Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Динамика в стакане

10 июля 2018, 12:07 Александра Скороходова / Москва,

фото1.jpg


За последние пару лет рынок одноразовых посуды и упаковки для HoReCa изменился не только количественно, но и качественно. С одной стороны, его развитие стимулируют операторы быстрого обслуживания, аккумулирующие трафик за счет расширения географии присутствия, с другой – драйверами роста становятся доставка и все работающие навынос концепции, формирующие спрос на упаковочные решения и отчасти меняющие структуру их потребления в фудсервисе. 

 текст: Александра Скороходова / Москва


Тот факт,  что спрос  на упаковочные решения  и одноразовую  посуду на рынке  HoReCa остается стабильно высоким,  подтверждают практически все поставщики и производители. Так, например,  в компании «Триал Маркет» по итогам первых шести месяцев 2018 г. сбыт  одноразовых посуды и упаковки  в HoReCa увеличился в натуральном  выражении на 18% по сравнению  с аналогичным периодом 2017 г.  Минимальный прирост продаж  по ассортименту анализируемой  категории в компании «Р.М.Пак»  в первом полугодии 2018 г. составил  15%, максимальный – 40%. Больше всего прибавили в продажах упаковка для лапши вок и кондитерских  изделий, бумажные тарелки и чаши для супов, салатов и мороженого. 

диа1.jpg
Положительную динамику в сегменте упаковки эксперты объясняют  в том числе восстановлением рынка  фудсервиса, который в 2017 г. впервые  за несколько лет продемонстрировал  рост. На это, в частности, указывает  руководитель отдела маркетинга  компании «Мистерия» Андрей  Пугин. Так, по его словам, в компании «Мистерия» годовой объем  продаж одноразовой посуды и пищевой упаковки в HoReCa в настоящий момент превысил 1 млрд руб.,  при этом за последние три года претерпела изменения и структура сбыта.  «Появились форматы, еще вчера  бывшие несмелыми стартапами,  а теперь, можно сказать, формирующие новое лицо рынка общественного питания, – продолжает Андрей  Пугин. – Речь идет о нескольких  сильно растущих секторах – стритфудах, точках продаж кофе навынос  и службах доставки, которые не предполагают обслуживания посетителей в зале. Поэтому гораздо лучше  продаются сегодня, например, специальные пакеты с обрезанными углами  (чтобы уложить коробку с пиццей или для переноски стаканов), картонные стаканы для горячих блюд  с крышкой. Если раньше мы продавали больше стаканов, то сегодня  на первый план выходит различная,  особенно картонная упаковка».

Структура спроса на одноразовые  посуду и упаковку меняется в зависимости от времени года. Так, например, пластиковые стаканы для пива  и милк-шейков особенно активно  продаются летом, а с наступлением  холодов в топ продаж выбиваются  бумажные аналоги для горячих  напитков. Товаром сезонного спроса  также является одноразовая посуда  для пикников. «Летом традиционно наблюдается всплеск спроса  на упаковку для кейтеринга, зимой –  на формы для выпечки, – добавляет  руководитель отдела маркетинга  компании «Формация» Юлия  Копытова. – Также существует спрос  на товары, приуроченные к праздникам и событиям. Например, весной  2018 г. мы отмечали всплеск интереса  к товарам с футбольной символикой». Вместе с тем по ряду товарных категорий сезонных изменений спроса  не прослеживается. «Выраженный  сезонный акцент имеет только стакан  РЕТ (шейкерный), который используют только для прохладительных  напитков, и потому его продажи приходятся в основном на период с мая  по август, а вот продажи пластиковых  контейнеров для холодных и горячих  блюд, например, не имеют выраженной сезонности», – комментирует  руководитель департамента развития  компании «ПолиЭР» Артур Руш.

Структуру спроса упаковочных  решений и одноразовой посуды  в HoReCa формирует и перераспределение гостевого трафика, который  летом смещается в сторону парков  и зон отдыха. «Время года определяет  наиболее востребованные форматы  общественного питания, что также  отражается на спросе на определенные товары, – подтверждает генеральный директор «Компании Реал»  Евгения Шандор. – Например, заведения, расположенные в парках зимнего отдыха, летом имеют намного  меньше посетителей или вообще  не работают. Заведения, располагающиеся близ мест проведения общественных или спортивных  мероприятий (а спортивные мероприятия, как правило, привязаны  к какому-то времени года) закономерно получают рост аудитории  в соответствующий сезон». Данный  факт подтверждает и Андрей Пугин. «Летом меньше заказов еды в офис,  чем зимой, а значит, и у нас меньше  продажи всей упаковки для этого сегмента. Но работа со всеми ключевыми  секторами рынка HoReCa и диверсификация ассортимента позволяют  не замечать сезонности»,– говорит он.

