Прошлый 2003 г. для всей мировой индустрии выдался нелегким. Причина – не только в экономическом спаде, но и в общем ощущении неопределенности, существенно влиявшем на бизнес. Сфера фуд-сервиса особенно чутко реагирует на различные колебания экономики. Насколько ощутимы глобальные проявления нестабильности на национальных ресторанных рынках Великобритании, Германии и США? Об этом размышляет Йохен Пинскер, руководитель европейской информационной группы по изучению рынка общественного питания – NPD Foodservice Information Group Europe.
В 2003 г. средний британец посещал рестораны 79 раз, или около 1,5 раза в неделю. Это на 20% больше, чем немецкий потребитель, заходивший в заведения общепита 61 раз. Неизменно демонстрируют серьезность своей привязанности к питанию вне дома, а особенно в фаст-фуде, американцы: средний житель США в минувшем году посещал заведения общественного питания 195 раз, т.е. через день.
Между тем ни один из трех рынков не обнаружил роста общего числа визитов в рестораны. Британский оставался хотя бы стабильным, а в США поток посетителей за 2003 г. вообще уменьшился на 1% (продолжив тенденцию 2002 г., в котором снижение показателя составило 0,5%). Немецкому рынку также не привыкать к негативной динамике: 2%-е сокращение числа визитов в рестораны выглядит даже относительно благополучным в сравнении со снижением на 4% в 2002 г.
Подобные тенденции являются отражением и закономерным следствием общей конъюнктуры внутреннего рынка. Сравнение роста валового внутреннего продукта с движением потребительских расходов в ресторанном секторе позволяет заметить прямую связь этих показателей: рост национальной экономики в США и Великобритании сопровождается увеличением расходов потребителей; когда же рост ВВП вялый, как в Германии, наблюдается и сокращение потребительского рынка.
Сопоставление колебаний потока посетителей с динамикой потребительского доверия демонстрирует одинаковую картину во всех рассматриваемых странах. В Германии падение последнего показателя сопровождалось ухудшением состояния отрасли. Сложившаяся к настоящему моменту плачевная ситуация не грозит дальнейшим ухудшением: похоже, падение уже достигло нижнего предела.
Британские показатели демонстрируют ту же зависимость: наблюдавшееся зимой падение потребительского доверия сопровождалось сокращением числа визитов в рестораны фаст-фуда; недавний же подъем этого показателя привел к оздоровлению ситуации на рынке. Что интересно, в этот период экономического спада уровень инфляции оставался сравнительно низким. Рост цен как в США, так и в Великобритании составил не более 2% (в США эти показатели соответствуют общим темпам инфляции).
Ассоциация Consumer Research on Eating Share Trends (CREST) занимается изучением потребительских тенденций в сфере общественного питания. Исследовательская группа, много лет работавшая в США и Канаде, в январе 1997 г. расширила сферу своей деятельности за счет присоединения Германии и Соединенного Королевства. С 2003 г. услуги CREST доступны во Франции и Японии.
С апреля 2004 г. членом Ассоциации является Испания.
Информаторы CREST – советы потребителей, отслеживающие розничные продажи, а также собирающие информацию по ресторанным секторам как полного цикла, так и быстрого обслуживания. Основу исследований потребительских советов составляет репрезентативная выборка семей, в течение года по их заданию фиксирующих свои визиты в рестораны и их результаты.
NPDFoodworld – авторитетный источник информации о ресторанном рынке. Эта компания предлагает клиентам обзоры новейших тенденций в области питания и профессиональный взгляд на работу отрасли.
В то же время на слабом немецком рынке потребительские затраты по сравнению с прошлым годом снизились. Такое положение дел явилось одновременно результатом и неприятия немецким потребителем высоких цен, и появления на рынке более дешевых ресторанных категорий. В целом нельзя не отметить, что стоимость продукта для немецкого потребителя всегда была определяющим фактором при выборе, и лишь в последнее время решающее значение приобрела безопасность пищевых продуктов; даже столь консервативные потребители были готовы переплачивать за это.
Между тем с момента введения в январе 2002 г. европейской валюты средний европейский ресторанный счет понемногу растет. Причина – в чутком реагировании потребителей на повышение цен: исследование выявило, что они постепенно переключаются с услуг относительно высокой ценовой категории (в частности, экспресс-доставки) на более низкие и отказываются от ресторанов полного цикла обслуживания в пользу более дешевых заведений, работающих в экспресс-формате (кофеен и т.п.). Заведения тех категорий, в которых наблюдался наибольший рост цен, соответственно потеряли наибольшее количество клиентов. Посетители также стали заказывать меньше блюд: с целью компенсации выросших затрат они сочли необходимым сократить расходы за счет закусок, десертов и напитков. Почти мгновенной реакцией на такое положение дел стало всеобщее снижение цен (в первую очередь ресторанами быстрого питания), растущее количество рекламных акций, введение талонов на скидку, дисконтных карт и т.п.
В связи с ростом покупательной способности в США и Великобритании динамика потребительских расходов в заведениях этих стран выглядит более благоприятно. Увеличение размера среднего счета повысило годовой доход отрасли на 2% в Великобритании и на 1% в США. С другой стороны, два действующих на немецком рынке негативных фактора (сокращение числа визитов и уменьшение выделяемых на них сумм) закономерно привели в 2003 г. к сокращению объема отрасли на 3%. Все же прогнозы на ближайшее будущее обнадеживают: в 2004 г. и Германию ожидает умеренный экономический рост с одновременным повышением уровня потребительского доверия.
Йохен Пинскер