26 ноября 2018, 02:11
Роман Хохлов / Москва,
В зоне «Мое кафе» суперстора «Ашан» в ТЦ «Капитолий» помимо кофе и выпечки гости могут заказать два ланча на выбор
Одним из трендов последних лет является тесное сближение продуктового ритейла и индустрии фудсервиса. Все больше ритейлеров запускают собственные предприятия питания в структурах продуктовых сетей. В результате сегодня в гипер- или супермаркете можно не только купить продукты, но и взять кофе с собой, посидеть в кафе и даже побывать на кулинарном мастер-классе.
текст: Роман Хохлов / Москва
Современные жители мегаполисов дорожат своим временем. Поскольку уровень сервиса сегодня является одним из главных конкурентных преимуществ, ритейлеры во многих странах уже давно предлагают покупателям возможность совместить шопинг с перекусом. В России только за последние пару лет ряд крупных ритейлеров анонсировал обновленные концепции развития своих сетей, подразумевающие открытие в магазинах зоны кафе или ресторана. Стремясь повысить лояльность покупателей и рентабельность торговых точек, ритейлеры зашли на непривычное для них поле игры. Отчасти к этому шагу их подстегнули снижение торговых оборотов и рост конкуренции за кошельки покупателей, у которых уже сформировалась привычка питаться вне дома. По мнению директора по аналитике и консалтингу «Nielsen Россия» Константина Локтева, открытие кафе в структуре магазина помимо генерирования дополнительной выручки дает ритейлеру возможность установить эмоциональную связь с потребителем и улучшить впечатление от посещения торговой точки. Кроме этого наличие при магазине кафе с производством полного цикла позволяет ритейлеру уменьшить долю списания продуктов.
Спрос на перекус
Несколько лет назад на рынке уже прослеживался всплеск интереса ресторанных потребителей к услугам ритейлеров. «В период кризиса 2014 г. на фоне снижения трафика в ресторанном сегменте мы наблюдали тенденцию переключения внимания потребителей на готовую еду и собственные кафетерии розничных сетей, что было обусловлено вынужденной экономией, – вспоминает руководитель направления Foodservice исследовательской компании The NPD Group Марина Лапенкова. – Сегодня интерес к питанию в ритейле пока остается умеренным, поскольку растет конкуренция со стороны новых игроков и других каналов, способных быстро, качественно и недорого накормить граждан». По данным The NPD Group, доля ритейла в структуре российского рынка питания вне дома составляет всего 6%. При этом прирост розничного канала в структуре потребительских расходов за октябрь 2017 – сентябрь 2018 г. составил всего 1%. Несмотря на столь скромную цифру, в The NPD Group видят потенциал для роста, проводя аналогии с Великобританией (8%) и Францией (7%), где сейчас наблюдаются динамичное развитие индустрии фудсервиса, смешение форматов и формирование новых трендов. О том, что сегодня у посетителей магазинов появляется интерес к формату «магазин + ресторан», говорят и данные «Nielsen Россия». «Согласно нашему исследованию, 21% покупателей ответили, что встречали в торговых точках места для употребления еды или напитков, при этом 51% из них пользовались представленной возможностью перекусить». В The NPD Group отмечают, что при выборе мест для питания потребители в первую очередь ориентируются на удобство (локация, способ упаковки еды, отсутствие очередей, ассортимент, быстрота совершения покупки), а лишь потом на физиологическую потребность в утолении голода. Этим предпочтениям как нельзя лучше соответствует магазин с кафе или рестораном, особенно если учесть, что покупка продуктов питания сама по себе возбуждает аппетит.
Ресторан плюс фуд-корт
Одним из первых розничных игроков, представивших на российском рынке концепцию «магазин + ресторан», стала немецкая сеть Globus, открывшая в 2006 г. свой первый гипермаркет в подмосковном Щелково. Наличие собственных точек питания изначально предусмотрено концепцией гипермаркета. Сейчас направление «Гастрономия» (объединяет кулинарию, ресторан и фуд-корт) является одним из драйверов роста выручки сети. По словам заместителя директора по продажам по координации работы собственных производств сети Globus Натальи Владимировой, прирост по сравнению с прошлым годом только по ресторанному подразделению составил 13%. В каждом гипермаркете Globus площадью от 9000 до 13 тыс. кв. м предусмотрен ресторан самообслуживания формата free flow (500–700 мест) и точки питания на фуд-корте, вынесенные за линию касс торгового зала. По статистике, ресторан посещает около трети покупателей гипермаркета. Ассортиментная матрица насчитывает 3000 наименований блюд, что позволяет ежедневно обновлять меню. В зоне фуд-корта предусмотрены моностанции: «Пицца гриль», «Мясная лавка», «Рыбный ряд», «Суши и роллы», «Пекарня», «Мороженое». Средний чек в ресторанных концепциях составляет 150–200 руб.
