Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Лига чемпионов

29 Января 2019, 12:01 Гретель Вайсс Медия Бишофф

на сайт.jpg

Второй по величине результат за последнее десятилетие: в 2017 г. 99 крупнейших европейских операторов сферы общественного питания увеличили свою выручку на 6,6% (в постоянной валюте). В предыдущие годы этот рост составил: 7,1% в 2016 г, 6,3% в 2015 г. Как и много раз до этого, в рейтинге преобладают два сектора – предприятия быстрого обслуживания (QSR) и кейтеринговые компании. Быстрее всего развивается сегмент QSR (+9,4%), прежде всего за счет расширения сетей и сделок поглощения. Неизменным остается то, что этот сегмент задает темп всей индустрии. Представляем результаты ежегодного исследования нашего партнерского журнала «FoodService Europe & Middle East».

Общая картина выглядит вполне позитивной. С чем это связано? Благоприятная экономическая ситуация на рынках многих стран, больше денег на потребительские расходы, кроме того – еда и фудсервис становятся частью стиля жизни. Мы наблюдаем значительные позитивные изменения в восприятии нашей индустрии. Всевозможные арендодатели начинают понимать, насколько фудсервис важен для привлекательности и ценности локации. Недостаток превратился в достоинство. Вот уже третий раз общий объем продаж 99 крупнейших операторов сферы общественного питания превысил 100 млрд евро. Совокупный рост компаний-участников рейтинга в 2017 г. составил 6,6%. На долю их продаж приходится более 20% общего объема европейского рынка – до сих пор довольно скромный показатель по сравнению с многими другими видами товаров и услуг. Почему? Причина – фрагментированная структура сектора во многих европейских регионах (среди исключений, в частности, Великобритания, Франция и Россия). В то же время концентрация рынка медленно, но верно растет. При том что мы говорим о крупнейших брендах и компаниях европейского рынка, не менее 30 операторов-участников рейтинга работает только в одной стране. Следует отметить, что половина из этих 30 – британские компании.

FS_01 2017 TOP-99-3.jpg 

Важная информация 

Индустрия питания вне дома делится на шесть сегментов (компании, чья деятельность охватывает несколько  сегментов, классифицируются по основной сфере деятельности): предприятия быстрого обслуживания (QSR), рестораны, контрактный кейтеринг, туристический сегмент, общественное питание в магазинах и пабы. В рейтинг не включены общественное питание в отелях, военные организации, собственные кейтеринговые подразделения различных учреждений и такие игроки, как автозаправочные станции. Перекрывающиеся продажи считаются дважды. Например, мы указываем системные продажи Burger King Corporation. Кроме того, некоторые крупные мультибрендовые партнеры Burger King также включены в рейтинг. Общий объем перекрывающихся продаж всех брендов пока оценивается менее чем в 5 млрд евро, но он постоянно растет.

Большинство цифр взято из годовых отчетов и информации, предоставленной компаниями по запросу; оценочные показатели отмечены соответствующим образом. Рейтинг не претендует на абсолютную полноту – нашей за
дачей было дать общее представление о состоянии отрасли на континенте. По сравнению с предыдущим годом, в 2017 г. наблюдались следующие колебания курсов валют: продолжается снижение курса британского фунта стерлингов (в среднем между 2016 и 2017 г. курс упал с 1,2237 до 1,1411). Курс еще четырех валют к евро снизился (швейцарский франк, доллар США, норвежская крона и шведская крона). В связи с тем что наш рейтинг основан на евро, британские компании даже при сохранении прежнего оборота оказались в 2017 г. на более низких позициях, чем в рейтинге 2016 г. В среднем эта валюта за год упала почти на 7% (www.oanda.com). Чтобы обеспечить максимальную прозрачность нашего рейтинга, показатели роста компаний, работающих за пределами еврозоны, рассчитывались по постоянному курсу. В противном случае рейтинг отражал бы в первую очередь колебания курса валют. Нас же интересуют показатели деятельности компаний.

Топ-10

На долю десятка крупнейших операторов с общим объемом продаж более 62 млрд евро приходится более половины всего оборота компаний-участниц рейтинга Топ-99. McDonald’s лидирует со значительным отрывом (почти 1/5 совокупного годового оборота компаний-участниц рейтинга), за ним следуют Sodexo, Compass и Elior. Впервые в десятку лидеров попала компания Starbucks (много новых точек), обогнав четырех игроков. Domino’s и Autogrill удалось подняться на одну позицию выше. Спада продаж ни у кого из десятки лидеров не наблюдалось.

FS_01 2017 TOP-99-1.jpg     

Чемпионы роста

В этом году список наиболее быстрорастущих компаний возглавляет Ibersol из Португалии (50-е место): ее оборот вырос на 65,9%. Это произошло за счет покупки и поглощения испанской Eat Out Group в 2016 г. (новая структура данных по сравнению с предыдущим годом). 26 компаний из 99 участников рейтинга отмечают рост, измеряющийся двузначными числами (при расчете на основании показателей деятельности отдельных компаний). С другой стороны, 16 операторов отмечают спад
продаж. Из этих цифр следует, что для многих компаний год был довольно успешным. Уверенное расширение сильных брендов – вот что происходит на рынке!

Предприятия быстрого обслуживания

К этой категории относятся 30 компаний из 99 участников рейтинга. Большинство – бренды из США, Великобритании и Франции. Их совокупный оборот, превышающий 52 млрд евро, составляет более 45% совокупного оборота всех участников рейтинга. В этой категории представлен полный спектр концепций, в том числе формата fast casual: от доставки пиццы и продажи гамбургеров до кофеен и лапшичных. Как и в большинстве предыдущих рейтингов, QSR был самым быстрорастущим сегментом в 2017 г. В этой категории открывается больше всего новых заведений, она отличается наибольшим количеством инноваций и высоким уровнем индустриализации; здесь больше всего сетей и, как правило, самые высокие доходы. В этом сегменте процветают самые популярные на сегодняшний день направления помимо еды на месте – торговля навынос и доставка. Концепции fast casual – основной двигатель роста в этом сегменте. Именно они оказывают наибольшее влияние на давно существующие компании. Многие из них постепенно эволюционируют в направлении премиум-класса, отказываясь от чрезмерной стандартизации в пользу свежести и индивидуальности. Кроме того, бренды формата fast casual – как правило, монопродуктовые концепции, соединяющие сильные стороны форматов фастфуд и casual dining и одинаково актуальные как в обеденное, так и в вечернее время.

Из 30 компаний спад продаж отметили только две. Рост оборота 13 компаний измеряется двузначными числами. Несколько слов о лидере данного сегмента, компании McDonald’s. В третий раз мы приводим оценочные данные о продажах и росте. Системные продажи компании-гиганта достигли 22,7 млрд евро, рост составил 7% в постоянной валюте. Вновь компания отмечает рекордные показатели в Великобритании. В целом, похоже, компании в очередной раз удалось успешно преодолеть сложный период, и она стала сильнее чем когда-либо. Американские газеты называют генерального директора корпорации Стива Истербрука мастером триумфальных возвращений – серьезный комплимент! Без сомнения, бренд в отличной форме: в Европе компания отмечает лучшие показатели с 2011 г. Более того, основной рост идет за счет существующих ресторанов на насыщенных рынках. 


В компании происходят серьезные изменения: новая система производства, больше продуктов премиального качества, крупные вложения в цифровую коммуникацию и новые сервисные решения. Одна из основных целей – сделать обслуживание за столиками стандартом для всех ресторанов. Буквально несколько лет назад этого невозможно было себе представить! Это означает: выше стоимость и трудозатраты для системы, больше удобства и лучше впечатления от бренда для клиента, а также более высокие продажи для франчайзи (в основном за счет цифровых заказов). Это высшая степень эволюции. McDonald’s переворачивает с ног на голову все, чего компания достигла ранее! Если инициативы руководства увенчаются успехом, конкуренты из сегмента «полного быстрого обслуживания» окажутся в затруднительном положении. Компании предстоят радикальные перемены, и сотрудникам, и гостям придется к ним привыкнуть. Цель – изменить восприятие фудсервис-гиганта общественностью.  

FS_01 2017 TOP-99-2.jpg

Кейтеринговые операторы

На этот раз в сегменте контрактного кейтеринга представлено 20 компаний, их совокупный объем продаж в 2017 г. достиг внушительных 29 млрд евро, рост составил 4,7% (2016 г: 3,5%). Четыре крупнейших кейтеринговых оператора (Sodexo, Compass, Elior и Aramark) работают во многих европейских странах и по всему миру. Большинство остальных операторов работает по региональному принципу – представлены в одной–пяти странах. Лучшие показатели роста демонстрирует Vermaat Groep из Нидерландов (+18,3%), за ней следуют итальянские компании CIR Food (+15,5%) и Camst Group (+15,0%). Всего одна компания из этой категории отмечает спад продаж. Для сегмента контрактного кейтеринга характерны ограниченность выбора у клиентов, крупный масштаб деятельности и стремление к оптимизации затрат. Столовые должны каким-то образом стать ресторанами.

