Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Путь к кафе: как меняется бизнес пекарен в Европе

Путь к кафе: как меняется бизнес пекарен в Европе

«FoodService Europe & Middle East» / Европа
С модой на ЗОЖ и безглютеновую диету потребление хлеба в европейских странах медленно, но верно падает. В качестве ответной меры пекарни по всей Европе расширяют ассортимент, включая в него разнообразные закуски, напитки и кондитерские изделия, которые можно съесть на месте или взять с собой. На чем сегодня зарабатывают кафе-пекарни? Какую роль играет традиционная выпечка в общем ассортименте? Какие концепции задают моду в этом сегменте? Ответы на эти вопросы – в материале нашего партнерского журнала «FoodService Europe & Middle East».

Италия
Кафе-пекарни в Италии пользуются популярностью, особенно в городах. Традиционные пекарни-магазины практически исчезают из-за снижающегося уровня потребления хлеба, который в 2018 г. достиг в стране абсолютного минимума – 85 г в день. Чтобы выжить, многие пекарни трансформировались в кафе-пекарни, особенно на севере страны, или в пекарни-кондитерские, преимущественно на юге. Сегодня кафе-пекарнями называют самые разнообразные концепции: от точек на углу улицы с парой стульев, просто поставивших кофемашину и холодильник с напитками и расширивших свое меню (кексы, пицца кусочками, фокачча и сэндвичи навынос), до премиальных пекарен, специализирующихся на качественной выпечке, и заведений полного обслуживания с оригинальным оформлением и меню, состоящим из горячих и холодных блюд и напитков, – заведений, которые часто еще и торгуют хлебом.
Survey_Italy_KW_Pandenus7451 1.jpg
Ассортимент кафе-пекарен все заметнее перекрывает предложение традиционных итальянских кофеен: кафе-пекарни могут работать весь день, предлагая завтраки, утренний и послеобеденный кофе, закуски, обеды, в зависимости от местоположения и вида лицензии аперитивы и коктейли, а также ужины. Основные факторы, влияющие на этот сектор, – повышение спроса на более здоровую и не содержащую глютена еду, а также возрождение хлеба ручной работы, изготовленного по традиционным рецептам, на основе натурального брожения и из особых сортов муки.

Миланская компания Princi (www.princi.com) долгое время была трендсеттером в своем сегменте, с того самого времени как пекарь Рокко Принчи в 1986 г. открыл первую премиальную пекарню и сделал имя, производя хлеб старинным способом на основе натурального дрожжевого брожения из особых сортов муки и выпекая его в дровяной печи. Спустя годы меню расширилось за счет различных видов пиццы, продаваемой кусочками, кексов, кофе, салатов и горячих блюд. Принчи также уделил внимание декору кафе, пригласив известных архитекторов для создания новых помещений или редизайна старых в современном минималистском стиле с использованием натуральных материалов, таких как дерево и камень. Еще одна инновация, ставшая популярной благодаря Princi, – пекарское производство, отделенное от зала стеклянной перегородкой, позволяющей гостям и прохожим наблюдать за процессом хлебопечения. Сегодня сеть Princi, по-прежнему являющаяся семейным бизнесом, напрямую управляет пятью кафе-пекарнями в Милане и одной в Лондоне. Все они открыты с раннего утра до 20.00 или до полуночи в зависимости от заведения и подают завтраки, обеды и ужины. В 2016 г. Princi подписала соглашение о глобальном партнерстве со Starbucks, разрешив мировому кофейному гиганту открывать новые заведения Princi и управлять ими за пределами Италии и изготавливать выпечку Princi прямо на месте в кофейнях Starbucks по всему миру. Сегодня кафепекарни Princi можно найти в Сиэтле, Чикаго и Нью-Йорке, а кофейни-закусочные – в Сиэтле, Нью-Йорке, Шанхае, Милане и Токио.
12-19_ORIENTIR-2.jpg
Пару лет назад Джулиана Маринони из семьи пекарей Маринони, ведущих бизнес с 1903 г., открыла новое заведение Rosebymary (www.rosebymary.it) – современную кафе-пекарню и бистро для городских жителей, которым важны экологичность, свежесть, здоровые еда и напитки. Кафе предлагает завтраки, обеды и аперитивы, а также блюда навынос. Ингредиенты приобретают у небольших местных поставщиков, вся столовая посуда и контейнеры изготовлены из перерабатываемых и биоразлагаемых материалов. В меню входят свежевыжатые соки, коктейли, органический кофе, безлактозное молоко, свежие салаты и широкий выбор вегетарианских блюд. Rosebymary предлагает широкий выбор выпечки на кукурузной муке, низкоуглеводного и органического хлеба, цветных роллов, рисовой и кукурузной фокаччи. Вся выпечка, круассаны и торты, подаваемые в Rosebymary, на 100% вегетарианские и изготавливаются на отдельно расположенном производстве. На сегодняшний день существует три кафе-пекарни Rosebymary, бренд планируют развивать и в дальнейшем.

Первое кафе-пекарню Pandenus (www.pandenus.it) открыл в Милане в 2007 г. Филиппо Лекардане. Спустя десять лет в сеть входят шесть кафе, а также две гостиницы B&B и бистро, меню в котором разработано именитым шеф-поваром Энрико Бартолини, также оказывавшим консультации по меню для двух недавно открывшихся кафе. Оригинальная концепция кафе предполагает создание оазиса тишины и спокойствия в городской суматохе. Кафе предлагают полное обслуживание и традиционную итальянскую еду: различные виды хлеба, круассанов и тортов, дневное меню с пиццей, фокаччей, панини, салатами, пастой, тартарами и гамбургерами, а также веганские блюда, – дополняя ее широким ассортиментом кофейных напитков и свежевыжатых соков. Последнее открывшееся заведение, Pandenus Gae Aulenti, также предлагает поке. Продуманное коктейльное меню и разнообразие вин позволяют наполнить Pandenus жизнью с раннего вечера до полуночи и даже позже. Все кафе-пекарни кроме одной находятся под прямым управлением компании. Фирменные сорта хлеба и выпечку производят на центральном предприятии компании. В 2019 г. Лекардане планирует открыть еще одно кафе в Милане и одно в Лондоне.

За последние несколько лет в сегменте итальянских кафе-пекарен появились и новые игроки. Интересным проектом можно назвать Forno Brisa (www.fornobrisa.it) в Болонье – стартап, открытый три года назад четырьмя молодыми людьми. Основатели кафе встретились на курсах по выпечке в Университете гастрономических наук Полленца, зародившемся в рамках движения slow food. Эти четверо открыли в Болонье свой первый магазин-пекарню, где продавали только большие круглые хлебы, изготовленные по старинным рецептам с использованием натуральных дрожжей и органической цельнозерновой муки. Спустя пару месяцев там появилась кофемашина для эспрессо и фильтркофе арабика. В 2017 г. Brisa открыли вторую пекарню и кафе с 14 местами внутри и 20 на улице, а также Teglia – маленький магазинчик пиццы, продававший пиццу по кускам и производивший товар для кафе-пекарен. В конце 2018 г. Brisa открыли третье заведение с 18 местами внутри и 20 – снаружи, c приятной обстановкой и меню для любого времени дня. Это меню основано на хлебе, пицце и сдобной выпечке, которые особенно популярны ранним вечером. На стойке установлена кофемашина, которая позволяет персоналу готовить кофе, стоя лицом к гостю.

Сейчас в Brisa работает около 20 человек, большинство из которых младше 30 лет, и все они делятся своими идеями с компанией. 40% выручки приносит пицца, 30% – хлеб, еще 30% – торты и кофе. Кроме того, на семейной ферме одного из партнеров Brisa начали выращивать собственное зерно, используя методы биоразнообразия и органической агротехники. Forno Collettivo FB (@fornocollettivo), открывшийся в Милане в августе 2018 г., – еще один оригинальный взгляд на формат «пекарня плюс кафе». Название («Коллективная печь») отсылает к уникальному сервису пекарни: клиенты могут принести приготовленное дома тесто и выпечь его в профессиональной печи – напоминание об очень старой традиции, которую Forno Collettivo возродило для современных энтузиастов домашнего хлеба. Как говорит соучредитель кафе Алессандро Лонгин, одна из их целей – создать сообщество людей, объединенных страстью к хлебу. Forno Collettivo специализируется на производстве хлеба ручной работы на закваске с использованием органической непросеянной муки из смеси современных и старинных сортов зерна, а также натуральных дрожжей без добавления жиров или консервантов. В день производят 60–70 больших буханок хлеба, включая сорт, который Лонгин называет «Открытие» (чередующиеся оригинальные рецепты, например, овсяный или формовой хлебы), а также печенье, торты и круассаны на закваске. В выходные дни кафе открыто только на завтраки, в остальные дни оно работает с 10.00, а начиная с обеда клиенты могут выбрать блюда из постоянного меню (поджаренный хлеб, паста, супы и салаты с ближневосточными вкусами) и разнообразные натуральные вина для аперитива.

