06 ноября 2024, 09:11
Наталья Косарева,
Последние четыре года на границе ритейла и фудсервиса наблюдается настоящий бум мини-кофеен самообслуживания. После пандемии корнеры с настольными кофемашинами-суперавтоматами появились во многих сетевых супермаркетах, торговых и бизнес-центрах. При этом традиционные напольные кофейные автоматы по-прежнему широко распространены в самых разных типах локаций. Как развивается сегодня рынок кофейного вендинга и какие тенденции главенствуют, изучил «FoodService».
Общий объем российского рынка вендинга в 2023 г. составил 80 млрд руб., увеличившись на 10 млрд руб. по сравнению с прошлым годом, о чем свидетельствуют данные Союза операторов торговых автоматов (СОТА). Число предпринимателей, занимающихся вендингом, по итогам 2023 г. выросло с 7000 до 12 тыс. Эта оценка, однако, включает данные, основанные на коде ОКВЭД 47.99.2 «Деятельность по осуществлению торговли через автоматы», который учитывает не все виды вендинга и не позволяет размежевать продуктовый вендинг с непродуктовым направлением. «Рост рынка по объему продаж, выручке и количеству локаций за последние три года составил порядка 20%. Однако реальный рост можно оценить в 5–7%, так как остальное обусловлено повышением цен, налогов и дополнительных расходов, таких как цифровая маркировка и повышение заработных плат. Поэтому рост оборота в 20% больше связан с инфляционными процессами», – отмечает президент СОТА Леонид Нестеренко.
Если говорить конкретно о кофейном и снековом направлениях, то, по словам самих вендинговых операторов, в России существует не более 15 крупных компаний, развивающих традиционный напольный вендинг, в парке которых 1000 и более торговых автоматов. Среди них Uvenco, ГК «СИБА», «Мир вендинга», «Ассорти», ASPvending, «Комм Пасс», «Мистерия Вендинг Машинз» и другие. Большинство участников рынка работают в сфере автоматизированной торговли около 20 лет. Это предприниматели, которые начинали с нескольких автоматов и планомерно строили как свои сети, так и торговые компании. По словам генерального директора компании «Мистерия Вендинг Машинз» Анны Плетневой, 90% поставщиков рынка вендинга являются операторами собственных сетей.
Европейская вендинговая ассоциация (EVA) оценивает долю крупнейших вендинговых операторов на рынке в целом в 30%. Остальную часть, по словам генерального директора компании «Ассорти» Валерия Иванникова, занимают средние по размеру компании и ИП. «Новые игроки время от времени появляются, но в основном это небольшие компании. Лидеры рынка остаются неизменными», – говорит Валерий Иванников. С ним соглашается генеральный директор компании «Мир вендинга» Ираклий Давиташвили, отмечая, что топ крупных игроков значительно не меняется, а среди небольших компаний наблюдается постоянная ротация. Ту же мысль высказывают и остальные участники рынка.
Долю кофейных автоматов на рынке традиционного вендинга большая часть игроков оценивает в 50%. Примерно такую же часть кофе чаще всего занимает и в сетях крупных вендоров.
В прошлом году в сегменте кофекорнеров состоялась сделка по слиянию двух крупнейших франчайзинговых сетей Lifehacker Coffee и Hohoro, управляющие компании которых были реорганизованы в акционерное общество «Вендинг будущего». На момент сделки общее число франчайзинговых точек составило 8000, при этом новая компания заявила о намерении развиться до 30 тыс. точек к 2030 г.
Параллельно услугу кофе с собой в формате самообслуживания стали развивать крупнейшие ритейловые сети: «Пятерочка», «Магнит», «ВкусВилл», – организовавшие в магазинах, по сути, те же кофекорнеры, дополнительное внимание к которым зачастую привлекает витрина со свежей выпечкой, рядом с которой устанавливают кофемашину.
Формат кофекорнеров привлек большое число предпринимателей, в том числе начинающих, в основном в силу трех факторов. Во-первых, агрессивная реклама франшиз с обещанием легкого заработка. Во-вторых, низкий порог входа в бизнес: оборудование и мебель для корнера, по словам участников рынка, обходятся дешевле, чем один напольный автомат. В-третьих, модный и привлекательный дизайн корнеров, другими словами – визуал, на который идет покупатель. Потребителей помимо внешнего вида корнер подкупает интерактивом (одна из сетей, например, так и называется «Сам себе бариста»), а также возможностью купить напиток большего объема, чем обычно предлагают напольные автоматы. «Не секрет, что культуру потребления кофе в большом стакане to go создают люди 25–30 лет. Они больше доверяют настольным машинкам. Уровень заварки один и тот же, но уровень визуализации имеет значение: кажется, что чище, экологичнее, сам себе все сделал. Срабатывают эта ритуальность и большой стакан», – говорит Анна Плетнева. Она рассказывает, что некоторые напольные автоматы «Мистерии» оформлены наподобие корнеров: к ним приставлен напольный органайзер с крышками, сиропами, корицей, салфетками. Вся конструкция выглядит как единое целое. «Если люди хотят участвовать в процессе создания напитка, значит, надо отвечать на их запрос», – подчеркивает Плетнева.
Крупные вендоры по-разному относятся к моде на кофекорнеры: одни отводят им место наравне с напольным вендингом, развивая под отдельным брендом, другие – устанавливают по запросу, но не акцентируют на них внимание клиентов. Франчайзинговые компании часто вызывают скепсис у лидеров рынка. «Для тех, кто долго занимается вендингом, это выглядит как инфоцыганство. Владельцы франчайзинговых брендов зарабатывают на продаже оборудования и лицензии, а затем подсаживают партнеров на ингредиенты, которые напрямую у поставщиков закупать было бы дешевле. Я не вижу в этом ценности. Заслуга только в том, что люди это красиво упаковали», – комментирует управляющий партнер компании ASPvending Александр Шулаков.
Некоторые операторы сетуют на падение качества услуги в связи со стремлением владельцев корнеров к быстрому заработку. «Франшизы кофеен самообслуживания появляются все новые и новые. Конкуренция с ними есть даже в нашем регионе, – говорит учредитель компании «Никовенд» (автоматы представлены в Восточной Сибири) Нина Кожевникова. – Иногда мы видим, как предприниматели, не разбираясь в особенностях бизнеса, выбирают дешевые ингредиенты и оборудование, не устраняют своевременно неисправности, в целом не умеют настраивать вкусные напитки и следить за аппаратами. Такие моменты подрывают доверие потребителя к вендингу в целом».
Участники рынка сходятся во мнении, что популярность кофекорнеров стимулировала спрос на настольные кофемашины. Рост продаж этого оборудования в разные сегменты – безусловный тренд рынка кофейного вендинга. «Если раньше покупали в основном кофейные автоматы, то сейчас больше покупают кофемашины – под корнеры, в офисы. Ребята, которые активно продавали франшизы, сделали хорошее дело для всего рынка – внедрили в массы идею о том, что кофекорнеры – это легкий заработок, и сформировали мнение, что нужна именно настольная кофемашина», – говорит операционный директор ГК «СИБА» Александр Смирнов.
Тенденцию подтверждают производители оборудования, как российские (переключение спроса на настольные кофемашины фиксирует, например, компания Unicum), так и зарубежные. «Некоторые аналитики говорят, что в этом году рынок вендинга вырастет в два раза по сравнению с прошлым годом за счет прироста кофекорнеров. Значит, большинство точек открывается с настольными машинами, – отмечает исполнительный директор компании «Риа Вендорз Восток» Татьяна Шумакова. – Этот вид вендинга забирает все большую долю у напольных автоматов. И в продажах настольные машины обгоняют по росту напольные».
Аркадий Болтянский называет нижний порог актуальности размещения кофейной точки – это 30 стаканов в день. Другие игроки соглашаются и озвучивают такую же цифру. Генеральный директор группы компаний «Комм Пасс» Егор Спиваковский предлагает считать среднюю выручку напольного автомата, ориентируясь на 30 стаканов по 80 руб. Таким образом, один автомат зарабатывает 60–70 тыс. руб. в месяц. Данные других компаний в целом колеблются в этих же пределах. Как средний по рынку показатель месячной выручки напольного автомата компания «Мир вендинга» называет 40 тыс. руб., Uvenco – 50 тыс. руб., ASPvending – от 40 до 80 тыс. руб. Тем не менее в отдельно взятых локациях выручка может достигать и нескольких сотен тысяч рублей.
Цена на кофе в напольных автоматах традиционно ниже, чем в кофекорнерах. Играет роль опять-таки внешний вид, который вызывает большее доверие покупателей. Напольный автомат закрытый, что заставляет многих людей думать, будто там используют растворимый кофе, как много лет назад. Кофекорнер демонстрирует кофемашину, свежее молоко в холодильнике с прозрачной дверцей, емкость с кофе, бутылки с сиропами. Плюс использование свежего молока делает порцию кофе дороже.
Самыми популярными напитками в кофейном вендинге на протяжении десятилетий остаются американо и капучино. Средняя цена за порцию капучино 250–300 мл в Москве и Санкт-Петербурге, согласно данным вендинговых операторов, составляет 80–100 руб., в отдельных локациях, таких как вокзалы, аэропорты, цена превышает 100 руб. Есть локации, как, например, производственные предприятия, где цена варьирует на уровне 40–60 руб. Средняя цена напитка в кофекорнере за порцию 300–350 мл – 120–150 руб. Данный показатель может расти в локациях с большим трафиком и высокой арендной ставкой.
За счет высокой маржинальности продукта кофекорнеры сохраняют рентабельность при более низких продажах, чем напольный автомат. «Одна точка, установленная в правильном месте, где следят за чистотой и наличием качественных ингредиентов, уже рентабельна за счет отсутствия расходов на продавца и маленькой стоимости аренды при условии, что предприниматель сам обслуживает кофейню, – говорит сооснователь компании Coffee Enjoy Сейран Андриасян. – Точка выходит в ноль при продажах от пяти стаканов в день. Локация, где продается десять стаканов, уже прибыльна. Мы рекомендуем стремиться к продажам от 20 стаканов в день». В Coffee Enjoy называют среднюю выручку одного кофекорнера на уровне 65 тыс. руб., в iCoffee.me – 77 тыс. руб., в сети Cupslocker – 42 тыс. руб.
Увеличить выручку напольного автомата путем привлечения дополнительного внимания к нему помогает брендирование в стиле узнаваемых кофейных компаний. «Мы работаем на кофе Lavazza и Covim и часто брендируем автоматы, чтобы увеличить продажи. То же самое рекомендуем нашим клиентам. Да, этот кофе дороже, чем ноунейм, но к нему больше доверия и продать его можно больше», – говорит Александр Смирнов.
В числе крупных производителей кофе, которые сотрудничают с вендорами и поддерживают практику брендирования автоматов, – бренд Poetti, которым управляет компания «МилФудс». Среди ее партнеров – ASPvending, «Комм Пасс» и другие. На данный момент в Москве и Санкт-Петербурге работает более 130 вендинговых аппаратов под брендом Poetti, установленных на вокзалах, станциях МЦК, МЦД и метрополитена. «По различным оценкам участников рынка, брендированный аппарат отпускает на 30–40% напитков больше, – говорит коммерческий директор канала «Фудсервис» компании «МилФудс» Константин Пичугин. – Потребитель склонен доверять знакомому продукту, который он, к примеру, предпочитает дома. Производителям кофе вендинговые аппараты позволяют повысить узнаваемость бренда, увеличить продажи выпускаемой продукции и стимулировать покупательскую лояльность». Партнерство в случае Poetti строится таким образом: производитель не просто обеспечивает поставки кофейного зерна, но разрабатывает рецептуру каждого напитка на основе кофе. В техническую карту включены бленд, помол и необходимый пролив. Бариста Poetti ежемесячно проводят аудиты отдельных аппаратов.
Перспективными регионами для развития вендинга игроки считают Москву и Московскую область, города-миллионники, юг России. «Несмотря на то что московское правительство ввело торговый сбор, из-за которого одна часть предпринимателей ушла в тень, а другой пришлось закрыться, Москва остается самым перспективным регионом по платежеспособности и количеству точек, – считает Леонид Нестеренко. – На втором месте – Краснодарский край с его развивающимися курортными зонами. Также Приморский край активно развивается, несмотря на сложность торговой инфраструктуры».
Удачными локациями для вендинга традиционно считались те, где много так называемого ожидающего трафика: вокзалы, аэропорты, торговые центры. Однако, по словам игроков, в последние годы ситуация изменилась. «Те правила, которые работали пять–семь лет назад, уже неактуальны, – объясняет Аркадий Болтянский. – ТЦ, вокзалы, аэропорты сегодня не лучшие места для вендинга, потому что аренда здесь стала космической и съедает практически всю прибыль. Эти места стали просто имиджевыми. Порой на маленькой точке, скрытой от глаз, можно получить ту же прибыль при гораздо меньших продажах». Для компании «Чао-Какао» наиболее успешны сегодня два типа локаций: логистические центры и склады, а также офисы крупных компаний. Среди таких площадок Аркадий Болтянский считает особенно перспективными те, которые находятся в пригороде Краснодара: все они расположены далеко от кафе и ресторанов.
В московских и петербургских компаниях говорят о потенциале и других мест. «Вузы, школы, транспортные узлы – это самые перспективные локации. Например, в вузах время потребления увеличилось до 22.00 из-за дополнительных курсов, а в школах часто устанавливают автоматы для родителей, ожидающих детей с секций», – отмечает операционный директор сети Uvenco в Москве Валентина Новик. Ведущий менеджер по работе с ключевыми партнерами компании «Росавтоматторг» Елена Остапенко считает, что потенциал есть также у бизнес-центров классов А и B+.
За счет активного развития в столице городских транспортных сетей не теряет актуальность и размещение автоматов на все новых открывающихся станциях. Так, летом прошлого года по Москве-реке стали ходить речные трамвайчики. 26 остановочных станций, которые представляют собой плавучие причалы, оснащены кофейными и снековыми автоматами от «Мистерии Вендинг Машинз». Крупнейший проект по развитию вендинга в московском метро с 2016 г. осуществляет компания «Межотраслевое инвестиционное агентство». На МЦК и МЦД стоят автоматы ASPvending.
Тем не менее на рынке в целом имеет место кризис локаций, в связи с которым напряженную конкуренцию ощущают все игроки независимо от величины сети. Конкуренция приводит к росту ставок аренды. По словам Егора Спиваковского, много где аренда уже перевалила за 20% выручки. «В публичных местах практически все локации заняты. Крупные операторы периодически вытесняют друг друга с коммерчески выгодных мест. В закрытые корпоративные локации попасть сложно: количество их ограничено, и большинство мест уже занято, – рассказывает Леонид Нестеренко. – Мы активно взаимодействуем с органами власти и регионами, чтобы найти новые локации, например, в туристической инфраструктуре. Отдельный проект СОТА посвящен развитию вендинга в школах».
Кроме того, в интересные для бизнеса локации зачастую сложно попасть. «Вендинг постоянно сталкивается с административными преградами. Учебные заведения, МФЦ, офисы, туристические объекты, парки – мы можем быть везде, но порой из-за юридических вопросов нужно пройти 100 кругов ада ради одного автомата», – говорит Александр Шулаков.
Ряд компаний тем не менее ведет бизнес в закрытых локациях. Так, компания Vendbrand работает по эксклюзивным контрактам с такими сетями, как «Шоколадница», «Кофе Хауз», One Price Coffee, используя их ингредиенты и рецептуру в британских автоматах Westomatic. Машины Vendbrand среди прочего размещены в медицинских учреждениях ФМБА и Управления делами Президента, в Высшей школе экономики, Финансовом университете и других образовательных учреждениях. А в московских МФЦ свою сеть кофекорнеров развивает компания «Росавтоматторг».
На рынке вендинга активно развиваются цифровые технологии. «Рост спроса на безналичную оплату, автоматизация, цифровизация и «умные» технологии, экологические инициативы, рост конкуренции – вот основные тенденции рынка вендинга», – говорит Нина Кожевникова. Наряду с распространением цифры Елена Остапенко отмечает стильный дизайн стаканчиков, качество напитка и разнообразие дополнительных ингредиентов.
Еще одно набирающее популярность направление – комбинированные автоматы, которые готовят и горячие, и холодные напитки. «Мы сейчас активно закупаем автоматы, которые, помимо кофе, готовят холодные напитки, даже с ледяной крошкой. Это сложные технические устройства, которые больше по размеру, имеют много дополнительных узлов: охлаждающие системы, льдогенераторы, – рассказывает Аркадий Болтянский. – Благодаря этому расширяется круг потребителей, особенно в Краснодарском крае, где с мая по октябрь стоит жаркая погода. Мы видим, что количество чеков значительно увеличилось, и тот спад, который обычно происходит по кофе летом, теперь компенсируется за счет продажи айс-латте и других холодных напитков». Китайские автоматы, оснащенные опциями приготовления горячих и холодных напитков, листового чая и выдачи крышки, выглядят настолько привлекательно, что, по мнению Александра Шулакова, рынок может переориентироваться на них в противовес кофекорнерам.
Но и европейские производители готовы предложить вендорам трендовые машины. Так, у одного из ведущих европейских производителей вендингового оборудования Rheavendors есть две модели настольных аппаратов, одна из которых готовит лимонады на основе сиропов, другая – смузи и молочные коктейли. «В этом году на эти машины большой спрос, мы сделали на заводе два дозаказа на лето, – делится Татьяна Шумакова. – Они добавляют 40, а то и 50% к обороту, при этом аппараты удобные в обслуживании, так как там нет кофемолки и в целом технология гораздо проще. А по спросу оказывается, что не только дети любят молочные коктейли, но и, например, взрослые мужчины оказываются теми еще сладкоежками».
Играет роль и адаптивность электронной начинки автомата к российским автоматизированным системам учета, и удобство настройки в целом. Например, поставщик и оператор собственной сети Uvenco, который наряду с крупнейшим российским производителем вендинговых автоматов Unicum входит в холдинг бизнесмена Бориса Белоцерковского, отказался от использования китайских машин. «Мы имеем опыт работы с китайскими машинками, но вернулись к своим любимым питерским. Не потому, что это наш завод-производитель, а потому, что наши машины оказались надежнее, удобнее, без проблем с русификацией, софтом и всем остальным», – говорит Валентина Новик.
При этом многие предприниматели пробуют разное оборудование и гибко перестраиваются под изменения рынка. Так, например, поступает сеть «Чао-Какао». «У нас оборудование практически со всего мира – такой небольшой зоопарк. Начинали мы с итальянских кофемашин Saeco. Потом долгое время работали на российских автоматах Unicum и продолжаем работать с ними. После пандемии и начала СВО ситуация с поставками кофемашин и запчастей сильно ухудшилась, и мы переключились на китайское оборудование», – рассказывает Аркадий Болтянский.
Продажи оборудования для вендинга в целом показывают рост, который начался после снятия ограничений, вызванных пандемией Covid 19. «Рост имеет как экстенсивный характер – появляются новые места установок, так и интенсивный – игроки заменяют свои кофейные автоматы на более современные и функциональные», – комментирует Валерий Иванников.
Смещение спроса в сегменте автоматизированной торговли в сторону стаканов большого объема отмечают и производители. «Несмотря на то что стакан 150 мл по-прежнему наиболее популярный, год от года его развесовка в общем объеме уменьшается, – говорит директор по продажам и маркетингу компании «Скандипакк» Мария Богданова. – В общей сложности вендинговых стаканов продается не меньше, но пропорция между маленькими, средними и большими стаканами перемещается в сторону больших объемов». Принимая во внимание растущий спрос на рынке фудсервиса на стаканы для вендинга большого объема, компания «Скандипакк», по ее словам, расширила ассортимент за счет бумажных стаканов объемом 300 мл, дополнив тем самым предложение для вендинговых операторов.
Объем напитка стал преимуществом кофекорнеров, владельцы которых чаще всего оперируют стаканами от 250 до 450 мл. Кроме того, они могут не предъявлять специфических требований к качеству стакана в отличие от оператора напольных автоматов. «Стаканы – максимально сложная история для вендора. Нужно, чтобы они не прилипали друг к другу, не пахли клеем, не обжигали руки, не мялись, пока их везут. Если что-то не так, стакан не будет выпадать или будет выпадать уже вместе с льющимся кофе», – предупреждает Александр Смирнов.
Новой страницей в истории российского рынка автоматизированной торговли стало использование именно бумажных стаканов для кофе вместо пластиковых. Одним из первых производителей и поставщиков бумажных вендинговых стаканов на российском рынке стала компания «Скандипакк», запустившая такой проект в 2014 г. «У бумажного стакана для вендингового автомата должны быть идеальная геометрия и идеальное сырье, – говорит Мария Богданова. – Если в кофейне допустимо наличие стакана с отклонениями по качеству, так как многие операторы все-таки делают выбор, основываясь только на цене, то в автоматизированной торговле это невозможно, ведь вендинг должен быть бесперебойным».
Егор Спиваковский, генеральный директор компании «Комм Пасс», основатель СОТА
– Если говорить о тенденциях, то первое – это инфляция и ее влияние на доходы покупателей. Они переходят на более рациональное потребление, и вендинг становится привлекательнее за счет соотношения цены и качества. Второе – сложность инвестирования из-за удорожания оборудования и финансирования. Третье – доступность европейского и американского оборудования снизилась, поэтому мы активно рассматриваем китайские решения и надеемся на развитие российских производителей. Четвертое – расширяются возможности оплаты, в том числе биометрические. И пятое – налоговая нагрузка увеличивается, что особенно сильно затронет малый бизнес, применяющий упрощенную систему налогообложения.
Александр Смирнов, операционный директор ГК «СИБА»
– При всем интересе к кофекорнерам, обилии информации в интернете напольный вендинг никуда не делся. Зачастую наши клиенты, у которых стоит корнер, просят поменять его на вендинговый автомат. У кофекорнера быстро загрязняется столешница, он требует частой дозагрузки. Если говорить про приготовление кофе: что напольный автомат, что настольная кофемашина – ровно одно и то же оборудование. Мы устанавливаем корнеры там, где видим, что потребителю хочется этого эмоционально. Есть локации, где может стоять корнер, а рядом – кофейный автомат, и люди пользуются и тем, и другим.
Общий объем российского рынка вендинга в 2023 г. составил 80 млрд руб., увеличившись на 10 млрд руб. по сравнению с прошлым годом, о чем свидетельствуют данные Союза операторов торговых автоматов (СОТА). Число предпринимателей, занимающихся вендингом, по итогам 2023 г. выросло с 7000 до 12 тыс. Эта оценка, однако, включает данные, основанные на коде ОКВЭД 47.99.2 «Деятельность по осуществлению торговли через автоматы», который учитывает не все виды вендинга и не позволяет размежевать продуктовый вендинг с непродуктовым направлением. «Рост рынка по объему продаж, выручке и количеству локаций за последние три года составил порядка 20%. Однако реальный рост можно оценить в 5–7%, так как остальное обусловлено повышением цен, налогов и дополнительных расходов, таких как цифровая маркировка и повышение заработных плат. Поэтому рост оборота в 20% больше связан с инфляционными процессами», – отмечает президент СОТА Леонид Нестеренко.
Если говорить конкретно о кофейном и снековом направлениях, то, по словам самих вендинговых операторов, в России существует не более 15 крупных компаний, развивающих традиционный напольный вендинг, в парке которых 1000 и более торговых автоматов. Среди них Uvenco, ГК «СИБА», «Мир вендинга», «Ассорти», ASPvending, «Комм Пасс», «Мистерия Вендинг Машинз» и другие. Большинство участников рынка работают в сфере автоматизированной торговли около 20 лет. Это предприниматели, которые начинали с нескольких автоматов и планомерно строили как свои сети, так и торговые компании. По словам генерального директора компании «Мистерия Вендинг Машинз» Анны Плетневой, 90% поставщиков рынка вендинга являются операторами собственных сетей.
