Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Отели высокого ценового сегмента лидировали по заполняемости на рынке Москвы и Петербурга в 2018 году

Отели высокого ценового сегмента лидировали по заполняемости на рынке Москвы и Петербурга в 2018 году

04 февраля 2019, 07:02
Итоги 2018 года на рынке брендированных гостиниц Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга* подвела компания JLL. «Прошедший год стал настоящим испытанием и тестом для гостиничного рынка России. Сумеют ли отели выдержать толпы футбольных болельщиков, капризы команд и спонсоров, будет ли по душе сервис и облик гостиниц требовательным иностранцам – все эти вопросы звучали до мероприятия. Чемпионат мира прошел, особых происшествий не наблюдалось – только положительный PR-эффект, и отельерам остается подсчитывать прибыль», – говорит Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL.

Загрузка
Рынок Москвы оказался устойчивым с точки зрения операционных показателей гостиниц после чемпионата мира и показал значительный рост по сравнению с 2017 годом. В столице по итогам 2018 года было зафиксировано самое высокое среднерыночное количество занятых номеров – 76% в сравнении с 72% годом ранее.

А вот Санкт-Петербург оказался менее популярным у туристов на фоне повышения цен во время чемпионата мира по футболу. Привычный ажиотаж во время белых ночей в 2018 году не наблюдался, а фанатов было меньше, чем ожидали отельеры. В результате средняя загрузка по году даже упала – на 1 п.п., до 61,3%.

Лидером по заполняемости в Москве стал высокий сегмент (upscale или 4 звезды), на него пришелся 81%, в то время как отели сегмента upper upscale (5 звезд-бизнес) продали менее 70% номеров. Высокий сегмент также лидировал в Санкт-Петербурге, но с менее впечатляющим результатом – 73% проданных номеров. Самый низкий показатель по результатам года в Петербурге был зафиксирован в самых дорогих отелях: люксовый сегмент был загружен только на 55%.

Динамика загрузки по сегментам гостиничного рынка

Источник: JLL

Средний тариф в рублях
По уровню тарифов 2018 год был крайне успешным в обоих городах. В Москве среднегодовая цена за номер (ADR) достигла максимальных в наблюдаемой истории 10,7 тыс. руб. (рост на 41% по сравнению с предыдущим годом), в Санкт-Петербурге увеличилась на 17%, до 7,8 тыс. руб.
Лидером по динамике и абсолютному значению показателя в обоих городах стал люксовый сегмент: в Москве средний тариф приблизился к 30 тыс. руб., в Петербурге – 22,5 тыс. руб. (рост на 62% и 20% соответственно).

Динамика среднего тарифа по сегментам гостиничного рынка, руб

Источник: JLL

Средний тариф в валюте
«Ситуация на рынке в целом благоприятствовала восстановлению среднего тарифа в долларах до докризисного уровня. Если по итогам 2017 года только люксовые отели Санкт-Петербурга смогли нарастить ADR до значения 2014 года, то в 2018-м московский люкс смог даже превзойти показатель 2014 года – $467 по сравнению с $351 до падения рубля. Помимо этого, отели следующего по уровню, верхнего предела высокого сегмента, в Москве близки к пороговому значению – $238 в 2018 году и $249 в 2014-м, – говорит Татьяна Веллер. – В Петербурге, помимо люксовых отелей, в которых средний тариф уже превосходит докризисное значение ($357 против $312), ADR смогли восстановить гостиницы среднего сегмента (3 звезды) – $65 против $64 в 2014 году».

Динамика среднего тарифа по сегментам гостиничного рынка, долл.

Источник: JLL

Новые участники рынка
В 2018 году ввод брендированных номеров в России вырос в 1,5 раза: на фоне подготовки к чемпионату мира гостиничный рынок увеличился на 5,7 тыс. номеров по сравнению с 3,7 тыс. в 2017 году. Более половины этого предложения появилось в городах ЧМ (3,4 тыс. номеров), включая 1,7 тыс. в Москве и 540 в Санкт-Петербурге (в том числе ребрендинг W в So Sofitel). В 2019 году темпы открытия брендированных гостиниц должны замедлиться: в Москве международные бренды рассчитывают вывести на рынок «всего» 1,1 тыс. номеров, в Санкт-Петербурге планов по открытию пока нет.

Прогноз
«Результаты 2018 года оказались очень близки к нашим прогнозам, и сейчас самое время оценить перспективы 2019-го – первого года гостиничных рынков после крупного международного мероприятия. По нашему мнению, в 2019 году московские отельеры будут пытаться сохранить высокий уровень загрузки, достигнутый в прошедшем году, при этом стараясь не сильно потерять в цене, в то время как Санкт-Петербург будет стремиться вернуть показатели 2017 года по загрузке, сохранив тариф 2018-го», - заключает Татьяна Веллер.

*Анализ на основе данных STR («коэффициент продаваемости»). Основу анализа составляют отели под международными и локальными брендами.
Комментарии (0)