Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Бумага в контакте

18 августа 2021, 07:08 Александра Скороходова / Москва,
Весна 2020 г. стала серьезным испытанием для производителей и поставщиков бумажной санитарно-гигиенической продукции в HoReCa. По разным данным, провал продаж достигал 70 и даже 90%. Восполнить потери за счет переориентации сбыта на доставку и ритейл удавалось не всем и не так быстро, как того требовала ситуация. Вместе с тем оперативный запуск СТМ, расширение ассортимента за счет востребованных в сервисах доставки и навынос товаров и выход на маркетплейсы позволили игрокам индустрии не только восстановить, но и нарастить объемы продаж.
shutterstock.jpg
Oсновное потребление бумажной санитарно-гигиенической продукции приходится на зал ресторана и гостевые туалетные комнаты. Вот почему введенный с началом пандемии запрет на обслуживание гостей в заведениях общепита для поставщиков и производителей бумажных расходников стал действительно критической мерой. В зависимости от ассортимента и специфики структуры сбыта участники рынка потеряли от 50 до 70% привычного оборота. «Учитывая специфику продаж нашей продукции, мы, конечно, увидели резкое падение спроса в сегменте HoReCa во втором квартале 2020 г.: за апрель-май 2020 г. продажи бумажной продукции упали на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – отмечает коммерческий директор профессионального ассортимента Tork компании Essity Максим Барков. В период карантина основной сбыт продукции Tork приходился на бумажные протирочные материалы для кухни. «Хотя рестораны, бары и кафе были закрыты для посещения, большая часть из них все же продолжала работать навынос», – объясняет Максим Барков. Эффективной, по его словам, показала себя и работа по информированию операторов фудсервиса (специальные материалы на интернет-сайте, активности в соцсетях) о возможностях использования именно бумажных расходников для поддержания высоких стандартов гигиены и чистоты в соответствии с новыми требованиями Роспотребнадзора и HACCP. В результате по итогам 2020 г. падение продаж Tork в российской HoReCa составило 26% по сравнению с 2019 г.

Не менее 60% планируемого объема продаж в период карантина в HoReCa составило снижение спроса на бумажную санитарно-гигиеническую продукцию в компании «Торус». Частично компенсировать потери здесь смогли за счет наращивания объемов сбыта диспенсерных систем, спрос на которые с началом карантина заметно увеличился. «Например, диспенсеры, используемые для дозирования и подачи жидкого мыла, стали отличным решением для обеспечения антивирусных мер в различных зонах общественных заведений, от входной зоны до санитарных комнат», – уточняет владелец и генеральный директор производственной компании «Торус» Александр Пескин. Кроме того, в апреле 2020 г. компания наладила на собственной площадке в Гатчине выпуск профессиональной химии для уборки и дезинфекции под собственной торговой маркой. «Первыми продуктами стали, конечно, антисептические гели и жидкости. За 2020 г. их ассортимент значительно расширился. Продукция для уборки и антивирусной защиты помогла нам частично возместить потери объема продаж санитарно-гигиенической и сервировочной бумажной продукции в HoReCa», – сообщает Александр Пескин.