Европейская вендинговая ассоциация (EVA) оценивает долю крупнейших вендинговых операторов на рынке в целом в 30%. Остальную часть, по словам генерального директора компании «Ассорти» Валерия Иванникова, занимают средние по размеру компании и ИП. «Новые игроки время от времени появляются, но в основном это небольшие компании. Лидеры рынка остаются неизменными», – говорит Валерий Иванников. С ним соглашается генеральный директор компании «Мир вендинга» Ираклий Давиташвили, отмечая, что топ крупных игроков значительно не меняется, а среди небольших компаний наблюдается постоянная ротация. Ту же мысль высказывают и остальные участники рынка.
Долю кофейных автоматов на рынке традиционного вендинга большая часть игроков оценивает в 50%. Примерно такую же часть кофе чаще всего занимает и в сетях крупных вендоров.
Напольный vs. настольный
В последние несколько лет заметными игроками в сегменте кофейного вендинга стали молодые компании с предложением франшизы мини-кофеен самообслуживания, которые сами игроки называют кофекорнерами. Они представляют собой открытый киоск, на стойке которого установлена кофемашина-суперавтомат. На полках рядом с кофемашиной стоят стаканы, сиропы, выложены крышки и размешиватели. Формат был подсмотрен за границей и довольно тепло принят у нас. Например, владельцы компании Coffee Enjoy в 2019 г. впервые увидели кофекорнеры под брендом Starbucks в Стамбуле и в том же году запустили свое производство корнеров в Ростове-на-Дону.В прошлом году в сегменте кофекорнеров состоялась сделка по слиянию двух крупнейших франчайзинговых сетей Lifehacker Coffee и Hohoro, управляющие компании которых были реорганизованы в акционерное общество «Вендинг будущего». На момент сделки общее число франчайзинговых точек составило 8000, при этом новая компания заявила о намерении развиться до 30 тыс. точек к 2030 г.
Параллельно услугу кофе с собой в формате самообслуживания стали развивать крупнейшие ритейловые сети: «Пятерочка», «Магнит», «ВкусВилл», – организовавшие в магазинах, по сути, те же кофекорнеры, дополнительное внимание к которым зачастую привлекает витрина со свежей выпечкой, рядом с которой устанавливают кофемашину.
Формат кофекорнеров привлек большое число предпринимателей, в том числе начинающих, в основном в силу трех факторов. Во-первых, агрессивная реклама франшиз с обещанием легкого заработка. Во-вторых, низкий порог входа в бизнес: оборудование и мебель для корнера, по словам участников рынка, обходятся дешевле, чем один напольный автомат. В-третьих, модный и привлекательный дизайн корнеров, другими словами – визуал, на который идет покупатель. Потребителей помимо внешнего вида корнер подкупает интерактивом (одна из сетей, например, так и называется «Сам себе бариста»), а также возможностью купить напиток большего объема, чем обычно предлагают напольные автоматы. «Не секрет, что культуру потребления кофе в большом стакане to go создают люди 25–30 лет. Они больше доверяют настольным машинкам. Уровень заварки один и тот же, но уровень визуализации имеет значение: кажется, что чище, экологичнее, сам себе все сделал. Срабатывают эта ритуальность и большой стакан», – говорит Анна Плетнева. Она рассказывает, что некоторые напольные автоматы «Мистерии» оформлены наподобие корнеров: к ним приставлен напольный органайзер с крышками, сиропами, корицей, салфетками. Вся конструкция выглядит как единое целое. «Если люди хотят участвовать в процессе создания напитка, значит, надо отвечать на их запрос», – подчеркивает Плетнева.
Крупные вендоры по-разному относятся к моде на кофекорнеры: одни отводят им место наравне с напольным вендингом, развивая под отдельным брендом, другие – устанавливают по запросу, но не акцентируют на них внимание клиентов. Франчайзинговые компании часто вызывают скепсис у лидеров рынка. «Для тех, кто долго занимается вендингом, это выглядит как инфоцыганство. Владельцы франчайзинговых брендов зарабатывают на продаже оборудования и лицензии, а затем подсаживают партнеров на ингредиенты, которые напрямую у поставщиков закупать было бы дешевле. Я не вижу в этом ценности. Заслуга только в том, что люди это красиво упаковали», – комментирует управляющий партнер компании ASPvending Александр Шулаков.
Некоторые операторы сетуют на падение качества услуги в связи со стремлением владельцев корнеров к быстрому заработку. «Франшизы кофеен самообслуживания появляются все новые и новые. Конкуренция с ними есть даже в нашем регионе, – говорит учредитель компании «Никовенд» (автоматы представлены в Восточной Сибири) Нина Кожевникова. – Иногда мы видим, как предприниматели, не разбираясь в особенностях бизнеса, выбирают дешевые ингредиенты и оборудование, не устраняют своевременно неисправности, в целом не умеют настраивать вкусные напитки и следить за аппаратами. Такие моменты подрывают доверие потребителя к вендингу в целом».
Участники рынка сходятся во мнении, что популярность кофекорнеров стимулировала спрос на настольные кофемашины. Рост продаж этого оборудования в разные сегменты – безусловный тренд рынка кофейного вендинга. «Если раньше покупали в основном кофейные автоматы, то сейчас больше покупают кофемашины – под корнеры, в офисы. Ребята, которые активно продавали франшизы, сделали хорошее дело для всего рынка – внедрили в массы идею о том, что кофекорнеры – это легкий заработок, и сформировали мнение, что нужна именно настольная кофемашина», – говорит операционный директор ГК «СИБА» Александр Смирнов.
Тенденцию подтверждают производители оборудования, как российские (переключение спроса на настольные кофемашины фиксирует, например, компания Unicum), так и зарубежные. «Некоторые аналитики говорят, что в этом году рынок вендинга вырастет в два раза по сравнению с прошлым годом за счет прироста кофекорнеров. Значит, большинство точек открывается с настольными машинами, – отмечает исполнительный директор компании «Риа Вендорз Восток» Татьяна Шумакова. – Этот вид вендинга забирает все большую долю у напольных автоматов. И в продажах настольные машины обгоняют по росту напольные».
