Всё о рынке питания вне дома
  • Рекордно низкий объем ввода торговых площадей зафиксирован в 2018 году в Москве

Рекордно низкий объем ввода торговых площадей зафиксирован в 2018 году в Москве

16 Января 2019, 12:01
В прошедшем году в Москве было введено 123 тыс. кв. м (общая арендная площадь) торговых центров, вместо заявленных 306 тыс., согласно данным компании JLL.

Аналитики называют цифру 123 тыс. кв. м одним из исторических минимумов. Объем строительства прошлого года лишь на 2,8 тыс. кв. м превышает абсолютный антирекорд 2012 года. Новое предложение 2018 года сформировано открытыми в первом полугодии ТРЦ «Каширская Плаза» (71 тыс. кв. м), ТРЦ «Миля» в Жулебине (19 тыс. кв. м), ТЦ «Петровский» (8,5 тыс. кв. м), а также начавшими работу в четвертом квартале торговыми центрами «Арена плаза» (17 тыс. кв. м) и «Краснопрудный» (около 7 тыс. кв. м).

Низкий показатель ввода стал следствием того, что запуск целого ряда объектов перенесли на 2019 год. Среди них ТЦ «Остров мечты», ТПУ «Рассказовка», ТЦ «Галеон», 2-я очередь ТЦ «Смоленский Пассаж» и несколько локальных объектов от ADG group. Всего порядка 60% объема, анонсированного в прошлом году.

В 2019 году намечен ввод 289 тыс. кв. м качественных торговых площадей, что в 2,3 раза превышает новое предложение 2018 года. Этот объем будет сформирован в основном за счет площадей торговых центров «Саларис» и «Остров мечты»: на них придется 61% ожидаемого годового показателя.

«На фоне ограниченного предложения качественных торговых площадей и усиления конкуренции за покупателей в 2018 году на рынке усилился тренд объединения различных услуг и товаров в единое пространство. Идет активная коллаборация форматов и концепций: кафе и магазинов, коворкингов и кафе, магазинов и детских комнат, развлечения и образования и так далее, – комментирует Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL. – Помимо этого, хорошо известные на рынке бренды активно тестируют новые форматы. Например, чтобы быть ближе к покупателям, в 2018 году ИКЕА открыла первые в России магазины компактного формата – дизайн-студии – сначала в ТЦ “Авиапарк”, а затем и в ЖК “LIFE-Ботанический Сад”».

В результате низкого объема ввода и нехватки качественных торговых площадей доля свободных площадей в ТЦ Москвы снижалась. По итогам года вакантность упала до минимальных за последние пять лет 5,2%. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года показатель снизился на 1 п.п.

«Сокращение уровня вакантности в течение прошедшего года происходило в первую очередь за счет снижения количества свободных площадей в таких торговых центрах, как “Мозаика”, “Рига Молл”, “Бутово Молл”. Кроме того, высокую динамику заполняемости в 2018 году демонстрировали новые объекты, построенные после 2016 года. К примеру, в ТРЦ “Ривьера” доля свободных площадей за 2018 год снизилась с 8% до 3%, а в ТРК “Vegas Кунцево” – с 15% до 8%», – отмечает Оксана Копылова, руководитель аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL.

В этом году с учетом ожидаемого ввода торговых площадей уровень вакантности, по прогнозу аналитиков, вырастет незначительно – до 5,8%.

Объем предложения и доля вакантных площадей на рынке торговых центров Москвы


Источник: JLL
Комментарии (0)