Ресторанная группа «Тритон», принадлежащая холдингу «Фармакор», существует на петербургском рынке около полутора лет. За это время «Тритон» запустила восемь ресторанов, инвестировав в них порядка $8,5 млн. В течение этого года в планах группы открыть порядка десяти заведений, вложения в которые превысят $25 млн. Подробнее об этом в интервью «МД. Ресторану. FoodService» рассказал владелец группы, депутат Государственной Думы Александр Афанасьев.
– «Тритон» сейчас входит в десятку самых крупных ресторанных групп Петербурга. Собираетесь ли вы сделать ее первой в рейтинге?
– Конечно, и в достаточно быстрые сроки, измеряемые годами, а не десятилетиями.
– Насколько я знаю, ближайший проект – итальянский ресторан.
– Ближайшие – японский, итальянский, китайский, тайский и русский рестораны. Японский откроется в течение месяца. Следующим, скорее всего, станет китайский. Я не знаю в городе ни одного нормального китайского ресторана. Те, что есть, содержатся, за редким исключением, китайцами, а они экономят на всем, в том числе и на качестве продуктов. Мы будем делать хороший, но демократичный ресторан гуандунской или сычуаньской кухни.
– Динамика развития ресторанной группы такова: начали с ресторана класса люкс «Тритон», потом стали делать более демократичные проекты. Не думаете ли вы о фаст-фуде?
– Думаем. Только мы не хотим заниматься какими-нибудь гамбургерами, а решили сделать большую фуд-кортовскую площадку с разными концепциями. Место пока не озвучиваем, оно в процессе подбора, но рассматриваем только большие ТЦ с высокой проходимостью. Идея такова: мы не будем сдавать площади на фуд-корте в субаренду другим операторам, а освоим его целиком. Там будет представлено каждое из уже имеющихся направлений – мясное, рыбное, восточное и т.д., но, естественно, это будут блюда более простые и быстрые в изготовлении, меньший ассортимент, ниже цены. Также на фуд-корте мы рассчитываем открывать точки тех концепций, которые нам не очень интересны в виде ресторанов: допустим, нам неинтересно открывать пиццерию, но на фуд-корте пицца обычно востребована.
– У вас все рестораны разных концепций. Не возникают сложности в управлении?
– Разные концепции – это тоже концепция. Мы считаем, что наши клиенты приходят в рестораны группы «Тритон». По картам гостей мы видим, что люди переходят из одного нашего заведения в другое, это показатель лояльности клиентов. Просто у нас такое понимание сети. Новые рестораны будут представлять новые кухни для того, чтобы гость не уставал есть постоянно в грузинском, мясном или восточном ресторане. Но при этом мы развиваем некоторые концепции в классическую сеть: «Монтана» стала сетью, «Миру – Beer» тоже, еще ряд ресторанов разовьются в сети.
– По той же схеме работал и глава «Арпикома» Михаил Зельман, но в итоге решил остановиться на двух концепциях. Возможно ли, что через несколько лет так сделаете и вы?
– Возможно, что одно из направлений – мясное, рыбное или пивное – будет занимать больший объем оборота, нежели другие. Естественно, что в первую очередь мы станем тиражировать наиболее успешные направления. Но закрывать рестораны для того, чтобы свободные средства вкладывать в сети, мы не будем. Чем больше ресторанов разных кухонь, тем интереснее ходить по ним.
– Я слышала о вашем сотрудничестве с Ленинградским химико-фармацевтическим институтом, который Вы в свое время окончили. Расскажите об этом подробнее.
– Проект существует уже больше полугода. Это студенческая столовая с линией раздачи на 100 мест, где за 50 руб. можно заказать обед из трех блюд. Все меню мы согласовывали с преподавателями и студсоветом, они участвуют в приемке новых блюд. Проект оказался востребованным, уже окупился, и в перспективе мы могли бы открывать подобные точки и в других вузах города. Но мы не занимаемся благотворительностью, поэтому даже студенческие столовые будем открывать там, где это выгодно (хотя прибыль от них в любом случае гораздо меньше, чем от ресторанов). Кроме того, общепит во многих вузах строится по советской схеме – на откатах и взятках, поэтому там такие убогие столовые. Мы категорически против работать по этой схеме. Но есть вузы, которые хотят сделать у себя такие же кафе, как в ХФА, и готовы работать прозрачно – с ними мы будем сотрудничать. Сейчас несколько проектов разрабатываем.
– В одном интервью Вы обмолвились о суперпроекте с инвестициями $15 млн. Можно приоткрыть завесу тайны?
– На Крестовском острове мы делаем большой развлекательный комплекс. По последним данным, вложения составят порядка $20 млн. Это будет комплекс ресторанов (примерно на 1,2 тыс. посадочных мест в целом) плюс развлекательная инфраструктура. В любом нормальном городе, который стоит на воде, есть набережные, на которых располагается куча ресторанов, кафешек и т.д. У нас такого места нет. Открыв комплекс, мы собираемся восполнить этот пробел. Там будут заведения разных ценовых категорий. Крестовский – лицо города, там должны быть достойные якорные проекты, а не шалманы с шавермами, как сейчас. Комплекс будет работать круглый год, мы планируем открыть первую его часть к маю.
Еще один дорогой проект – итальянский ресторан, там сейчас заканчивается ремонт. Хорошее видовое место, только помещение там стоит $4 млн.
– А есть какая-то география развития группы? Собираетесь ли вы идти в спальные районы?
– Большинство ресторанов группы все-таки востребованы в центре. Но, например, «Миру – Beer» – демократичные пивные рестораны – вполне приживутся в спальных районах. «Монтана» также может выйти за пределы центра, но в так называемое второе кольцо – на Петроградскую сторону, допустим.
– Есть ли у ресторанной группы фабрика-кухня?
– Она сейчас строится, и это не в последнюю очередь обусловлено открытием комплекса на Крестовском: там просто негде будет делать заготовки. Учитывая наши планы, фабрика-кухня необходима.
– Некоторые рестораторы жалуются, что в Петербурге реальная аудитория ресторанов составляет 1,5–2 тыс. человек. Это те, кто может ходить туда несколько раз в неделю. Что Вы об этом думаете?
– Так говорят те, кто ориентируется на бомонд, а мы работаем не только с гламурной публикой. Наша задача – сделать рестораны домашними, поэтому у нас работает программа лояльности. Мы открыли вторую «Монтану», и уже на следующий день в нее пошел народ из других заведений группы.
– За время работы группы «Тритон» на рынке произошли какие-нибудь изменения в ресторанном бизнесе города?
– Конечно. По сравнению с Москвой ситуация здесь становится все хуже и хуже. Хорошие рестораны открываются крайне редко. Раньше я думал, что мы будем Москву догонять, а теперь вижу, что она еще больше ушла в отрыв. Почему так происходит? Я думаю потому, что люди здесь открывают рестораны, чтобы получить максимальную прибыль, окупить средства как можно быстрее, и не заботятся о сохранении заявленных стандартов, сервисе и качестве продуктов. А москвичи, которые сюда приходят, совсем не вникают в специфику Петербурга: не могут выбрать места для ресторанов, не понимают, что у людей здесь совсем другой достаток. Я буду только рад, если в город придут грамотные столичные рестораторы, может быть, тогда ресторанная культура вырастет.
– Нет ли планов выходить в Москву у вашей ресторанной группы?
– Нет. Пока еще место здесь есть. Если в фармации «Фармакору» принадлежит порядка 40% местного рынка, то в ресторанном бизнесе – гораздо меньше. Для начала нужно забрать 15–20% оборота здешних ресторанов, а потом можно идти в Москву.
Александр Афанасьев родился 28 июля 1965 г. в Ленинграде. Окончил фармацевтический факультет Ленинградского химико-фармацевтического института (сейчас – Химико-фармацевтическая академия). Проходил срочную службу в воздушно-десантных войсках специального назначения. В 1990 г. создал и возглавил фармацевтическую компанию «Фармакор», ему принадлежат 100% акций компании. С 1997 г. президент Союза фармацевтических предприятий Санкт-Петербурга. В 1999 г. избран депутатом Госдумы по Ленинградскому региональному списку объединения КПРФ, сейчас – член фракции «Единая Россия». Холост.
Холдинг «Фармакор» включает производство лекарств, оптовое, транспортное и строительное предприятия, розничную аптечную сеть. В 2005 г. сеть насчитывала порядка 200 точек. В 2006 г. планируется открыть еще около 60 точек – в Пскове, Вологде, Великом Новгороде, Карелии и др. Планируемый оборот «Фармакора» в 2006 г. – $185 млн.
В рейтинге «Финанс» за 2005 г. Александр Афанасьев числится под номером 293 (состояние – $110 млн).