Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Устойчивый спрос: как изменилось отношение потребителей к одноразовым посуде и упаковке

Устойчивый спрос: как изменилось отношение потребителей к одноразовым посуде и упаковке

23 августа 2021, 02:08
Подогреваемое пандемией и локдаунами активное развитие сервисов доставки и навынос спровоцировало настоящий бум на рынке упаковки, повлекший за собой не только количественные, но и качественные изменения. Упаковка стала чуть ли не единственной точкой контакта ресторанных концепций с конечными потребителями и играет теперь решающую роль в продвижении брендов и формировании лояльности гостей. На что же сегодня обращают внимание гости ресторанов и какие потребительские тренды определяют развитие упаковочной отрасли?

Опыт и коммуникация

Более 35% потребителей, как считают эксперты индустрии FMCG, выбирают продукт по упаковке, обращая при этом внимание на дизайн и цветовые решения, а также материалы, из которых она изготовлена. В этом смысле упаковка начинает играть ключевую роль в деле принятия решения о покупке, так как дарит гостям ресторанов новый опыт и новые ощущения – в данном случае визуальные и тактильные.
Slide 16_9 - 2.jpg
Теперь помимо своих основных функций (сохранение товара и презентация) упаковка выполняет и функцию коммуникации – апеллируя к сознанию и сердцам потребителей посредством продуманного дизайна. Привлекательный и даже премиальный внешний вид, а также оригинальное оформление одноразовых посуды и упаковки приобретают большое значение для операторов фудсервиса, которым необходимо выгодно представить себя и отстроиться от конкурентов. Так что преимуществом современных упаковочных решений становится возможность нанесения индивидуального дизайна и брендирования – что позволяет в конечном счете сделать ресторанную услугу узнаваемой и запоминающейся.

Бумага против пластика

Более 70% глобальных потребителей готовы изменить свое поведение в угоду окружающей среде. В России вопросами экологии озабочено уже больше половины населения, при этом ключевыми проблемами россияне называют загрязнение воздуха, ухудшение качества воды и (!) рост объемов пластиковых отходов. По данным соцопросов, 42% наших сограждан готовы отказаться от использования одноразовой посуды из пластика и еще 40% пока колеблются в решении данного вопроса. Между тем на глобальном уровне уже более двух третей потребителей правильной и безопасной считает исключительно бумажную упаковку.
Slide 16_9 - 3.jpg
О росте потребления одноразовых посуды и упаковки из бумаги заявляют и в компании «Гудвин» (один из ведущих российских поставщиков непродовольственных товаров для бизнеса, на протяжении более чем 20 лет обеспечивающий успешную реализацию профессиональной деятельности предприятий HoReCa, клининговых компаний, пищевых и непищевых производств). «В группе упаковки снижение продаж изделий из полимеров в 2021 г. составило порядка 5% по сравнению с 2020 г., рост бумажной упаковки также составил 5%. В категории одноразовой посуды сокращение доли пластика еще более ощутимое. Мы видим, что полимерные тарелки потеряли почти 20% оборота в пользу бумажных тарелок, которые имеют потенциал к росту даже в условиях пандемии и действующих ограничений», – сообщает руководитель отдела закупок компании «Гудвин» Анна Паламарчук.

Осознанность и сознательность

Почти 60% россиян считают принципиально важным, чтобы компании и бренды осуществляли программы по защите окружающей среды. И наиболее обеспокоены вопросами экологии молодые люди в возрасте 15–20 лет – будущие активные и платежеспособные потребители. В этом смысле большое значение приобретает упаковка категории eco-friendly, само использование которой является правильным и полностью вписывается в концепцию ответственного потребления. Шаг в сторону экологичной упаковки и одноразовой посуды делают в том числе организаторы мероприятий на открытом воздухе и операторы фуд-кортов, использующие для обслуживания гостей, например, тарелки из биоразлагаемых материалов. Переход на изделия из целлюлозного волокна позволяет снизить нагрузку на экологию, уверены в компании «Гудвин», так как на таких объектах нет возможности организовать раздельный сбор мусора. «Когда мероприятие проходит на природе, правильно предлагать гостям тарелки из целлюлозного волокна: такие изделия просты в утилизации и не требуют специальных условий для переработки. Даже если, допустим, такая тарелка останется на земле, то пройдет дождь – и она буквально растворится, – комментирует Анна Паламарчук. – В свою очередь гости на такие, экологичные, инициативы реагируют более чем позитивно, так как стремятся участвовать в программах по сохранению природы». Тарелки из целлюлозного волокна, к слову, эксперты называют одной из наиболее перспективных товарных категорий с точки зрения спроса в HoReCa. По данным «Гудвин», несмотря на сравнительно небольшую долю в общем обороте в первом полугодии 2021 г. данная категория выросла в два раза, и это несмотря на действующие ограничения по проведению массовых мероприятий и работе фуд-кортов – основных потребителей такой продукции.
Slide 16_9 - 1.jpg
Комфорт и безопасность

Как сообщают аналитики Euromonitor International, с началом пандемии потребители стали воспринимать упаковку как условие санитарной безопасности и соблюдения того самого принципа бесконтактности, который уже является для современных горожан нормой жизни. Более того, в выпущенных в 2020 г. рекомендациях Роспотребнадзора использование одноразовых посуды и упаковки было названо в числе эффективных мер профилактики и предупреждения передачи коронавирусной инфекции. Еще одним условием безопасности для гостей ресторанов и пользователей доставки является 100% натуральный состав упаковки и одноразовой посуды. Так, абсолютно безопасным для потребителей и природы решением являются одноразовые тарелки и бургер-боксы из целлюлозного волокна (сахарный тростник, древесина, бамбук и т.д.).
Slide 16_9 - 5.jpg

Для производства таких изделий используют исключительно растительное сырье, изготавливают их путем термоформовки – эта технология полностью исключает применение полимеров, а значит, в такой посуде гарантировано отсутствует пластик. Кроме того, посуда из целлюлозного волокна отличается жиро- и влагостойкостью, может быть использована для замораживания и разогрева блюд в СВЧ-печи, при этом гарантирует потребителям комфорт и безопасность, так как имеет сравнительно меньшую теплопроводность и снижает, например, риск ожогов. И, наконец, тарелки из биоразлагаемых материалов отличают лаконичный дизайн и премиальный внешний вид, и главное – их можно брендировать, нанося на поверхность изделий посредствам конгрева логотип высокой четкости.

Доступность и локализация

Российские потребители действительно становятся все более сознательными, переходят на раздельный сбор мусора и используют для похода в магазин многоразовые сумки. Вместе с тем ответственность за реализацию экологических инициатив они возлагают главным образом на розничные сети и операторов фудсервиса, ожидая от них перехода на экологичные виды упаковки и биоразлагаемую одноразовую посуду. Так что перед рестораторами стоит задача поиска альтернативы, а перед поставщиками в HoReCa – расширения предложения по экологичной упаковке, в том числе относительно доступной цене. «Одноразовая посуда из целлюлозного волокна может обойтись закупщику в два раза дороже по сравнению с, например, изделиями из пластика, – рассказывает Анна Паламарчук. – Тем не менее посуда из целлюлозного волокна более доступна по цене, чем изделия из других биоматериалов, например, кукурузного крахмала (в данном случае экономия составит примерно на 25–30%)».
Slide 16_9 - 4.jpg
Снизить ценовую нагрузку на операторов фудсервиса, по ее словам, позволяет расширение ассортимента за счет локально произведенной продукции – такое решение позволяет оптимизировать цепочку поставок, уменьшить логистическое плечо и добиться тем самым существенного снижения отпускной цены. «Важно также понимать, что, несмотря на сравнительно высокую цену, посуда и упаковка из биоразлагаемых материалов – это отличная инвестиция в будущее, – добавляет Анна Паламарчук. – Клиенты получают отличное качество, презентабельность и лояльность своих гостей, так как сейчас все больше людей задумывается об агрессивной нагрузке на экологию, которая ежегодно растет вместе с увеличением потребления одноразовой посуды».

Материал подготовлен при поддержке компании «Гудвин».

Устойчивый спрос: как изменилось отношение потребителей к одноразовым посуде и упаковке

Устойчивый спрос: как изменилось отношение потребителей к одноразовым посуде и упаковке

Комментарии (0)