Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Ломая прогнозы: рынок фудсервиса в 2018 году вырос на 5,1%

Ломая прогнозы: рынок фудсервиса в 2018 году вырос на 5,1%

01 Февраля 2019, 08:02
Индсутрия питания вне дома по результатам 2018 года существенно выросла несмотря на то, что люди старались экономить, а во втором полугодии индекс потребительской уверенности заметно снизился. Основное развитие пришлось на крупные российские города за пределами двух столиц, где рынок фудсервиса в визитах вырос на 12%, говорится в отчете российского отделения компании NPD. Тем временем в Москве и Петербурге индустрия увеличилась на 4 % и 0,6 % соответственно.

«Регионы, где рынок фудсервиса был ненасыщен, активно догоняли Москву и Петербург. Весь 2018 год крупнейшие операторы заполняли свободные ниши, открывая в крупных городах новые заведения, хотя еще несколько лет назад основное внимание уделялось столицам, – объясняет руководитель NPD в России Мария Ванифатова. – Интенсивнее всего в регионах развивался сегмент фастфуда, ценовая политика которого соответствует возможностям жителей регионов, чьи доходы скромнее, чем у жителей двух столиц. В Екатеринбурге, Новосибирске и других крупных городах потребители традиционно отдавали предпочтение более бюджетным форматам типа столовых и кулинарий при супермаркетах. Если в крупных городах фаст-фуд за 2018 год вырос на 26 %, то в Москве на 10%, и в Петербурге на 13%».


Традиционные рестораны полного обслуживания в 2018 году медленно сдавали свои позиции форматам типа fast casual, кофейням, пекарням и даже фастфуду. Тенденция ярче всего проявилась в Санкт-Петербурге, где рестораны сократились на 11%, тогда как на всем рынке падение составило 6%. В ситуации роста количества доступных мест для еды или перекуса, классические рестораны проигрывают по цене, удобству и времени обслуживания. Вместе с тем, рестораны с уникальными концепциями и авторской кухней привлекают гостей, которые по-прежнему ходят туда по специальным поводам, среди которых, празднование дней рождений, романтические свидания и деловые встречи.

Наращивать трафик заведениям позволяли доставка и предложение блюд навынос: россияне в 2018 году потратили на доставку еды на 11% больше, чем в 2017 году. «Доставка становится частью образа жизни, поскольку позволяет экономить время, упрощает логистику, и люди все больше и чаще заказывают не только еду из ресторанов, но продукты, товары для дома, технику и даже наборы для готовки с рецептами, – рассказывает Мария Ванифатова. – В мегаполисах время становится почти таким же дефицитным ресурсом, как и деньги. Поесть на рабочем месте и поужинать дома вкусной ресторанной едой, не отрываясь от любимого сериала, становится альтернативной походу в ресторан для людей, проводящих часы в пробках».

Важную роль в развитии доставки сыграли агрегаторы, которые увеличивали географию покрытия, договаривалась с новыми ресторанами и операторами, а также наращивали трафик за счет промо акций. Доля агрегаторов по результатам 2018 года составила 21% и, по оценкам NPD, в дальнейшем агрегаторы будут расти более умеренными темпами. Росту доставки также способствовал развитие цифровых технологий: через приложение или сайты за год было сделано 55% всех заказов доставки, что на 3% выше, чем в 2017 г. Остальные 45 % пришлись на телефонные звонки.

Потребители воспринимают ресторанную еду как возможность утолить голод. Если раньше для гостей были важны атмосфера, и рестораны служили площадкой для встреч с партнерами и друзьями, и даже торжеств, то теперь их все чаще воспринимают как утилитарное место, альтернативу домашней кухне, где можно просто поесть, не вставая к плите самим. Мотивация посещения «утоление голода» в 2018 году составила 24 %. Выросла значимость мотивации «побаловать себя», когда люди заходили в кафе или ресторан ради пирожного или другого гастронимического удовольствия.



Комментарии (0)