Итальянские кафе-пекарни также начинают исследовать культуру хлебопечения других стран. Пример – недавно открывшееся в Милане Egalité (www.egalitemilano.it). Архитектор и ресторатор Тициано Вудафьери, придумавший концепцию кафе, пригласил французского пекаря Тьерри Луа для создания настоящего французского колорита. Пять видов багета, семь сортов хлеба, тарты, бриоши, шоколадный хлеб, круассаны, крок-месье и кишлорен вошли в традиционное французское меню, доступное для заказа навынос или дегустации в заведении. Egalité открыт с 7.00 до 21.00 и предлагает завтраки, кофе-брейки, ланчи, закуски, а также уникальный аперитив с оригинальными французскими винами в сочетании с французским сыром, холодными нарезками, тапенадами и сардинами.

Испания
Годы финансового кризиса оставили неизгладимый след на рынке пекарен Испании. Некоторые сети теперь принадлежат крупным инвестиционным фондам, которые ожидают быстрого возврата инвестиций от этого сегмента, традиционно отличающегося высоким трафиком при умеренной сумме счета. Кроме того, стабильным премиум-брендам, фокусирующимся на производстве высококачественной хлебобулочной продукции, все чаще приходится конкурировать с новыми бюджетными сетями, которые привлекают клиентов демпинговыми ценами. Победитель в этом соревновании – гость, который теперь может выбирать из огромного разнообразия концепций. Заведения, которые когда-то предлагали только хлеб, выпечку и кофе, превратились в полноценные рестораны, в которых различные виды сэндвичей на основе панини и фокаччи и пицца наряду с салатами, супами и десертами предлагаются по низкой цене – около восьми евро. Ассортимент напитков, в том числе самых разных видов кофе, тоже расширяется. У таких концепций есть общие черты – привлекательный, как правило, элегантный дизайн, притягательное освещение и обширный ассортимент продуктов, а также столики, чтобы поесть на месте.
Survey_Spain_KW_Panaria_Counter.jpg
Лидер рынка – компания Granier (www.pansgranier.com), основанная в 2010 г. Хуаном Педро Конде. В настоящее время сеть состоит из 340 точек, а выручка составляет 180 млн евро. Практически все элегантно оформленные в черном и золотом цветах заведения являются франчайзинговыми: только три точки работают под управлением владельца бренда. Недавно разработанная им новая концепция под названием Granier & Go (первая точка открылась в ноябре 2018 г.) представляет собой пекарню самообслуживания. Основным цветом в оформлении на этот раз стал белый. Гости, используя специальные щипцы, могут сами выбрать сладкую и соленую выпечку из представленного на прилавке ассортимента. Только отдельные виды хлеба и кофе по-прежнему подают сотрудники заведения. На международном уровне Granier вышел на рынок Майами, приобретя La Provence – премиальную французскую пекарню. Компания также представлена в Великобритании, Италии и Португалии. Bertiz (www.bertiz.es), сеть премиальных пекарен с более чем столетней историей, на конец прошлого года имела около 200 торговых точек, 85 из них – с зоной кафе.  Компания работает в основном в Стране Басков и провинции Наварра. Berlys Corporation, стоящая за сетью, делает акцент на высококачественную хлебобулочную продукцию, среди хитов продаж – сорта хлеба, традиционные для этого региона. Помимо основного бренда разрабатываются дополнительные, например La Tahona и Horno Artesano, в основном для работы за пределами основного региона присутствия.

