Всё о рынке питания вне дома
  • Восстание Ильича, или Советский китч в Петербурге

Восстание Ильича, или Советский китч в Петербурге

В последнее время у рестораторов Санкт-Петербурга особенно модным считается открыть заведение с советской тематикой – будь то ресторан, где со всех сторон смотрят изображения Владимира Ильича, или кафе-бар с подлинно коммунистическим названием «Партия». Только за последние несколько месяцев в городе появились около 10 новых ресторанов, так или иначе ностальгирующих по ушедшей эпохе.

Если три–пять лет назад из заведений такого рода в Санкт-Петербурге были представлены лишь «Сундук» и «Пропаганда», то теперь количество ресторанов стремительно растет: в мае этого года открылся «Зов Ильича», в августе – вторая «Пропаганда» (в планах владельцев – открыть третье заведение).
Кроме того, в городе работают «Кафетерий СССР», «Русский Кичъ. Кафе переходного периода» группы «Конкорд», уже упоминавшаяся «Партия». К «советским» местам можно отнести и «Матросскую тишину» (принадлежит компании «Прогресс-2000»), где интерьер напоминает подводную лодку. «Санкт-Петербург выдержит еще как минимум пять заведений с «советской» тематикой», – считает владелец ресторана «Пропаганда» Дмитрий Корзаков.


Причин такого бурного роста, по мнению самих рестораторов, несколько. Во-первых, возросшая привлекательность северной столицы для туристов (львиную долю посетителей подобных заведений составляют именно они), во-вторых, появление в городе среднего класса, в-третьих, возникновение интереса ко всему, что связано со словом «СССР», у молодежи до 20 лет (уже не заставшей «оригинал» стиля). Комитет по туризму обнародовал такие данные: за 2002 г. северо-запад России посетило туристов на 8% больше, чем в 2001 г., что составило 2,8 млн человек.
Тенденция открывать «бутафорские», в том числе «советские», рестораны свойственна именно Санкт-Петербургу, считает Марина Малыхина, президент агентства Magram MR. «В Москве это уже не является модой, и в большей степени относится к невысокому ценовому сегменту, – объясняет она. – В столице больше деловых туристов, как правило, принимающих решение о выборе ресторана исходя из того, что там можно съесть. В Петербурге же больше иностранных туристов, выбирающих и ресторан по принципу «что там можно посмотреть».

«Пропаганда»


Ресторан «Пропаганда» на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки считается очень успешным проектом. Сравнительно небольшое заведение (площадь зала – 230 кв. м, 60 посадочных мест), по словам Дмитрия Корзакова, окупилось за первые два года работы при вложенных $300 тыс. Ресторан открыт с 13.00 до 1.00, наибольшая заполняемость приходится на вечер после 18.00. Место, где расположено заведение, обеспечивает ему большую проходимость: перекресток один из самых оживленных в городе, пробки здесь случаются каждый день, не исключая выходные, поэтому гости в основном заскакивают быстро и вкусно перекусить.
Дмитрий Корзаков рассказывает, что за один вечер (с 18.00 до 1.00) ресторан обслуживает до 480 человек: шесть человек на одном посадочном месте за семь часов – завидная статистика.
В конце августа откроется вторая «Пропаганда» – теперь уже на Большом проспекте Петроградской стороны. Уровень цен в заведении чуть выше среднего по городу, средняя сумма чека – $25. Среди посетителей преобладают иностранцы: администратор ресторана Светлана Филиппова подсчитала, что летом они составляют около трети. Из питерских гостей ресторана большинство – молодежь, которая ходит сюда больше как в музей.
По словам Дмитрия Корзакова, интерьер в его заведении выполнен в стиле «индустриального конструктивизма»: перфорированные чугунные швеллера, неподъемные стулья – символы процветания тяжелой индустрии. В цветовой гамме преобладают танковый зеленый и советский красный. Раритетные плакаты (оригиналы!) с различными призывами и замечаниями освещаются лампами, вмонтированными в торчащие из стен металлорукава. На столах вместо «буржуазных» белых скатертей – одноразовые скатерти, со специфическим звуком отрываемые официантами от рулона, закрепленного с помощью держателя – специального приспособления для отматывания бумаги где-нибудь в заводском цеху. Эффект домашнего уюта, безусловно присутствующего в «Пропаганде», достигается при помощи многочисленных стеллажей с книгами (от творчества Абыша Кикельдиева до отчетов о съездах ЦК КПСС), «лампочек Ильича», закрепленных над столами, свечей в подсвечниках из шестеренок.


