Андерхилл Пако
«Место действия – торговый центр»
М: Альпина Бизнес Букс, 2005
У Пако Андерхилла тяжелая работа – вот уже 20 лет он изучает самые разные торговые центры. И хотя офис его компании Envirosell находится в Нью-Йорке, Андерхилл объездил около трех сотен центров по всему миру. Результат – живо написанная книга о том, как ведут себя люди в торговых центрах: зачем приходят, сколько времени слоняются по магазинам, как часто заходят в туалеты и посещают ресторанные дворики. Андерхилл пишет о структуре торговых центров, преобладании магазинов женской одежды и т.д. Причем повествование – это диалоги, наблюдения и воспоминания самого автора. Обилия цифр и четких советов, как бизнесменам зарабатывать, в книге почти нет.
Но теме ресторанных двориков посвящено от силы семь страниц, на которых Андерхилл рассуждает об износостойкой мебели, шуме на фуд-кортах и псевдоеде со всех уголков мира. Места для точек питания в ТЦ выделеляют совсем немного. Согласно статистике консультанта, 25% посетителей торговых центров жуют на ходу, а не на специально отведенной площадке. Так что проектировщикам ТЦ есть над чем подумать.
Каталог торговых центров. Издание первое
М.: Российский совет торговых центров, 2004
Это первый каталог российских торговых центров. В нем есть данные о 88 объектах торговой недвижимости. Большинство из них (24) расположены в Москве и Подмосковье. Шестнадцать ТЦ находятся в Санкт-Петербурге, девять – в Екатеринбурге, по четыре – в Новосибирске, Казани и Волгограде. Каждому ТЦ посвящено несколько страниц, где есть информация об инвестициях в строительство, площадях, оснащении, арендаторах, посещаемости и т.п. Есть также планы и фотографии фасада и интерьера. Все данные по ТЦ приведены на второе полугодие 2004 г.
Самые посещаемые ТЦ России – это «Меги» в Теплом стане и в Химках. Хотя по такому показателю, как количество посетителей в день на 1 тыс. кв. м торговой площади, в списке лидров также значатся галерея «Аэропорт», «Рамстор-Беляево», «Атриум» и галерея «Водолей» (все в Москве). В Екатеринбурге – это «Купец», «Дирижабль» и «Универбыт». К каталогу прилается компакт-диск, на котором часть информации дана в развернутом виде. Как обещают в совете торговых центров, издание будет ежегодным.