диа2.jpg

Спортивный переполох

 Одним из факторов роста на рынке  одноразовых посуды и упаковки  для HoReCa в 2018 г. стал прошедший  в России чемпионат мира по футболу.  Как и в случае с другими аналогичными по масштабу спортивными  мероприятиями, подготовка к мундиалю подстегнула развитие индустрии  гостеприимства и, как следствие,  спровоцировала рост потребления  всех видов расходных материалов. «Перед чемпионатом мира закономерно вырос спрос со стороны  объектов, находившихся в непосредственной близости от места проведения матчей (на стадионах и точках  питания на них), – говорит Евгения  Шандор. – Рост аудитории в таких  случаях обусловлен тем, что в связи с чемпионатом часть улиц оказывается перекрыта, люди начинают  больше ходить пешком и значительно чаще (в четыре-пять раз) посещать точки общественного питания». 

Пик продаж упаковки и посуды  для профессионального использования пришелся на апрель-май: рассчитывая на увеличение трафика,  заведения общественного питания  начали формировать складской запас  по ключевым позициям закупочного  листа за несколько месяцев до старта  мирового футбольного первенства. «Мы отметили в мае рост объемов  закупки у крупнейших игроков  рынка, главным образом по значимым для каждого из них позициям,  например ведрам для комбонаборов  и стаканам для холодных напитков», –  рассказывает руководитель отдела  маркетинга компании «Хухтамаки  С.Н.Г.» Елена Мальцева. Об увеличении объемов сбыта всех видов пищевой упаковки и одноразовой посуды,  хотя и незначительном, говорит  менеджер по маркетингу компании  «ТК Сервис» Анастасия Обухова. «Появился дополнительный спрос  на позиции с изображением футбольной тематики, – уточняет она. Вместе  с тем особого увеличения спроса  не наблюдалось, клиенты фудсервиса  приобретали продукцию немного  в большем объеме, чем ранее». 

В фокусе внимания профессионалов фудсервиса в данный период оказались все виды упаковки для услуги навынос,  пластиковые стаканы для холодных напитков и упаковка для фастфуда. Причем по некоторым позициям ассортимента (например, пикам для канапе  с российским флагом) спрос оказался в буквальном смысле ажиотажным. «Незадолго до ЧМ-2018 мы отметили  рост спроса со стороны профессиональных клиентов на одноразовую посуду из полипропилена (РР), которую можно использовать для подачи  холодных и горячих блюд, кроме того,  увеличился сбыт наборов столовых  приборов в индивидуальной упаковке  и стаканов для напитков и десертов», –  рассказывает коммерческий директор  компании «Триал Маркет» Ольга  Лагутина. По ее словам, в преддверии мирового кубка компания «Триал  Маркет» увеличила сбыт одноразовой  посуды и пищевой упаковки в сегменте  фудсервиса в натуральном выражении на 30%, так, например, продажи упаковки для картофеля фри и снеков  выросли здесь почти на 40%.  Наиболее востребованными в преддверии футбольного первенства  оказались также изделия с футбольной и спортивной символикой.  Более того, многие производители  сделали ставку на такую продукцию  и выпускали ее в том числе под заказ.  «Нам, например, удалось реализовать  проект по выпуску бумажных станов  с символикой чемпионата для одного  из ритейловых операторов, который  прибрел лицензию на использование  этой символики», – рассказывает  Елена Мальцева. Бумажные стаканы  в универсальном дизайне «Футбол»  выпустила в 2018 г. компания  «Формация». «Кроме того, в конце  2017 – начале 2018 гг. перед чемпионатом мира по футболу на рынке  фудсервиса была востребована  экологичная упаковка», – добавляет Юлия Копытова.

При этом структура спроса  на товары анализируемой категории в сегменте фудсервиса накануне  чемпионата практически не изменилась. «Чемпионат сильно повлиял  на объем продаж, но не на структуру  спроса, – уверяет Андрей Пугин. –  Потребителей на целый месяц  физически стало намного больше –  соответственно, и наших товаров  операторам рынка резко понадобилось  гораздо больше, чем обычно. При этом  мы не отмечаем снижения спроса  ни на одну из групп ассортимента».  В рамках подготовки к чемпионату  мира экономически целесообразной, по его мнению, была закупка изделий  из крафтовой бумаги, в том числе  пакетов для услуги навынос. «Такая упаковка привычна иностранцам, многие из которых избегают пластика, поэтому торговым точкам необходимо постоянное наличие нескольких типоразмеров крафт-пакетов, чтобы гости 
могли взять с собой еду в привычной и удобной упаковке, безопасной  для окружающей среды», – объясняет Андрей Пугин.

Критерий выбора

Отпускная цена по-прежнему имеет  для профессионалов фудсервиса  важное значение, и выбор одноразовой посуды и упаковки не исключение. «Клиенты по большей части  готовы рассматривать замену старых  позиций на новый ассортимент,  но цена при этом играет большую  роль, – делится директор отдела  продаж компании «Альмин Провижн  Сервис» Максим Однодворкин. –  Даже если клиент берет дорогую  одноразовую посуду, а ему предлагаешь продукцию такого же качества,  но по более привлекательной цене  или со скидкой, он конечно, рассмотрит такое предложение». Во многом именно поэтому продукция российского производства – априори более доступная  по цене – является конкурентоспособной и потому особенно востребованной сегодня в сегменте фудсервиса.  Так, например, в структуре сбыта  компании «ТК Сервис» доля отечественных брендов упаковки и посуды  достигла уже 85%. Причем, как отмечает Анастасия Обухова, активное  вытеснение импорта на рынке  одноразовой посуды и пищевой  упаковки происходит главным образом в группе товаров средней  и низкой ценовых категорий, а также  в сегменте пластиковой упаковки. 

Премиальная, а также специальная  продукция с пометками «эко» и «био»  по-прежнему завозится из-за рубежа. В меньшей степени импортозамещение коснулось изделий из дерева (палочек для суши, зубочисток, барных  пик, размешивателей) и фуршетных  форм. «Например, отечественная  фуршетная посуда стоит примерно  5 руб. за единицу, немецкий Papstar –  15 руб., – рассказывает Максим  Однодворкин. – Крупные сетевые  операторы и премиальные рестораны  сделают выбор в пользу импортной  продукции, отвечающей всем требованиям по качеству, заведения среднего  ценового сегмента, расположенные,  например, в спальных районах, скорее всего отдадут предпочтение  доступному по цене отечественному  аналогу. Так что в данном случае  как такового импортозамещения  мы не наблюдаем – вопрос в соотношении цены и качества».  Преимущественно импортной  остается и бумажная сырьевая база, особенно если речь идет о продукции зарубежных торговых марок, производство которых локализовано в России. Так, например, сырьевая база «Хухтамаки С.Н.Г.»  на 60–70% сегодня импортная. «Бумажные стаканы на 70–80% состоят  из бумаги, а она в нашем случае  завозится из Европы», – уточняет  Елена Мальцева. Что касается структуры сбыта готовой продукции,  то импорт в «Хухтамаки С.Н.Г.», по ее словам, занимает порядка 15% всего сбыта в HoReCa. «В основном это те же категории, что  мы производим и на территории России, – продолжает Елена  Мальцева. – Осуществляя ввоз некоторого количества продукции  из-за рубежа, мы гарантируем стабильность поставок».

Работа на импортном сырье делает  производителей зависимыми от курсов  валют и ситуации на мировом рынке. Так, в 2017–2018 гг. сырье для производства, по данным «ТК Сервис», подорожало на 15–20%, пропорционально выросли в цене и все готовые изделия. «В 2018 г. в связи с увеличением стоимости сырья выросли цены  на бумажные чаши, тарелки и упаковку для кондитерских изделий, подорожание составило порядка 10%, – рассказывает коммерческий директор компании «Р.М.Пак» Евгений Бозов. – Дело  в том, что для производства продукции мы используем картон не только  из России, но и из Финляндии, Швеции, Эстонии, Латвии. Закупка сырья  за рубежом связана с тем, что, к сожалению, пока нет отечественного 
аналога соответствующего качества,  да и стабильность поставок на рынке оставляет желать лучшего». Схожая ситуация наблюдается и в сегменте пластиковой посуды и упаковки. «Картина с ценами на сырье (РР, РЕТ,  РS) в России, с одной стороны, зависит от внутреннего рынка, с другой – является частью мирового, – отмечает  Артур Руш. – С января 2017 г. цены  на пластиковую пищевую упаковку поднимались незначительно». 


Главная скрипка

Стабильно высоким спросом на рынке  фудсервиса пользуются одноразовые  упаковка и посуда, предназначенные для использования в заведениях  быстрого обслуживания – это, в частности, бумажные стаканы для холодных и горячих напитков, коробки для бургеров, сэндвичей и снеков, бумажные  уголки для хот-догов и картошки  фри и др. Так, в компании «Альмин  Провижн Сервис» сбыт бумажных  стаканчиков увеличился по итогам 2017 г. в 1,5 раза по сравнению  с 2016 г., оберточная бумага и пергамент показали прирост продаж в натуральном выражении на уровне 30%, одноразовые тарелки, миски и приборы  прибавили 24%. Такие результаты  в компании объясняют активным развитием сегмента, расширением географии присутствия международных  брендов и появлением новых форматов,  тяготеющих к быстрому обслуживанию.  «Уже несколько лет прирост рынка  кафе быстрого питания составляет  порядка 20%, причем новые рестораны  открываются как в отдельных помещениях, так и торговых центрах», – сообщает Максим Однодворкин. 

Операторов фастфуда поставщики называют ключевыми клиентами, а продажи в данном сегменте – объемообразующими. Например, в компании «Мистерия» порядка 50% всех  продаж одноразовой посуды в HoReCa приходится на картонные и пластиковые стаканы и чашки, в топе продаж  также тарелки и столовые приборы, упаковка для суши и пиццы, салатные контейнеры, коробки для блюд  фастфуда, пластиковые и бумажные  фасовочные пакеты.  В силу стабильно высокого спроса  в сегменте фастфуда на одноразовые посуду и упаковку поставщики и производители делают ставку на развитие соответствующего ассортимента,  в формировании которого ориентируются прежде всего на потребительские предпочтения. «В последнее  время в сегменте фудсервиса наблюдается тенденция к увеличению  порции напитка – в ответ на эту  потребность мы выпустили стаканы  объемом 300 и 500 мл», – подтверждает Юлия Копытова. Увеличение размера порций, выгодное как для оператора в силу маржинальности такого предложения, так и для потребителя, воспринимающего такую покупку как разумную,  характерно не только для напитков,  но и для блюд. Так, например, заведения быстрого обслуживания активно  промотируют мегапорции по привлекательной цене (15 наггетсов, например,  вместо девяти), а также комбонаборы и ассорти закусок. Такие позиции помимо прочего предполагают  шеринг – потому их позиционируют как блюда на компанию, что увеличивает привлекательность покупки  в сознании потребителя.

Вместе с тем по некоторым разновидностям упаковки для фастфуда наблюдается обратная тенденция. Операторы  быстрого обслуживания, отмечающие  снижение потребительской активности, проявляющееся в сокращении числа заказов и уменьшении глубины чека,  активно работают над контролем себестоимости готовых блюд и напитков – в частности уменьшают порции блюд, главным образом низкомаржинальных.  Так, например, в сегменте фудсервиса  наблюдается увеличение спроса со стороны операторов фастфуда на салатные  контейнеры уменьшенного объема.  Об этом, в частности, рассказывает  Елена Мальцева. «Мы как поставщик  все чаще стали получать комментарии  от клиентов о том, что объем стандартного в нашем случае контейнера  (750 мл) слишком большой, – отмечает  она. – С одной стороны, в неблагоприятных экономических условиях профессионалы фудсервиса заинтересованы  в сохранении либо снижении цены  в меню на салаты без потери в качестве и потому нуждаются в упаковке  меньшего объема, с другой – рестораторы хотели бы разнообразить меню,  так как гости хотят пробовать новинки.  И если «Цезарь» в 750-миллилитровом  контейнере выглядит презентабельно,  то в случае с другими салатами у гостя  может возникнуть ощущение, будто  блюдо ему не доложили». 

Перспективы роста

Перспективными с точки зрения  спроса на ресторанном рынке поставщики называют упаковочные решения  для продажи еды и напитков навынос –  благо данный сервис теперь предлагают практически повсеместно: в кафе на АЗС и ритейле, в транспортных  хабах и аэропортах, офисных и торговых центрах и даже жилых комплексах.  Так, например, в компании «Р.М.Пак» упаковка для еды навынос (универсальные контейнеры, ланч-боксы,  сэндвич-боксы) сегодня занимает порядка 20% всех продаж в HoReCa, и дальнейшее развитие категории  здесь считают экономически оправданным. «Планируем развивать  прямые поставки продукции в предприятия общественного питания,  так как сегодня развиваются новые  форматы столовых, продажи еды  навынос и сегмент микромаркетов», –  комментирует Евгений Бозов. Пока по его словам, в структуре прямых  продаж компании «Р.М.Пак» преобладают операторы фастфуда, на которых  приходится 20% всего сбыта, еще 10% дают кейтеринговые компании, 15% забирают на себя пищевые производства, выпускающие продукцию под  собственной торговой маркой.  Расширение ассортимента упаковки  для услуги навынос, в частности контейнеров, считает целесообразным и Елена Мальцева. «Категория контейнеров навынос, безусловно, будет  развиваться, и выиграет тот, кто придумает универсальное решение, удобное всем, – считает она. – Повара хотят видеть, например, модульные упаковки – картонные коробки  с отсеками для ингредиентов, которые собираются в считаные минуты  без клея и при этом не протекают». В качестве примера новинки ассортимента, к которой сегодня проявляют интерес рестораторы, Елена Мальцева называет бумажные контейнеры china pack для упаковки и подачи блюд вок. «Ранее такую упаковку мы поставляли из-за рубежа под заказ, однако с ростом популярности услуги навынос и развитием нового для столицы формата – гастрофуд-кортов, собирающих под своей крышей разнообразные паназиатские концепции, приняли решение о локализации производства данного вида упаковки», –  рассказывает она. 

Поставщики в HoReCa берут курс и на сегмент доставки, показывающий сегодня, пожалуй, самые  высокие темпы роста. Так, по данным The NPD Group, в период  с апреля 2017 г. по март 2018 г.  российский рынок доставки вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2016–2017 гг. Поставщики  в свою очередь адаптируют ассортимент с учетом потребностей данного  сегмента. Так, например, в компании «Мистерия» сбыт одноразовой посуды и упаковки в сегменте  доставки занимает пока не более  10%, в перспективе ближайших  двух лет этот показатель в компании планируют довести до 20–25%.  «Это самый быстрорастущий сегмент, и нам есть что предложить, –  делится Андрей Пугин. – Речь  идет прежде всего о контейнерах  и коробках для готовых блюд  популярных кухонь мира (суши  и роллов, лапши вок, пиццы целой  и по кускам, бургеров, салатов, горячих блюд и супов), а также нашей новинке – четырехсекционных ПЭТконтейнерах с крышкой».  Вместе с тем далеко не многие, даже  заинтересованные в развитии данного  направления поставщики считают  целесообразным разработку соответствующего продуктового предложения. «Доставка – действительно  перспективный сегмент, – подтверждает Елена Мальцева. – Но вопрос,  каким образом в нем развиваться,  например, нашей компании, остается  открытым. Перед производителями,  в частности, встает проблема низкой  себестоимости соответствующей упаковочной продукции, так как доставка  работает в низком ценовом сегменте. Те же коробки для пиццы  сделать несложно, но стоят в закупке они немного. С другой стороны, поварам нужна упаковка, которая позволила бы сохранить потребительские  свойства продукта, а решение этой  задачи требует времени и серьезных  интеллектуальных и материальных вложений». Значительно более  привлекательным каналом с точки  зрения сбыта одноразовых посуды  и упаковки она считает кафе при АЗС.  «Сейчас в России порядка 70 тыс.  заправок, и только на половине  можно получить относительно качественную услугу питания. В данном  случае нам важно развитие так называемого трассового питания и расширение ассортимента за счет упаковки  фреш-продукции и горячих блюд», –  подытоживает Елена Мальцева.

Новинки

Компания «Формация» выпустила на рынок бумажные стаканы для горячих и холодных напитков увеличенного объема – 300 и 400 мл. В объеме 300 мл представлены также и двухслойные стаканы. Компания «Триал Маркет» расширила ассортимент одноразовой посуды и упаковки за счет изделий серии Tambien Eco, изготовленных из биоразлагаемого сырья – кукурузного крахмала (столовые приборы) и сахарного тростника (тарелки, ланч-боксы и боксы для бургеров). В ассортименте компании «Р.М.Пак» появилась универсальная упаковка из крафтового картона, представленная в двух вариантах – «Унибокс» с окошком для презентации продукции и «Ланч бокс» без окошка. Линейка представлена в 13 размерах, имеет внутренний барьерный слой и рекомендуется для упаковки кондитерских изделий, суши, роллов, салатов, сыра. Продажи комплексной линейки упаковки и посуды из крафтового картона начала в 2018 г. компания «Мистерия». В ассортименте представлена как российская, так и импортная продукция: тарелки столовые и десертные, стаканы разного объема, супницы (цилиндрические картонные, контейнеры с крышкой), салатные контейнеры различных формы и емкости, коробки для бургеров и блюд фастфуда, упаковка для пиццы, роллов, лапши, кондитерских изделий, крафтовые пакеты с ручками и без. Новинками ассортимента компании «Хухтамаки С.Н.Г.» в 2018 г. стали бумажные контейнеры take away – china pack, а также бумажные салатницы уменьшенного объема 635 мл. В связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу компания «ТК Сервис» расширила ассортимент за счет бумажных стаканов в дизайне «Футбол» российского производства. Новинками здесь также стали одноразовые упаковка и посуда средней ценовой категории – это в том числе фуршетные формы «Аэроснаб», контейнеры производства «ЮМТ-Индастри», банки от компании «Перинт», контейнеры от компании «ПолиЭр», контейнеры и одноразовые стаканы от компании «У-Юнити», контейнеры «Комус ТСК».

Только ЗОЖ

Тренд разумного и бережного потребления находит свое воплощение и в сегменте одноразовой посуды и пищевой упаковки. Рестораторы все чаще проявляют интерес не только к бумажной продукции, но и к изделиям, изготовленным из возобновляемого сырья. Так, например, в компании «Триал Маркет» в первом полугодии 2018 г. зафиксировали рост продаж всех видов биоупаковки на уровне 22%. По словам коммерческого директора компании Ольги Лагутиной, биоразлагаемая посуда и упаковка набирают популярность не только в ресторанах, но и в кейтеринге и ритейле, что отчасти связано с потребительскими свойствами таких товаров. «Например, столовые приборы из кукурузного крахмала имеют преимущество перед аналогами из полистирола – они более прочные и выдерживают температуры от -20 до 100 0С. Сахарный тростник, из которого производят тарелки, ланч-боксы и боксы для бургеров, плотнее по сравнению с бумагой и безопасен по сравнению со вспененным полистиролом и выдерживает температуру от -10 до 120 0С», – рассказывает Ольга Лагутина. Помимо прочего из года в год в сегменте фудсервиса растут продажи упаковки и посуды из крафт-картона и крафт-бумаги, которые также вписываются в тренд экологичности и при этом оказываются выгодным с экономической точки зрения решением для многих концепций. «Это не только модно, но и позволяет небольшим заведениям использовать такую упаковку в качестве достойной (и опять же трендовой) замены недоступной из-за маленьких тиражей логотипированной упаковки», – уточняет руководитель отдела рекламы и маркетинга компании «Мистерия» Андрей Пугин. С другой стороны, поставщики говорят о готовности профессионалов фудсервиса вкладываться в приобретение упаковки и посуды с индивидуальным, привлекающим внимание потребителей дизайном. «В последнее время растет спрос на персонализированную продукцию и логотипированные товары, – подтверждает генеральный директор «Компании Реал» Евгения Шандор. – И развитие в этом направлении может быть достаточно интересно в связи с ростом числа брендов, нуждающихся в средствах, позволяющих добиться узнаваемости и персонализации».

таб1.jpg
таб 2.jpg
Выпуск журнала:

Динамика в стакане

Динамика в стакане

Комментарии (0)