Большинство молодых и многообещающих имен на кофейном рынке появилось в конце 1990-х гг. И это верно не только в отношении Великобритании, где идея кофе-баров была подхвачена сетями заведений общественного питания быстрее, чем где-либо в Европе. Такая ситуация сложилась практически повсюду, даже в восточной части континента. С точки зрения предпринимателей и потребителей, кофе-бары – это не менее престижно, чем компьютерные фирмы или дизайнерские студии. В то же время среди игроков на этом рынке хватает крупных корпораций, которые обладают ресурсами для активного роста и таким образом содействуют ускоренному расширению рынка.
Лучшим примером крупного игрока в кофейном сегменте является, конечно, McDonald’s и его McCafe. Кофе-бары в сущности являются частью «мира быстрого обслуживания». То, что они продают, – это десятиминутки отдыха от суеты повседневной жизни. Для все большего количества людей они стали ежедневным угощением, маленькой роскошью, которую те могут себе позволить. Кофе латте и подобные продукты являются ключевыми элементами в развитии этого бизнеса. На наших глазах зарождается новая культура потребления кофе многими миллионами европейских потребителей. Продажа времяпрепровождения, а не просто необходимого товара является важной составной частью пакета цен в этой категории премиум-класса.
Кофе-бары оказываются невероятно эластичными в вопросах размеров и места их расположения. Одиночно стоящие или в формате «магазин в магазине», они умудряются найти для себя место практически везде.
60 ведущих игроков
– В списке приводится 60 компаний, управляющих почти 8000 кофеен. Рост числа кофеен составляет 21% за 12 месяцев (2006 г.: +18%). Вверху списка оказались компании из пяти стран со значительно различающейся политикой позиционирования брэндов (Starbucks/США, Tchibo/Германия, Costa Coffee/Великобритания, McCafe/Австралия и Segafredo/Италия).
– Лидер мирового рынка Starbucks преодолел планку 1000 заведений в Европе почти через десять лет со времени своего вхождения на рынок Великобритании.
– Впервые в первой десятке оказался российский игрок – «Кофе Хауз». В Топ-60 присутствуют три российских
и два польских брэнда.
– Рост количества кофеен: лидером абсолютного роста является McCafe с 250 новыми торговыми точками, из которых 184 открылись в Германии. За McCafe следуют Starbucks (+217) и Costa Coffee (+201 точек). По показателям относительного роста лидирует British Coffee Republic с показателем 134%. За ним идут российский брэнд «Шоколадница» с 95% и австрийская Coffeeshop Company с 70%.
– Наиболее широко распространенные марки кофе
– Segafredo (30 европейских стран), Caffe Ritazza (18) и Illy Cafe (15).
Эти 60 брэндов появились в 19 странах, что свидетельствует о крайне широком географическом диапазоне этой сводной таблицы. 13 из этих 60 названий появились в Испании, девять – в Великобритании и три – в Австралии.
Топ-12
1. Starbucks. Номер один в мире также стал европейским лидером по количеству кофеен. В 2007 г. компания увеличила количество точек на 25%. Выход на российский рынок.
2. Tchibo. Ведущая немецкая компания по обжарке кофе с уникальной многоканальной системой продаж. Она действует в семи европейских странах в различных форматах кофе-баров – от мини-модулей и киосков до полномасштабных кофеен. 800 заведений, 500 из них в Германии. Незначительный рост.
3. Costa Coffee. Учрежденная в 1985 г., сегодня компания находится в собственности Whitebread. Общее количество кофеен по всему миру – 936,
из них 686 находятся в Великобритании, где эта сеть по численности кофеен превосходит Starbucks. В числе перспективных рынков компания называет Китай (в течение ближайших пяти лет планируется открыть 600 кофеен) и Россию (в планах 200 заведений в сотрудничестве с «Росинтер Ресторантс»), а также Украину и Белоруссию.
4. McCafe. Концепция «магазин в магазине» от McDonald’s, рождeнная в Австралии и уже появившаяся в 11 европейских странах. Добилась потрясающего успеха в Германии, где в каждом третьем ресторане McDonald’s можно найти McCafe. Самая важная находка: доходы McDonald’s в целом выросли после появления McCafe. Компания стала продавать больше чизбургеров.
5. Segafredo. Эта сеть кофеен была основана в 1998 г. С точками в 30 европейских странах этот брэнд стал одним из наиболее распространенных из всего Топ-60. Около 100 кофеен – в Германии.
6. Caffe Nero. Основанная в 1997 г., компания достигла роста 19% в 2007 г. Caffe Nero – № 3 среди отдельно стоящих кофеен. 102 точки в Лондоне и 244 в других частях Великобритании. Среди последних шагов компании – разработка мобильных киосков Nero Express для железнодорожных станций. Этот брэнд делает особый акцент на создании аутентичной итальянской атмосферы и особой смеси кофейных сортов с эксклюзивной музыкой и особенностями местного колорита.
7. Caffe Ritazza. Кофейни формата аэропортов, вокзалов и придорожных закусочных, созданные компанией SSP International, специализирующейся на предоставлении скидок на туристические поездки. Количество кофеен в Европе: 281 в 18 странах (Великобритания – 181). В мире (включая США и Китай): 365 в 37 странах.
8. Caffe Revive. Кафетерии с полным диапазоном эспрессо, где используется продукция Fairtrade, разработанная Marks & Spencer для своих магазинов. Заведения в Великобритании и Ирландии стали более стильными и «свежими» за последние один-два года. Некоторые из наиболее крупных магазинов M&S также обзавелись «Барами деликатесов» (7), «Горячей едой нарасхват» (27) и «Кухнями M&S», где помимо еды предлагается эспрессо-меню.
9. Hema Koffiebuffet. У компании появился новый владелец. Maxeda (La Place) продал Hema британскому инвестиционному фонду Leon Capital в 2007 г. Инвестиционные возможности очень велики, но конкретные планы отсутствуют. Присутствует в Голландии, Бельгии и Германии. Очень низкие темпы роста.
10. «Кофе Хауз» является крупнейшей сетью кофеен в России. Этот национальный брэнд на конец 2007 г. насчитывал 191 кофейню, из которых 111 в Москве. Многие филиалы «Кофе Хауза» являются отдельно стоящими кофейнями, но эта сеть также имеет точки в аэропортах, бизнес-центрах, торговых центрах. Сеть предлагает около 40 различных напитков на основе эспрессо, чай и соки.
11. BB’s Coffee & Muffins. Основана в Австралии в 1985 г., в Великобритании появилась в 1997 г. Около 180 точек продаж, в основном по договору франшизы – в ТЦ Великобритании и Ирландии. Ассортимент кофе дополняется сладкими и сытными маффинами свежей выпечки, предлагаемыми круглосуточно. Кроме того, в некоторых кофейнях можно купить натуральное новозеландское мороженое, сорбеты и смузисы.
12. Coffeeright. Первый из двух греческих кофейных брэндов. Концепт принадлежит Gregorys Foodservice. Рост за прошлый год составил 17%.
N.B. Список 60 ведущих игроков на рынке кофеен в Европе стал результатом совместной работы редакции и корреспондентов «FoodService Europe & Middle East» (особое спасибо Брюсу Уайтхоллу, Марио Касисаль Вийарино, Анне Людковской, Карелу де Восу, Софии Зельберг и Альдоне Витак). Он должен быть достаточно полон. Тем не менее дайте нам знать, если мы упустили какую-либо из компаний из виду или наши данные устарели.
Фундаментальные изменения:
– от продажи напитков к продаже образа жизни;
– от горячего напитка к питьевой закуске. Границы между питьем и едой стали крайне размытыми;
– от завтраков до 24-часовой работы;
– от малых традиционных чашек до крупных чашек, стаканов и увеличения продаж.
Nespresso
В 2001 г. первый Nespresso Boutique открылся в Париже. Сегодня пионер в области продаж кофе класса премиум насчитывает 117 отделений в 48 странах. Такие бутики являются одновременно выставочными залами и точками продаж кофеварок компании. Для магазинов-кофеен Nespresso выбирает только самые престижные места в торговых центрах верхнего ценового диапазона, находящихся в центрах космополитичных городов. Из 81 бутика в Европе семь оборудованы дополнительными кофе-барами для продажи кофейной продукции, рассчитанными на тех, кто не покупает технику Nespresso (Копенгаген, Франкфурт, Лозанна, Мюнхен, Париж, Прага, Цюрих). Nespresso является одной из наиболее быстрорастущих компаний Nestle Group.
Старбакс: поход на Восток
Клифф Берроуз, президент Starbucks Coffee Company Europe, Middle East and Africa с апреля 2006 г. по март 2008 г., 12 марта 2008 г. назначен президентом Starbucks USA. В интервью «FoodService Europe & Middle East» он рассказал о стратегии развития компании по всему миру.
– Каковы были самые важные события (продукты, концепции, рынки) в Европе в 2007 г.? Планы на 2008 г.?
– 2007-й был годом, когда мы добились значительных показателей в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. На 2008 г. прогнозы не хуже. Мы отпраздновали пятилетие нашей деятельности в Испании, Германии и Греции. Значительно продвинулись в Восточной и Центральной Европе, открыв первые подразделения в России, Румынии и недавно в Чехии. Мы также объявили о скором открытии кофеен в Польше и Венгрии. Наконец, мы все с нетерпением ожидаем открытия точки в Египте – первого филиала Starbucks в Африке. Кроме того, в 2007 г. мы представили Starbucks Card в Великобритании и Ирландии и запустили новую линию расфасовки кофе в Великобритании.
– Какую пользу принесет Европе новая стратегия Говарда Шульца по переносу основного направления деятельности на международные рынки?
– Мы все очень рады недавно объявленным переменам в стратегии компании и уверены, что они смогут увеличить рост нашей компании во всей Европе. Мы надеемся, что нам пойдут на пользу новые ресурсы, которые позволят более активно развиваться, а также глобальный опыт культуры обслуживания клиентов.
– Где вы видите отделения Starbucks к 2010 г.?
– Наш потенциал в пределах Европы, Ближнего Востока и Африки велик. Мы продолжим развиваться в Восточной и Центральной Европе, при этом будем открывать отделения в новых городах на уже освоенных рынках. Кроме того, надеемся, что сможем удовлетворить требования потребителей, постепенно внедряя на рынки Starbucks Card и расфасованный кофе. Как и всегда, мы будем уделять внимание в первую очередь качеству кофе и обслуживания.
Starbucks
1085 кофеен в 14 странах к концу 2007 г. Рост – около 200 кофеен, или 26%, за 12 месяцев. Три лидирующих рынка: Великобритания, Германия и Турция. В Германии Starbucks отметил пятилетний юбилей деятельности и открытие 100-го заведения. Темпы расширения компании в Средиземноморском регионе оказались выше среднестатистических, а в России и Румынии были открыты первые отделения. Главными торговыми партнерами компании в Европе являются: Greek Marinopoulos Group (Греция, Кипр, Румыния, Швейцария, Австрия и Болгария) и Spain’s Vips (Испания, Франция и Португалия). Польская компания AmRest является новым партнером Starbucks по организации совместных предприятий в Восточной Европе.
McCafe
Концепция McDonald’s может похвастаться более 650 европейскими точками продаж, что говорит о 60%-м росте за год. Сегодня этот суббрэнд можно найти в 11 странах Старого Света. В Германии их больше всего: в 2007 г. там открылось 184 McCafe (+86%) – значительно больше, чем ожидалось. Средняя цена на латте маккиато: большой (300 мл) – 2,30 евро, гранд (400 мл) – 2,70 евро. Средний счет достигает 3,60 евро. Продажи напитков приносят 65% всей прибыли. Продажа на вынос составляет 28%. При этом компания не продает кофе из подъездных окошек для машин (McAvto).
Главные события 2007 г.: первая реклама суббрэнда McCafe в потребительских и женских журналах. Модель Хайди Клум стала «лицом брэнда». В прошлом году компании удалось добиться стремительного роста на итальянском, французском и австрийском рынках.
Лондон – столица кофеен
Прошло менее 15 лет с тех пор, как лондонские эспрессо-кафе новой волны породили настоящий бум развития кофеен по всей Европе. Ранние игроки наподобие Aroma, Seattle Coffee и Madison’s уже сошли со сцены, однако такие международные брэнды, как Stabucks, открывший свой первый европейский филиал на лондонской Kings Road в 1997 г. и обладающий большим количеством кофе-баров в Лондоне (более 120), чем в любом другом городе мира, проявляют значительную активность. Другим сильным игроком является входящая в британскую Whitbread group компания Costa, которая хотя и представлена в Великобритании численно большим количеством кофеен, но вступила на лондонский рынок позже Starbucks. Однако недавно она начала развиваться значительно активнее отчасти благодаря более оригинальному подходу к выбору мест для новых кофеен и франчайзинговой политике. Их кофейни можно найти в банках (совместное предприятие с Abbey National), супермаркетах (Tesco), офисах, книжных магазинах (Waterstone’s и W.H.Smith), равно как и в более типичных местах – на улицах в центре города, вокзалах, в аэропортах и торговых центрах.
Caffe Nero, кофейный брэнд №3 в Великобритании, особенно прочно обосновался в Лондоне, располагая 102 кофейнями. Все в собственности компании. В прошлом году компания стала еще заметнее благодаря установке торгующих на вынос мобильных киосков Nero Express на основных железнодорожных станциях, где ранее располагались АМТ. После попыток разделить право собственности с другими фирмами компания вернулась в 2007 г. в частные руки, а основатель компании Джерри Форд стал CEO и главным акционером компании.
Кофе приобретает все большее значение и в традиционных барах. Сеть баров с крупными залами J.D.Wetherspoon предлагает широкий выбор кофе во всех своих 685 филиалах (многие из них – «сверхразмерные» бары в Лондоне и окрестностях) и уже инвестировала порядка 6 млн фунтов в необходимое оборудование и обучение персонала. Насколько можно сравнивать визиты в бары с посещением кофе-баров, остается спорным вопросом, но Wetherspoon в настоящее время рассчитывает продавать по меньшей мере 500 чашек в неделю в каждом из своих заведений. Сеть растет со скоростью 30 отделений в год и агрессивно продвигает ценовую политику, более доступную, чем у Starbucks (у которого цены повышались дважды в 2007 г.) и других брэндов кофе-баров.
Greene King, другая гигантская сеть питейных заведений, разместила действующие по договору франшизы отделения Coffee Republic в 30 своих барах, а в следующем году планирует добавить еще 40.
Помимо Wetherspoon соревнование цен не является ключевым фактором продаж кофе в Лондоне, где средний счет в кофе-барах достигает 3,32 фунта. Сеть сэндвич-баров Benjy’s, которая некогда стала известна капучино за 30 пенсов, разорилась в 2007 г. Все последнее десятилетие McDonald’s размещал кофейные бары McCafe с умеренными ценами в некоторых крупных лондонских заведениях, но сейчас осталась только одна кофейня в районе Бирмингема. Новый стиль этой сети, предлагающей расширенный выбор кофе в основном меню, считается более удачным.
Едва ли способные соревноваться с основными кофейными брэндами, гибридные точки немецкой сети Tchibo стали все заметнее в лондонских окрестностях, в основном на главных улицах пригородов. Это также одна из немногих кофейных сетей, размещающая рекламу на телевидении. Из 76 точек Tchibo в 52 есть кофе-бары с широким выбором напитков на основе эспрессо, сэндвичей, выпечки и пирожных рядом с полками с недорогими товарами для дома. В самых крупных заведениях 25–30 сидячих мест. На кофе-бар приходится от 10 до 60% общих продаж в зависимости от расположения точки.
Новые направления
Лондон продолжает доминировать в сфере британского кофейного бизнеса, поскольку примерно треть отделений всех сетей кофеен находятся в британской столице. Аналитическая фирма Allegra Strategies называет их общее число в пределах кольцевой дороги M25 вокруг Лондона – 1055. На оставшейся территории Великобритании – 2120. В начале десятилетия их число составляло 626 и 1382 соответственно.
Влияние брэндов не остановило новичков на этом рынке, и, как считается, около 20% независимых кофе-баров в Великобритании открылись всего лишь в прошлом году. Однако «большая тройка» брэндов в настоящее время тянет рынок за собой, и появляется все больше свидетельств того, что некоторые из брэндов «второго эшелона» вскоре выдохнутся в этой гонке. Тем не менее некоторые из более мелких лондонских операторов, предлагающих разнообразные меню и услуги, продолжают процветать. Одним из таких примеров может быть Benugo, имеющая пять кафе-закусочных в столице плюс 15 филиалов в офисных зданиях и два в музеях.
Flat White, один из новичков, подает кофе в стиле, популярном в Австралии и Новой Зеландии. Необычное название кофе появилось из-за шелковистой узорчатой пенки, которой покрывается крепкий эспрессо. Можно назвать и другие интересные итальянские концепции новой волны, такие, как Spianata & Co и Amano.
Ключевые особенности лондонского рынка
– Растущее население. После нескольких десятилетий спада в Лондоне наблюдается чистый прирост населения на 50–70 тыс. человек в год, согласно некоторым исследованиям. Официальная численность населения Лондона составляла около 7,5 млн человек в середине 2006 г., а общая численность населения с пригородами – 8,3 млн человек.
– Локальный характер покупок кофе требует концентрации кофеен в ключевых районах, хотя цены на недвижимость там одни из самых высоких. Компании должны фокусироваться на ключевых элементах торговли в зависимости от времени дня, как, например, организация завтраков, а в наиболее ходовых местах кофейни получают максимум прибыли вечером. Caffe Nero обычно закрываются позже других кофеен – не ранее чем в 7 часов вечера в пригородах и в 11 часов вечера в некоторых центральных филиалах
(4 часа утра в Сохо).
– Конкуренция в сфере «кофеиновых продаж» с известными брэндами из других сегментов рынка общественного питания – от давно утвердившихся на рынке сэндвичевых сетей наподобие Pret A Manger, EAT и более дорогих заведений, таких, как Carluccio’s, Paul, Apostrophe и Le Pain Quotidien, до сотен «нишевых» кафе, продающих бейглы, пончики, буррито, маффины, соки и пирожки.