10 июля 2018, 12:07
Александра Скороходова / Москва,
За последние пару лет рынок одноразовых посуды и упаковки для HoReCa изменился не только количественно, но и качественно. С одной стороны, его развитие стимулируют операторы быстрого обслуживания, аккумулирующие трафик за счет расширения географии присутствия, с другой – драйверами роста становятся доставка и все работающие навынос концепции, формирующие спрос на упаковочные решения и отчасти меняющие структуру их потребления в фудсервисе.
текст: Александра Скороходова / Москва
Тот факт, что спрос на упаковочные решения и одноразовую посуду на рынке HoReCa остается стабильно высоким, подтверждают практически все поставщики и производители. Так, например, в компании «Триал Маркет» по итогам первых шести месяцев 2018 г. сбыт одноразовых посуды и упаковки в HoReCa увеличился в натуральном выражении на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Минимальный прирост продаж по ассортименту анализируемой категории в компании «Р.М.Пак» в первом полугодии 2018 г. составил 15%, максимальный – 40%. Больше всего прибавили в продажах упаковка для лапши вок и кондитерских изделий, бумажные тарелки и чаши для супов, салатов и мороженого.
Положительную динамику в сегменте упаковки эксперты объясняют в том числе восстановлением рынка фудсервиса, который в 2017 г. впервые за несколько лет продемонстрировал рост. На это, в частности, указывает руководитель отдела маркетинга компании «Мистерия» Андрей Пугин. Так, по его словам, в компании «Мистерия» годовой объем продаж одноразовой посуды и пищевой упаковки в HoReCa в настоящий момент превысил 1 млрд руб., при этом за последние три года претерпела изменения и структура сбыта. «Появились форматы, еще вчера бывшие несмелыми стартапами, а теперь, можно сказать, формирующие новое лицо рынка общественного питания, – продолжает Андрей Пугин. – Речь идет о нескольких сильно растущих секторах – стритфудах, точках продаж кофе навынос и службах доставки, которые не предполагают обслуживания посетителей в зале. Поэтому гораздо лучше продаются сегодня, например, специальные пакеты с обрезанными углами (чтобы уложить коробку с пиццей или для переноски стаканов), картонные стаканы для горячих блюд с крышкой. Если раньше мы продавали больше стаканов, то сегодня на первый план выходит различная, особенно картонная упаковка».
Структура спроса на одноразовые посуду и упаковку меняется в зависимости от времени года. Так, например, пластиковые стаканы для пива и милк-шейков особенно активно продаются летом, а с наступлением холодов в топ продаж выбиваются бумажные аналоги для горячих напитков. Товаром сезонного спроса также является одноразовая посуда для пикников. «Летом традиционно наблюдается всплеск спроса на упаковку для кейтеринга, зимой – на формы для выпечки, – добавляет руководитель отдела маркетинга компании «Формация» Юлия Копытова. – Также существует спрос на товары, приуроченные к праздникам и событиям. Например, весной 2018 г. мы отмечали всплеск интереса к товарам с футбольной символикой». Вместе с тем по ряду товарных категорий сезонных изменений спроса не прослеживается. «Выраженный сезонный акцент имеет только стакан РЕТ (шейкерный), который используют только для прохладительных напитков, и потому его продажи приходятся в основном на период с мая по август, а вот продажи пластиковых контейнеров для холодных и горячих блюд, например, не имеют выраженной сезонности», – комментирует руководитель департамента развития компании «ПолиЭР» Артур Руш.
Структуру спроса упаковочных решений и одноразовой посуды в HoReCa формирует и перераспределение гостевого трафика, который летом смещается в сторону парков и зон отдыха. «Время года определяет наиболее востребованные форматы общественного питания, что также отражается на спросе на определенные товары, – подтверждает генеральный директор «Компании Реал» Евгения Шандор. – Например, заведения, расположенные в парках зимнего отдыха, летом имеют намного меньше посетителей или вообще не работают. Заведения, располагающиеся близ мест проведения общественных или спортивных мероприятий (а спортивные мероприятия, как правило, привязаны к какому-то времени года) закономерно получают рост аудитории в соответствующий сезон». Данный факт подтверждает и Андрей Пугин. «Летом меньше заказов еды в офис, чем зимой, а значит, и у нас меньше продажи всей упаковки для этого сегмента. Но работа со всеми ключевыми секторами рынка HoReCa и диверсификация ассортимента позволяют не замечать сезонности»,– говорит он.
