Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Зеленый свет Starbucks

Первая российская кофейня Starbucks распахнула двери 6 сентября в ТЦ «Мега-Химки». Клифф Барроуз, вице-президент по региону EMEA Starbucks Coffee International, приехавший по случаю открытия кофейни в Москву, ответил на вопросы Анны Людковской об особенностях точки Starbucks в России, планах развития и культуре кофе на вынос.

– Я поздравляю вас с открытием первой точки. Но скажите, почему «Мега-Химки»?
– Мы всегда стараемся открывать кофейни в тех местах, где находятся наши клиенты. К тому же, как вы, наверное, знаете, расположение первой точки очень и очень важно. Нам кажется, что в молле удачное место: ежедневно за покупками в «Мегу» приезжает много людей. Вторую точку мы откроем до Рождества в историческом центре города, на Старом Арбате. А когда сеть будет насчитывать порядка десяти кофеен, Starbucks, надеюсь, станет частью жизни москвичей.
– Расскажите, пожалуйста, о планах развития компании в России. Сколько кофеен вы намерены открыть в следующем году?
– Это интересный вопрос. Мы рассматриваем развитие компании в глобальном масштабе, оценивая, какое количество заведений способны открыть по всему миру. Задача на 2008 г. – это 2600 новых кофеен Starbucks, из которых 900 приходятся на международный рынок. На сегодняшний день сеть насчитывает порядка 40 тыс. кофеен. У компании есть четкие обязательства по развитию бизнеса за пределами США, но, как видите, мы не выделяем региональные рынки. На локальном уровне это новая точка в определенный период, как сейчас Starbucks в «Мега-Химки», к примеру. Помещение для очередного заведения нужно найти, тщательно проанализировав расположение, пространство и другие показатели.
– Вряд ли такой корпорации, как Starbucks, приходится замедлять свое развитие из-за дефицита помещений.
– Конечно, нет. Более того, я хочу подчеркнуть, что у российского рынка огромный потенциал. Даже одна Москва с ее динамизмом, культурным разнообразием и количеством жителей представляет для Starbucks большой интерес. По данным компании «Евромонитор», число кофеен в Москве в сравнении с другими мегаполисами мира крайне низкое. Судя по цифрам, которые они опубликовали недавно, на одну кофейню приходится 3187 москвичей, тогда как в Нью-Йорке – 365 человек, а в Париже – 126 человек.
– Вы собираетесь в ближайшее время открывать кофейни в Санкт-Петербурге?
– Мы отдаем себе отчет, что у Петербурга тоже огромный потенциал, но пока в наших ближайших планах освоение столичного рынка. Starbucks придерживается разной тактики на региональных рынках. К примеру, во Франции и Турции мы начали работать всего лишь четыре года назад. Однако во Франции все 35 точек открыли только в Париже, а в Турции – 70 в семи городах, включая Стамбул.
– Вы озвучиваете размер инвестиций?
– Нет, мы никогда, ни при каких обстоятельствах не раскрываем финансовые показатели.
– Давайте поговорим о меню. Есть ли разница между русским меню и предложением Starbucks в других странах?
– Если говорить о выборе напитков, то меню точно такое же, как и во всех странах: базовые горячие напитки на основе эспрессо, которые адаптируются под потребности каждого клиента. Гость может сам выбрать количество напитка и его температуру. В меню представлена вся наша линейка фраппучино.
– И зимой фраппучино будет тоже?
– Если вы посмотрите на молодежь, то она пьет холодные напитки зимой, а летом – горячий эспрессо, поэтому предложение холодных напитков должно быть в течение всего года. До нашей с вами встречи мы как раз обсуждали, что сейчас Starbucks предлагает 78 тыс. комбинаций напитков! Всевозможные виды кофейных зерен, разное молоко, сиропы, температура и так далее, то есть возможность выбора – вот, что определяет наше меню.
В кофейнях есть также утреннее меню: выпечка, свежие сэндвичи и различные сладости. В меню, безусловно, представлены продукты, которые присутствуют в Starbucks по всему миру. Это, к примеру, черничный маффин. Для русских кофеен мы разработали привычные для местного населения десерты – медовый пирог и улитку с заварным кремом и корицей. Что касается предложения сэндвичей, то все они созданы с учетом вкусов россиян, например сэндвич на томатном хлебе и круассан с семгой.
– В России холодный климат и сети, как правило, вводят в меню горячие сэндвичи.
– Starbucks предлагает как горячие, так и холодные сэндвичи. Например, сэндвич с курицей и песто сразу подается горячим.
– Будут ли в меню салаты, закуски и другие блюда?
– Предложение блюд в нашем меню строится вокруг кофе, сопровождает этот напиток и аккомпанирует ему. И хотя наши конкуренты в России и других странах расширяют ассортимент за счет всевозможных блюд, мы всегда будем придерживаться стратегии, что Starbucks – это прежде всего кофе.
– Простите, но в американских Starbucks есть салаты.
– Вы правы. Мы продаем салаты в США и нескольких европейских странах, где салаты прочно ассоциируются со Starbucks, особенно в летнее время, когда гости хотят более легкой пищи. Безусловно, мы будем рассматривать подобные предложения и в российском Starbucks. Я лишь еще раз хочу подчеркнуть, Starbucks – это прежде всего кофе.
– Что вы думаете о культуре кофе на вынос в России?
– Для нас это одна из возможностей для стимулирования роста рынка кофе. В 1997 г., когда Starbucks впервые вышла на международный рынок, в Японии вообще не пили кофе, в Великобритании население испокон века предпочитало чай, а в Париже ни один горожанин не мыслил о времяпрепровождении в американской кофейне. И сейчас я счастлив, что во всех этих странах люди стали любить наш кофе и брать его на вынос. Не у всех гостей есть время выпить чашку эспрессо в кофейне, поэтому мы предлагаем альтернативное потребление кофе, сервируя его в бумажных стаканчиках и стараясь обслуживать как можно быстрее.
– Русские операторы пытались продавать кофе на вынос, но потерпели неудачу.
– Конечно, на это нужно время. Если анализировать наши продажи по всему миру, то видны существенные различия в зависимости от местоположения. Некоторые страны пьют кофе очень рано утром по дороге на работу: в США вы встретите людей в кофейне уже в пять утра! В других государствах, как, например, в Греции, чашку кофе выпивают ближе к полудню.
– Есть мнение, что развитию кофе на вынос препятствует московский трафик: машину припарковать невозможно, а в метро давка.
– Надеюсь, что со временем удобство будет преимуществом Starbucks и на этом рынке. Согласитесь, с кофе необязательно ехать в метро, его можно купить в кофейне рядом с офисом или домом. Я жил в Лондоне и каждое утро в 7.20 заходил в Starbucks за чашкой кофе. Персонал знал, какой кофе я пью, что, согласитесь, довольно удобно, когда вы еще не совсем проснулись. Еще пока рано говорить об этом в Москве, но пять лет назад Starbucks отсутствовал в Париже или Лондоне, а сейчас кофе на вынос стало частью жизни горожан.
– Будут ли в московских кофейнях сувениры, чашки, кофе, музыка и прочее?
– Хороший вопрос. Основной упор мы делаем на15 видов кофе, высококачественной арабики. Для всего европейского и ближневосточного региона кофе обжаривается в Амстердаме. Мы будем продавать смесь зерен для эспрессо, который является основой для всех напитков Starbucks, в том числе латте и капучино. В ассортименте будет латиноамериканская мягкая смесь кофе, адресованная людям, которые только начинают знакомиться с кофе как продуктом. Будут зерна из Гватемалы, Колумбии, Эфиопии, Кении, которые сильно отличаются друг от друга и, как вина, имеют собственные яркие вкусовые характеристики.
У нас будут брэндованные товары – от знаменитых кружек Starbucks до френч-прессов. Я не уверен, что ассортимент сувениров будет столь же разнообразным, как в США, но в любом случае что-либо утверждать пока рано – время покажет. Со временем мы будем продавать музыку, так как это наше сильное направление: недавно во всех кофейнях Starbucks, к примеру, была презентация нового диска Пола Маккартни. С книгами несколько сложнее, так как они издаются на английском языке, поэтому продаются в США и время от времени в Великобритании.
– Расскажите, пожалуйста, корректировали ли вы дизайн кофеен для российского рынка?
– Мы всегда очень тесно работаем с местной командой, подстраиваемся под помещение, где будет открываться кофейня. Гости должны чувствовать себя в ней уютно, поэтому возможны какие-то элементы интерьера, присущие русской культуре. Кофейня должна обладать той притягательностью и волшебством, за которые люди ценят наши заведения по всему миру. Как я уже сказал, детали могут быть чуть разными, но все кофейни объединяет наш зеленый логотип и атмосфера Starbucks.
– Что вы думаете о российском кофейном рынке и его участниках?
– Я несколько раз был в России и успел увидеть тот колоссальный объем работы, который проделали «Шоколадница», «Кофе Бин», «Кофе Хауз» и множество других кофеен. Надеюсь, что вскоре мы тоже станем частью кофейного рынка, продавая кофе через прилавок, чтобы гости общались с нашими бариста.
– А как вам качество кофе, который подают в кофейнях?
– Интересный и разнообразный кофе! Но, судя по процессам, которые мы наблюдали в других странах, интерес к кофе будет только расти, а качество становиться все лучше и лучше.

Клифф Барроуз вырос в Замбии, получил образование в Великобритании. С недавнего времени проживает в Амстердаме. Начинал карьеру в Littlewoods plc стажером в отделе менеджмента. Затем перешел в Habitat, компанию по производству мебели для дома, где отвечал за деятельность компании в Великобритании, а также за розничные операции и франчайзинг в Европе. Из 19 лет карьеры в Habitat семь лет проработал в Heals, дочернем подразделении Habitat.
Клифф пришел в дочернюю компанию Starbucks в Великобритании в 2001 г. и принимал активное участие в ее развитии. С того момента компания разрослась до 500 точек и 7000 сотрудников. Под его руководством была основана компания Starbucks Coffee Company Ltd в Ирландии, первая кофейня этой компании открылась в Ирландской Республике в августе 2005 г. Недавно он занял пост президента Starbucks Coffee EMEA B.V. и расширил сеть до 1000 точек в 19 странах Европы, Ближнего Востока и Африки.
Английская кофейная компания Starbucks является дочерним подразделением Starbucks Coffee Company (Nasdaq: SBUX), ведущего мирового брэнда, производителя и продавца высококачественных сортов кофе. Starbucks имеет более 13 500 розничных точек в Америке, Европе, на Ближнем Востоке и в странах Тихоокеанского бассейна.

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)