Нетрадиционные рынки, вроде кейтеринга в спортивных комплексах и на мероприятиях, вдыхают новую жизнь в этот сегмент. Общая тенденция – заключение договоров на полное обслуживание здания / мероприятия; очень немногие кейтеринговые компании сегодня ограничиваются столовыми или больничными кухнями. Интересно, что в этом сегменте представлены самые разные местные/региональные игроки: итальянская CIR Food, к примеру – кооперативная организация, французская Groupe API – семейное предприятие, а финская Fazer – часть крупной корпорации.

FS_01 2017 TOP-99-4.jpg
Туристический сектор

Здесь представлены операторы общественного питания на автомагистралях, железнодорожных вокзалах, в аэропортах, поездах и самолетах. F&B-операторы в туристическом секторе представлены 11 компаниями; их совокупная выручка от общественного питания выросла на 6,8% и составила 10 млрд евро (2016 г: 5,6%). Четыре компании отмечают рост, измеряющийся двузначными числами (Gate Group – 35,4%, Lagardère – 34,6%, Newrest – 14,4% и Cremonini – 11,9%). Три игрока отмечают спад продаж. Особенность всей категории: большой поток покупателей практически гарантирован. Транспортные узлы, особенно аэропорты и железнодорожные вокзалы, – настоящие центры притяжения в современном мобильном обществе, как центральные улицы городов. Сегодня многие транспортные узлы выводят свое F&B-портфолио на новый уровень, как по списку представленных брендов, так и по дизайну. Меньше одинаковых предложений и экономия времени гостей, торопящихся ехать дальше, – вот основные цели. Отличительная особенность сегмента – здесь очень важна категория завтраков.

FS_01 2017 TOP-99-5.jpg
Рестораны

В этой категории представлено 24 игрока, большинство – из Великобритании и Франции. Их общий оборот – почти 10 млрд евро, по сравнению предыдущим годом рост составил 2,8% (2016 г: 4,2%). В этом сегменте пока нет игроков с оборотом более миллиарда евро. Топ-3 игрока в категории – Agapes из Франции, Nando’s из ЮАР и The Restaurant Group из Великобритании. Лучшие показатели роста – у новичка в рейтинге, немецкой компании L’Osteria (+30,1%), на втором месте – Wagamama (+14,5%). Спад продаж наблюдался у семи компаний. За редким исключением большинство компаний в ресторанном секторе – это операторы, представляющие сразу несколько концепций и охватывающие практически весь гастрономический спектр. Их главные конкуренты – небольшие местные компании. Практически во всех странах Европы, в первую очередь в Германии, именно они составляют основную часть ресторанной индустрии.

Пабы

Пабы – сектор, представленный исключительно в Великобритании. Их совокупный оборот в 2017 г. вырос на 2,7% и составил почти 9 млрд евро (2016 г: 5%). Лидеры – группа Mitchells & Butlers, Greene King и Wetherspoon. Ни одна компания не зарегистрировала роста, измеряющегося двузначными числами. Лучшие показатели у Stonegate (+8,5%). Спад продаж отмечают две компании.

FS_01 2017 TOP-99-6.jpg

Общественное питание в магазинах

Операторы общественного питания в магазинах представлены шестью компаниями; их совокупная выручка от общественного питания в 2017 г. выросла на 2,3% и составила 3 млрд евро (2016 г: +3,8%). Лидеры в этой категории – Ikea и Migros. Чемпион
роста – вновь Ikea (+5%). Спад продаж не отмечает ни одна компания. Важность этой категории на рынке еды вне дома значительно снизилась по сравнению с 1980–1990 гг., лучше всего это заметно на примере Германии.

Несколько слов в заключение

Сведение этого рейтинга воедино каждый год – это кропотливая и долгая работа, и мы благодарим всех, кто помогал нам в этом деле. С момента составления первого рейтинга  в 2000 г. мы стремимся постоянно его улучшать. Мы надеемся, что нам удалось охватить всех крупных игроков и не сделать значительных ошибок. Но, если мы пропустили какие-то компании или допустили какие-то недочеты, пожалуйста, сообщите нам, и мы примем это к сведению.

*полные результаты исследования можно получить в редакции по запросу 

Выпуск журнала:

Лига чемпионов

Лига чемпионов

Комментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Вместо хлеба
12 Ноября 2019, 09:11
Новости
Вне конкуренции
05 Ноября 2019, 11:11
Новости
Пара к пиву
28 Октября 2019, 11:10