Спортивный переполох
Одним из факторов роста на рынке одноразовых посуды и упаковки для HoReCa в 2018 г. стал прошедший в России чемпионат мира по футболу. Как и в случае с другими аналогичными по масштабу спортивными мероприятиями, подготовка к мундиалю подстегнула развитие индустрии гостеприимства и, как следствие, спровоцировала рост потребления всех видов расходных материалов. «Перед чемпионатом мира закономерно вырос спрос со стороны объектов, находившихся в непосредственной близости от места проведения матчей (на стадионах и точках питания на них), – говорит Евгения Шандор. – Рост аудитории в таких случаях обусловлен тем, что в связи с чемпионатом часть улиц оказывается перекрыта, люди начинают больше ходить пешком и значительно чаще (в четыре-пять раз) посещать точки общественного питания».
Пик продаж упаковки и посуды для профессионального использования пришелся на апрель-май: рассчитывая на увеличение трафика, заведения общественного питания начали формировать складской запас по ключевым позициям закупочного листа за несколько месяцев до старта мирового футбольного первенства. «Мы отметили в мае рост объемов закупки у крупнейших игроков рынка, главным образом по значимым для каждого из них позициям, например ведрам для комбонаборов и стаканам для холодных напитков», – рассказывает руководитель отдела маркетинга компании «Хухтамаки С.Н.Г.» Елена Мальцева. Об увеличении объемов сбыта всех видов пищевой упаковки и одноразовой посуды, хотя и незначительном, говорит менеджер по маркетингу компании «ТК Сервис» Анастасия Обухова. «Появился дополнительный спрос на позиции с изображением футбольной тематики, – уточняет она. Вместе с тем особого увеличения спроса не наблюдалось, клиенты фудсервиса приобретали продукцию немного в большем объеме, чем ранее».
В фокусе внимания профессионалов фудсервиса в данный период оказались все виды упаковки для услуги навынос, пластиковые стаканы для холодных напитков и упаковка для фастфуда. Причем по некоторым позициям ассортимента (например, пикам для канапе с российским флагом) спрос оказался в буквальном смысле ажиотажным. «Незадолго до ЧМ-2018 мы отметили рост спроса со стороны профессиональных клиентов на одноразовую посуду из полипропилена (РР), которую можно использовать для подачи холодных и горячих блюд, кроме того, увеличился сбыт наборов столовых приборов в индивидуальной упаковке и стаканов для напитков и десертов», – рассказывает коммерческий директор компании «Триал Маркет» Ольга Лагутина. По ее словам, в преддверии мирового кубка компания «Триал Маркет» увеличила сбыт одноразовой посуды и пищевой упаковки в сегменте фудсервиса в натуральном выражении на 30%, так, например, продажи упаковки для картофеля фри и снеков выросли здесь почти на 40%. Наиболее востребованными в преддверии футбольного первенства оказались также изделия с футбольной и спортивной символикой. Более того, многие производители сделали ставку на такую продукцию и выпускали ее в том числе под заказ. «Нам, например, удалось реализовать проект по выпуску бумажных станов с символикой чемпионата для одного из ритейловых операторов, который прибрел лицензию на использование этой символики», – рассказывает Елена Мальцева. Бумажные стаканы в универсальном дизайне «Футбол» выпустила в 2018 г. компания «Формация». «Кроме того, в конце 2017 – начале 2018 гг. перед чемпионатом мира по футболу на рынке фудсервиса была востребована экологичная упаковка», – добавляет Юлия Копытова.
При этом структура спроса на товары анализируемой категории в сегменте фудсервиса накануне чемпионата практически не изменилась. «Чемпионат сильно повлиял на объем продаж, но не на структуру спроса, – уверяет Андрей Пугин. – Потребителей на целый месяц физически стало намного больше – соответственно, и наших товаров операторам рынка резко понадобилось гораздо больше, чем обычно. При этом мы не отмечаем снижения спроса ни на одну из групп ассортимента». В рамках подготовки к чемпионату мира экономически целесообразной, по его мнению, была закупка изделий из крафтовой бумаги, в том числе пакетов для услуги навынос. «Такая упаковка привычна иностранцам, многие из которых избегают пластика, поэтому торговым точкам необходимо постоянное наличие нескольких типоразмеров крафт-пакетов, чтобы гости
могли взять с собой еду в привычной и удобной упаковке, безопасной для окружающей среды», – объясняет Андрей Пугин.
Критерий выбора
Отпускная цена по-прежнему имеет для профессионалов фудсервиса важное значение, и выбор одноразовой посуды и упаковки не исключение. «Клиенты по большей части готовы рассматривать замену старых позиций на новый ассортимент, но цена при этом играет большую роль, – делится директор отдела продаж компании «Альмин Провижн Сервис» Максим Однодворкин. – Даже если клиент берет дорогую одноразовую посуду, а ему предлагаешь продукцию такого же качества, но по более привлекательной цене или со скидкой, он конечно, рассмотрит такое предложение». Во многом именно поэтому продукция российского производства – априори более доступная по цене – является конкурентоспособной и потому особенно востребованной сегодня в сегменте фудсервиса. Так, например, в структуре сбыта компании «ТК Сервис» доля отечественных брендов упаковки и посуды достигла уже 85%. Причем, как отмечает Анастасия Обухова, активное вытеснение импорта на рынке одноразовой посуды и пищевой упаковки происходит главным образом в группе товаров средней и низкой ценовых категорий, а также в сегменте пластиковой упаковки.
Премиальная, а также специальная продукция с пометками «эко» и «био» по-прежнему завозится из-за рубежа. В меньшей степени импортозамещение коснулось изделий из дерева (палочек для суши, зубочисток, барных пик, размешивателей) и фуршетных форм. «Например, отечественная фуршетная посуда стоит примерно 5 руб. за единицу, немецкий Papstar – 15 руб., – рассказывает Максим Однодворкин. – Крупные сетевые операторы и премиальные рестораны сделают выбор в пользу импортной продукции, отвечающей всем требованиям по качеству, заведения среднего ценового сегмента, расположенные, например, в спальных районах, скорее всего отдадут предпочтение доступному по цене отечественному аналогу. Так что в данном случае как такового импортозамещения мы не наблюдаем – вопрос в соотношении цены и качества». Преимущественно импортной остается и бумажная сырьевая база, особенно если речь идет о продукции зарубежных торговых марок, производство которых локализовано в России. Так, например, сырьевая база «Хухтамаки С.Н.Г.» на 60–70% сегодня импортная. «Бумажные стаканы на 70–80% состоят из бумаги, а она в нашем случае завозится из Европы», – уточняет Елена Мальцева. Что касается структуры сбыта готовой продукции, то импорт в «Хухтамаки С.Н.Г.», по ее словам, занимает порядка 15% всего сбыта в HoReCa. «В основном это те же категории, что мы производим и на территории России, – продолжает Елена Мальцева. – Осуществляя ввоз некоторого количества продукции из-за рубежа, мы гарантируем стабильность поставок».
Работа на импортном сырье делает производителей зависимыми от курсов валют и ситуации на мировом рынке. Так, в 2017–2018 гг. сырье для производства, по данным «ТК Сервис», подорожало на 15–20%, пропорционально выросли в цене и все готовые изделия. «В 2018 г. в связи с увеличением стоимости сырья выросли цены на бумажные чаши, тарелки и упаковку для кондитерских изделий, подорожание составило порядка 10%, – рассказывает коммерческий директор компании «Р.М.Пак» Евгений Бозов. – Дело в том, что для производства продукции мы используем картон не только из России, но и из Финляндии, Швеции, Эстонии, Латвии. Закупка сырья за рубежом связана с тем, что, к сожалению, пока нет отечественного
аналога соответствующего качества, да и стабильность поставок на рынке оставляет желать лучшего». Схожая ситуация наблюдается и в сегменте пластиковой посуды и упаковки. «Картина с ценами на сырье (РР, РЕТ, РS) в России, с одной стороны, зависит от внутреннего рынка, с другой – является частью мирового, – отмечает Артур Руш. – С января 2017 г. цены на пластиковую пищевую упаковку поднимались незначительно».
Главная скрипка
Стабильно высоким спросом на рынке фудсервиса пользуются одноразовые упаковка и посуда, предназначенные для использования в заведениях быстрого обслуживания – это, в частности, бумажные стаканы для холодных и горячих напитков, коробки для бургеров, сэндвичей и снеков, бумажные уголки для хот-догов и картошки фри и др. Так, в компании «Альмин Провижн Сервис» сбыт бумажных стаканчиков увеличился по итогам 2017 г. в 1,5 раза по сравнению с 2016 г., оберточная бумага и пергамент показали прирост продаж в натуральном выражении на уровне 30%, одноразовые тарелки, миски и приборы прибавили 24%. Такие результаты в компании объясняют активным развитием сегмента, расширением географии присутствия международных брендов и появлением новых форматов, тяготеющих к быстрому обслуживанию. «Уже несколько лет прирост рынка кафе быстрого питания составляет порядка 20%, причем новые рестораны открываются как в отдельных помещениях, так и торговых центрах», – сообщает Максим Однодворкин.
Операторов фастфуда поставщики называют ключевыми клиентами, а продажи в данном сегменте – объемообразующими. Например, в компании «Мистерия» порядка 50% всех продаж одноразовой посуды в HoReCa приходится на картонные и пластиковые стаканы и чашки, в топе продаж также тарелки и столовые приборы, упаковка для суши и пиццы, салатные контейнеры, коробки для блюд фастфуда, пластиковые и бумажные фасовочные пакеты. В силу стабильно высокого спроса в сегменте фастфуда на одноразовые посуду и упаковку поставщики и производители делают ставку на развитие соответствующего ассортимента, в формировании которого ориентируются прежде всего на потребительские предпочтения. «В последнее время в сегменте фудсервиса наблюдается тенденция к увеличению порции напитка – в ответ на эту потребность мы выпустили стаканы объемом 300 и 500 мл», – подтверждает Юлия Копытова. Увеличение размера порций, выгодное как для оператора в силу маржинальности такого предложения, так и для потребителя, воспринимающего такую покупку как разумную, характерно не только для напитков, но и для блюд. Так, например, заведения быстрого обслуживания активно промотируют мегапорции по привлекательной цене (15 наггетсов, например, вместо девяти), а также комбонаборы и ассорти закусок. Такие позиции помимо прочего предполагают шеринг – потому их позиционируют как блюда на компанию, что увеличивает привлекательность покупки в сознании потребителя.
Вместе с тем по некоторым разновидностям упаковки для фастфуда наблюдается обратная тенденция. Операторы быстрого обслуживания, отмечающие снижение потребительской активности, проявляющееся в сокращении числа заказов и уменьшении глубины чека, активно работают над контролем себестоимости готовых блюд и напитков – в частности уменьшают порции блюд, главным образом низкомаржинальных. Так, например, в сегменте фудсервиса наблюдается увеличение спроса со стороны операторов фастфуда на салатные контейнеры уменьшенного объема. Об этом, в частности, рассказывает Елена Мальцева. «Мы как поставщик все чаще стали получать комментарии от клиентов о том, что объем стандартного в нашем случае контейнера (750 мл) слишком большой, – отмечает она. – С одной стороны, в неблагоприятных экономических условиях профессионалы фудсервиса заинтересованы в сохранении либо снижении цены в меню на салаты без потери в качестве и потому нуждаются в упаковке меньшего объема, с другой – рестораторы хотели бы разнообразить меню, так как гости хотят пробовать новинки. И если «Цезарь» в 750-миллилитровом контейнере выглядит презентабельно, то в случае с другими салатами у гостя может возникнуть ощущение, будто блюдо ему не доложили».
Перспективы роста
Перспективными с точки зрения спроса на ресторанном рынке поставщики называют упаковочные решения для продажи еды и напитков навынос – благо данный сервис теперь предлагают практически повсеместно: в кафе на АЗС и ритейле, в транспортных хабах и аэропортах, офисных и торговых центрах и даже жилых комплексах. Так, например, в компании «Р.М.Пак» упаковка для еды навынос (универсальные контейнеры, ланч-боксы, сэндвич-боксы) сегодня занимает порядка 20% всех продаж в HoReCa, и дальнейшее развитие категории здесь считают экономически оправданным. «Планируем развивать прямые поставки продукции в предприятия общественного питания, так как сегодня развиваются новые форматы столовых, продажи еды навынос и сегмент микромаркетов», – комментирует Евгений Бозов. Пока по его словам, в структуре прямых продаж компании «Р.М.Пак» преобладают операторы фастфуда, на которых приходится 20% всего сбыта, еще 10% дают кейтеринговые компании, 15% забирают на себя пищевые производства, выпускающие продукцию под собственной торговой маркой. Расширение ассортимента упаковки для услуги навынос, в частности контейнеров, считает целесообразным и Елена Мальцева. «Категория контейнеров навынос, безусловно, будет развиваться, и выиграет тот, кто придумает универсальное решение, удобное всем, – считает она. – Повара хотят видеть, например, модульные упаковки – картонные коробки с отсеками для ингредиентов, которые собираются в считаные минуты без клея и при этом не протекают». В качестве примера новинки ассортимента, к которой сегодня проявляют интерес рестораторы, Елена Мальцева называет бумажные контейнеры china pack для упаковки и подачи блюд вок. «Ранее такую упаковку мы поставляли из-за рубежа под заказ, однако с ростом популярности услуги навынос и развитием нового для столицы формата – гастрофуд-кортов, собирающих под своей крышей разнообразные паназиатские концепции, приняли решение о локализации производства данного вида упаковки», – рассказывает она.
Поставщики в HoReCa берут курс и на сегмент доставки, показывающий сегодня, пожалуй, самые высокие темпы роста. Так, по данным The NPD Group, в период с апреля 2017 г. по март 2018 г. российский рынок доставки вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2016–2017 гг. Поставщики в свою очередь адаптируют ассортимент с учетом потребностей данного сегмента. Так, например, в компании «Мистерия» сбыт одноразовой посуды и упаковки в сегменте доставки занимает пока не более 10%, в перспективе ближайших двух лет этот показатель в компании планируют довести до 20–25%. «Это самый быстрорастущий сегмент, и нам есть что предложить, – делится Андрей Пугин. – Речь идет прежде всего о контейнерах и коробках для готовых блюд популярных кухонь мира (суши и роллов, лапши вок, пиццы целой и по кускам, бургеров, салатов, горячих блюд и супов), а также нашей новинке – четырехсекционных ПЭТконтейнерах с крышкой». Вместе с тем далеко не многие, даже заинтересованные в развитии данного направления поставщики считают целесообразным разработку соответствующего продуктового предложения. «Доставка – действительно перспективный сегмент, – подтверждает Елена Мальцева. – Но вопрос, каким образом в нем развиваться, например, нашей компании, остается открытым. Перед производителями, в частности, встает проблема низкой себестоимости соответствующей упаковочной продукции, так как доставка работает в низком ценовом сегменте. Те же коробки для пиццы сделать несложно, но стоят в закупке они немного. С другой стороны, поварам нужна упаковка, которая позволила бы сохранить потребительские свойства продукта, а решение этой задачи требует времени и серьезных интеллектуальных и материальных вложений». Значительно более привлекательным каналом с точки зрения сбыта одноразовых посуды и упаковки она считает кафе при АЗС. «Сейчас в России порядка 70 тыс. заправок, и только на половине можно получить относительно качественную услугу питания. В данном случае нам важно развитие так называемого трассового питания и расширение ассортимента за счет упаковки фреш-продукции и горячих блюд», – подытоживает Елена Мальцева.
Новинки
Компания «Формация» выпустила на рынок бумажные стаканы для горячих и холодных напитков увеличенного объема – 300 и 400 мл. В объеме 300 мл представлены также и двухслойные стаканы. Компания «Триал Маркет» расширила ассортимент одноразовой посуды и упаковки за счет изделий серии Tambien Eco, изготовленных из биоразлагаемого сырья – кукурузного крахмала (столовые приборы) и сахарного тростника (тарелки, ланч-боксы и боксы для бургеров). В ассортименте компании «Р.М.Пак» появилась универсальная упаковка из крафтового картона, представленная в двух вариантах – «Унибокс» с окошком для презентации продукции и «Ланч бокс» без окошка. Линейка представлена в 13 размерах, имеет внутренний барьерный слой и рекомендуется для упаковки кондитерских изделий, суши, роллов, салатов, сыра. Продажи комплексной линейки упаковки и посуды из крафтового картона начала в 2018 г. компания «Мистерия». В ассортименте представлена как российская, так и импортная продукция: тарелки столовые и десертные, стаканы разного объема, супницы (цилиндрические картонные, контейнеры с крышкой), салатные контейнеры различных формы и емкости, коробки для бургеров и блюд фастфуда, упаковка для пиццы, роллов, лапши, кондитерских изделий, крафтовые пакеты с ручками и без. Новинками ассортимента компании «Хухтамаки С.Н.Г.» в 2018 г. стали бумажные контейнеры take away – china pack, а также бумажные салатницы уменьшенного объема 635 мл. В связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу компания «ТК Сервис» расширила ассортимент за счет бумажных стаканов в дизайне «Футбол» российского производства. Новинками здесь также стали одноразовые упаковка и посуда средней ценовой категории – это в том числе фуршетные формы «Аэроснаб», контейнеры производства «ЮМТ-Индастри», банки от компании «Перинт», контейнеры от компании «ПолиЭр», контейнеры и одноразовые стаканы от компании «У-Юнити», контейнеры «Комус ТСК».
Только ЗОЖ
Тренд разумного и бережного потребления находит свое воплощение и в сегменте одноразовой посуды и пищевой упаковки. Рестораторы все чаще проявляют интерес не только к бумажной продукции, но и к изделиям, изготовленным из возобновляемого сырья. Так, например, в компании «Триал Маркет» в первом полугодии 2018 г. зафиксировали рост продаж всех видов биоупаковки на уровне 22%. По словам коммерческого директора компании Ольги Лагутиной, биоразлагаемая посуда и упаковка набирают популярность не только в ресторанах, но и в кейтеринге и ритейле, что отчасти связано с потребительскими свойствами таких товаров. «Например, столовые приборы из кукурузного крахмала имеют преимущество перед аналогами из полистирола – они более прочные и выдерживают температуры от -20 до 100 0С. Сахарный тростник, из которого производят тарелки, ланч-боксы и боксы для бургеров, плотнее по сравнению с бумагой и безопасен по сравнению со вспененным полистиролом и выдерживает температуру от -10 до 120 0С», – рассказывает Ольга Лагутина. Помимо прочего из года в год в сегменте фудсервиса растут продажи упаковки и посуды из крафт-картона и крафт-бумаги, которые также вписываются в тренд экологичности и при этом оказываются выгодным с экономической точки зрения решением для многих концепций. «Это не только модно, но и позволяет небольшим заведениям использовать такую упаковку в качестве достойной (и опять же трендовой) замены недоступной из-за маленьких тиражей логотипированной упаковки», – уточняет руководитель отдела рекламы и маркетинга компании «Мистерия» Андрей Пугин. С другой стороны, поставщики говорят о готовности профессионалов фудсервиса вкладываться в приобретение упаковки и посуды с индивидуальным, привлекающим внимание потребителей дизайном. «В последнее время растет спрос на персонализированную продукцию и логотипированные товары, – подтверждает генеральный директор «Компании Реал» Евгения Шандор. – И развитие в этом направлении может быть достаточно интересно в связи с ростом числа брендов, нуждающихся в средствах, позволяющих добиться узнаваемости и персонализации».
Выпуск журнала:
Теги: