Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Вожаки стаи

Показатели продаж 111 крупнейших операторов индустрии фуд-сервиса в Европе в 2006 г. выросли на 5,8% (в 2005 г. – на 5,2%, в 2004 г. – на 4,8%). Продажи компаний-участников рейтинга составляют более 22% европейского рынка общепита, и их доля постоянно растет. Рынок питания вне дома вырос в целом  на 5–5,5%.

Некоторые важные аспекты

В список включены все виды предприятий общественного питания, в том числе ПБО, рестораны с полным обслуживанием, кейтеринг, питание в отелях и прочие виды заведений, обеспечивающих питание вне дома. Из списка исключены точки, работающие прежде всего как розничные магазины, в частности, на автозаправочных станциях. Как обычно, мы приложили все усилия, чтобы исключить из рейтинга показатели не связанной с общественным питанием деятельности, например гостиничной. Большинство операторов, за исключением ресторанов и игроков рынка быстрого обслуживания, как правило, не публикуют данные о продажах еды и напитков в формате, не подходящем для нашего рейтинга. Поэтому мы разработали ряд формул, позволяющих перевести имеющуюся информацию в показатели продаж общественного питания. При необходимости суммы, указанные в других валютах, переводились в евро по среднегодовым обменным курсам 2006 г. Для оценки реального роста, а не вытекающего из колебаний курсов валют, показатели указаны в национальной валюте каждой страны. Тем не менее в случае McDonald’s мы смогли указать темпы роста в постоянной валюте.

Чемпионы роста

Рекордсменом 2006 г. стала компания Subway, как и в предыдущем году, заняв лидирующие позиции по темпам роста: 65%, или 220 млн евро, общие продажи в Европе – 560 млн евро. Продажи австрийской компании Do & Co выросли на 45%, а американская гостиничная сеть Starwood увеличила продажи еды и напитков на 43%. Корпорация McDonald’s вновь возглавила список лидеров по росту оборота в абсолютных значениях, с ростом продаж в 2006 г. на 832 млн евро. Три другие лидирующие компании – Sodexho, Yum! Brands и Subway – продемонстрировали рост продаж более чем на 200 млн евро.Список чемпионов включает разнообразных операторов, но практически все они действуют в сфере быстрого обслуживания или кейтеринга.

Топ-10 игроков

Десятка крупнейших операторов с прошлого года осталась практически неизменной. В ней появился новый игрок – Aramark, занявший место Spirit Group, а компания Yum! Brands вытеснила Burger King с пятого места. Остальные операторы сохранили прошлогодние позиции. Совокупный оборот десяти крупнейших операторов составляет 52% общего оборота 111 предприятий общественного питания – участников рейтинга. В 2006 г. темпы их роста немного ниже средних темпов роста всех участников рейтинга. Таким образом, их доля незначительно снизилась на фоне роста остальных компаний, среди которых несколько новых участников. В их числе AmRest, польский оператор быстрого обслуживания, Marks & Spencer из Великобритании и Wagamama также из Туманного Альбиона.

Деление по секторам

Результаты деятельности компаний, вошедших в этом году в Топ-111, отражают тенденции последних лет. Самый значимый фактор, вероятно, широкий ассортимент предложений, компаний и стран, включенных в список. Это отличает европейский рынок от американского, где на долю ведущих 42 операторов сегмента ПБО приходится 61% объема продаж всех участников американского Топ-100. Напротив, европейский Топ-111 демонстрирует, что доля предприятий быстрого обслуживания сравнительно невелика и составляет 32%, следом идут кейтеринговые операторы, чья доля составляет 28%. Значимость ресторанов с полным обслуживанием в Европе значительно выше, доля таких ресторанов и пабов составляет 18% общих продаж еды и напитков.

Топ-111 в 2006 г. Где возможно, использовались данные финансовых отчетов операторов фуд-сервиса, приблизительные значения обозначены звездочкой*.Значения торгового оборота компаний основаны на данных деятельности на европейских рынках, включая франчайзинговые активы и исключая торговые налоги.При расчете объемов продаж услуг фуд-сервиса во внимание принимались лишь реализованные продукты питания и напитки, при этом непрофильные услуги, такие, как, например, расселение в гостиницах, исключались.Рейтинг отображает долю рынка корпораций, но не брэндов. Компании распределялись по сегментам рынка исходя из вида основной деятельности. При необходимости конвертация значений в евро осуществлялась с использованием среднегодовых обменных курсов евро по отношению к соответствующим национальным валютам.Объемы продаж еды и напитков в гостиницах, в случае если данные не были предоставлены компаниями или приведены отдельно, оценивались следующим образом:1-3*: 20% общего объема продаж*;4-5*: 30% общего объема продаж.Пабы Великобритании: учитывались только заведения, управляемые компаниями.Франшизы и прочие перекрывающиеся виды деятельности учитывались дважды.

Подробную информацию о развитии сегментов общественного питания в Европе, а также рейтинг 111 крупнейших европейских компаний индустрии фуд-сервиса читайте в журнале FoodService2008 №2 Февраль.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)