Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Укрощение света

Елена Титова

Свет – один из самых тонких инструментов воздействия на психику человека. Обычно он не обращает внимания гостя на себя, но сильно влияет на его настроение и на то, насколько уютно он чувствует себя в заведении. «В Европе все больше ресторанов внимательно продумывают световое решение зала, в России эта тенденция тоже стала проявляться», – считает Роман Косинов, менеджер проектно-инсталляционного отдела компании Imlight.


Но классические системы освещения не дают возможности в полной мере управлять атмосферой заведения, поэтому рестораторы стали чаще применять светодинамические технологии, которые позволяют менять цвет, температуру и яркость света одного источника. С их помощью рестораторы подчеркивают концепцию, создают более уютную или динамичную атмосферу, выбирая нужный цвет в зависимости от ситуации. По заявлениям специалистов, сейчас можно воплотить в жизнь любую сумасшедшую идею заказчика. «Хотите, чтобы в проходе между столами была трава с бабочками, а когда по ней идешь, она шевелится, а бабочки взлетают? Пожалуйста! На стенах может переливаться северное сияние, на потолке сверкать звездное небо, под ногами течь река или клубиться туман», – рассказал о возможностях современных световых технологий Александр Оглоблин, главный инженер компании «Протон».


Развитие светотехники и появление новых возможностей освещения повлияли на то, что к созданию проекта ресторана кроме дизайнеров стали привлекать и специалистов по художественному свету. Заказывать проекты специализированным компаниям, а не закупать отдельные приборы сейчас стали не только клубы и рестораны fine dining, но и демократичные заведения.


Заливка светом


Создать правильное основное (или заливающее)освещение  – первая задача светодизайнера. Именно этот свет будет оказывать самое существенное влияние на гостя. «Невозможно однозначно оценить влияние цветности освещения на настроение посетителей ресторана, хотя определенно можно сказать, что яркие и теплые тона, в особенности орнажевый, возбуждают аппетит, а пастельные и холодные, напротив, его понижают», – рассказала Татьяна Корнева, менеджер проектно-инсталляционного отдела компании Imlight.


В заведениях все чаще используется отраженный свет: он мягкий и не создает резких теней. Особенно популярен свет, отраженный от потолка, который в отличие от прямого верхнего света меньше искажает черты человека и визуально увеличивает площадь помещения.


Сейчас появилась возможность тонко управлять освещением в зависимости от времени суток, смешивая естественный и искусственный свет по мере необходимости. Некоторым заведениям, которые вечером и ночью работают как заведения pre-party и клубы, нужно радикальное изменение освещения, что чаще всего достигается за счет комбинирования различных источников света. Например, компания Iberiпроектировала освещение в ресторане «Атон», интерьер которого выполнен в египетском стиле. Владелец пожелал совместить в одном помещении банкетный зал с возможностью создания расслабляющей клубной атмосферы. В световом сценарии банкетного зала работают бра в виде статуй с традиционными лампами накаливания, а миниатюрные светодиодные светильники, незаметные в выключенном режиме, зажигаются ближе к вечеру и кардинальным образом изменяют обстановку, превращая ее из парадной в клубную.


В ресторане и баре отеля-бутика Golden Apple освещение служит театрализации пространства. В ресторане цвет меняют стены, а в баре – стойка. Подсвечиваются плоскости не пустые, а с авторскими рисунками и орнаментами, выглядит это очень эффектно. Синхронно с изменением цвета меняют температуру и яркость освещения и другие источники света. Это происходит по заранее прописанным для каждого времени суток цветодинамическим сценариям. Утром – светлые тона, днем – более насыщенные, вечером – яркая палитра цветов, которые плавно меняются один за другим в режиме «радуга».


Цветом в ресторане задают настроение и на мероприятиях. «Мы прописали световые сценарии для выступающих на презентации. Речь активного оратора была подчеркнута краcным цветом, а когда на сцену вышел человек с подробным докладом, цвет за ним изменился на более спокойный голубой», – рассказала Людмила Войнова, управляющая ресторанной службой отеля Golden Apple.


Яркие детали



Кроме основных источников света в ресторанах используют и дополнительные небольшие источники, подчеркивающие детали интерьера. «Светодиодными приборами, которые очень малы по размеру и незаметны, выделяют стеновые и потолочные ниши, карнизы, мебель и т.д. Этот весьма эффектный прием для декорирования пространства стал сейчас доступным», – объяснила Евгения Одынь, руководитель светотехнического отдела компании Iberi. Для подсветки воды в фонтанах или бассейнах применяют маленькие прожекторы.


Стали больше внимания уделять и отдельным дизайнерским источникам света. Например, в кафе Ligne Roset действует динамическое световое панно «Ожившие цветы» с изображением лотосов, плавно меняющее цвет. По идее дизайнера проекта Ligne Roset Дидье Гомеза, за диваном должен был располагаться яркий источник освещения из люминесцентных ламп. Но когда кафе открылось, выяснилось, что сидеть на диване некомфортно из-за тепла, излучаемого лампами. После этот источник и был переделан в панно, которое подчеркнуло концепцию заведения и сделало пребывание гостей в нем более интересным. Панно разработала компания «Центр светодизайна» (Illuminator group).