Первая франчайзинговая точка открылась в Барселоне в конце 2018 г. Согласно данным компании, общая выручка Bertiz – 87 млн евро. 85 кафе-пекарен входят в сеть Panaria (www.panariapanaderias.es), концепция которой была создана Антонио Пересом в Валенсии и распространилась на всю Испанию. В 2014 г. сеть приобрел фонд прямых инвестиций H.I.G. Capital. Эксперты ожидают, что дальнейшее тиражирование скорее ожидает бренд кофебаров Cafe & Té, также принадлежащий компании. Сеть El Fornet (www.elfornet.com), представленная 51 точкой с общей выручкой 32 млн евро, в основном расположена в Каталонии. Мебель для нее произведена Italian Costa Group: диваны «Честерфилд», изразцы и картины в рамках создают ощущение второй гостиной. После ее приобретения венчурной компанией Risk Capital точки сети начали появляться и в Мадриде под брендом El Horno. El Fornet привлекает внимание с помощью высококлассных маркетинговых кампаний, акцент в которых делают на избранные продукты – например, иберийские бокадильо или сэндвич-роллы. Финансовый кризис 2007–2015 гг. привел к появлению такого формата, как кафе-пекарни-дискаунтеры. Список возглавляет сеть 365 Café (cafe365.es) с 60 точками, 48 из которых работают по франшизе. Сеть регулярно предлагает выпечку по специальным ценам, например круассаны за 0,5 евро, а также наборы из нескольких штук с еще большей скидкой. Сеть Pannus (www.pannus.es), созданная тремя семьями пекарей и насчитывающая 33 точки, также специализируется на недорогих позициях. Заведения этой сети теперь можно найти во Франции и Великобритании.

Сеть Vivari (www.vivaripans.es), принадлежащая нескольким китайским предпринимателям и состоящая из 29 заведений, также фокусируется на агрессивных ценовых спецпредложениях. На испанском рынке пекарен представлено множество игроков, и растущая конкуренция стимулирует развитие и инновации. Предложение продукции по привлекательной цене в течение всего дня делает такие концепции серьезными конкурентами демократичным ресторанам. Кафе-пекарни также повышают свой рейтинг, быстро реагируя на запросы гостей и все чаще вводя в ассортимент безглютеновые продукты, изделия с повышенным содержанием клетчатки и ненасыщенных жирных кислот или меньшим содержанием сахара. Эксперты прогнозируют дальнейший рост этого сегмента и ожидают появления все большего количества игроков. Благодаря хорошим поставщикам теста, кофе и соков бизнес практически не зависит от наличия у управляющих специальных знаний, так что те могут сконцентрироваться на выборе места для кафе, его обстановке и обслуживании.

Нидерланды
Для голландских пекарен наступили одновременно и лучшие, и худшие времена. Общий оборот предприятий общественного питания в Нидерландах в 2018 г. достиг рекордных 20 млрд евро (рост – 5,5% согласно недавно опубликованному отчету ИОПН*). Однако там, где речь идет о пекарнях, успех зависит от того, насколько они адаптировались в сфере розничных продаж – а эта сфера меняется с большей скоростью, чем многие могут выдержать. «В 1960-х в Нидерландах было 16 тыс. пекарен; сейчас – всего 2500», – рассказывает Хенк-Ян Ван Маанен, генеральный директор Van Maanen (www.bakkervanmaanen.nl), крупнейшей премиальной пекарни в Нидерландах. Винить в таком сокращении сегмента стоит в том числе и появление кафе-пекарен, которые предполагают более обширный ассортимент и гостеприимное обслуживание. Этот тренд заставил семейное предприятие с 111-летней историей в 2015 г. переформатировать 52 традиционные пекарни-магазина в кафе-пекарни, совмещающие продажи хлеба с обслуживанием клиентов на месте и принимающих более 100 тыс. посетителей в неделю.

Слово bakker («пекарня») с вывески Van Maanen убрали, чтобы сделать упор на сервис. «Связь с покупателем важнее розничных продаж, – уверен Ван Маанен. – В других европейских странах абсолютно нормально съесть выпечку там, где вы ее купили, но это значительное отступление от правил традиционного голландского рынка хлебопечения: здесь пекарня – это просто место, где вы покупаете хлеб. Наше отличие в том, что мы гарантируем свежесть продукции, выпекая многие позиции прямо на месте. Мы также предлагаем изменяющийся сезонный ассортимент блюд и напитков. С точки зрения оборота все идет хорошо, хотя нам по-прежнему крайне важно снижать расходы. Мы уже сейчас зарабатываем на кофе столько же, сколько на нашем самом популярном сером хлебе». В большинстве кафе-пекарен Van Maanen подают завтраки и ланчи, а также закуски. Но в 2017 г. в Делфте открылось кафе-пекарня Van Maanen нового формата, где хлеб и выпечку предлагают наравне с товарами для дома, органическими продуктами и книгами по кулинарии, а в круглосуточном ресторане посетители могут заказать ужин (15,95 евро с человека), сэндвичи, бургеры, пиццу, киши, торты, а также смузи, вино и пиво.

В некоторых голландских городах ограничения, созданные муниципалитетом, замедляют развитие кафе-пекарен. С подобными сложностями столкнулся Димитри Роэльс, основатель Vlaamsch Broodhuys (www.vlaamschbroodhuys.nl) – компании по производству хлеба на закваске, решив в 1996 г. открыть в Амстердаме кафе-пекарню. В то время его план невозможно было реализовать, поскольку законодательство Амстердама в сфере розничной торговле требовало разделения ресторанной и розничной деятельности. Поэтому он перешел к плану Б и вместо этого стал продавать хлеб ресторанам. Таким образом шеф-повар, превратившийся в пекаря, стал первопроходцем, познакомив голландских шефов и гостей ресторанов с качественным хлебом на закваске.

Спустя пару десятилетий и после незначительного смягчения законодательства «Фламандская пекарня» превратилась в компанию, где работает более 200 человек. В нее входят 13 кафе-пекарен, 14 точек формата «магазин в магазине» и множество других торговых точек по всем Нидерландам. Также действует интернет-магазин, доставляющий заказы потребителям и предприятиям по всей стране. Большинство кафе-пекарен Vlaamsch Broodhuys предлагают континентальный «Завтрак пекаря» (11,25 евро), различные сэндвичи (от 3,4 евро) и салаты (от 11 евро) на обед, а также торты, закуски, легкие ужины, наборы сладкой и соленой выпечки навынос. В октябре 2018 г. сеть Vlaamsch Broodhuys открыла первый «Ресторан пекаря» в Амстердаме, который работает в течение всего дня и предлагает фирменные фламандские блюда (креветочные крокеты, волованы, рагу из говядины в траппистском пиве), а также вина, коктейли и пиво собственного приготовления, произведенное из того же старинного сорта пшеницы camp remy, что и хлеб. Однако около 90% продукции Vlaamsch Broodhuys по-прежнему составляет выпеченный в каменной печи хлеб. Пекарня ежедневно доставляет свежевыпеченный хлеб более чем в 500 ресторанов, и это приносит компании половину дохода. Роэльс регулярно сотрудничает с ведущими шефповарами для обмена знаниями и создания новых вкусов и много путешествует в поисках новых идей.