Туалеты в ресторане обращают на себя особое внимание. Как говорят сотрудники заведения, иностранцы неоднократно собирались купить у ресторана уникальные сушилки для рук, которые находятся еще и в рабочем состоянии.
В звуковом оформлении «Пропаганды» по принципиальным соображениям отсутствует музыка современных российских эстрадных исполнителей. Каждый столик снабжен индивидуальной колонкой, при этом громкость можно регулировать самостоятельно. Раньше, когда ресторан только открывался, в нем звучала живая музыка таких групп, как «Ленинград» и «Ночные снайперы». Эксперимент владельцам не понравился: специально на концерты приходило слишком много случайной публики.
В меню – около 90 блюд: от французской, итальянской, испанской, русской до мексиканской кухонь. Причем последняя пользуется особой популярностью. Как утверждает Дмитрий Корзаков, «советский» интерьер – еще не значит исключительно советское меню. Самые хитовые позиции в меню (по мнению Корзакова, все меню – хитовое, потому что составлялось исходя из пожеланий клиентов на протяжении трех лет): «Лента ребрышек и крылья» – томленные в печи свиные ребрышки и куриные крылья покрываются соусом барбекю, затем глазируются на открытом огне грилем «саламандра» и подаются с салатом из красной и белой капусты с перцем и картошкой (350 руб.), «Королевский Тартар» – кнели из рубленного вручную филе лосося подаются на листьях салата и гарнируются рубленым красным луком, сырным яичным желтком, каперсами, дольками лимона, тостами из белого хлеба и медово-горчичным соусом (450 руб.).
Цифры оборота Дмитрий Корзаков предпочел не раскрывать, но это легко подсчитать: при вложенных $300 тыс. ресторан окупился за 2 года, следовательно, оборот ресторана в месяц составляет порядка $12 тыс.

«Зов Ильича»


Ресторан открылся в мае этого года и расположен в центре города – на углу переулка Гривцова и Казанской улицы. «Зов Ильича» – третье заведение компании «Прогресс-2000» (первые два – клуб-кабаре «Хали-Гали» и ресторан «Матросская тишина»).
«Зов Ильича» состоит из двух залов – «советского» и «антисоветского». Общая площадь – 237 кв. м, число посадочных мест – до 50. В «советском» зале, выполненном с доминированием красного цвета, посетителю предлагается изучить биографию вождя, документально представленную над столиками в богатых рамках: фотографические рассказы о детстве, летопись борьбы с мировым империализмом, бюсты уже облысевшего революционера, подпирающие, словно атланты, балки, на которых установлены маленькие мониторы. Кстати, показываются все больше фильмы эротического содержания. Официантки работают в белых рубашках с пионерскими галстуками, красных пилотках и красных же чулках. Единственное отличие, которое удалось заметить между «советским» и «антисоветским» залами, заключается в картинах на стенах.
В «антисоветском» зале история восхождения Ленина к власти заменена на картины довольно непристойного содержания – на любителя, что называется. По признанию владельца «Зова» Игоря Мельцера, посетители ресторана как раз и делятся на более и менее терпимых к непристойностям. Как сообщили в ресторане, львиную долю клиентов составляют иностранцы (до половины), на 2-м месте – российские туристы, большинство из которых москвичи. Здесь следует сделать оговорку: ресторан работает менее трех месяцев, причем летних. Дирекция ресторана выражает надежду, что с окончанием поры отпусков пропорция посетителей изменится и «Зов Ильича» начнет притягивать петербуржцев. Уже сейчас по вечерам бывают аншлаги.
Меню в ресторане, как и залы, делится на «советское» и «антисоветское». Наиболее популярные позиции в «антисоветском» – Шукрут на две персоны (традиционное эльзасское мясное ассорти из свиной рульки, сосисок, копченой грудинки с картофелем и квашеной капустой) и Сырное альпийское фондю с вяленым испанским хамоном также на две персоны (стоимость обоих блюд – 980 руб.). В «советском» меню наибольшей популярностью пользуется Стерлядь с помидорами и шампиньонами (блюдо рассчитано тоже на двух человек, стоимость – 1960 руб.). Средняя сумма чека – $30.
Инвестиции в проект, оборот и планируемые сроки окупаемости руководство не раскрывает.

«Кафетерий СССР»


«Кафетерий СССР» работает на углу Невского проспекта и Садовой улицы ровно год (открылся 27 сентября 2002 г.). Арт-директор заведения Андрей Вертов рассказал «МД. Ресторану», что утром оно работает в формате кафетерия, днем – кафе, вечером – ресторана, ночью – клуба. «СССР» состоит из двух залов – основного (площадь – 70 кв. м) и небольшого, похожего на чил-аут помещения (15 кв. м). Вместимость – 60 человек, средняя сумма чека – около $25.
В дизайне интерьера дополняют друг друга два стиля. Советский, привлекающий западных туристов еще со времен СССР, совмещен с современным хай-теком: белые яйцевидные кресла, красные кожаные диваны. На большом и малом экранах идут трансляции Fashion TV и советских фильмов. Андрей Вертов считает, что советская субкультура традиционно манит иностранцев, а европейские элементы дизайна ассоциируются с высококлассным сервисом и качественной едой. Кухня – русская и европейская.
Фоновая музыка в «Кафетерии «СССР» – дип-хаус и лаундж, по выходным устраиваются вечеринки с участием ди-джея. Вход на вечеринки в пятницу и субботу – по пригласительным билетам или клубным картам. В заведении практикуется фейс-контроль.
Основные клиенты ресторана (до 30%) – состоятельная питерская молодежь, кочующая между клубом «Декаданс» и кафе Che. На 2-м месте – туристы, как российские, так и иностранные. Большой популярностью кафетерий пользуется у москвичей. Никаких цифр, касающихся оборота, вложенных средств и т.д., руководство проекта раскрывать не пожелало.

Михаил Шульман,
специально для «МД. Ресторан»

Выпуск журнала:
Теги:
Коментарии (0)