Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • ЗОЖ атакует: магазины фермерских продуктов и здорового питания в Москве растут стремительнее всех в ритейле

ЗОЖ атакует: магазины фермерских продуктов и здорового питания в Москве растут стремительнее всех в ритейле

17 Декабря 2018, 12:12
Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank проанализировали развитие продуктовых сетей в столичном стрит-ритейле в границах МКАД с 2015 по 2018 гг. и выяснили, что темпы закрытия продуктовых точек значительно уступают темпам их прироста. За три года в Москве закрылось 609 торговых точек, а открылось 2009, таким образом, в столице функционирует 4514 магазинов сетевых ритейлеров.

Наиболее значительный рост продемонстрировал продуктовый ритейл формата «здоровое питание» и «фермерские продукты», который нарастил свое присутствие почти в 3,5 раза – с 209 до 714 торговых точек. Это составляет 16% от общего объема торговых точек продуктового ритейла.

На рынок вышли три новых бренда в этом формате – LavkaLavka (7 торговых точек), «Фреш Маркет 77» (6 торговых точек, 3 готовятся к открытию), а также «Ближние горки» (6 торговых точек). Самый крупный представитель ниши – «ВкусВилл» – показал почти десятикратный прирост количества магазинов: с 51 до 480 точек. Это самый мощный рост в сегменте продуктового ритейла среди всех игроков.

Количество супермаркетов и мини-маркетов в стандартном формате за три года увеличилось в 1,7 раза (с 2296 до 3800 торговых точек). Лидерами по темпам прироста торговых точек и их численности стали сети «Магнит у дома» (рост почти в 7 раз до более чем 1 200 магазинов), «Дикси» (с ростом в 2,3 раз до 676 точек), «Пятерочка» (рост в 1,6 раз до 800 точек).

Начиная с 2015 г. с московского рынка продуктового ритейла ушли 12 сетевых брендов – «Седьмой континент» (закрылось 122 магазина), «Диксика» (30 точек), АЛМИ (27 точек), «Покупай» (26 точек), «Я Любимый» (19 точек), «Народная 7Я» (14 точек), «Копейка» (7 точек), «Е.д.а»(5 точек), «Манго» (7 точек), «Едофф» (4 точки), «Огни столицы» (4 точки), «Полушка» (2 точки).
  
С 2016 года в сети «Седьмой континент» началась оптимизация магазинов, затем передача прав на бренд и аренду помещений, где работали торговые точки. Окончательное закрытие сети было связано с желанием основного акционера сконцентрироваться на активах в недвижимости (магазины сети работали на площадях, в основном принадлежавших структурам акционера). АЛМИ как проект одного из акционеров ГК «Виктория», стартовал в Москве, но без особого успеха, после чего акцент в развитии был смещен на республику Беларусь, где сеть работает по сей день. «Диксика» была проектом компании по комплексному оснащению объектов торговли и общепита TAS Retail&Horeca. Сеть магазинов закрыли, поскольку в условиях снижения покупательской активности не были оправданы финансовые ожидания.

Сократили свое присутствие на рынке, уменьшив число торговых точек за 3 года на 91 магазин, 7 сетевых брендов: «Перекресток Экспресс» (с 197 до 129 торговых точек), «Избенка» (с 125 до 118 точек), «Монетка» (с 47 до 45 точек), АБК (с 36 до 32 точек), «Гастрономир» (с 12 до 9 точек), «Бахетле» (с 7 до 3 точек), «Оливье» (с 4 до 3 точек), «Окей» (с 3 до 1 точки).

Большинство магазинов «Перекресток Экспресс» развивалось по франшизе (первый опыт для X5 в таком формате), но в результате выросшая до 170 магазинов сеть приносила менее 1% выручки группы. Сначала сеть пытались продать, но, не найдя покупателя, провели оптимизацию и переформатирование под другие бренды. «Избенка» как второй, менее популярный в силу ограниченного ассортимента формат сети, отошел на второй план, уступив место «ВкусВиллу».

Всего на столичный рынок за три года вышло семь новых сетевых брендов, представленных 138 магазинами: «Фасоль», «Ярче!», «Мой Ашан», «Да!», «Густо», «Фреш Маркет 77», Topmeal. При этом в формате «здоровое питание» и «фермерские продукты» три новых игрока – LavkaLavka, «Фреш Маркет 77», «Ближние горки» с общим количеством в 19 магазинов.

Самым крупным игроком в нише фермерских продуктов и здорового питания остается «ВкусВилл». Директор направления стрит-ритейла Knight Frank Виктория Камлюк, отмечает, что стратегия развития сети «ВкусВилл» на 2019 г., очевидно, будет акцентирована на выход в регионы. В частности, на рынок Санкт-Петербурга, где на текущий момент открыты пять торговых точек. С учетом высокой конкуренции на рынке продуктового ритейла для рентабельности экспансии ритейлеру нужно запустить порядка 100 объектов.

Другие игроки в данной нише показали гораздо более скромный рост, однако все уверенно расширяются, ни один игрок не закрыл свою сеть. За три года сеть «Мясновъ» увеличила количество своих торговых точек на 25% (с 150 до 200 точек), «Город-Сад» – 2 до 7 точек, LavkaLavka – с 1 до 7, «Фреш Маркет 77» – 6 новых магазинов, «Ближние горки» – с 3 до 6, «Углече Поле» – с 2 до 5. Все магазины в данной нише представлены небольшими форматами до 350 кв. м. По словам Виктории Камлюк, емкость столичного рынка для продуктового ритейла в полной мере не заполнена, тем более, что тема здорового питания только набирает популярность, а средний чек в подобных магазинах выше. Вероятнее всего дальнейшее развитие формата мы увидим в спальных районах.

Большинство ритейлеров, как небольших, так и крупных, акцентируют внимание на развитии онлайн продаж и обеспечении доставки продуктов, а также, следуя за изменившейся моделью покупательского поведения, на форматах у дома, что будет способствовать росту их доли в стрит-ритейле.



Комментарии (0)