Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Россияне хотят новизны и удовольствий, несмотря на экономию

Россияне хотят новизны и удовольствий, несмотря на экономию

12 февраля 2023, 11:02
Потребители все чаще замечают рост цен и становятся более рациональными. Уже 7 из 10 покупателей говорят о том, что предпринимают активные действия по сокращению расходов, свидетельствуют данные Nielsen IQ. Стратегия экономии у потребителей – плохая новость для ресторанного рынка. Однако есть и хорошая: на фоне кризиса и вызванного им стресса россияне хотят баловать себя чем-то вкусным и не потеряли интереса к новинкам.

Несмотря на то, что инфляция и изменение потребительских привычек являются частью глобального тренда, на российском рынке FMCG существует и локальная особенность: склонность к экономии не является для отечественного покупателя новым трендом, а выступает уже знакомой стратегией FMCG-шопинга после предыдущих кризисов. Так, большинство россиян продолжают экономить на покупке новой одежды (71%), а также развлечениях и питании вне дома (66% и 65% соответственно). Еще около половины потребителей (49%) экономят на покупке еды навынос и переходят на более дешевые марки — иными словами, покупатели становятся более рациональными с точки зрения своих трат, утверждает Nielsen IQ.
nielsen.jpg

На этом фоне ключевым фактором для потребителей, который влияет на покупку FMCG-категорий, стала ценовая доступность: россияне назвали ее наиболее важной из списка 30 критериев, в то время как премиальность продукта, напротив, оказалась на последнем месте.

Тем не менее, базовые товары — не единственные категории в корзине российского покупателя, от которых он не готов отказаться даже в условиях экономии. К примеру, растущими сегментами в 2022 году стали и товары из категории «удовольствия»: шоколадные батончики, энергетические напитки, снеки, шоколадные плитки. Основной вклад в позитивную динамику такой продукции вносит потребительский спрос, однако в некоторых сегментах (например, энергетиках) продажи растут и за счет расширения ассортимента — важным вкладчиком в такой рост являются новинки, запущенные за последний год.
nielsen_pleasure.jpg

Новые запуски традиционно остаются привлекательными для российских потребителей: почти 70% покупателей интересуются новинками, а 29% из них считают себя трендсеттерами и целенаправленно пробуют новые товары. При этом почти треть россиян (28%) проявляют интерес к новинкам в продуктовых категориях. Одновременно с этим покупка новинок также может соотноситься с трендом на экономию и переключение на локальные бренды: так, в энергетических напитках и шоколадных батончиках наиболее растущими новинками стали отечественные марки в том числе из среднего и низкого ценового сегментов.

Более того, переключение на локальную продукцию, характерное для всего российского FMCG-рынка в 2022 году, является значимым трендом и для покупателей: почти половина россиян (47%) говорят о том, что они хотели бы приобретать товары местных производителей в продуктовых категориях. Одним из ярких примеров фокуса на локализацию стал джин — быстрорастущий сегмент в алкогольной индустрии, который наращивает динамику продаж как за счет спроса, так и за счет расширения ассортимента: так, в 2022 году сразу 5 из 8 наиболее растущих брендов в категории стали брендами российских производителей. При этом алкоголь также относится к категориям «удовольствия».
nielsen_importzam.jpg

Кроме того, похожая ситуация наблюдается и в категории газированных напитков, где 5 из 8 растущих брендов 2022 года также представлены отечественными марками. При этом два из этих пяти российских брендов — это новинки, запущенные с начала года. В этой группе товаров новинкам удалось существенно нарастить свою долю в общей структуре продаж: на фоне ухода зарубежных брендов и трансформации ассортимента было выпущено 138 новых брендов с начала года, а в сентябре 2022 года их суммарная доля составила уже 10% объемов продаж всей категории.

Россияне хотят новизны и удовольствий, несмотря на экономию

Россияне хотят новизны и удовольствий, несмотря на экономию

Комментарии (0)
Похожие статьи