Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Пошли в рост: рынок питания при АЗС восстановился на 80%

Пошли в рост: рынок питания при АЗС восстановился на 80%

16 Августа 2020, 12:08 Жанна Присяжная / Москва,

Во время пандемии заправочные станции, а также продуктовые магазины при АЗС были признаны социально значимыми объектами: операторы могли продавать как топливо, так и товары магазина, а также фастфуд и напитки. Однако пропускной авторежим, да и кризис в целом значительно снизили клиентский трафик – особенно в первые месяцы. Как справлялись с ситуацией российские операторы АЗС и какими темпами идет восстановление, разбирался журнал «FoodService».

TRASSA.jpg
В первые месяцы карантина, по оценкам игроков рынка, клиентский трафик на заправках упал как минимум вдвое. «В марте–апреле снижение было порядка 40%, больше всего просела Москва», – говорит управляющая сетью «Комплекс Ойл» Елена Вишнякова. Такие же потери понесла партнерская сеть «Газпромнефть» из 25 станций, управляемая компанией «Велта Ойл». На 70% просел в апреле поток клиентов на АЗС «Трасса». «На нас сильно сказался ужесточенный режим мер по безопасности питания, – отмечает начальник управления ресторанами сети АЗС «Трасса» Александр Приходько. – Пожалуй, на руку сыграло только то, что мы социально значимый объект – имели право не закрывать магазин и не приостанавливать сбыт горячих напитков и снеков. Кроме того, в нашей отрасли клиенты и так привыкли брать еду с собой (80% заказов идут навынос), что выгодно отличало нас от ресторанов полного цикла».

Перестроить эргономику

Требования к операторам АЗС по части отпуска горячих напитков и питания со стороны Роспотребнадзора были практически идентичны требованиям к рестораторам. Так, на АЗС «Газпромнефть», управляемых компанией «Велта Ойл», продукцию кафе реализовывали только навынос, горячие напитки клиентам готовили операторы либо, если клиент хотел готовить напиток самостоятельно, подавали пакет, укомплектованный стаканом, салфеткой, сахаром, размешивателем и одноразовыми перчатками. «На АЗС Neste продажа осуществлялась через зону касс, оборудованную защитными экранами. Выдача продукции происходила через зону бесконтактной выдачи. Из торгового зала АЗС были убраны все посадочные места и все элементы самообслуживания – стаканчики, топпинги», – подмечает руководитель отдела маркетинга сети АЗС Neste Алексей Никишин.
NESTE.png
На АЗС Circle K в течение первой недели пандемии оперативно перестроили эргономику точек. «Кофемашины на всех станциях мы переместили за кассовую зону, исключив контакт клиентов с поверхностями оборудования, – рассказывает ИО директора департамента маркетинга и управления продажами Circle K Russia Наталья Брагилевская. – Это увеличило время обслуживания. Может показаться, что продавцу не так и сложно приготовить чашку кофе, нажав кнопку и подождав 30 секунд, но таких кружек может быть 700 в день». Всю продукцию кафе АЗС Circle K продавали навынос в индивидуальной упаковке через специальное окно. «Клиент заходил в торговый зал, делал заказ, но ожидал его готовность не в помещении, а на улице, это позволило обеспечить полноценную дистанционную торговлю», – продолжает Наталья Брагилевская.
Circle.png
Одна из основных сложностей ситуации, по словам экспертов, состояла в необходимости постоянно мониторить требования локальных инстанций, которые могли разниться в масштабах одного города. «У нас 17 станций, но разброс между ними большой: мы работаем в Подмосковье, Ярославской, Рязанской и других областях, – рассказывает начальник торгового отдела АЗК Plus Татьяна Родионова. – Падение трафика зависело от расположения АЗК. Больше всего пострадали Московский регион и Ивановская область». Последнюю операторы единогласно признают областью с самыми жесткими требованиями. «Долгое время на АЗК в Ивановской области мы даже оплату топлива осуществляли через окошко, пускать клиентов в торговые залы было запрещено, – вспоминает Татьяна Родионова. – Также была запрещена продажа любых продуктов, не говоря уже о напитках и питании. Проверки были ежедневными. Ситуация в этих локациях выровнялась только к середине июля». 

Только кофе

Падение доходов, непредсказуемость ситуации и в целом страх перед вирусом, по наблюдениям экспертов, заставляли людей очень сильно перестраховываться и экономить. «Практически 100% клиентов в первый месяц пандемии перестали брать на станциях какую-либо еду, – отмечает Александр Приходько. – Для нас это был шок. Мы привыкли предлагать посетителям горячий кофе, свежие сэндвичи. Теперь нам отвечали: «Спасибо, но мы лучше дома». Если раньше у нас были в ходу абонементы на кофе за 2000 руб., то сейчас клиенты не хотели оставлять и 100 руб. за стакан напитка. Чеки на бензин упали с 1000 до 300–500 руб.».
TRASSA.png
Похожими наблюдениями делится и Татьяна Родионова. «В апреле у нас в лучшем случае брали кофе, поскольку для напитка используется кипяток, и клиенты относились к этому с большим доверием», – отмечает Татьяна. На тяжелый период многие операторы сокращали меню, чтобы избежать списаний. «В «Комплекс Ойл» мы убрали блюда собственного производства, лимонады, фреш», – говорит Елена Вишнякова.

При этом продукция магазинов на заправках пользовалась популярностью: клиенты не хотели заезжать куда-либо повторно, если могли купить все в одной локации, кроме того, супермаркеты у дома из-за сложившегося ажиотажа не всегда успевали удовлетворить спрос. «Люди в невероятных количествах скупали продукты первой необходимости: антисептики, воду, крупы. Клиент на 20 тыс. руб. мог купить одних санитайзеров, – говорит Александр Приходько. – Мы ставили на них минимальную наценку – не хотели наживаться, что называется, «на крови». Также мы кормили врачей и водителей карет скорой помощи бесплатно, получили много благодарных отзывов».

Выросли на дачниках

Ощутимое оживление спроса игроки рынка начали наблюдать с мая, когда начали отменять пропускной авторежим. «Мы поймали майские праздники, когда всем разрешили ехать на дачу, – говорит Александр Приходько. – Но опасения в безопасности питания остались: люди пили кофе, поскольку это кипяток, но по-прежнему не ели. К началу июня ситуация стала выравниваться: всем надоело сидеть дома, готовить дома, и постепенно стали заказывать не только горячие напитки, но и еду».

По похожему сценарию развивалось восстановление спроса и на АЗС АЗК Plus. «Сначала брали кофе, потом потихоньку снеки, по запросу мы готовили хот-доги, – говорит Татьяна Родионова. – Процесс был медленный, шел по восходящей с середины мая. Сейчас меню полностью восстановлено, но у нас и не было широкого предложения, поскольку нет своей фабрик-кухни – мы небольшая сеть».
PLUS.jpg
Игроки отмечают, что сейчас рынок АЗС, включая услуги по питанию, восстановился примерно на 80–90% докризисного объема. Так, на заправках АЗК Plus в апреле 2019 г. план по кафе был выполнен на 72%, в апреле текущего года – на 39,5%. Затем пошел рост: в мае 2020 г. показатель достиг 51%, в июне-июле – 60%. Если брать показатели по продажам кафе и магазина на литр топлива в АЗК Plus (хорошей цифрой считается 5–7 руб. на литр), то они следующие: в мае 2019 г. – 4,6 руб., в мае текущего года – 1,73 руб.; в июле 2019 года – 6 руб., в июле 2020 – 4,2 руб.

В июне–июле на АЗС «Трасса» уже полноценно торговали фастфудом. «Выручки по кафе и топливу более-менее выровнялись, – рассказывает Александр Приходько. – В среднем мы идем с небольшим плюсом от месяца к месяцу и от года к году». По словам эксперта, на руку сыграло и закрытие границ. «Люди стали больше пользоваться личным транспортом, путешествовать по стране, мы видим прирост трафика», – говорит Александр Приходько. Однако другой эксперт такой тенденции на примере своих АЗС не отмечает. «У нас есть две заправки по южному направлению Москва-Самара, – говорит Татьяна Родионова. – Мы не заметили прироста».
NESTE.png
Трафик, по словам Алексея Никишина, в этом году имеет несвойственное ему ранее распределение. «Серьезно снизился поток в приграничном направлении, всегда популярном в летний период времени. Полностью пропал трафик иностранных гостей, посещающих приграничные АЗС, – говорит эксперт. – Однако АЗС в ближайшем пригороде даже получили небольшой прирост, ведь многие клиенты избрали дачи постоянным местом жительства, именно поэтому наличие широкой сети позволило нам сократить потери до минимума». Эту тенденцию подметили и в «Комплекс Ойл». «Московская область приросла – многие люди в пандемию уехали за город, – говорит Елена Вишнякова. – И если в столице было снижение среднего чека 20%, то в области он подрос. В целом план по кафе в апреле мы выполнили на 77%, летом полностью восстановились до 100% и дали прирост».

С видом на трассу

Ситуация с открытием общепита до сих пор различается в разных регионах. По словам Натальи Брагилевской, в Санкт-Петербурге и Пскове уже полностью открыты зоны кафе, в Мурманске пока сохраняются продажи только навынос, на нескольких АЗС открыты уличные кафе. К слову, последние в целом не распространены на АЗС, но в текущей ситуации стали пользоваться неожиданным спросом. «У нас помимо точек отпуска кулинарии и напитков на каждой станции есть четыре полноценных ресторана «Трасса». На одном из них четыре года назад мы пробовали ставить летнюю веранду, – рассказывает Александр Приходько. – Тогда она не зашла: все-таки сидеть с видом на дорогу и слушать шум машин людям не очень комфортно. Но в текущий кризис, когда в области были еще запрещены залы, но разрешены веранды, люди с первых же дней открытия пользовались этой возможностью». Выручка веранды, по словам эксперта, составляла порядка 40–50 тыс. руб. в день. Сейчас работа ресторанов «Трасса» полностью восстановлена. «На самих АЗС бессменным хитом по-прежнему является хот-доги от «Стардог!s» и кофе, – подмечает Александра Приходько. – Мы пытались добиться смены лидера с помощью нашей кулинарии – роллов в лепешке, но тщетно. Также всю пандемию наши рестораны работали в формате дарк китчен – делали кулинарию для наших АЗС».

В целом, по словам Александра Приходько, в этот кризис стала править бал услуга навынос. «На заправках она была развита и так, но сейчас стала просто повсеместной. Не только на АЗС, но и на ресторанном рынке», – подмечает он.

Эксперты опасаются давать прогнозы, но, если не будет второй волны и новых тотальных ограничений, то, по мнению Татьяны Родионовой, полностью восстановиться получится к новогодним праздникам.

Пошли в рост: рынок питания при АЗС восстановился на 80%

Пошли в рост: рынок питания при АЗС восстановился на 80%

Комментарии (0)