На рынке появились новинки светотехники, которые также претендуют на то, чтобы являться самостоятельными частями дизайна. На выставке в Лондоне было продемонстрировано 3D-панно, представляющее собой гирлянды равной длины из миниатюрных сфер, каждая из которых независимо управляема и генерирует всевозможные цвета по системе RGB (смешение трех потоков света: красного, зеленого и голубого, из которых получаются все остальные цвета). За счет этого на таком панно с помощью специальных программ можно передавать любое изображение вплоть до фотографии и изменять его.


Светильник-акустическую колонку представила компания Newtec(дистрибьютор – Iberi). Колонка  может стать элементом интерьера: встроенные в нее светодиоды выполняют функцию декоративной подсветки.


Наружное освещение


Оригинальные световые технологии начали использовать и для наружного освещения. Пока светодинамические приборы достаточно редко освещают фасад ресторана, такое освещение больше применяется для ТЦ и других городских зданий, но специалисты считают, что спрос на него появится и в ресторанах, ведь с его помощью можно влиять на решение гостя при выборе заведения: зимой можно сделать более теплую подсветку, летом – холодную.


С помощью освещения можно также привлечь внимание к концептуальному входу, как, например, в ресторане «Поплавок» в Ярославле. Наружная подсветка на базе светодиодов подчеркивает внешние декорации, которые выполнены в виде парусов. Освещение выстраивали компания «Свет. Звук. Консалтинг» и зарубежные консультанты.


Нагрузка на кошелек


Цена освещения зависит от пожеланий заказчика. Статическое интерьерное освещение может стоить от $500 до $5000. Стоимость динамического освещения зависит от площади и от того, на основе каких технологий оно будет сделано. «Люминесцентное панно стоит 5 тыс. евро, а светодиодное – 30 тыс. евро. При этом люминесцентные лампы сложнее в эксплутации и у них меньший срок действия», – пояснил Борис Князев, генеральный директор компании «Центр Светодизайна» (Illuminator group). Светодиоды служат 10–15 лет и потребляют в два раза меньше энергии, чем люминесцентные приборы, которые работают в среднем два года.


Особенности освещения детских кафе

от Татьяны Корневой, выпускницы МЭИ (кафедра светотехники и источников света), менеджера проектно-инсталляционного отдела компании Imlight


Световая атмосфера, которая комфортна для взрослого, не всегда подойдет для ребенка. Орган зрения у ребенка еще не сформирован и очень чувствителен. От того, в какой световой среде он находится, зависит его самочувствие и настроение, поэтому освещение детского кафе необходимо проектировать тщательно.


Так как у детей сетчатка глаза крайне чувствительна к ярким источникам, везде должны применяться светильники малой яркости, преимущественно отраженного света (световой поток направлен на потолок или стены). Рассеянный свет равномерно освещает все пространство, тени при таком освещении мягкие,  хорошо различимы предметы, находящиеся в любой точке.


Особое внимание должно быть уделено освещению тех зон, где происходит сосредоточенная зрительная работа, в том числе мест, где дети едят. Рекомендуемая освещенность таких зон составляет 400 люкс (на уровне пола).


Оформлять помещения следует в ярких цветах, потому что глаза у детей имеют низкие пороги цветоразличения, то есть они хуже, чем взрослые,  различают цвета. Зал кафе можно преобразить, подсветив цветодинамическими приборами статичные картинки и фигуры. Однако важно предусмотреть, чтобы приборы со цветодинамикой не освещали области, где ребенок сосредоточен. Изменение цветовых сцен, а следовательно, и освещенности приводит к зрительной переадаптации, то есть глазам приходится привыкать к новым условиям. Частый процесс переадаптации негативно влияет на зрение.


Говоря об освещении детских кафе, нельзя не упомянуть о естественном свете. Известно, что солнечный свет влияет на психофизическое состояние организма, работоспособность, определяет ритмику жизненных функций и устойчивость к воздействию вредных факторов, значит, в помещении должна присутствовать значительная доля естественного света.


Golden Apple

Дизайнер проекта: Ян Бигацци, компания Targetti Group (Италия)


Основная дизайнерская идея – создать театральную атмосферу в ресторанном помещении. Менять цвет освещения позволяет установка Targetti Light Navigator с системой смешения цветов (16 млн оттенков), которая регулирует температуру и силу света (от 10 до 100%).


Центр пространства – барная стойка, которая становится разноцветной за счет люминесцентных RGB-ламп, размещенных внутри. Сквозь панель стойки просвечивается стилизованный растительный орнамент, выгравированный на ее внутренней стороне.


Стены бара задрапировали мягкой светлой материей и подсветили. Над столиками в ряд повесили большие люстры из муранского зеркального стекла. Для создания локальной атмосферы расставили свечи.


Окна зала дизайнеры закрыли плотным тюлем и ролл-шторами. Художник Большого театра Николай Шаронов нарисовал на ролл-шторах яблоневый сад. С помощью теней графике придали глубину.  Днем ролл-шторы подняты, чтобы в зал проникал солнечный свет. Вечером они опущены, и пространство меняется с помощью установки Light Navigator.


Было разработано несколько сценариев освещения – утренний, дневной, вечерний, ночной и праздничный. «Мы вместе с Яном Бигацци придумали эти сценарии, и теперь можно переключать их в зависимости от ситуации. В каждом запрограммированы режимы работы всех осветительных приборов, которые взаимосвязанно меняют цвет», – рассказала Людмила Войнова.

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)