Один из недавно появившихся игроков на голландском рынке пекарен, сын пекаря Хэнк Йонгеянс, также черпал вдохновение для открытия своей органической кафе-пекарни Bakhuys (www.bakhuys-amsterdam.nl) за границей. Йонгеянсу пришла мысль насчет установки в пекарне каменной дровяной печи весом 7 т, когда он путешествовал по Южной Африке. Эта печь, единственная в своем роде в Амстердаме, как утверждает Йонгеянс, выпекает хлеб на закваске с фантастическими вкусом и текстурой, которых нигде больше не найти. Хотя Bakhuys продает разные виды хлеба на закваске с прилавка, этот хлеб также представлен в меню в разных видах (например, его подают к супам и карри, в составе горячих тостов с ветчиной и сыром). Другие конкурентные преимущества бренда – использование органической французской пшеничной муки и более длительное время выстаивания, благодаря чему хлеб становится вкуснее и легче переваривается. Позиционируют концепцию как пекарню в старинном стиле: Bakhuys использует древние французские рецепты для сдобы, пирожных и хлеба. Покупатели могут заскочить в магазин и купить хлеб, выпечку и сэндвичи навынос, выпить в кофебаре горячий напиток с десертом или же разместиться в ресторанной зоне, на террасе, выбрав что-нибудь органическое, например сэндвичи (от 3,2 евро), гамбургеры, пиццу (от 7,5 евро), супы и салаты, а также кофе, чай, органическое пиво, безалкогольные напитки, соки и пирожные (брауни – 2,85 евро). «Цены на органическую еду порой могут быть запредельными; мы же готовим хорошую еду по не слишком высоким ценам», – подчеркивает Йонгеянс. Bakhuys предлагает завтраки, обеды, кофе-брейки и заказы навынос, но в планах скорое открытие заведения и для ужинов.
Survey_Netherlands_KW_Bakhuys%20landscape.jpg
Германия
Одна из ярких особенностей розничного рынка Германии – региональные сети пекарен. Хлеб во всем его разнообразии немцы традиционно потребляют каждый день и помногу. В 2017 г. каждая немецкая семья в среднем приобрела немногим менее 59 кг выпечки. Большое разнообразие рулетов, кексов и пирожных также является частью стандартного ассортимента пекарен. При этом немецкие пекари давно поняли важность широкого ассортимента и забирают у гостей дополнительные деньги, предлагая разнообразные блюда как навынос, так и для употребления в атмосферных кафе. Производственные линии, размещенные за прозрачным стеклом, играют развлекательную роль и создают дополнительную уверенность в производителе и его продукте. В 2018 г. именно потребление на месте обеспечило пекарням Германии рост продаж на 4% (годовой прогноз The NPD Group). В абсолютных цифрах выручка от продаж в этом сегменте составила 3,47 млрд евро.

В Германии также много пекаренстоек и пекарен-автокафе. Там подают как закуски (роллы или бутерброды, простые или с креативными топингами, сэндвичи и блюда на завтрак), так и горячие блюда: панини с начинкой, домашнюю пиццу, бургеры, киши и т.д. При этом важным трендом в индустрии пекарен стало расширение премиального сегмента. «Пекарни, которые также могут предложить столики для своих клиентов, показывают чуть более значительный рост, чем точки без столиков», – объясняет вице-президент направления «Фудсервис» в Западной Европе исследовательской компании The NPD Group Йохен Пинскер. Пример – Padeffke, пекарня в промышленной зоне на окраине Штутгарта, превратившаяся из небольшого магазинчика в атмосферное место. «Bäck stage (www.baeck-stage.de) – это ресторан с пекарней, а не наоборот», – подчеркивает соучредитель Алиса Падеффке. То, что началом всему была именно пекарня, является лейтмотивом концепции ресторана, управление которым полностью отделено от управления сетью из 25 семейных пекарен. Хотя 12-метровый прилавок с выпечкой притягивает внимание всех входящих, главное в Bäck Stage – зал площадью 300 кв. м, вмещающий 140 гостей (плюс еще 140 – на веранде). На метровых фотографиях, развешанных на стенах зала, изображены сотрудники Padeffke и продукция, выпечка и блюда навынос. Затем взгляд останавливается на огромных потолочных лампах и, конечно, на открытой кухне с огромной печью для пиццы. В загруженные дни в ресторан приходит до 600 посетителей. В Bäck Stage действует система таймслотов, иными словами, некоторые блюда доступны в определенное время дня – такое решение обеспечивает максимальную продуктивность кухни. Например, в будни на обед, с 11.30 до 14.00, предлагают блюда дня – мясную или вегетарианскую позиции и один суп. Стойка в центре ресторана – место для бара и шеренги кофемашин. Освещение в течение дня меняется: поздним вечером ресторан освещен скорее как бар.
BS_AHA_1616_Ret.jpg
На рынок кафе-пекарен выходят и крупные производители хлебобулочных изделий, которые раньше не занимались общепитом. Так, впервые спустя почти 90 лет после основания компания Hack открыла кафе-пекарню Lisette (www.lisette.de). Заведение площадью 90 кв. м вмещает 20 гостей внутри и еще 20 на улице. Кухня-пекарня, отделенная стеклянной перегородкой, позволяет увидеть, как выпекают хлеб и готовят закуски. Несмотря на ностальгические элементы дизайна, отсылающие к ручному труду, в Lisette компания использовала современные оборудование и производственную систему, которая, как полагает председатель правления Петер Хак, станет основой для успешного тиражирования концепции. «У нашей продукции есть одна особенность: сразу после того, как ее изготовили на нашем центральном производстве в Куртшайде, вся выпечка подвергается быстрой заморозке при -40 0С и выпекается до готовности в Lisette на глазах у клиентов по мере необходимости», – объясняет Петер Хак. Дважды в месяц в Lisette подают специальные ужины по меню из трех блюд, включая дегустацию вин. В разработке и меню завтрака, на стадии обсуждения – идеи для супов и обедов. Открытие новых заведений намечено на лето 2019 г.

