https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Амбициозный Папа

Екатерина Головацкая
Papa John’s – третья по величине сеть пиццерий в мире, основанная 25 лет назад Джоном Шнаттером, который до сих пор участвует в управлении бизнесом. В сеть входит 3500 ресторанов, акции компании торгуются на NASDAQ. Бренд работает по франчайзингу в 34 странах мира, в том числе в Канаде, Венесуэле, Великобритании, Египте, Саудовской Аравии, Малайзии, Китае. Первый ресторан Papa John’s в России появился в 2004 г. На сегодняшний день открыто 11 точек в Москве и четыре в Санкт-Петербурге. CapMan – одна из ведущих компаний по управлению активами в Северной Европе и России. Компания управляет фондом прямых инвестиций объемом 3,5 млрд. евро. CapMan была основана в 1989 г., ее акции, дающие право голоса (B shares), торгуются на Хельсинкской фондовой бирже с 2001 г. Корпорация заграничных частных инвестиций ОРIC (The Overseas Private Investment Corporation) была основана в 1971 г. правительством США. В числе задач компании – помощь американскому бизнесу в зарубежных инвестициях, способствование экономическому росту на новых и развивающихся рынках, поддержка частного сектора в управлении рисками, связанными с движением прямых иностранных инвестиций, а также поддержка внешней политики США. OPIC осуществляет инвестиции более чем на 150 рынках мира. За 38-летнюю историю объем инвестиций OPIC достиг $188 млрд. – Ваша компания взяла кредит $10 млн под развитие Papa John’s в России. На каких условиях вы получили средства и как собираетесь их использовать? – Когда мы купили бизнес, часть этих денег – $1,5 млн – была уже оформлена на предыдущих собственников бизнеса, а сейчас OPIC (The Overseas Private Investment Corporation) увеличила кредит до $10 млн. – В настоящее время мастер-франшиза на Россию полностью принадлежит вам? – Да. В 2007 г. мы купили 51% акций у российского франчайзи Papa John’s компании 3 Papas, а в прошлом году вместе с инвестиционным фондом CapMan выкупили оставшиеся 49% акций, и мастер-франшиза на всю Россию полностью перешла к кипрской компании PJ Western Retail Investments, которой я управляю. 3 Papas – это, по сути, несколько американских инвесторов, которые находились в США и не могли развивать компанию. Когда мы купили бизнес, работало всего четыре ресторана Papa John’s в Москве, хотя бренд появился в России еще в 2004 г. На данный момент у нас 11 точек в столице. – Вы не работали с Papa John’s в других странах? – Нет, это мой первый опыт в ресторанном бизнесе. Я в России уже восемь лет. Раньше я импортировал компьютеры из Америки, кроме того, работал с финансовыми учреждениями, совершал разного рода сделки с недвижимостью. Потом в 2007 г. случайно увидел эту возможность. Papa John’s в Америке – это действительно уникальный, живой бренд. Понимая, каков его потенциал в России, я решил развивать его здесь. – На какой срок взят кредит? – На восемь лет. – Каково обеспечение кредита? – Наша компания также владеет торговой недвижимостью в Москве, поэтому мы ее даем в залог на получение этих средств. – Сколько ресторанов вы планируете открыть и в какие сроки? – Наша цель – открывать по шесть–восемь ресторанов в год в течение следующих трех лет. Сеть будет развиваться в первую очередь в Москве. – Размер инвестиций в открытие одной точки? – $300–500 тыс., бывает, что ресторан стоит и $700–800 тыс. – Новые заведения планируете открывать преимущественно в спальных районах? – Сначала мы планируем развиваться за пределами третьего кольца: плотность населения там больше, а насыщенность рынка меньше. Потом мы  будем расширять бизнес внутри третьего кольца. Но жестко ограничивать себя не имеет смысла, ведь завтра может появиться привлекательное свободное помещение, скажем, на Цветном бульваре. В перспективе нам интересно Подмосковье, но в ближайшие год-полтора мы сконцентрируемся на Москве. – Рестораны Papa John’s в Питере принадлежат вам? – Это наши субфранчайзи. Франшиза им была продана до нас. Компания называется World Wide Papas, у них четыре ресторана. Сейчас они составляют свой план развития. – Каковы условия франшизы для субфранчайзи? – Роялти – 7,5%, первичный взнос – $25–35 тыс. за ресторан. Если кто-то хочет приобрести эксклюзивное право на какой-то район, то цена обсуждается дополнительно. – Когда планируете осваивать другие регионы? – Этим летом собираемся открыть ресторан в Иркутске через субфранчайзинг. – Почему именно в Иркутске? – Конечно, выбор региона – это очень важно, но, наверное, самое главное – это выбор партнера. Мы не хотим экономить на продуктах, чтобы больше зарабатывать. Нам нужно, чтобы человек, который будет этим заниматься, имел то же видение бизнеса, что и мы. – Поставщики у франчайзи должны быть те же, что у вас? – Да, поставщики все наши. Два раза в год они проходят аудит: приезжают специалисты из Америки, смотрят на производство, замеряют все показатели. Это общее условие франшизы. Многое, даже сыр, мы покупаем в Америке. – Это же должно сделать конечный продукт дорогим. – На самом деле не всегда. Мы покупаем продукты в Америке и Европе у таких поставщиков, которые имеют объемы производства и реализации, несопоставимые с российскими компаниями. Когда мы смотрим цены, например на пепперони, получается дешевле заказывать из Америки даже с учетом затрат на логистику. – У вас раньше были точки двух форматов: с расширенным залом и с маленьким, рассчитанные в основном на доставку. На какой формат вы будете ориентироваться и осталось ли такое разделение? – Конечно, осталось, ведь мы учитываем российскую специфику. В Америке Papa John’s работают в основном только на доставку и с собой: там нет столов. В Китае, где Papa John’s имеет около 150 ресторанов, есть места для посетителей. В России у нас два вида заведений: как здесь, на Кравченко, и как ресторан на Люсиновской, где всего два-три стола. С одной стороны, мы хотим ориентироваться именно на доставку и продажу на вынос, но с другой – русскому человеку нужно зайти в ресторан, увидеть, почувствовать, оценить продукт. Мне кажется, что лояльность значительно увеличивается, если мы можем показать, где приготовлена еда, что у нас чистая кухня. Сейчас расширенный зал имеют пять пиццерий в Москве. При этом рынок доставки в Москве в целом не насыщен, и нам, конечно, есть куда развиваться. Около 80% рынка доставки – это доставка пиццы. – Какая доля выручки приходится на доставку? – 60–75% выручки приходится на доставку и продажи на вынос. – Каковы средние чеки в ресторанах и на доставке? – Средний чек в зале чуть ниже, чем на доставке: в зале – 560 руб., на доставке – 750 руб. При этом 80–85% заказов – это пицца. – Какие пиццы лидируют у россиян? – Российские потребители любят мясные пиццы. В Америке самая популярная пицца – это «Пепперони», а в России она только пятая или шестая. Первая – «Супер Папа», где собраны различные мясные ингредиенты. Очень популярна «Чикен Рэнч». – Как работают дополнительные блюда в меню? Зачем вам нужны супы и паста? – Русские люди любят супы, их заказывают в основном в ресторане. Нередко бывает, что кто-то в компании предпочитает салат или пасту, а не пиццу. Кроме того, те люди, которые часто приходят к нам обедать, периодически хотят съесть что-нибудь новое. Необходимость иметь дополнительные блюда связана с тем, что у нас есть зал и полное обслуживание. Если бы мы занимались только доставкой, то, наверное, минимизировали бы количество дополнительных блюд. – Как рынок доставки чувствовал себя в кризис? – Конечно, мы заметили кризис, но, мне кажется, немного по-другому, чем другие игроки в этом секторе. Продажи сопоставимых ресторанов в 2009 г. у нас были в плюсе, причем выручка от доставки выросла на 20%. Люди стали меньше сидеть в зале и больше заказывать на дом. – За счет чего это произошло? Вы стали более активно продвигать доставку или так повел себя рынок? – Это рынок. Конечно, мы делали дополнительный промоушн – «больше за эту же цену» и т.д., но я не сказал бы, что это очень сильно повлияло на результаты. – Как менялся средний чек за последнее время? – Это очень интересно. Мы повысили цены на 2–3% за полтора года, при этом за первый квартал этого года средний чек у нас вырос на 15%. Я думаю, это связано с тем, что есть люди, которые спустились в наш сегмент из более высокого. Может быть, раньше они тратили деньги в ресторане, а не заказывали пиццу на дом. По нашим ощущениям, поменялся характер аудитории. Категория бывших постоянных клиентов стала менее активной, но появилась новая активная категория с какими-то иными покупательскими предпочтениями. – Доставка в Москве – достаточно сложный бизнес из-за пробок. Не сужает ли это возможности для развития? С одной стороны, у вас есть стандарты по скорости доставки, а с другой – жесткие московские обстоятельства. Как вы это сочетаете? – Это очень важный момент. Именно поэтому мы решили ограничить зоны доставки. Конечно, нам хотелось бы доставлять пиццу по всей Москве. У нас есть конкуренты, которые имеют одну-две точки, откуда развозят товар по всему городу. Бывает, что у нас возникают сложности, связанные с пробками, и мы доставляем пиццу в течение часа-полутора. У Papa John’s по всему миру стандарт на доставку – 35 минут. Но в Москве мы не всегда можем это гарантировать. Мы стараемся быть честными с нашими клиентами, поэтому ограничиваем зоны. Конечно, это плохо, потому что клиент не всегда понимает, почему одна улица в зоне, а соседняя – нет, и расстраивается. – Как вы решаете эту проблему? – Мы строим новые рестораны. Задача – открыть 30–40 точек в Москве, тогда все москвичи окажутся в зоне доставки. Мы собираемся скоро ввести GPS-технологию отслеживания машин доставки, тогда гость сможет зайти на наш сайт и проследить, где находится пицца, стоит ли доставщик в пробке. – Каков режим работы доставки? –Доставка работает с 11.00 до 23.00, но в некоторых зонах мы начинаем делать доставку до двух ночи по пятницам и субботам. – Сколько машин у вас работает на точке? – По-разному. В среднем шесть. Бывают и точки, где по субботам работают 15 машин. Пик заказов по доставке – пятница и суббота, ведь большинство наших клиентов – местные жители. Однако доставку в офисы мы тоже считаем перспективной. Дело в том, что многие люди еще попросту не знают про нас. Мы проводили исследование, в ходе которого выяснилось, что в рамках зоны доставки, где мы работаем, нас знают очень хорошо – более 50% населения. Как только мы выходим за зону доставки, там узнаваемость бренда практически равна нулю. Наша маркетинговая компания ориентируется на местные районы. Мы не стремимся в одночасье стать известными по всей Москве. Это создало бы нам определенные проблемы: люди знают про нас, но живут вне нашей зоны и не обрадуются, когда позвонят нам и получат отказ. Так что мы не стремимся стрелять в воздух и работаем точечно. – Как вы работаете с жителями района, чтобы донести до них информацию о себе? – Самый лучший способ, конечно, сарафанное радио. Качество говорит само за себя. За первые пять-шесть лет в Москве много людей узнало про нас от друзей, родственников и так далее. Также мы распространяем флайеры, стали активно рекламироваться в интернете и сотрудничаем с разными местными партнерами – с управой района, местными школами и т.д. Стараемся использовать наружную рекламу, где это имеет смысл. Еще очень важный момент – это брендинг автомобилей, который мы сейчас немного поменяем. Наш парк – это старые «Лады», на данный момент начинаем покупать «Матисы». – Обычно компании, которые работают с доставкой, ориентируются на интернет-заказы и имеют call-центр. Собираетесь ли вы делать прием заказов более технологичным? – Да. Сейчас мы с партнером из Великобритании разрабатываем наш сайт, чтобы принимать он-лайн заказы. Надеемся, что через три–четыре месяца мы начнем его использовать. Этот сайт был разработан специально для Papa John’s и уже используется на нескольких рынках. В проект были сделаны серьезные инвестиции. До конца этого года мы планируем сделать единый номер телефона и создать call-центр или трансфер-центр. У нас есть несколько схем, из которых мы сейчас выбираем. Точно будем делать это на собственной базе, а не на аутсорсинге. – Расскажите про центр контроля качества, который вы собираетесь открыть. – Это очень важная часть нашего бизнеса. Мы используем только свежее тесто для приготовления пиццы. Раньше мы производили его в нес-кольких ресторанах, но в июне планируем открыть ЦКК (Центр контроля качества), сейчас он строится на Рябиновой улице. Это большой комплекс, который включает и цех, и склад, и распределительный центр. Его площадь – 1100 кв. м. Рассчитываем, что мощностей ЦКК хватит на 40 ресторанов.
Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43