По статистике ресторан Globus посещает примерно треть всех посетителей гипермаркета
В этом году сеть запустила обновленную версию гипермаркетов – Globus 3.0, в которой была произведена модернизация зоны питания. Новый формат был опробован в гипермаркете в Котельниках (12 тыс. кв. м), где на площади 3000 кв. м объединили ресторанную зону и зону кулинарии. «Это позволило нам оптимизировать расходы, избежав затрат на создание отдельных кухонь для каждого формата, – поясняет Наталья Владимирова. – Раньше приходилось отдельно закупать оборудование и набирать штат для кулинарии и ресторана. Еще один плюс новой планировки – взаимозаменяемость сотрудников. Заготовки для двух подразделений теперь делают одни и те же специалисты, а в других магазинах это вынуждены выполнять сотрудники каждого подразделения». Общие цеха также облегчают контроль производства и ускоряют перемещения сотрудников. Более того, оборудование общей производственной зоны потребовало на 20% меньше инвестиций, чем проектирование и оснащение отдельных цехов. Площадь, отведенную на подразделение «Гастрономия», во всех новых гипермаркетах Globus (ориентировочная площадь каждого – около 9000 кв. м) планируют сокращать. Данное решение касается в том числе фуд-корта, который, например, в гипермаркете в Котельниках занимает довольно много площади за счет островной структуры с несколькими концепциями и посадочной зоной. При этом до 70% всего оборота фуд-корта приходится на продажу пиццы. Так что в новых магазинах меньшей площади проектирование такой же версии фуд-корта экономически нецелесообразно.
Мое кафе
В стороне от преобразований не осталась и сеть «Ашан». Новая концепция развития «Одастор» (от фр. audace – «смелый, дерзкий»), предложенная генеральным директором «Ашан Ритейл Россия» Франсуа Реми, предполагает объединение торговой и ресторанной зон в единое концептуальное пространство. Пилотные концепции реализованы в суперсторе в ТЦ «Капитолий» (продуктовый ассортимент), гипермаркете в ТЦ «Авиапарк» (непродуктовый ассортимент), магазине у дома на Бакунинской и супермаркете в Красногорске. На очереди магазин в Пушкино, где будет совмещен опыт трансформации продуктовой и непродовольственной зон. Принципы организации пространства различаются в зависимости от площади магазина.
«В гипермаркетах и суперсторах зона питания более развита, нежели в магазинах у дома, – объясняет директор по закупкам и предложению «Традиционные свежие продукты» компании «Ашан Ритейл Россия» Паскаль Дельмотт. – Хотя в любом случае в каждом магазине обязательно предусмотрены кафе, пиццерия, пекарня и отдел кулинарии. Цель концепции «Одастор» – вкус, качество и полезные для здоровья продукты, и акцент делается на свежие продукты. Пункты питания в обновленных магазинах – одна из составляющих проекта, ассортимент которых пересмотрен с точки зрения здорового питания. Кроме этого мы предложили дополнительные услуги, включая рекомендации наших сотрудников по основам питания и ингредиентам, входящим в состав блюд, а в суперсторе в ТЦ «Капитолий» – проведение кулинарных мастер-классов».
Концепция «Одастор» напоминает европейский рынок, где реализована эффективная система навигации, улучшена визуализация предложений по готовой еде, есть открытые кухни. Наиболее полно она представлена в суперсторе ТЦ «Капитолий» (5000 кв. м), где рассредоточено несколько тематических зон по приготовлению популярных блюд, соседствующих с продуктовыми прилавками. Например, в зоне «Мой фреш-бар», расположенной рядом с овощными и фруктовыми прилавками, можно купить фреши, смузи и фруктовые салаты. Прилавки с бездрожжевым и зерновым хлебом, сладкой выпечкой и кондитерскими изделиями, а также лепешками из тандыра соседствуют с зоной «Моя пекарня». В секции «Моя кулинария» предлагают салаты, панини и сэндвичи, а мясо и рыбу, купленные в зонах «Моя колбасная лавка» и «Моя рыбная лавка», повара смогут приготовить в зоне «Мой гриль». В суперсторе есть «Мое кафе», где представлены кофе, чай, выпечка, десерты. Пространство спроектировано таким образом, что посетители, прогуливающиеся по магазину, могут пробовать различные блюда, разместившись на барных стульях вдоль различных островных зон и наблюдая за выполнением своих заказов. Также можно присесть с купленными блюдами за столик на открытой площадке в торговом зале, предварительно разогрев их в СВЧ-печи. Все покупки как в зонах кафе, так и на выходе из торгового зала покупатели оплачивают самостоятельно через платежные терминалы, поднося чеки с QR-кодами к считывающим устройствам.
Специально для развития новой концепции в «Ашан Ритейл Россия» наняли на работу европейских специалистов, включая шеф-повара француза Патрика Шонаве, итальянского пиццайоло Винчензо дэ Симоне и главного кондитера компании – француза Александра Кроше. В «Ашан Ритейл Россия» отмечают увеличение трафика и среднего чека во всех четырех пилотных магазинах, но конкретные цифры не раскрывают. В компании планируют начать обновление всей сети (314 магазинов в России) с начала 2019 г. Первыми будут перестроены московские магазины, затем проект распространится на регионы.
Маркет со вкусом
Для магазинов, делающих упор на гастрономию, наличие точек питания является частью имиджа. Так, в сети «Азбука вкуса» уже не первый год работают собственные точки питания. Например, в мини-маркетах AB Daily (54 точки) действуют кафетерии, предлагающие покупателям перекусить (завтраки и ланчи), а также заказать готовые блюда из отдела кулинарии. В сети представлено порядка 350 готовых блюд в линейках «Уже готово», «Считаем калории», «Вкусно детям» и др. Главным нововведением «Азбуки вкуса» в этом году стал запуск двух «АВ Бистро» при супермаркетах на СмоленскойСенной площади (240 кв. м) и Большой Лубянке (185 кв. м), рассчитанных соответственно на 50 и 90 посадочных мест (средний чек – 800–1000 руб.).
Вино в «АВ Бистро» отдают «по цене полки» супермаркетов «Азбука вкуса»
«АВ Бистро», где гостей обслуживают официанты, занимают смежные с супермаркетами помещения за стеклянными перегородками. Кухонную зону сделали частично открытой, предусмотрев у гостевой столешницы несколько посадочных мест. За кухню отвечает шеф-повар Алессио Джини, разработавший меню с европейскими и итальянскими блюдами, не пересекающееся с ассортиментом кулинарий. В каждом из разделов: «Закуски и салаты», «Паста», «Супы», «Горячее» и «Десерты» – порядка восьми позиций. Каждые полтора месяца предлагают сезонное меню из шести блюд. К винам (около 50 позиций) рекомендуют мясное ассорти, сырную тарелку и ассорти средиземноморских закусок. В бистро сделан акцент на вино «по цене полки», соответствующей прайсу супермаркетов «Азбука вкуса» и «Энотек». Около 15 вин разливают по бокалам по цене 180–660 руб. «АВ Бистро» предлагает простую еду для граждан, живущих в ритме большого города и ценящих свое время, – отмечает старший вице-президент по маркетингу компании «Азбука вкуса» Галина Ящук. – Мы планируем открывать бистро только при супермаркетах в знаковых местах в центре Москвы».
В башне «Федерация» «Москва-Сити» в октябре открылся флагманский супермаркет «Азбука вкуса», к которому в декабре должен присоединиться винный ресторан. «В меню будут хиты эногастрономии со всех стран мира, включая крудо, горячие закуски, сырную и мясную гастрономию, пасты с начинками из региона Венето). В планах – проведение устричных фестивалей», – делится Галина Ящук.
Избирательный подход
Обновленные концепции торговых площадок сейчас развивают и в компании Х5 Retail Group для сетей «Перекресток» и «Карусель». Проект по открытию собственных кафе внутри супермаркетов «Перекресток» был запущен в 2016 г. Сегодня точки питания функционируют в 73 магазинах практически во всех регионах присутствия. «Мы рассматриваем кафе в качестве дополнительной экспериментальной площадки, позволяющей более подробно изучить потребительский спрос и протестировать кулинарные новинки и ассортимент продукции собственного производства, – отмечает представитель компании X5 Retail Group Денис Кузнецов. – К тому же это дополнительный сервис, оказывающий положительное влияние на лояльность покупателей и рост ключевых экономических показателей». Точки питания наиболее востребованы в супермаркетах с максимальным трафиком, расположенных поблизости от учебных заведений, вокзалов, офисных центров, а также в крупных торговых центрах мегаполисов.
Средний чек в кафе магазинов "Перекресток" в зависимости от формата и региона составляет от 180 до 320 руб.
Кафе в «Перекрестках» работают в одном из трех форматов, в каждый из которых может быть интегрировано freshбюро (точка с продукцией для здорового питания – смузи, фреши, зеленые салаты, фруктовые коктейли и т.д.) или крем-бюро (кондитерский бутик фирменных десертов). В мини-кафе посетители могут заказать кофе, травяные фиточаи, свежевыжатые соки, отвары ягод и фруктов и порционные снеки. В расширенном формате кафе этот ассортимент дополнен пиццей, кондитерскими изделиями, а на открытой кухне собирают роллы и суши и готовят блюда вок. Полноценное меню представлено в демократичном городском кафе «Перекрестка» со своим производством. Помимо салатов, холодных закусок, супов и горячих блюд здесь есть меню завтраков и ланчей. Кафе интегрированы в торговое пространство супермаркетов, располагаясь поблизости от кулинарии и пекарни. Средний чек в зависимости от формата и региона составляет от 180 до 320 руб.
В начале 2017 г. была сформирована обновленная концепция и для бренда «Карусель» (92 гипермаркета). В компании пересмотрели стратегию развития сети в плане ассортиментной политики, цен и удобства совершения покупок. Для этого здесь выделили две основные целевые аудитории – рационалисты и любители шопинга – и исходя из их предпочтений преобразовали торговое пространство, сделав удобную систему навигации и предусмотрев дополнительные удобства, включая расширенную зону питания. Новая концепция была протестирована в реконструированном гипермаркете «Карусель» (5700 кв. м) на ул. Савушкина в Санкт-Петербурге. Здесь открыли ресторанный комплекс с четырьмя зонами: суши-бар, ресторан на 250 посадочных мест, кондитерская на 25 мест и пиццерия. До 2020 г. в рамках программы реконструкции в компании намечено перевести на новый концепт большую часть гипермаркетов.
В формате shop-in-shop
Ряд ритейлеров решил стимулировать рост среднего чека и повышение маржинальности торгового бизнеса, акцентировав внимание на кофейной тематике. Благо, по данным The NPD Group, потребительские расходы в кофейнях за октябрь 2017 – сентябрь 2018 г. выросли на 8%, уступив первенство лишь ресторанам быстрого обслуживания, где этот показатель составил 13%. Так, в сети магазинов натуральных продуктов «Зорька и Милка» пошли по пути запуска собственных кофеен Pick Up Coffee, открыв после двух тестовых точек одну во флагманском магазине на «Автозаводской» и предусмотрев здесь несколько посадочных мест. Глобальные планы у сети «ВкусВилл», где решили развивать формат кофе с собой, установив в более чем 50 магазинах кофейные суперавтоматы. В них различные кофейные напитки (70 руб.) готовятся из 100%-ной арабики на молоке «Избенка» с добавлением сиропа. Также в 30 точках «ВкусВилл» есть сокоматы, и покупатели могут сами приготовить апельсиновый сок. «Чтобы реализовать эту концепцию, нам пришлось оборудовать моечные цеха с ультрафиолетовой очисткой воздуха и обеззараживающими лампами в торговых залах, – говорит управляющая по коммуникациям проектов «Избенка» и «ВкусВилл» Марина Пурим. – Это необходимо для того, чтобы продукт был не только вкусным, но и безопасным».
В 50 магазинах «ВкусВилл» установлены кофейные суперавтоматы
За последние полгода «ВкусВилл» также открыл в шести магазинах пекарни с ассортиментом из порядка 30 позиций выпечки, включая багеты и булочки. Сейчас компания ищет партнеров, профессионально занимающихся кофейным бизнесом. Также здесь рассматривают вариант партнерства с кофейней, которая может разместиться в магазинах сети. «В первую очередь мы ориентируемся на предоставление покупателям дополнительного сервиса и расширение ассортимента, – говорит Марина Пурим. – Ведь если утром они купят у нас кофе со свежей выпечкой и готовое блюдо, то будут чаще приходить в магазин. Уже сейчас в маркетах с кофейными автоматами и пекарнями у нас наблюдается рост трафика на 3–5%».
Оптимальное решение
В зависимости от формата магазина каждый ритейлер определяет, какой вариант питания здесь целесообразнее предложить. В небольших магазинах у дома, где оправдан быстрый перекус с горячими напитками, выпечкой и снеками, чаще всего открывают кафетерий. В супери гипермаркетах непосредственно в торговой зоне или по соседству с ней организуют островные концепции фуд-корта, рестораны free flow или полного обслуживания. Для минимизации издержек ритейлеры запускают доготовочные цеха, где блюда с фабрики-кухни доводят до полной готовности. Так, в сети «Азбука вкуса», где раньше в каждом из супермаркетов размещалось собственное производство, запустили фабрику-кухню, позволившую поддерживать единые стандарты и вкус блюд. «Производство полного цикла мы реализовали в ресторане, но без кондитерского и пекарного цехов, – отмечает Галина Ящук. – Потребность в этих позициях полностью закрывает наша фабрика-кухня. Непосредственно в ресторане будут делать лишь некоторые «заливные» десерты». На запуск фабрики-кухни готовы пойти не все ритейлеры, считая это оправданным только в том случае, когда нет технической возможности организовать производство в каждом магазине. По словам Натальи Владимировой, в компании раньше планировали создать централизованную фабрику, но потом отказались от этой идеи, поскольку не смогли бы гарантировать покупателям высокую степень свежести продуктов и блюд. В настоящий момент в Globus оценивают возможность запуска централизованного рыбного производства, где будут коптить рыбу для всех гипермаркетов сети.
В поисках компромисса
Основным драйвером трафика в магазинных кафе и ресторанах являются утренние визиты: у граждан есть потребность в недорогих завтраках, которые им готовы предложить далеко не везде. На это, в частности, указывает Мария Лапенкова. Что касается ланчей, то здесь, по ее мнению, идет конкурентная борьба между точками фастфуда, столовыми и кулинариями, на фоне которых преимущества розничных кафе и бистро становятся менее значимыми. Распределение трафика в течение дня во многом зависит от формата самой точки питания. Например, в ресторанах гипермаркетов Globus пиковое время по будням – с 12.00 до 16.00 и с 18.00 до 21.00, однако наибольшее число гостей приходится на вечер пятницы и субботу. В каждой сети придерживаются определенных правил разработки меню, отслеживая вкусовые предпочтения посетителей. Например, в «АВ Бистро» обширное меню завтраков (13 позиций), в том числе готовые решения – «Фитнес-завтрак» и завтрак «Кантри». При этом ланчи в меню не предусмотрены: с 12.00 до 16.00 на все меню действует 15%-ная скидка. В «Ашане» ТЦ «Капитолий» покупателям предлагают два ланча на выбор: «Большая перемена» за 225 руб. (шаурма с курицей, картофель фри и напиток) или «Столичный» за 115 руб. (хот-дог, картофель фри и вода), а в утренние часы здесь можно приобрести кофе и выпечку в «Мое кафе» или в секции «Моя пекарня» заказать блины (девять начинок) по 69 руб. за 100 г и бельгийские вафли (семь на - чинок) по 79–119 руб. за 150 г. В основе меню мини-кафе супермаркетов «Перекресток» представлены блюда для перекуса в любое время суток: сэндвичи, пироги, пицца, самса.
Вкусовые предпочтения посетителей фуд-кортов Globus отличаются в зависимости от расположения гипермаркета. Например, во всех региональных магазинах пицца на толстом тесте является хитом продаж (суточные продажи составляют 1000–3000 шт.). В областных же Красногорске и Одинцово, жители которых работают преимущественно в Москве, она практически не востребована. В гипермаркете в Котельниках решили протестировать итальянскую пиццу на тонком тесте (пять видов), которую недавно стали готовить в «Пицца гриль». Влияние на ассортимент может оказывать и изменившаяся ситуация с закупками продуктов. По словам Натальи Владимировой, до кризиса в сети успешно шли продажи жареных креветок, которые всегда были в ассортименте Fish and Chips. Но, когда сырье сильно подорожало, пришлось перепрофилировать отдел под азиатскую кухню. Лапша и рис с различными добавками, супы фо бо и том ям сегодня пользуются большим спросом. Если говорить о выпечке, сегодня в гипермаркетах Globus востребованы жареные пирожки, чебуреки и лепешки из тандырной печи. Значение играет и связка факторов «цена и место». «Когда мы запустили бургерную в подмосковном магазине, она стала развиваться очень удачно (объем про - даж – 1500 шт. в день), – рассказывает Наталья Владимирова. – Руководители ресторанов в региональных гипермаркетах захотели реализовать такую же концепцию. Первым эстафету подхватили во Владимире, где предложение не получило почти никакого отклика, поскольку бургеры из мраморной говядины оказались местным жителям не по карману».