Великобритания
Прошло почти десять лет с тех пор, как шоу Great British Bake Off («Лучший пекарь Британии») возродило в Великобритании любовь к выпечке. Сегодня этот тренд не только не выходит из моды, но, наоборот, становится все более популярным. В 2017 г. продажи хлеба в Великобритании выросли впервые за три предыдущих года – и основным двигателем роста в этой категории стали так называемые углеводы ручной работы. Рост популярности завтраков и бранчей – главная движущая сила роста спроса на качественный хлеб. Но важно и то, что этот рост совпал с повышением интереса потребителей к свежим продуктам, сделанным из натуральных ингредиентов. Конечно, внимание британской нации привлек не только вкусный хлеб. Яркие, разноцветные и отлично выглядящие в «Инстаграме» капкейки, кейк-попсы и новые изобретения пекарей и кондитеров, такие как крунаты, – больше, чем просто вишенка на торте быстро растущей лондонской пекарной индустрии. Пекарня The Dusty Knuckle (www.thedustyknuckle.com) работает с молодыми людьми с криминальным прошлым и учит их готовить сладкий хлеб, кексы и сэндвичи, используя традиционные методики и органические ингредиенты. Эта пекарня, появившаяся в 2014 г. в пустом грузовом контейнере в Хакни, была основана двумя друзьями детства – Максом Тобиасом и Ребеккой Оливер.

Пока Ребекка набиралась опыта в лучших ресторанах Лондона, Макс работал с молодыми людьми, совершившими серьезные преступления, а в перерывах отдавался растущей страсти к хлебопечению. Объединившись и получив поддержку маэстро ресторанного бизнеса Дейзи Терри, они поняли, что могут создать что-то особенное. Начало The Dusty Knuckle было скромным, но сейчас пекарня работает шесть дней в неделю в стационарной точке в Далтоне – через дорогу от своего старого грузового контейнера, который превратили в хлебопекарную школу The Dusty Knuckle. Здесь обучают персонал и проводят открытые вечерние мастер-классы. Весь хлеб изготавливают из органического зерна, смолотого между гигантскими каменными жерновами, как это делалось в далеком прошлом. Больше половины готовой продукции The Dusty Knuckle продают оптом ритейловым сетям и сторонним клиентам HoReCa, таким как Chiltern Firehouse и Fortnum & Mason. Остальное подают в кафе The Dusty Knuckle, прилегающем к пекарне. Здесь – включая столики для пикника во дворе – могут разместиться 40–50 человек.
Survey_GB_KW_Dusty Knuckle - Sticky Tofu with Pickled Daikon (img credit @ploieats).jpg
В будни кафе предлагает завтраки и ланчи, а в выходные дни проводит бранчи и ланчи, пропускающие до 170 человек. Меню отличается сезонностью и меняется каждые шесть недель. Почти все, что подают в кафе: от молодого сыра лабне и соуса харисса до солонины, – изготавливают самостоятельно, используя только органические ингредиенты и мясо скота травяного откорма, выращенного на свободном выгуле. Даже лимонад и фруктовые пунши здесь готовят на месте под заказ. Хиты продаж – круассан с обжаренным фундуком и кофейной глазурью (завтрак), сэндвич с мягким тофу и маринованным дайконом (обед) и сэндвич с обжаренным пореем, яйцом пашот и маслом чили на обжаренном хлебе (бранч). Если учесть, что средняя сумма счета на человека составляет всего семь фунтов стерлингов, неудивительно, что The Dusty Knuckle стал крайне популярен среди местных жителей и офисных работников.

Собственная мельница с каменными жерновами и прямые поставки местного зерна, фруктов и овощей – независимая органическая пекарня и кафе e5 Bakehouse (www.e5bakehouse.com) в восточной части Лондона удачно расположена именно там, где представляет интерес для публики. Это кафе-пекарня находится под тремя соединенными железнодорожными арками в Хакни и работает как единое целое: пекарня, мельница и кухня видны из-за стойки кафе, так что запах свежего хлеба и выпечки проникает повсюду. Почти весь хлеб e5 Bakehouse сделан на закваске, и его можно заказать с разнообразными топингами, например домашним арахисовым маслом, джемами и мармеладами. Большую часть зерна мелют на месте, что позволяет сохранить его вкус и питательные свойства и уменьшить воздействие на окружающую среду. Такой подход поддерживает и собственный сад e5, поставляющий в кафе свежие фрукты и овощи. «Дикий Хакни» – сорт хлеба, который прославил пекарню e5 Bakehouse. Это деревенский белый хлеб, сделанный из смеси сортов пшеницы, растущих в Великобритании. Тем, кто хочет чего-то особенного, стоит попробовать новинку – хлеб «Айнкорн», для придания которому узнаваемого вкуса и аромата используют одноименный сорт пшеницы с низким содержанием глютена. Важное место в меню е5 занимают напитки на основе кофе, причем зерно здесь обжаривают самостоятельно. Одновременно в кафе могут разместиться 50 человек, что не помешало наладить активную продажу еду навынос работникам соседних офисов. Средний чек – около восьми фунтов стерлингов за завтрак или ланч, в это время кафе наиболее загружено.

Похожее предложение с фокусом на традиционных методиках и хлебе ручной работы можно найти в Bread Ahead (Челси, Сохо) и Brick House Bread (Ист-Далвич, Пекхам Рай). Легендарный повар-кондитер, изобретатель круната (наполовину круассана, наполовину доната), ньюйоркец французского происхождения Доминик Ансель наконец открыл собственное заведение в Лондоне. Стильная пекарня Dominique Ansel Bakery London (www.dominiqueansellondon.com) в Белгравии выглядит роскошно: интерьер первого этажа вдохновлен расположенным неподалеку вокзалом Виктория в стиле ар-деко. На входе – мельтешение сотрудников, работающих на открытой кухне и в зоне обслуживания, справа – стойка с продукцией навынос, а в центре – длинная витрина с пирожными, где представлены эксклюзивные лондонские творения Доминика Анселя и его классические, знаковые работы – начиная с DKA (карамелизованный круассан с пышными слоями внутри хрустящей корочки) и заканчивая Cookie Shot (теплое печенье с кусочками шоколада, сделанное в виде рюмки и подаваемое с молоком, настоянным на таитянской ванили).
Survey_GB_KW_Dominique Ansel Bakery - London Interior - img. credit Scott Grummett.jpg
Посетители встают в очередь вдоль витрины с пирожными и делают заказ, те, кто хочет перекусить на месте, занимают места в левой части зала. В меню есть блюда, придуманные специально для лондонского магазина: круассан по-уэльски с сыром (с начинкой из «Гиннеса», вустерширского чеддера и соуса бешамель, политый расплавленным сыром фонтина) и паэлья «Баноффи» (сложенный в сковороде для паэльи пирог баноффи с карамелизированными бананами, сливочным кремом и корочкой из раскрошенного печенья). Хотя еда здесь занимает главное место, посетители, конечно же, могут добавить к выпечке чашку чая или кофе. Послеполуденный чай здесь подают с 12.00 до 16.00 со среды по воскресенье на террасе позади здания, украшенной цветами по сезону. Поток посетителей в течение недели относительно стабилен, выходные являются самыми загруженными – сюда приезжают гости со всего мира. Dominique Ansel – абсолютно иной мир по сравнению с сумрачными пекарнями Восточного Лондона, такими как The Dusty Knuckle. Но для любителей изысканных сладостей ожидание того стоит. Похожее предложение можно найти в Peggy Porschen, которую называют самой популярной в «Инстаграме» пекарней в мире.
Выпуск журнала:

Путь к кафе: как меняется бизнес пекарен в Европе

Путь к кафе: как меняется бизнес пекарен в Европе

Комментарии (0)
Похожие статьи