11 июня 2019, 12:06
Жанна Присяжная / Москва,
Тренд на ЗОЖ, захвативший американский и европейский рынки еще пять-десять лет назад, в последние годы добрался и до российской столицы, спровоцировав развитие ниши ресторанов и кафе здоровой еды. В своих концепциях предприниматели делают акцент на веганских, вегетарианских, сыроедческих блюдах, безглютеновой еде и просто на сбалансированных по жирам, белкам и углеводам позициям. В каких форматах открываются, на кого рассчитаны и на чем зарабатывают такие заведения, разбирался «FoodService».
Большинство предпринимателей, решивших открыть ЗОЖ-проекты, сами являются приверженцами той системы питания, которую кладут в основу меню своих заведений. Одним из факторов, подталкивающих их к запуску именно таких концепций, выступает отсутствие на рынке предложений, соответствующих их собственным требованиям к еде. «Я сама придерживаюсь веганской системы питания, и задача нашего заведения не только получить прибыль, но и показать, что еда, не содержащая продуктов животного происхождения, вкусная, интересная и подходит для всех», – отмечает владелица веганского корнера Flora no Fauna на Центральном рынке Ксения Трушакова. По ее мнению, столичный рынок уже готов к появлению таких проектов. «В целом всегда была тенденция двигаться за Западом, а в США и Европе уже большинство сетей фастфуда вводят веганские позиции, которые популярны как среди веганов, так и среди мясоедов, не говоря об увеличении количества отдельных веган-заведений», – отмечает она.
Активное развитие сегмента здоровой еды подмечает и другой игрок рынка. «Рост категории продуктов для здорового питания в мире составляет 30% в год, – говорит владелица сети магазинов-кулинарий здоровых продуктов «Город-Сад» Дарья Лисиченко. – Люди в принципе стали задумываться о том, что они едят. И ЗОЖ-питание – это огромный перспективный рынок».
Эксперименты с системами питания, вылившиеся в увлечение флекситарианством, подтолкнули совладельца и бренд-шефа флекситерии «Мед и ревень» Кирилла Еселева открыть именно такую концепцию. «Когда в Испании я познакомился с идеей флекситерианства – системой питания, основанной на растительной пище, но позволяющей употреблять в небольших количествах мясо, молоко и яйца, то очень вдохновился гибкостью подхода, – отмечает он. – Я долгое время придерживался вегетарианства, в течение трех месяцев был сыроедом, но в итоге пришел к флекситерианству и положил его в основу концепции нашего ресторана».
Место под солнцем
ЗОЖ-концепции ориентируются на платежеспособную, разбирающуюся в трендах, в том числе гастрономических, аудиторию, поэтому локацию предприниматели выбирают соответствующую: внутри Садового кольца, в элитных жилых районах или рядом с бизнес-центрами класса А. Так, корнер 365detox, торгующий здоровыми напитками и снеками, расположили на первом этаже универмага «Цветной». Точки сети смузи-баров Berry Fruit Vitamin & Fresh Bar работают в торговом доме «Весна» на Новом Арбате, на Центральном рынке и новом фуд-молле Degustator в башне «Федерация». Ресторан здоровой еды КМ20 находится в престижном Столешниковом переулке. По соседству, на Большой Дмитровке, расположился ресторан концептуальной вегетарианской кухни Fresh; две другие точки сети работают на Патриарших и Мытной улице. Для первой точки владельцы ЗОЖ-проектов нередко выбирают локацию на модных фуд-моллах.
Так, корнер «Vegaнутые» Гаяне Бреиовы и Александра Орлова разместился в недавно открывшемся на Лесной фуд-молле «Депо. Москва». На точке площадью 26 кв. м организован полный цикл производства, блюда готовят под заказ под руководством шеф-повара Руслана Ахмедова. Заранее делают тесто для raw-пиццы (из семян льна, миндаля и проросшей чечевицы), соусы, десерты, выставленные в холодильной витрине. Сейчас 60% продаж приходится на кухню, 20% на кондитерские изделия, оставшиеся 20% дает бар. В хитах продаж – raw-пицца, авокадо тост, торт-крем из авокадо, баннофи торт, халва, пармалас с лавандой. Фудкост, по словам Гаяне Бреиовы, держится на уровне 33–34%, средний чек составляет 500 руб.
Иногда при выборе помещения возникают нюансы этического характера. «Мы сами веганы, и это наш первый проект в HoReCa, поэтому ко всем аспектам мы подошли очень ответственно, – рассказывает совладелица веганского кафе VegU Светлана Агеева. – В поисках локации мы пересмотрели около 100 площадок, одна из которых нам очень понравилась, но по соседству находилась мясная лавка, а рядом – магазин меха. Сложно представить веганское кафе в таком месте, и вряд ли оно станет привлекать гостей, особенно если они тоже веганы. И мы отказались, выбрав локацию в районе метро «Белорусская». VegU – небольшое кафе на 20 мест с узким меню, которое Светлана Агеева открыла в партнерстве с Верой Бондаренко.
За кухню девушки отвечают сами, шеф-повара в проекте нет. В меню порядка пяти сэндвичей и столько же десертов, смузи, кофе, какао, чай. Блюда готовят на месте под заказ. Среди хитов продаж сэндвич с авокадо и черникой, клаб-сэндвич на гречневом хлебе, Lime pie raw, смузи «Вишневое какао». «Мы открылись в феврале 2019 г., и пока фудкост большой – более 40%», – отмечает Светлана Агеева. Средний чек в VegU – порядка 700 руб.
Дополнительный наплыв гостей кафе здорового питания получают во время Великого поста. «Этой весной мы получили большое количество положительных отзывов за возможность выбора интересной неповседневной еды и за наши веганские десерты, которые позволили людям сохранять нужное количество эндорфинов, соблюдая жесткий пост», – делится Гаяне Бреиова. В целом среди гостей корнера «Vegaнутые», по ее словам, преобладает женская аудитория.
Гаяне Бреиова, совладелица корнера «Vegaнутые»:
Полный цикл
В то время как одни предприниматели начинают осваивать ЗОЖ-тематику с небольших корнеров на гастромаркетах, другие рискуют сразу же открывать полноценные рестораны с внушительной посадкой. Открывшийся около года назад ресторан и винный бар концепт-стора КМ20 стал, по мнению владелицы Ольги Карпуть, логичным дополнением к одноименному магазину. В меню ресторана на 100 посадочных мест сделан акцент на здоровую еду и сезонные продукты. Здесь нет жестких ограничений по системе питания: в блюдах используют рыбу, морепродукты, коровье молоко и фермерские яйца. Наравне с этим в меню есть безглютеновые паста и оладьи, бургер без мяса, конфеты с матча или тофу, миндальное молоко собственного производства. Около 75% блюд – овощные.
От алкоголя в заведении не отказались, так как в отличие от многих ЗОЖ-концепций открыли винотеку биодинамических вин, созданных только с использованием ручного труда и органических удобрений. «Ресторан располагается на третьем этаже, наличие видовой летней террасы на крыше здания предполагает, что гости будут сидеть в заведении долго, и обширное предложение по вину – логичная услуга для такой локации», – поясняет Ольга Карпуть. В винной карте около 45 этикеток, в целом на бар приходится 30% выручки ресторана. «Постоянные гости магазина и, соответственно, ресторана – сотрудники находящейся рядом редакции ИД Conde Nast, модная молодежь, блогеры, туристы», – добавляет Ольга Карпуть. Средний чек в заведении, включая алкоголь, составляет 2000 руб.
ресторан КМ20 от Ольги Карпуть
Другой ресторан, «Мед и ревень» (на 45 посадочных мест), открывшийся в марте этого года на Валовой улице, пропагандирует флекситерианство – сбалансированное по белкам, жирам и углеводам (БЖУ) питание. «Мы разрабатываем позиции таким образом, чтобы внутри одного блюда человек получал сбалансированный прием пищи. Поэтому мы намеренно отказались от бизнес-ланчей: чтобы они были маржинальными, придется сделать их нездоровыми либо скупыми, а это противоречит нашему позиционированию», – поясняет Кирилл Еселев. В меню «Мед и ревень» есть рекомендации, какие позиции лучше употреблять на завтрак, обед и ужин, а также специальный раздел «Детокс» со свежевыжатыми овощными и фруктовыми соками. Около каждого блюда в меню указаны энергетическая ценность и содержание БЖУ. «К нам сейчас ходит несколько человек, как говорится, «в теле», мы помогаем им составить рацион, будем наблюдать за прогрессом» –отмечает Кирилл Еселев. Около 30% меню – овощные блюда, также есть блюда из рыбы и диетических сортов мяса: кролика, телятины, индейки. Последние закупают у фермерских хозяйств. Хиты продаж – чизкейк из батата с козьим сыром, маскарпоне и кленовым сиропом, брускетта с неркой, мягким козьим сыром, свекольным муссом. В меню есть и мед, и ревень. «Это все-таки название заведения, поэтому у нас есть несколько позиций, – рассказывает Кирилл Еселев. – Из ревеня делаем тоник, конфитюр, летом будем печь пирог с ревенем». Сейчас, по словам Кирилла Еселева, в заведение ходит много спортсменов, поскольку ресторан находится рядом с фитнес-клубом, по вечерам есть пожилые люди, а по выходным гости, которые едут конкретно за этой концепцией, часто с детьми. Средний чек заведения – 1200 руб., фудкост – 28,5%.
Некоторые игроки выстраивают концепцию вокруг одной популярной категории, а порой и одного продукта. Такие проекты, как правило, работают в формате корнеров или островов на территории гастромаркетов. Так, три года назад в столице появилась сеть смузи-баров Macadamia. Позже владельцы разделили бизнес, и часть точек, перешедшая в управление предпринимателю Екатерине Быковой, получила название Berry Fruit Vitamin & Fresh Bar. В меню 16 вкусов смузи и 12 видов свежевыжатых соков. Основная аудитория корнера – хипстеры, «зожники», семьи с детьми. Готовят соки и смузи на месте под заказ. Объемы соков – 300, 500 и 1000 мл, смузи – 300 и 400 мл. «У нас две основные фишки: смузи мы подаем в одноразовых бутылках в форме лампочек, а соки смешиваем по желаниюгостя в любых пропорциях», – рассказывает Екатерина Быкова.
Хитом продаж является привычный и понятный апельсиновый сок. Смузи гости предпочитают с тропическими фруктами – ананасом, манго, маракуей. «Напитки готовят только при госте, – продолжает Екатерина Быкова. –С утра мы делаем исключительно заготовки: предварительно очищаем апельсины, гранаты, морковь, но ровно столько, сколько будет использовано в ближайшие часы. Мы позиционируемся как лакшери-концепция соков и смузи со средним чеком 400 руб., поэтому очень следим за качеством». По ее словам, именно страх потерять репутацию заставил ее отказаться от продажи франшизы и развития доставки. «Но у нас есть услуга кейтеринга: мы выезжаем на крупные мероприятия и готовим соки и смузи на месте. Для небольших событий мы можем сделать напитки к определенному времени, но только те позиции, которые визуально не изменяют характеристики», – отмечает Екатерина Быкова.
Тропические фрукты закупают замороженными у проверенного поставщика, чтобы сбалансировать цену и обеспечить стабильное качество готового продукта. «И со свежим манго можно не угадать, – продолжает Екатерина. – Оно может быть красивым, но абсолютно невкусным». С развитием сети, увеличением трафика гостей и объемов закупок выровнялся и фудкост проекта. «Когда мы открывались, показатель был больше 40%, сейчас он держится на уровне 24–27%», – отмечает Екатерина Быкова. В ближайших планах – открыть еще несколько корнеров, в том числе в фуд-холле кинотеатра «Ангара».
В другой ЗОЖ-концепции с узким меню, Avocado Point, взяли за основу ставший модным в последние годы фрукт авокадо. Корнеры Avocado Point работают в трех локациях – на фуд-молле «Eat Market Красная Роза», Усачевском рынке и фуд-корте «Садовый буфет» на проспекте Мира. «По итогам первых шести месяцев работы Eat Market авокадо-бар занял лидирующую позицию, войдя в топ-5 концепций по выручке», – отмечает директор по маркетингу и рекламе Eat Market Елизавета Земская. Год назад меню Avocado Point было полностью переработано. «Мы добавили завтраки, которые сейчас приносят треть выручки, брускетты – еще примерно треть выручки», – рассказывает владелица проекта Элина Осипова. Хиты продаж – «Зеленый завтрак», брускетта с авокадо, лососем и яйцами пашот, соба с креветками и манго.
Авокадо закупают преимущественно доминиканское, в зависимости от сезона выбирают сорт: карл, поллак, семил, доктор дюпуа плюс сезонное авокадо из Израиля, ЮАР, Перу, Турции и Туниса. «Колебание цен на доминиканское авокадо невелико, а вот к стоимости сезонных плодов приходится подстраиваться, – отмечает Элина Осипова. – Преимущество доминиканского авокадо в том, что оно очень хорошо хранится и имеет стабильное качество: редко когда не дозревает или, наоборот, портится раньше времени» Процент списания в сети –3–0%. «Раньше показатель был больше, но мы снизили его за счет работы с поставщиками и более частыми заказами. Это стало возможно только с ростом оборотов, – продолжает Элина Осипова. – Средний чек за последние полтора года вырос на 20% и составляет 650–700 руб. Фудкост пока на уровне 33–35%».
Перспективность ниши здорового питания четко осознают и ритейлеры, причем как в премиальном, так и в массовом сегменте, наращивая ассортимент готовых блюд, позиционирующихся как здоровые. По этому пути сейчас идут «ВкусВилл», «Азбука вкуса», «Перекресток» и другие игроки. Наиболее показателен в этом смысле опыт столичных магазинов-кулинарий «Город-Сад», бизнес которых лежит на стыке ритейла и фудсервиса. Сегодня именно кулинария приносит сети наибольшую долю выручки – 65%. «В процессе разработки меню кулинарии мы решили отойти от привычных блюд: категорически не хотели оливье и селедку под шубой. Мы первые, кто начал продавать raw-десерты для веганов, – рассказывает Дарья Лисиченко. – В продуктовой матрице сейчас около 80% блюд из овощей, но также есть позиции для приверженцев разных типов питания – от низкоуглеводной до кето- и палеодиеты».
У сети есть собственная доставка из кулинарии. «Также мы работаем со всеми агрегаторами. Сейчас посредством доставки реализуется 25% продукции», – отмечает Дарья Лисиченко. В «Город-Сад» реализуют как изготовленную на собственной фабрике-кухне продукцию, включая, например, недавно запущенную линейку миндального молока Hi, I’m Milk и кокосовых йогуртов Yoco, так и продукцию сторонних поставщиков в ассортименте полки. На точках предусмотрена также посадка для гостей, число посадочных мест варьирует от 10 до 40. Средний чек в магазине (полка) – 450 руб., в кафе – 550 руб. Среди наиболее популярных блюд сырники, филе куриной грудки сувид, рататуй с тофу и авокадо, салат из кейла, raw vegan канноли.
На рынок ритейла, но уже в качестве поставщика, планирует выйти и владелица Flora No Fauna. «Наличие централизованной кухни дает нам возможность расширять свое присутствие в розничной торговле, а также других кафе, где нет своего производства десертов. В ближайшее время наша продукция будет представлена в «Азбуке вкуса» и нескольких других продуктовых сетях», – отмечает Ксения Трушакова.
Здоровое питание подразумевает использование щадящих технологий обработки пищи. Сувид, тушение, запекание, высушивание, варка и незначительная обжарка на гриле –основные способы приготовления ЗОЖ-позиций. Однако оснащение кухни при кажущейся простоте процессов может потребовать значительных инвестиций. Так, на строительство и техническое оснащение корнера «Vegaнутые» потребовалось более 9 млн руб. Из оборудования на кухне установлены сэндвич-гриль, шнековая соковыжималка, газовая плита, конвектомат, два дегидратора (для высушивания сухофруктов, томатов, орехов и т.д. при температуре не выше 38 °С для блюд raw food), холодильные столы, в ближайшее время на точке появится мороженица для сорбетов.
Вложение в небольшой по площади корнер (8–10 кв. м), специализирующийся только на свежевыжатых соках и смузи, Berry Fruit Vitamin & Fresh Bar составляет порядка 2,5 млн руб, где основной частью расходов являются особые условия аренды. «Идеально оснащенная для нас точка – это две большие горизонтальные поверхности, холодильник и морозильник, соковыжималка для цитрусовых, – отмечает Екатерина Быкова.
Выпуск журнала:
Теги: