https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Кофе по-крупному

21 мая 2019, 09:05 «FoodService Europe & Middle East» / Европа,
CostaCosta.jpg
Общее количество кофеен, работающих под 80 крупнейшими брендами в Европе, в 2018 г. выросло на 6%. Помимо органического роста сетей на рынке кофеен в прошлом году было огромное количество сделок по покупке и слиянию. Представляем результаты ежегодного исследования нашего партнерского журнала «FoodService Europe & Middle East».

Самым значимым событием года стала продажа сети Costa Coffee (1-е место в рейтинге). Британская гостинично-ресторанная компания Whitbread полностью рассталась со своим кофейным бизнесом, продав его компании Coca-Cola. Другая сенсация: Starbucks (2-е место в рейтинге) вышел на рынок Италии, где не был представлен до недавнего момента, открыв в Милане первую в Европе Starbucks Reserve Roastery площадью 2400 кв. м.

Тройка лидеров в составе Costa Coffee (2923 кофейни), Starbucks (2673 кофейни) и McCafé (2413 кофеен) продолжает усиливать доминирующие позиции, существенно увеличив разрыв с Tchibo, который занимает 4-е место с менее чем 850 кофейнями. Caffè Nero (5-е место в рейтинге) ощутимо увеличил свое присутствие на рынке за счет продолжающихся поглощений, которые далеко не всегда очевидны гостям, поскольку вывески на кофейнях известных брендов остаются неизменными (Coffee#1, 29-е место в рейтинге).

Шведский Espresso House (7-е место в рейтинге) действует по-другому. Бренд, принадлежащий JAB Holding Company, которой владеет семья мультимиллионера Раймана, продолжает вкладывать деньги в европейский рынок кофеен, проводя ребрендинг существующих брендов, несмотря на то, что многие из них имеют многолетнюю историю и наработанную узнаваемость на рынке.

Единственным игроком в десятке лидеров, уменьшившим в 2018 г. количество кофеен, стала российская сеть кофеен «Шоколадница» (9-е место в рейтинге). В целом десять перечисленных выше брендов сумели увеличить общее количество торговых точек на почти 7%, до 11 716 точек. Новичок в топ-25 рейтинга – израильская сеть кофеен Cofix (22-е место), которая широко представлена в России. Именно она по итогам 2018 г. стала лидером относительного роста, увеличив свое присутствие на рынке на 170%. Лидером абсолютного роста стала сеть Starbucks, которая выросла на 205 кофеен.
reiting3.jpg
Говоря о ключевых тенденциях, которые сегодня определяют развитие рынка, операторы кофеен чаще всего называют такие модные выражения, как specialty кофе, крафтовый кофе, выпечка и устойчивое развитие. Все это среди прочего подразумевает сильную потребность в моносортах, желание расширять линейку кофейных напитков, фирменные сорта кофе, разнообразие напитков с молоком и разнообразные методы приготовления, а также спрос на кофе cold brew и нитро. Однако, по словам генерального директора компании Segafredo Zanetti Espresso Паскаля Херитьера, очень трудно быть уникальными и модными и одновременно оставаться рентабельными. Ведь для большинства гостей самым главным остается фактор соотношения цены и качества.

Тема устойчивого развития в грядущие годы также будет определять развитие кофейного сегмента. Все больше операторов кофеен закупают зерно напрямую на фермах и стараются наносить меньший вред окружающей среде, выбирая экологичные решения для упаковки. Некоторые игроки уделяют все большее внимание ассортименту еды. «Сегодня кофейни все больше напоминают местный паб, готовый удовлетворить любую потребность клиента: утром вы берете кофе, затем приходите на ланч, а после работы можете посидеть с друзьями за бокалом вина», – говорит основатель и генеральный директор румынского бренда 5 to go Раду Савополь. Британские сети озабочены неопределенностью, которую влечет за собой грядущий выход страны из ЕС, в частности влияние «Брекзита» на рынок рабочей силы, импорт и курс британского фунта, как отмечает операционный директор Puccinos Эдриан Айрес.
Reiting1-2.jpg
Десятка лидеров

1. Costa Coffee. Сенсационное событие августа 2018 г.: Coca-Cola покупает Costa Coffee за $561 млрд. Регулирующие органы в Европе и Китае одобрили сделку в начале года. Бренд, основанный в 1971 г. братьями-итальянцами Серджио и Бруно Коста, более 20 лет принадлежал британской гостинично-ресторанной группе Whitbread. Сейчас Costa работает в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в Азии и включает более 4000 кофеен. Кроме того, у сети есть собственное обжарочное производство, вендинговые автоматы Costa Express и розничный бизнес. «Мы считаем, что Costa прорубит нам окно в быстрорастущий сегмент стоимостью $500 млрд», – сообщил президент и генеральный директор компании Coca-Cola Джеймс Куинси.

