16 августа 2020, 12:08
Жанна Присяжная / Москва,
Во время пандемии заправочные станции, а также продуктовые магазины при АЗС были признаны социально значимыми объектами: операторы могли продавать как топливо, так и товары магазина, а также фастфуд и напитки. Однако пропускной авторежим, да и кризис в целом значительно снизили клиентский трафик – особенно в первые месяцы. Как справлялись с ситуацией российские операторы АЗС и какими темпами идет восстановление, разбирался журнал «FoodService».
Перестроить эргономику
Требования к операторам АЗС по части отпуска горячих напитков и питания со стороны Роспотребнадзора были практически идентичны требованиям к рестораторам. Так, на АЗС «Газпромнефть», управляемых компанией «Велта Ойл», продукцию кафе реализовывали только навынос, горячие напитки клиентам готовили операторы либо, если клиент хотел готовить напиток самостоятельно, подавали пакет, укомплектованный стаканом, салфеткой, сахаром, размешивателем и одноразовыми перчатками. «На АЗС Neste продажа осуществлялась через зону касс, оборудованную защитными экранами. Выдача продукции происходила через зону бесконтактной выдачи. Из торгового зала АЗС были убраны все посадочные места и все элементы самообслуживания – стаканчики, топпинги», – подмечает руководитель отдела маркетинга сети АЗС Neste Алексей Никишин.Только кофе
Падение доходов, непредсказуемость ситуации и в целом страх перед вирусом, по наблюдениям экспертов, заставляли людей очень сильно перестраховываться и экономить. «Практически 100% клиентов в первый месяц пандемии перестали брать на станциях какую-либо еду, – отмечает Александр Приходько. – Для нас это был шок. Мы привыкли предлагать посетителям горячий кофе, свежие сэндвичи. Теперь нам отвечали: «Спасибо, но мы лучше дома». Если раньше у нас были в ходу абонементы на кофе за 2000 руб., то сейчас клиенты не хотели оставлять и 100 руб. за стакан напитка. Чеки на бензин упали с 1000 до 300–500 руб.».При этом продукция магазинов на заправках пользовалась популярностью: клиенты не хотели заезжать куда-либо повторно, если могли купить все в одной локации, кроме того, супермаркеты у дома из-за сложившегося ажиотажа не всегда успевали удовлетворить спрос. «Люди в невероятных количествах скупали продукты первой необходимости: антисептики, воду, крупы. Клиент на 20 тыс. руб. мог купить одних санитайзеров, – говорит Александр Приходько. – Мы ставили на них минимальную наценку – не хотели наживаться, что называется, «на крови». Также мы кормили врачей и водителей карет скорой помощи бесплатно, получили много благодарных отзывов».
Выросли на дачниках
Ощутимое оживление спроса игроки рынка начали наблюдать с мая, когда начали отменять пропускной авторежим. «Мы поймали майские праздники, когда всем разрешили ехать на дачу, – говорит Александр Приходько. – Но опасения в безопасности питания остались: люди пили кофе, поскольку это кипяток, но по-прежнему не ели. К началу июня ситуация стала выравниваться: всем надоело сидеть дома, готовить дома, и постепенно стали заказывать не только горячие напитки, но и еду».По похожему сценарию развивалось восстановление спроса и на АЗС АЗК Plus. «Сначала брали кофе, потом потихоньку снеки, по запросу мы готовили хот-доги, – говорит Татьяна Родионова. – Процесс был медленный, шел по восходящей с середины мая. Сейчас меню полностью восстановлено, но у нас и не было широкого предложения, поскольку нет своей фабрик-кухни – мы небольшая сеть».
В июне–июле на АЗС «Трасса» уже полноценно торговали фастфудом. «Выручки по кафе и топливу более-менее выровнялись, – рассказывает Александр Приходько. – В среднем мы идем с небольшим плюсом от месяца к месяцу и от года к году». По словам эксперта, на руку сыграло и закрытие границ. «Люди стали больше пользоваться личным транспортом, путешествовать по стране, мы видим прирост трафика», – говорит Александр Приходько. Однако другой эксперт такой тенденции на примере своих АЗС не отмечает. «У нас есть две заправки по южному направлению Москва-Самара, – говорит Татьяна Родионова. – Мы не заметили прироста».
С видом на трассу
Ситуация с открытием общепита до сих пор различается в разных регионах. По словам Натальи Брагилевской, в Санкт-Петербурге и Пскове уже полностью открыты зоны кафе, в Мурманске пока сохраняются продажи только навынос, на нескольких АЗС открыты уличные кафе. К слову, последние в целом не распространены на АЗС, но в текущей ситуации стали пользоваться неожиданным спросом. «У нас помимо точек отпуска кулинарии и напитков на каждой станции есть четыре полноценных ресторана «Трасса». На одном из них четыре года назад мы пробовали ставить летнюю веранду, – рассказывает Александр Приходько. – Тогда она не зашла: все-таки сидеть с видом на дорогу и слушать шум машин людям не очень комфортно. Но в текущий кризис, когда в области были еще запрещены залы, но разрешены веранды, люди с первых же дней открытия пользовались этой возможностью». Выручка веранды, по словам эксперта, составляла порядка 40–50 тыс. руб. в день. Сейчас работа ресторанов «Трасса» полностью восстановлена. «На самих АЗС бессменным хитом по-прежнему является хот-доги от «Стардог!s» и кофе, – подмечает Александра Приходько. – Мы пытались добиться смены лидера с помощью нашей кулинарии – роллов в лепешке, но тщетно. Также всю пандемию наши рестораны работали в формате дарк китчен – делали кулинарию для наших АЗС».В целом, по словам Александра Приходько, в этот кризис стала править бал услуга навынос. «На заправках она была развита и так, но сейчас стала просто повсеместной. Не только на АЗС, но и на ресторанном рынке», – подмечает он.
Эксперты опасаются давать прогнозы, но, если не будет второй волны и новых тотальных ограничений, то, по мнению Татьяны Родионовой, полностью восстановиться получится к новогодним праздникам.
Теги: