то же время, Индия набирает обороты в плане производства, что ускорит рост ее ВВП.
Около 25% населения Индии живут в бедности, в то время как в Китае за чертой бедности живет лишь 10% населения. Ни одной азиатской стране не удавалось вырваться из нищеты без промышленного подъема. Вряд ли Индия станет исключением. Преимущество Дракона состоит в том, что он уже открыл для себя все богатства, которые несут импорт и экспорт. С другой стороны, Индия – страна с самым молодым населением. Индийский средний класс равен по численности всему населению США. Это говорит о том, что в будущем Тигр вряд ли столкнется с нехваткой рабочей силы. Более того, в Индии будет множество потребителей, готовых приобретать продукты и услуги.
Еда вне дома
Объем китайского рынка общественного питания составляет $92,3 млрд, это более чем в пять раз превышает объем индийского рынка фуд-сервиса, который составляет $16,7 млрд. Возможные стратегии в обеих странах сводятся к следующему: 1) Следуйте за международными сетями; 2) Следуйте за туристами; 3) Следуйте за местными рынками. Некоторые различия, влияющие на текущие и будущие возможности в Китае и Индии – это размеры семей, доходов и сбережений. Размеры средней семьи в Китае – 3,7 человека, в Индии – 5,6 человека. Сбережения китайских потребителей почти в два раза больше сбережений их индийских коллег. Наконец, средний китаец зарабатывает почти в три раза больше, чем средний индийский потребитель.
За последние десять лет многие западные рестораны вошли на эти рынки и организовали свои сети поставок. Дальше их будет только больше. Поскольку туристический сектор индийской экономики постоянно растет, это также станет определяющим фактором для индустрии фуд-сервиса.
Сети ресторанов
Уличные продуктовые рынки играют важную роль в обеих культурах, но вопросы пищевой безопасности в Китае меняют потребительское поведение. В то время как китайское правительство вводит новые требования к безопасности пищевых продуктов, многочисленные международные сети уже отвечают представлениям о безопасной еде. В Индии этот процесс идет гораздо медленнее, но требования к безопасности пищевых продуктов уже начали учитываться в дорогих ресторанах. В Китае наблюдается значительный приток ресторанных сетей. В Индии такого наплыва еще не было, но темпы развития этого сектора растут. В частности, в Индии работает около 100 ресторанов McDonald’s, а в Китае – более 770. Этот факт говорит о том, что сети ресторанов фаст-фуда становятся все популярнее в городах Индии, но их популярность в городах Китая гораздо выше. Кроме того, многие ресторанные сети вошли на китайский рынок, предлагая китайским потребителям более широкий ассортимент.
Туризм и гостиничный бизнес
Около 47 млн человек посещают Китай каждый год, количество туристов, посещающих Индию, составляет около 4 млн. Общее количество гостиничных номеров в Индии – всего 110000, в Китае же их более миллиона. Номера в индийских гостиницах гораздо дороже, чем в Китае, это одна из многих причин, почему туристы и деловые люди со всего мира не спешат в Индию. В то же время, местные сети, такие как Taj, и международные гостиничные цепочки, такие как Accor и Hilton, планируют открыть большое количество гостиниц в Индии в течение следующих пяти лет, это означает, что значительно вырастет количество номеров, а цены станут более доступными. Все это приведет к развитию индустрии туризма и, как следствие, индустрии фуд-сервиса в Индии.
Местные рынки и деловая среда
Китай – коммунистическая страна с централизованным правительством, Индия – демократическое государство. Даже не делая оценочных суждений, совершенно ясно, что к каждой из стран необходим собственный подход. Китай создал деловую среду для роста и принуждает провинциальные и городские власти следовать центральному руководству. Индия хоть и выступила в качестве одного из создателей ВТО, но здешние власти позволили протекционистской политике влиять на развитие бизнеса (вернее, не смогли этому помешать). Например, за последние пять лет в Китае значительно снизились таможенные пошлины на ввоз оборудования для пищевой промышленности: с 25-35% до 4% и ниже, в некоторых случаях ввоз вовсе не облагается таможенными пошлинами (например, аппаратов для изготовления мороженого). В Индии пошлины на ввоз оборудования для пищевой промышленности до сих пор составляют около 40%.
Европейский союз – крупнейший торговый партнер Индии. Более того, торговля между Индией и Евросоюзом растет примерно на 22% ежегодно. Индия готовится снизить некоторые торговые пошлины к взаимной выгоде обеих сторон.
В Китае деловой сектор в значительной степени централизован коммунистическим правительством. Это означает, что контроль более строгий, чем при демократическом режиме. Как результат, китайцам приходится следовать значительно большему количеству правил и ограничений и вести дела крайне формализованным образом. В то же время в Индии, где Тигр вырвался из клетки и носится по всей стране, сложнее сформулировать универсальный бизнес-план, который подошел бы ко всему разнообразию деловых стилей. Тем не менее, со временем, если вы изучаете рынок, строите взаимоотношения, начинаете понимать местные обычаи, то ведение бизнеса в обеих странах постепенно становится более доступным и менее непривычным.
Краткое резюме
Несмотря на то, что экономики Китая и Индии – две самые быстрорастущие в мире, бизнес-возможности в этих двух странах значительно отличаются. Вместо того, чтобы пытаться найти сходства и различия между Драконами и Тиграми, нам следует воспринимать их как совершенно разные создания, изучать и понимать их различные экономические системы, структуры, политические системы, потребителей, производителей и поставщиков услуг. Речь идет не о разных видах драконов и не о разных видах тигров – это два совершенно разных создания. У каждого свои обычаи делового оборота. Инвесторам и предпринимателям не стоит опасаться выхода на индийский рынок. Он огромен и постоянно развивается. Стратегии необходимо адаптировать к долгосрочным целям и имеющимся ресурсам – наряду с капиталом под этим подразумеваются люди и взаимоотношения. Не стоит упускать из виду возможности, которые предоставляет Тигр, даже если Дракон выглядит более процветающим.
Китай против Индии | |||||
Население | 1,31 млрд | 1,1 млрд | |||
География | 3,7 млн кв. км | 1,27 млн кв.км | |||
ВВП | $2,67 трлн | $797 млрд | |||
ВВП на душу населения | $2,038 | $725 | |||
Рост ВВП | 10,5% | 7,4% | |||
Еда вне дома | $92,3 млрд | $16,7 млрд | |||
Инфляция | 1,5% | 4,0% | |||
Процент неграмотного населения | 9% | 41% | |||
Приток прямых иностранных инвестиций, % от ВВП | 3,1% | 0,9% | |||
Рост населения | 0,6% | 1,38% | |||
Безработица | 9,8% | 7,6% | |||
Количество иностранных туристов | 46,8 млн | 3,9 млн | |||
Доходы от туризма | $29,3 млрд | $7,4 млрд | |||
Количество гостиничных номеров | 1100000 | 110000 | |||
Внешнеторговый баланс | $+183,5 млрд | $-51,7 млрд | |||
Крупнейшие города | |||||
Шанхай | 14,2 млн | Мумбаи | 18,0 млн | ||
Пекин | 12,0 млн | Калькутта | 13,0 млн | ||
Тяньцзинь | 10,2 млн | Дели | 11,7 млн | ||
Ханчжоу | 6,4 млн | Хайдарабад | 6,9 млн | ||
Шеньян | 5,7 млн | Ченнай | 6,6 млн | ||
|
|
|
|
|
|