Счет на стаканы
Экономика кофейного вендинга во многом зависит от локации, которая определяет тип оборудования, цену порции и количество проданных напитков. «Есть напольный автомат в локации с низким трафиком, который продает десять стаканов в день, и есть точно такой же автомат в бойком месте, отпускающий 300 стаканов, и это реальный пример, – рассказывает основатель компании «Чао-Какао» (вендинговый оператор на юге России) Аркадий Болтянский. – У настольных кофемашин точно так же продажи могут варьировать от 20 до 150 стаканов в день, поэтому выявить средний показатель очень сложно». С ним соглашается и руководитель компании Venda Group Дмитрий Тарасов. «Не бывает так, что если одна локация оказалась удачной, то другая аналогичная локация сработает с той же эффективностью. Все познается только опытным путем, много факторов влияет на продажи», – говорит он.Аркадий Болтянский называет нижний порог актуальности размещения кофейной точки – это 30 стаканов в день. Другие игроки соглашаются и озвучивают такую же цифру. Генеральный директор группы компаний «Комм Пасс» Егор Спиваковский предлагает считать среднюю выручку напольного автомата, ориентируясь на 30 стаканов по 80 руб. Таким образом, один автомат зарабатывает 60–70 тыс. руб. в месяц. Данные других компаний в целом колеблются в этих же пределах. Как средний по рынку показатель месячной выручки напольного автомата компания «Мир вендинга» называет 40 тыс. руб., Uvenco – 50 тыс. руб., ASPvending – от 40 до 80 тыс. руб. Тем не менее в отдельно взятых локациях выручка может достигать и нескольких сотен тысяч рублей.
Цена на кофе в напольных автоматах традиционно ниже, чем в кофекорнерах. Играет роль опять-таки внешний вид, который вызывает большее доверие покупателей. Напольный автомат закрытый, что заставляет многих людей думать, будто там используют растворимый кофе, как много лет назад. Кофекорнер демонстрирует кофемашину, свежее молоко в холодильнике с прозрачной дверцей, емкость с кофе, бутылки с сиропами. Плюс использование свежего молока делает порцию кофе дороже.
Самыми популярными напитками в кофейном вендинге на протяжении десятилетий остаются американо и капучино. Средняя цена за порцию капучино 250–300 мл в Москве и Санкт-Петербурге, согласно данным вендинговых операторов, составляет 80–100 руб., в отдельных локациях, таких как вокзалы, аэропорты, цена превышает 100 руб. Есть локации, как, например, производственные предприятия, где цена варьирует на уровне 40–60 руб. Средняя цена напитка в кофекорнере за порцию 300–350 мл – 120–150 руб. Данный показатель может расти в локациях с большим трафиком и высокой арендной ставкой.
За счет высокой маржинальности продукта кофекорнеры сохраняют рентабельность при более низких продажах, чем напольный автомат. «Одна точка, установленная в правильном месте, где следят за чистотой и наличием качественных ингредиентов, уже рентабельна за счет отсутствия расходов на продавца и маленькой стоимости аренды при условии, что предприниматель сам обслуживает кофейню, – говорит сооснователь компании Coffee Enjoy Сейран Андриасян. – Точка выходит в ноль при продажах от пяти стаканов в день. Локация, где продается десять стаканов, уже прибыльна. Мы рекомендуем стремиться к продажам от 20 стаканов в день». В Coffee Enjoy называют среднюю выручку одного кофекорнера на уровне 65 тыс. руб., в iCoffee.me – 77 тыс. руб., в сети Cupslocker – 42 тыс. руб.
Увеличить выручку напольного автомата путем привлечения дополнительного внимания к нему помогает брендирование в стиле узнаваемых кофейных компаний. «Мы работаем на кофе Lavazza и Covim и часто брендируем автоматы, чтобы увеличить продажи. То же самое рекомендуем нашим клиентам. Да, этот кофе дороже, чем ноунейм, но к нему больше доверия и продать его можно больше», – говорит Александр Смирнов.
В числе крупных производителей кофе, которые сотрудничают с вендорами и поддерживают практику брендирования автоматов, – бренд Poetti, которым управляет компания «МилФудс». Среди ее партнеров – ASPvending, «Комм Пасс» и другие. На данный момент в Москве и Санкт-Петербурге работает более 130 вендинговых аппаратов под брендом Poetti, установленных на вокзалах, станциях МЦК, МЦД и метрополитена. «По различным оценкам участников рынка, брендированный аппарат отпускает на 30–40% напитков больше, – говорит коммерческий директор канала «Фудсервис» компании «МилФудс» Константин Пичугин. – Потребитель склонен доверять знакомому продукту, который он, к примеру, предпочитает дома. Производителям кофе вендинговые аппараты позволяют повысить узнаваемость бренда, увеличить продажи выпускаемой продукции и стимулировать покупательскую лояльность». Партнерство в случае Poetti строится таким образом: производитель не просто обеспечивает поставки кофейного зерна, но разрабатывает рецептуру каждого напитка на основе кофе. В техническую карту включены бленд, помол и необходимый пролив. Бариста Poetti ежемесячно проводят аудиты отдельных аппаратов.
У прохожих на виду
Основная часть бизнеса вендоров, развивающих сети кофейных и снековых автоматов, сосредоточена в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Некоторые крупные компании охватывают большое число регионов: сеть Uvenco представлена в 65 городах, «Мир вендинга» – в 60, Beanetto (ГК «Вавилон») – в 13. Сети кофекорнеров в силу особенностей бизнес-модели не консолидируются вокруг двух столиц или другого региона, а рассеяны по всей стране и даже за ее пределами. Так, франчайзинговая сеть iCoffe.me включает 180 точек, при этом работает в 33 регионах. В партнерской сети Coffee Enjoy (компания позиционирует свои корнеры не как франшизу, а как готовое решение для бизнеса и не взимает с партнеров роялти) 300 точек, которые расположены, по словам владельцев, от Сочи до Красноярска.Перспективными регионами для развития вендинга игроки считают Москву и Московскую область, города-миллионники, юг России. «Несмотря на то что московское правительство ввело торговый сбор, из-за которого одна часть предпринимателей ушла в тень, а другой пришлось закрыться, Москва остается самым перспективным регионом по платежеспособности и количеству точек, – считает Леонид Нестеренко. – На втором месте – Краснодарский край с его развивающимися курортными зонами. Также Приморский край активно развивается, несмотря на сложность торговой инфраструктуры».
Удачными локациями для вендинга традиционно считались те, где много так называемого ожидающего трафика: вокзалы, аэропорты, торговые центры. Однако, по словам игроков, в последние годы ситуация изменилась. «Те правила, которые работали пять–семь лет назад, уже неактуальны, – объясняет Аркадий Болтянский. – ТЦ, вокзалы, аэропорты сегодня не лучшие места для вендинга, потому что аренда здесь стала космической и съедает практически всю прибыль. Эти места стали просто имиджевыми. Порой на маленькой точке, скрытой от глаз, можно получить ту же прибыль при гораздо меньших продажах». Для компании «Чао-Какао» наиболее успешны сегодня два типа локаций: логистические центры и склады, а также офисы крупных компаний. Среди таких площадок Аркадий Болтянский считает особенно перспективными те, которые находятся в пригороде Краснодара: все они расположены далеко от кафе и ресторанов.
В московских и петербургских компаниях говорят о потенциале и других мест. «Вузы, школы, транспортные узлы – это самые перспективные локации. Например, в вузах время потребления увеличилось до 22.00 из-за дополнительных курсов, а в школах часто устанавливают автоматы для родителей, ожидающих детей с секций», – отмечает операционный директор сети Uvenco в Москве Валентина Новик. Ведущий менеджер по работе с ключевыми партнерами компании «Росавтоматторг» Елена Остапенко считает, что потенциал есть также у бизнес-центров классов А и B+.
За счет активного развития в столице городских транспортных сетей не теряет актуальность и размещение автоматов на все новых открывающихся станциях. Так, летом прошлого года по Москве-реке стали ходить речные трамвайчики. 26 остановочных станций, которые представляют собой плавучие причалы, оснащены кофейными и снековыми автоматами от «Мистерии Вендинг Машинз». Крупнейший проект по развитию вендинга в московском метро с 2016 г. осуществляет компания «Межотраслевое инвестиционное агентство». На МЦК и МЦД стоят автоматы ASPvending.
Тем не менее на рынке в целом имеет место кризис локаций, в связи с которым напряженную конкуренцию ощущают все игроки независимо от величины сети. Конкуренция приводит к росту ставок аренды. По словам Егора Спиваковского, много где аренда уже перевалила за 20% выручки. «В публичных местах практически все локации заняты. Крупные операторы периодически вытесняют друг друга с коммерчески выгодных мест. В закрытые корпоративные локации попасть сложно: количество их ограничено, и большинство мест уже занято, – рассказывает Леонид Нестеренко. – Мы активно взаимодействуем с органами власти и регионами, чтобы найти новые локации, например, в туристической инфраструктуре. Отдельный проект СОТА посвящен развитию вендинга в школах».
Кроме того, в интересные для бизнеса локации зачастую сложно попасть. «Вендинг постоянно сталкивается с административными преградами. Учебные заведения, МФЦ, офисы, туристические объекты, парки – мы можем быть везде, но порой из-за юридических вопросов нужно пройти 100 кругов ада ради одного автомата», – говорит Александр Шулаков.
Ряд компаний тем не менее ведет бизнес в закрытых локациях. Так, компания Vendbrand работает по эксклюзивным контрактам с такими сетями, как «Шоколадница», «Кофе Хауз», One Price Coffee, используя их ингредиенты и рецептуру в британских автоматах Westomatic. Машины Vendbrand среди прочего размещены в медицинских учреждениях ФМБА и Управления делами Президента, в Высшей школе экономики, Финансовом университете и других образовательных учреждениях. А в московских МФЦ свою сеть кофекорнеров развивает компания «Росавтоматторг».
Холодный вендинг
Помимо роста продаж настольных кофемашин на рынке вендинга присутствует еще несколько ярких тенденций. Одна из них – распространение формата микромаркетов. Микромаркет – комплекс автоматов, где есть и снеки, и холодильник с готовой едой, и та же кофемашина плюс касса с терминалом оплаты. Такие автоматы не подходят для публичных мест в связи с риском вандализма, но это удобный вариант для офисов крупных компаний. «В последнее время направление микромаркетов становится более популярным, их часто ставят как замену классического вендинга в офисах, – подтверждает Ираклий Давиташвили. – Также на рынке активно развивается тема здорового питания. Например, есть спрос на один из наших проектов – микромаркеты полезной еды Hello Foody, где мы продаем блюда на завтрак и обед, ПП-снеки для офисных сотрудников».На рынке вендинга активно развиваются цифровые технологии. «Рост спроса на безналичную оплату, автоматизация, цифровизация и «умные» технологии, экологические инициативы, рост конкуренции – вот основные тенденции рынка вендинга», – говорит Нина Кожевникова. Наряду с распространением цифры Елена Остапенко отмечает стильный дизайн стаканчиков, качество напитка и разнообразие дополнительных ингредиентов.
Еще одно набирающее популярность направление – комбинированные автоматы, которые готовят и горячие, и холодные напитки. «Мы сейчас активно закупаем автоматы, которые, помимо кофе, готовят холодные напитки, даже с ледяной крошкой. Это сложные технические устройства, которые больше по размеру, имеют много дополнительных узлов: охлаждающие системы, льдогенераторы, – рассказывает Аркадий Болтянский. – Благодаря этому расширяется круг потребителей, особенно в Краснодарском крае, где с мая по октябрь стоит жаркая погода. Мы видим, что количество чеков значительно увеличилось, и тот спад, который обычно происходит по кофе летом, теперь компенсируется за счет продажи айс-латте и других холодных напитков». Китайские автоматы, оснащенные опциями приготовления горячих и холодных напитков, листового чая и выдачи крышки, выглядят настолько привлекательно, что, по мнению Александра Шулакова, рынок может переориентироваться на них в противовес кофекорнерам.
Но и европейские производители готовы предложить вендорам трендовые машины. Так, у одного из ведущих европейских производителей вендингового оборудования Rheavendors есть две модели настольных аппаратов, одна из которых готовит лимонады на основе сиропов, другая – смузи и молочные коктейли. «В этом году на эти машины большой спрос, мы сделали на заводе два дозаказа на лето, – делится Татьяна Шумакова. – Они добавляют 40, а то и 50% к обороту, при этом аппараты удобные в обслуживании, так как там нет кофемолки и в целом технология гораздо проще. А по спросу оказывается, что не только дети любят молочные коктейли, но и, например, взрослые мужчины оказываются теми еще сладкоежками».
Оборудование
Количественно на российском рынке вендинга превалирует итальянское оборудование. Парки лидеров рынка на 80–90% состоят из импортных машин. После 2020 г. с началом глобальных перемен в мире, повлиявших на условия поставок, вендорам пришлось обратить внимание на китайских производителей. Некоторые бренды уже довольно широко представлены в России, например Jettino, предлагающий напольные автоматы и широкую линейку настольных машин. Главный минус, который сейчас отмечают игроки, – невозможность понять, как поведет себя азиатская техника в долгосрочной перспективе. «У нас основная часть парка – это итальянские машины Necta, оборудование еще молодое, успели привезти до повышения цен, – делится Анна Плетнева. – Прошлым летом купили первое китайское оборудование. Снековое уже прошло адаптацию, оно простое в обращении. Кофейное сложнее: все красивое, но только время покажет, как оно ведет себя в эксплуатации и насколько окажется надежным».Играет роль и адаптивность электронной начинки автомата к российским автоматизированным системам учета, и удобство настройки в целом. Например, поставщик и оператор собственной сети Uvenco, который наряду с крупнейшим российским производителем вендинговых автоматов Unicum входит в холдинг бизнесмена Бориса Белоцерковского, отказался от использования китайских машин. «Мы имеем опыт работы с китайскими машинками, но вернулись к своим любимым питерским. Не потому, что это наш завод-производитель, а потому, что наши машины оказались надежнее, удобнее, без проблем с русификацией, софтом и всем остальным», – говорит Валентина Новик.
При этом многие предприниматели пробуют разное оборудование и гибко перестраиваются под изменения рынка. Так, например, поступает сеть «Чао-Какао». «У нас оборудование практически со всего мира – такой небольшой зоопарк. Начинали мы с итальянских кофемашин Saeco. Потом долгое время работали на российских автоматах Unicum и продолжаем работать с ними. После пандемии и начала СВО ситуация с поставками кофемашин и запчастей сильно ухудшилась, и мы переключились на китайское оборудование», – рассказывает Аркадий Болтянский.
Продажи оборудования для вендинга в целом показывают рост, который начался после снятия ограничений, вызванных пандемией Covid 19. «Рост имеет как экстенсивный характер – появляются новые места установок, так и интенсивный – игроки заменяют свои кофейные автоматы на более современные и функциональные», – комментирует Валерий Иванников.
Узкое место
Растущий спрос на большой объем кофейного стакана вендоры особенно остро ощутили после пандемии. Однако не любое оборудование оказалось в состоянии следовать тренду. «До 2020 г. весь рынок работал на стакане 180 мл. Аппараты технически так приспособлены, и не все они могут перестроиться. Те, кто смог ввести объем 250 мл и больше, пошли дальше с напольным вендингом, конкурируя с кофекорнерами», – объясняет Анна Плетнева. Новые напольные автоматы оперируют объемом 250 и 300 мл.Смещение спроса в сегменте автоматизированной торговли в сторону стаканов большого объема отмечают и производители. «Несмотря на то что стакан 150 мл по-прежнему наиболее популярный, год от года его развесовка в общем объеме уменьшается, – говорит директор по продажам и маркетингу компании «Скандипакк» Мария Богданова. – В общей сложности вендинговых стаканов продается не меньше, но пропорция между маленькими, средними и большими стаканами перемещается в сторону больших объемов». Принимая во внимание растущий спрос на рынке фудсервиса на стаканы для вендинга большого объема, компания «Скандипакк», по ее словам, расширила ассортимент за счет бумажных стаканов объемом 300 мл, дополнив тем самым предложение для вендинговых операторов.
Объем напитка стал преимуществом кофекорнеров, владельцы которых чаще всего оперируют стаканами от 250 до 450 мл. Кроме того, они могут не предъявлять специфических требований к качеству стакана в отличие от оператора напольных автоматов. «Стаканы – максимально сложная история для вендора. Нужно, чтобы они не прилипали друг к другу, не пахли клеем, не обжигали руки, не мялись, пока их везут. Если что-то не так, стакан не будет выпадать или будет выпадать уже вместе с льющимся кофе», – предупреждает Александр Смирнов.
Новой страницей в истории российского рынка автоматизированной торговли стало использование именно бумажных стаканов для кофе вместо пластиковых. Одним из первых производителей и поставщиков бумажных вендинговых стаканов на российском рынке стала компания «Скандипакк», запустившая такой проект в 2014 г. «У бумажного стакана для вендингового автомата должны быть идеальная геометрия и идеальное сырье, – говорит Мария Богданова. – Если в кофейне допустимо наличие стакана с отклонениями по качеству, так как многие операторы все-таки делают выбор, основываясь только на цене, то в автоматизированной торговле это невозможно, ведь вендинг должен быть бесперебойным».
Егор Спиваковский, генеральный директор компании «Комм Пасс», основатель СОТА
– Если говорить о тенденциях, то первое – это инфляция и ее влияние на доходы покупателей. Они переходят на более рациональное потребление, и вендинг становится привлекательнее за счет соотношения цены и качества. Второе – сложность инвестирования из-за удорожания оборудования и финансирования. Третье – доступность европейского и американского оборудования снизилась, поэтому мы активно рассматриваем китайские решения и надеемся на развитие российских производителей. Четвертое – расширяются возможности оплаты, в том числе биометрические. И пятое – налоговая нагрузка увеличивается, что особенно сильно затронет малый бизнес, применяющий упрощенную систему налогообложения.
Александр Смирнов, операционный директор ГК «СИБА»
– При всем интересе к кофекорнерам, обилии информации в интернете напольный вендинг никуда не делся. Зачастую наши клиенты, у которых стоит корнер, просят поменять его на вендинговый автомат. У кофекорнера быстро загрязняется столешница, он требует частой дозагрузки. Если говорить про приготовление кофе: что напольный автомат, что настольная кофемашина – ровно одно и то же оборудование. Мы устанавливаем корнеры там, где видим, что потребителю хочется этого эмоционально. Есть локации, где может стоять корнер, а рядом – кофейный автомат, и люди пользуются и тем, и другим.