Реализация диспенсерных систем и дезинфицирующей химии позволила сохранить товарооборот многим поставщикам в HoReCa. «В целом категория диспенсеров выросла в продажах на 6% благодаря активному спросу в HoReCa, прежде всего на диспенсеры для средств дезинфекции и мыла, которые выросли на 50% к 2019 г. Таким образом удалось компенсировать убыток на 20%», – рассказывает маркетолог компании «ТК Сервис» Александра Красненкова. В апреле-мае 2020 г., по ее словам, компания потеряла порядка 54% привычного сбыта бумажной санитарно-гигиенической продукции в HoReCa. На наращивании сбыта средств индивидуальной защиты и дезинфектантов во время карантина и после сконцентрировались и в компании «Гудвин». «Продажи бумажно-гигиенической продукции в апреле-мае 2020 г. упали в 3,6 раза, сбыт внутри категории удалось реанимировать только в августе 2020 г., сейчас мы вышли на уровень допандемийных оборотов с приростом около 5%», – делится руководитель отдела профессиональной гигиены и чистоты компании «Гудвин» Станислав Иванов.
1.jpg
Пандемия и ужесточение требований Роспотребнадзора к уровню гигиены и чистоты в заведениях общественного питания дополнительно подогрели спрос в сегменте фудсервиса на бумажные полотенца и специализированные решения для оснащения туалетных комнат. «Вместе с повышением общего уровня гигиены вдвое возрос спрос и на одноразовые бумажные сиденья для санитарных зон, где мы предлагаем комплекты – бумажные сиденья и настенные держатели собственной торговой марки», – сообщает Александр Пескин. К числу бумажных расходников, ставших буквально спасительной соломинкой для поставщиков в HoReCa, можно отнести и стандартные сервировочные салфетки, одинаково востребованные в концепциях быстрого обслуживания и доставки, не остановивших работу даже в период карантина. «Весной 2020 г. наши продажи сократились почти в два раза, но с начала июня 2020 г. ситуация стабилизировалась и достигла показателей 2019 г., и сохранить оборот в сегменте HoReCa удалось благодаря бумажным салфеткам и полотенцам, на которые мы получали запросы даже во время локдауна. Во втором полугодии 2020 г. продажи уже демонстрировали уверенный рост», – сообщает заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «Сясьский ЦБК» Кирилл Рогаль.

Реализация бумажной продукции, в том числе упаковки, в сегменте доставки позволила компании «Дюни Рус» сохранить как минимум 1/9 доли HoReCa в существующей структуре сбыта. «Что касается именно бумажной сервировочной продукции, то весной 2020 г. продажи продукции Duni сократились в семь-восемь раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., – делится генеральный директор «Дюни Рус» Антон Хитров. – Падение по итогам 2020 г. составило 50%. Прогнозируем, что только со второго квартала 2021 г. постепенно будем возвращаться на уровень 2019 г., что будет ниже запланированного на 25%. На самом деле сейчас сохранить продажи на уровне 2018 г. – уже очень неплохо!»

 За поворотом

В настоящий момент ситуация на рынке бумажной санитарно-гигиенической продукции для HoReCa стабилизировалась. «Возвращаются к работе столовые при бизнес-центрах, что является явным маркером того, что сотрудники начинают возвращаться к работе в офисе, и мы шаг за шагом начинаем также возвращаться к нашему привычному образу жизни до пандемии», – комментирует Максим Барков. Так, по его словам, уже в первом квартале 2021 г. продажи Tork на российском ресторанном рынке составили -10% по сравнению с первым кварталом 2020 г., во втором квартале 2021 г. уровень сбыта должен приблизиться к показателям первого полугодия 2019 г. «Полагаю, с большой вероятностью удастся превзойти результаты первого полугодия 2020 г. за счет низкой базы прошлого года», – отмечает Максим Барков.

Большинству компаний, главным образом локальным производителям с развитой дистрибьюторской сетью, удалось к началу 2021 г. полностью восстановить товарооборот. «По итогам 2020 г. мы уже вышли на показатель 2019 г., что само по себе хороший результат, учитывая эпидемиологическую и экономическую обстановку в России и во всем мире. По итогам первого полугодия 2021 г. мы видим умеренное восстановление экономической ситуации в стране и возобновление спроса на допандемийном уровне», – подтверждает директор по продажам московского торгового представительства компании «Сыктывкар Тиссью Груп» Николай Абраменко. Полностью восстановила продажи бумажных расходников в сегменте фудсервиса с начала 2021 г. и компания «Хаят Россия». «Мы даже отмечаем существенный прирост продаж по ассортименту торговой марки Focus в 2021 г. к первому кварталу 2020 г.», – сообщает генеральный директор «Хаят Россия» Метин Мете.

Вместе с тем приблизиться к результатам 2019 г. смогли далеко не все. «Если сравнивать первый квартал 2021 г. с аналогичным периодом 2020-го, то рост продаж составил 70%. Однако возместить потери по отношению к аналогичному периоду 2019 г. по итогам апреля 2021 г. нам удалось только на 50%», – сообщает Кирилл Рогаль. По его мнению, в июне-июле 2021 г. у компании есть все шансы выйти на прежние, допандемийные, объемы продаж. «Сейчас трудно делать прогнозы. Понятно одно: все должны научиться жить в новых условиях. Однако впереди полноценный летний сезон, который обещает быть успешным», – подытоживает Кирилл Рогаль.

Сырьевая определенность

С конца 2020 г. бумажные расходники заметно выросли в цене. Рост отпускных цен в начале 2021 г., по данным компании «ТК Сервис», составил от 4 до 12% в зависимости от продукта. «В связи с большой потребностью в товарах на рынке фудсервиса производственные предприятия не успевали выпускать продукцию в таком количестве, что повлекло повышенный спрос и рост цен. По нашим прогнозам, очередное повышение цен со стороны производителей ожидается во второй половине 2021 г. в связи с ростом инфляции», – рассказывает Александра Красненкова. Прайс на продукцию Tork пересмотрели только в феврале 2021 г., повышение отпускных цен составило в среднем порядка 4%. «Мы надеемся, что это будет первое и последнее повышение в текущем году, – говорит Максим Барков. – Изменение стоимости было вызвано ростом закупочных цен на сырье, упаковочные материалы, ростом тарифов на автомобильные и железнодорожные перевозки и топливно-энергетические ресурсы. Безусловно, большую роль сыграл и рост курсов доллара и евро, ведь часть сырья мы закупаем за валюту, к тому же большая часть нашей продукции – импорт». Несмотря на объективное удорожание продукции, дистрибьюторы Tork в ряде случаев отказались от пересмотра прайса. «Для определенной части клиентов цены остались на уровне 2020 г. Это было сделано для того, чтобы поддержать восстанавливающийся бизнес», – сообщает Максим Барков.

Главным фактором удорожания бумажной продукции в 2020–2021 гг. снова стал сырьевой кризис на внутреннем рынке, спровоцированный скачком курсов валют, увеличением экспорта целлюлозы и ростом цен на энергоносители. «Производителям выгоднее экспортировать сырье в Европу, чем продавать на внутреннем рынке, в связи с чем возникают искусственный дефицит и рост цен», – сообщает Станислав Иванов. По данным компании «Гудвин», с начала 2021 г. цены на сырье для бумажной промышленности выросли на 10–15%, суммарное удорожание уже готовой продукции составило в 2021 г. 15–20%, тогда как в декабре 2020 г. отпускные цены на бумажные расходники выросли только на 5%.
2-2.jpg
Удорожание топлива и в целом логистических услуг заставило существенно корректировать прайс даже производителей полного цикла, имеющих собственную сырьевую базу и относительно застрахованных от внеплановых скачков себестоимости целлюлозы. «Преимущество «Сясьского ЦБК» – в полном производственном цикле: от варки целлюлозы до выпуска готовой продукции, что позволяет нам в какой-то мере контролировать ценообразование. Однако мы не можем исключить из формирования себестоимости продукции рост цен на упаковочные материалы, электроэнергию, транспортные расходы, обслуживание оборудования. Можно сказать, что карантин косвенно повлиял на нашу ценовую политику, так как в цепочке производства учитывается множество факторов, в том числе деятельность других организаций, которые по-разному адаптировались к новым реалиям», – делится Кирилл Рогаль.

Еще один фактор, существенно повлиявший в 2020 г. на конечную стоимость готовой бумажной санитарно-гигиенической продукции, – рост цен на упаковочные материалы, пластик и гофрокартон, спрос на которые под влиянием стремительного развития сервисов доставки и навынос вырос буквально в разы. В результате к началу 2021 г. в упаковочной отрасли начались серьезные перебои с поставками полимерного и макулатурного сырья, что и спровоцировало его удорожание. «В 2020 г. из-за пандемии производство упаковки из гофры увеличилось во много раз, и в 2021 г. образовалась нехватка макулатуры: многие заводы, которые ранее обеспечивали поток макулатуры, простаивали в карантин, – рассказывает руководитель проекта бренд-менеджмента «Компании Реал» Наталия Парусникова. – Это привело к снижению складских запасов у производителей сырья и его потребителей, в первую очередь неинтегрированных компаний. Следствием недостатка предложения стал рост цен по всей цепочке. Так, за 2020 г. (декабрь к декабрю) цена на макулатуру марки МС-5Б выросла на 84%, на тест-лайнер – на 30%, на крафт-лайнер – на 15%, притом что цена на продукцию из гофрокартона осталась на прежнем уровне, компенсировав только падение середины года». В целом удорожание упаковочных материалов (гофрокороба, стрейч-скотч) составило в 2021 г. 20–50%. «Прибавьте к этому рост цен на горюче-смазочные материалы и аренду, которые выросли относительно 2020 г. на 5–15%», – подводит итог Наталия Парусникова.

Прогноз на вторую половину 2021 г. поставщики дают неутешительный. Очередной индексации прайса на бумажную санитарно-гигиеническую продукцию профессионалам фудсервиса стоит ожидать уже в этом июле. «Для оптимизации расходов имеет смысл переходить на использование профессиональных диспенсерных систем с дозированной подачей бумаги, а также в зависимости от категории объекта использовать продукцию разного уровня качества (слойности)», – рекомендует Станислав Иванов.

В режиме экономии

Рост отпускных цен и непредсказуемость экономической ситуации заставляют рестораторов переходить в режим жесткой экономии и отдавать предпочтение бумажным изделиям российского производства, оптимальным с точки зрения цены. «Профессионалы фудсервиса сталкиваются с необходимостью оптимизировать затраты, и первым делом это касается расходных материалов», – считает Метин Мете. Даже в ассортименте зарубежных брендов изделия российского производства являются сегодня самыми продаваемыми в сегменте HoReCa. Так, например, в общих продажах продукции Tork на российском рынке фудсервиса локально произведенные товары занимают половину оборота. «Из топ-5 позиций три производят на фабриках в России – это полотенца в рулонах системы Н1, протирочная бумага в рулоне с центральной вытяжкой, туалетная бумага в стандартных рулонах, а также туалетная бумага в рулонах и листовые полотенца с непрерывной подачей. Указанные пять позиций составляют более трети в общем объеме продаж компании в сегменте HoReCa», – сообщает Максим Барков.
3.jpg
Ориентируясь на смещение спроса на рынке фудсервиса на бумажную продукцию средней и низкой ценовых категорий, поставщики в HoReCa расширяют ассортимент за счет таких решений и запускают СТМ. Так, например, в 2021 г. линейку сервировочных салфеток под собственной торговой маркой предложила компания «Гудвин». «Запуск собственной линейки обусловлен, во-первых, тем, что ни один из производителей не дает полный ассортимент сервировочных салфеток в разных ценовых категориях. Во-вторых, наша компания обеспечивает конкурентную цену на продукт за счет размещения на производстве заказа большого объема и возможности планово загружать контрактного производителя на месяцы вперед», – рассказывает Станислав Иванов. По его словам, разница в цене по сравнению с существующими на рынке аналогами составляет в среднем 10–15%. Помимо предложения конкурентной цены развитие собственной линейки сервировочных салфеток позволяет компании расширять присутствие в новых для себя нишах. «Основная доля продаж компании сосредоточена в сегментах фастфуда и casual dining, при этом мы развиваем новые каналы сбыта, адаптируя ассортиментное и сервисное предложение под запросы пищевых производств, ритейлеров, дарк китченов», – уточняет Станислав Иванов.

Экология и гигиена

Структура спроса в категории бумажной санитарно-гигиенической продукции за последние два года практически не претерпела изменений. В лидерах продаж по-прежнему сервировочные салфетки, туалетная бумага и бумажные полотенца. В компании «Альмин Провижн Сервис» только бумажные полотенца вместе с туалетной бумагой дают все 70% продаж анализируемой категории на рынке фудсервиса. «Больше всего запросов со стороны профессионалов фудсервиса мы получаем на листовые полотенца и туалетную бумагу в рулонах большой намотки (25% всех продаж бумажных расходников в HoReCa), рулонные полотенца также пользуются спросом, но в меньшей степени, чем листовые. На листовые полотенца приходится 25% всех продаж, на туалетную бумагу – также 25%, доля рулонных полотенец в продажах бумажной продукции в фудсервисе – 20%», – сообщает руководитель отдела продаж компании «Альмин Провижн Сервис» Алена Анненкова.

Перспективными продуктами в категории бумажной санитарно-гигиенической продукции эксперты по-прежнему называют экологичные решения, отвечающие принципам ответственного потребления, однако сколько-нибудь существенного роста интереса к таким продуктам с начала 2021 г. не отмечают. «В этом году рост спроса на экологичные продукты отсутствует, хотя в 2020-м был рост: все переходили на экологичные продукты. На сегодня либо уже пользуются – те, кто планировал, либо после пандемии начали экономить – восстанавливаются», – комментирует Алена Анненкова. Главная причина отказа от выбора экологичной по сути продукции – ее дороговизна. Разница в цене по сравнению с существующими на рынке аналогами может достигать 30%. «Спрос на экологичные решения в рамках мониторинга есть, но в текущей ситуации операторы фудсервиса пытаются экономить на товарах, на которых они в общем-то и не зарабатывают», – считает Наталия Парусникова.

Вместе с тем производители бумажной продукции продолжают развивать ассортимент за счет продуктов и технических решений, использование которых позволяет снижать мусорные отходы и сохранять целостность экоситемы. «Например, крафтовые салфетки для диспенсеров системы N14 Tork Xpressnap Fit сделаны на 100% из переработанного сырья без отбеливания, натуральный цвет данного продукта в очередной раз подчеркивает его экологичность», – приводит пример Максим Барков. К числу экологичных, по его мнению, можно отнести профессиональные решения, сокращающие расход бумажной продукции, – это в том числе туалетная бумага в рулонах Tork SmartOne® с полистовым отбором (расход в данном случае на 40% меньше по сравнению с обычной туалетной бумагой) и протирочная бумага в рулоне с центральной вытяжкой Tork Reflex. «Принципы устойчивого развития лежат в основе всех аспектов деятельности нашей компании, – продолжает Максим Барков. – Так, 80% нашей продукции имеет экосертификаты, 99,9% древесного волокна поступает из источников, сертифицированных FSC или PEFC, а 95% воды на наших фабриках в Советске и Каменогорске используется повторно».

Наличие на продукции знаков соответствия международным экостандартам и реализация программ устойчивого развития становятся сегодня конкурентным преимуществом для производителей, в том числе ориентированных на сотрудничество с международными сетевыми операторами. «Экологичность и ответственность не просто красивые и модные слоганы, а по-настоящему востребованные решения для бизнеса, – уверен Николай Абраменко. – Наши крупные клиенты всегда требовали соответствия нашей продукции мировым стандартам экологичности и ресурсосбережения». С 2018 г. вся продукция компания «Сыктывкар Тиссью Груп» имеет сертификат Лесного попечительского совета FSC. Кроме того, компания постоянно увеличивает долю вторичного сырья в производстве бумажных расходников: уже сейчас более 70% продукции компании производится из возобновляемого, переработанного либо контролируемого по происхождению сырья. На 80% из переработанной макулатуры состоит сырьевая база и компании «Торус». «Мы активно вовлекаем наших партнеров в идею переработки: уже более двух лет устанавливаем на их площадках экобоксы Lime для сбора макулатуры. В нашем проекте по раздельному сбору и переработке бумажных отходов участвуют школы, государственные учреждения, коммерческие структуры», – рассказывает Александр Пескин.

Бумага в контакте

Бумага в контакте

Комментарии (0)