Приобретение Costa позволит компании Coca-Cola войти в сегмент готовых напитков и розничный кофейный бизнес, а также в смежные категории, например в чайный бизнес. Costa доминирует на рынке кофеен Европы восьмой год подряд и сейчас имеет 2923 точки в 14 странах (+3%). Из них 2655 кофеен расположено в одной только Великобритании. В начале этого года Costa объявила, что будет работать с Deliveroo. Вскоре доставка будет опробована в шести центральных точках Лондона.

2. Starbucks. Мировой лидер рынка кофеен снова занял второе место в Европе. По сравнению с прошлым годом количество кофеен Starbucks выросло на 8% и составляет 2673 точки в 24 странах. В 2018 г. Starbucks открыл в Милане первую в Европе кофейню Starbucks Reserve Roastery. Важная административная новость: с октября 2018 г. бизнес Starbucks в Европе перешел под управление Alsea, давнего партнера компании в Южной Америке. Alsea выкупила франчайзинговый бизнес Starbucks во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. По этой причине Starbucks закрывает центр поддержки партнеров в Амстердаме, а главный офис компании в Лондоне подлежит реструктуризации. В числе других партнеров Starbucks в Европе – польский AmRest в Польше и Alshaya, базирующаяся в Кувейте.
Starbuckszdj.jpg
3. McCafé. Концепция «магазин в магазине» компании McDonald’s, по нашим оценкам, выросла на 4%. 840 из приблизительно 2400 McCafe расположены в Германии, 365 – в Италии и менее 190 – во Франции. Вот уже несколько лет в Германии происходит обновление ресторанов McDonald’s в рамках модели «Ресторан будущего». В этом контексте качество кофе во всех ресторанах быстрого обслуживания станет лучше благодаря новым сортам кофе и новым кофемашинам. 

4. Tchibo. Собственная кофейная сеть немецкой компании – обжарщика кофе насчитывает 849 точек. Большинство из них работает на домашнем рынке. Компания утверждает, что фильтр-кофе – это бестселлер среди горячих напитков. Недавно компания впервые с успехом добавила в меню кофе в бутылочках cold brew. 

5. Caffè Nero. По сообщению Caffè Nero, количество заведений под этим брендом к концу 2018 г. увеличилось на 7% по сравнению с прошлым годом. У сети уже около 1000 кофеен по всему миру: в Великобритании, Ирландии, на Кипре, в Польше, Хорватии, Швеции, Турции, ОАЭ, Омане и США. Harris + Hoole (52-е место в рейтинге) и Coffee#1 (29-е место в рейтинге) также принадлежат Caffè Nero. В начале 2019 г. компания также приобрела более 70% акций S.A. Brain’s. 

Coffee#1 продолжает работать как самостоятельная сеть. В конце финансового года, 31 мая 2018 г., общий оборот вырос до 334,4 млн британских фунтов (в прошлом году – 313,1 млн британских фунтов). Продажи сопоставимых точек Caffè Nero демонстрируют рост на 2,3%.

6. Coffee Like – российская сеть-рекордсмен по числу открытий, запустившая в 2018 г. в России и Белоруссии порядка 180 точек, все – по франчайзингу. Сеть действует в 85 российских городах, преимущественно в регионах (в Москве и Санкт-Петербурге в общей сложности работает не более 30 точек). По данным на июль 2018 г., в управлении компании находилось только 11 собственных кофеен. Основанная в 2013 г. молодыми предпринимателями из Ижевска Аязом Шабутдиновым и Зуфаром Гариповым сеть развивается главным образом посредством франчайзинга. В 2016 г. совладельцы решили наращивать число корпоративных точек и, планируя завоевание столицы, решили делать ставку на формат кофеен с посадкой как более экономически эффективный по сравнению с компактными кофебарами. Однако впоследствии оба, один за другим, вышли из бизнеса. 

В 2018 г. также на условиях франчайзинга компания начала развивать мобильные форматы, в числе которых стойка для кейтеринга, фуд-трак и велотрак. Вместе с тем наиболее распространенными форматами в сети являются стойка в ТЦ или БЦ (средний чек, по данным на июль 2018 г., – 173 руб.), павильон, простой и с зоной ожидания, со средним чеком в пределах 167–178 руб. и встроенное помещение с зоной ожидания (средний чек – 182 руб.). В настоящий момент в компании сформирована новая управленческая команда, генеральный директор – Алексей Гусаков.

7. Espresso House. Основанная в Швеции в 1996 г. компания была выкуплена JAB Holding в 2015 г. С тех пор она стабильно развивалась. В 2018 г. количество точек выросло на 27%, до 439 шт. С 2018 г. кроме домашнего рынка в Норвегии, Финляндии и Дании Espresso House представлен в Германии. В 2017 г. холдинг JAB также приобрел сеть Balzac (60-е место в рейтинге) и с прошлого года занимается ее ребрендингом. Страны, лидирующие по обороту: Швеция, Норвегия и Дания.

Компания JAB принадлежит семье мультимиллионера Райманна из Мангейма (Германия) и также владеет сетями Jacobs Douwe Egberts, Keurig, Panera и Pret a Manger. В начале этого года стало известно, что JAB хочет выпустить на биржу акции своего ресторанного холдинга, в который войдет несколько брендов. 

8. Coffee Island. Еще один успешный год для греческой компании: на 31 декабря 2018 г. у нее было на 5% больше кофеен, чем за год до этого. «2018 г. стал для нас продуктивным годом по сравнению с прошлым для всех наших подразделений», – рассказывает директор по развитию сети за рубежом Ахиллеас Лазару. По его словам, в кофейном бизнесе сейчас три основные тенденции: искренние обязательства между брендами и потребителями, а также индивидуальный подход к обслуживанию клиентов; применение технологий для увеличения роста в кофейной индустрии (качество обслуживания клиентов, большее удобство, сбор данных и обмен ими); постоянно растущая качественная клиентская база и увеличение этического консюмеризма. 

9. «Шоколадница» – российская сеть кофеен, основана в 2000 г. предпринимателем Александром Колобовым и его семьей, входит в группу компаний «Шоколадница» (которая также управляет в России сетью кофеен «Кофе Хауз»). До недавнего времени «Шоколадница» сохраняла лидерство по количеству точек среди российских операторов кофеен и работала в формате полного обслуживания. В 2017 г. сеть объявила о старте программы ребрендинга, в рамках которой приобрела новые логотип и бренд-бук. Изменения коснулись и операционной деятельности: в зале обновленных кофеен появилась зона grab and go, где гости могут сами забрать свой заказ, меню расширили за счет блюд и напитков для здорового питания.
shoko.jpg
Нововведения не повлекли за собой увеличения площади кухни, так как большая часть блюд поступает на точки в готовом виде с центрального производства. Обновление одной точки, по данным компании, обходится в 3–6 млн руб., при этом решение о ребрендинге франчайзинговых точек (в общей сложности в сети не более 100 таких кофеен) остается на усмотрение их владельцев. По данным на июнь 2018 г., средний чек в обновленной «Шоколаднице» составлял 500 руб. в зале и 300 руб. навынос. 

10. Gregory’s. Второй бренд греческого происхождения в десятке крупнейших сетей кофеен Европы тоже растет. Согласно отчету Gregory’s, к концу 2018 г. у них были 332 кофейни в четырех странах. «Несмотря на то что финансовое положение Греции по-прежнему шаткое, потребление кофе в Греции растет как по стоимости, так и по объему благодаря увеличению целевой аудитории любителей кофе», – объясняет ситуацию директор по коммуникациям компании Эфтичия Данакоу. На ее взгляд, перспективы заключаются в категории specialty кофе – это наиболее растущий сегмент, хотя большинство европейских потребителей по-прежнему выбирают массовый кофе, плюс параллельно с этим растет спрос на «удобные» продукты, например, кофе в капсулах.

*Полные результаты исследования доступны в редакции по запросу
Выпуск журнала:

Кофе по-крупному

Кофе по-крупному

Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43