Экономический аспект
Магазин с одного квадратного метра зарабатывает гораздо больше кафе или ресторана в его структуре, проигрывающих ему по рентабельности. Однако нельзя утверждать, что их наличие в торговой точке имеет лишь имиджевое значение: в перспективе ритейлеры рассматривают свои предприятия питания в качестве источника прибыли. Правда, на быструю окупаемость вложений они не рассчитывают. По словам Натальи Владимировой, в ходе осна - щения гипермаркета наиболее ощутимые вложения идут в ресторанное производство, которое окупается не ранее, чем через пять лет. Средства, потраченные на запуск «АВ Бистро», которые удалось сократить за счет собственных ресурсов компании, включая проведение строительно-монтажных работ, планируется вернуть к 18-му месяцу работы. По словам Галины Ящук, для этого необходимо, чтобы каждый ресторан, работая с 7.00 до 24.00 (сейчас бистро работают в режиме с 8.00 до 23.00), обеспечивал ежедневно не менее 50 посадок с чеком от 800 руб. Сейчас в компании просчитывают вариант перехода бистро на круглосуточный режим работы. Пока доля доходов бистро составляет около 10% товарооборота супермаркета.
Паскаль Дельмотт, директор по закупкам и предложению «Традиционные свежие продукты» компании «Ашан Ритейл Россия»:
– С точки зрения удовлетворения спроса ассортимент обновленных магазинов полностью отвечает потребностям наших гостей. Попутно мы предлагаем продукты и блюда, пока еще плохо известные покупателям, открывая для них новые вкусы, что отличает нас от конкурентов. Мы призываем к правильному питанию и здоровому образу жизни, поэтому максимально сократили использование полуфабрикатов. Отдавая предпочтение собственному производству, мы готовим блюда с использованием проверенных нами ингредиентов. Для этого «Ашан Ритейл Россия» развивает фильеры – технологические цепочки производства полного цикла. Например, для мяса процесс контроля начинается с момента выращивания скота до поступления конечного продукта на прилавки, что гарантирует высокое качество продукции.
Наталья Владимирова, заместитель директора по продажам по координации работы собственных производств сети Globus:
– Стратегическая цель компании – уделять больше внимания продуктам собственного производства и предлагать по-домашнему вкусные блюда. Для этого в гипермаркетах работают пекарня, мясной и рыбный цеха, отдел суши, кондитерское производство, чья суммарная доля в структуре товарооборота доходит до 13%, а на кулинарию, ресторан и фуд-корт приходится 7%. Из цехов собственного производства на ресторанную кухню поступает ряд позиций, включая охлажденное мясо, сосиски, колбаски, рыбное филе и котлеты, хлеб. Объемы списания в зависимости от цеха составляют от 2 до 5%, снизить их позволяют корректный производственный план и грамотный учет. Благодаря работе производств в каждом гипермаркете мы получаем свежую продукцию максимум через несколько часов. И принципиально не используем скидки, стимулирующие ее реализацию.
Галина Ящук, старший вице-президент по маркетингу компании «Азбука вкуса»:
– Для нас как крупного продуктового ритейлера, обладающего продуктовой базой для поставок в HoReCa, логичным этапом развития стал запуск кафетериев в супермаркетах, создание сети «АВ Бистро» и открытие флагманского ресторана. Наши бистро в формате модного городского ресторана рассчитаны на среднестатистического жителя столицы, который хочет получить кухню ресторанного уровня по доступной цене. Их работа в структуре супермаркета «Азбука вкуса» подразумевает производство блюд на месте. В итоге удается оптимизировать расходы и гибко реагировать на потребительские предпочтения.
Выпуск журнала:
Теги: