В московских ресторанах высокой кухни и демократичных заведениях в среднем заметно вырос уровень чайной карты. Произошло это благодаря деятельности поставщиков высококачественного чая из Китая, которые сначала возили элитную продукцию и продавали ее в клубах чайной культуры (в розницу и на чайных церемониях), а затем добавили новый канал сбыта – рестораны. «Если раньше надо было долго объяснять, чем дешевый чай в пакетике отличается от качественного листового чая, то теперь к элитным чаям появился активный интерес, так как потребитель начал разбираться в продукте. Дорогое заведение должно демонстрировать уровень во всех аспектах», – считает Сергeй Мстиславский, директор компании «Чайная карта». Для продвижения чая компания предлагает как специализированные мастер-классы, так и полный курс чайной школы.
В караоке-баре «Октябрь» в этом году ввели две новые позиции чая – молочный и женьшеневый оолонги (улуны). «Мы сделали это, учитывая вкусы наших гостей, которые стали более требовательны к чаю. Продажи оолонгов в этом году высокие», – рассказал Михаил Соловьев, бар-менеджер ресторанного комплекса ГК Аркадия Новикова в кинотеатре «Октябрь». В заведении планируют и дальше развивать чайную карту, добавляя в нее новые позиции элитных чаев. В чайную карту Cantinetta Antinori включены молочный улун, жасминовый зеленый чай, пуэр, женьшеневый улун, а также традиционные сорта листового черного чая – «Эрл Грей», «Ассам», «Английский завтрак».
Среди элитных китайских чаев наиболее быстрыми темпами в этом году росли продажи улунов и пуэра. «Мы отметили сильное увеличение спроса на молочный оолонг – это полуферментированный чай, который собирается весной и осенью в провинции Фудзянь. При заваривании получается коричнево-зеленый настой с ярким молочным ароматом и вкусом чая с молоком», – рассказала Олеся Серебрякова, руководитель отдела маркетинга и рекламы «Русской чайной компании». В компании «Орими Трэйд» отметили увеличение закупок пуэра, который популярен среди ресторанных посетителей, разбирающихся в чае.
Ресторанный рынок по-прежнему проявляет интерес и к жасминовому зеленому чаю, который по популярности в этом году приближается к лидерам (классическим черному и зеленому). Например, по данным компании «Орими Трэйд», лидером продаж наряду с привычным зеленым чаем стал зеленый жасминовый чай из провинции Юньнань. В компании «Арт Кофе» китайский жасминовый зеленый чай даже стал самым востребованным из всего ассортимента компании. «Для приготовления чая «Жасминовая жемчужина» молодые чайные листья и жасмин сначала хранятся вместе, потом жасмин убирают, а чайные листья вручную скручивают в форму, напоминающую жемчужину. Из них получается прозрачный напиток с соломенным оттенком и ароматом цветков жасмина», – рассказал Павел Костеренко, генеральный директор компании «Арт Кофе».
Большинство поставщиков в 2007 г. расширили ассортимент именно за счет элитных позиций чаев. Компания «Орими Трэйд» в прошлом году предложила три новых сорта плантационного китайского чая – белый чай из провинции Хунань, красный из провинции Фуцзянь и черный из провинции Юньнань. Компания Newby ввела новый продукт «Империал Гималаи», который произрастает в отдаленном районе Гималайских гор, где культивируется на высоте 2000 м над уровнем моря. Его смешивают вручную, чтобы сохранить серебристые почки и крупный размер листа. В ассортименте Newby также появились три африканских черных чая, специально выращиваемых для компании на африканском нагорье Керичо.
Так как культура потребления чая выросла, ужесточились требования к натуральности чая. Многие компании в 2007 г. убрали из предложения ароматизированный чай. «Интерес к нему падает. Со временем люди начали замечать, что аромат чая не соответствует его вкусовым качествам», – пояснил Павел Костеренко, отказавшись назвать конкретные позиции.
Рестораторы сейчас предлагают к чаю свежие натуральные добавки. Например, в ТЦ Lotte Plaza в баре ресторанного дворика (компания «Голд Бридж») гостям предлагают добавить к чаю мяту, эстрагон, корицу, бадьян или имбирь. В кафе-пекарне LPQ зеленый чай также сочетают со свежей мятой. В караоке-баре «Октябрь» к чаю добавляют мяту и подают чай по-маррокански – с бадьяном.
Продажи чаев с добавками, которые включает производитель, растут в cреднем ценовом сегменте чаев. В компании «АВК», например, чаи с добавлением фруктов, ягод, цветков и трав стали лидерами продаж. «Среди черных чаев у нас чаще всего приобретают «Красное сердце», в составе которого цейлонский чай и сахарно-клубничные сердечки, из зеленых – с кусочками ананаса и клубники», – отметила Анна Ку, исполнительный директор компании «АВК». В этом году каркаде покупать также стали чаще с добавками. В компании «Милфорд» один из лидирующих по продажам сортов чая – фруктовый с добавлением лесных ягод. По данным компании ТД «Ривьера XXI Век», из ассортимента фруктовых чаев больше всего в этом году рестораторов заинтересовал Riston «Черная смородина» (пакетированный).
Заметными новинками года в России стали органические сорта чая. Компания «Джонсонс Трейдинг» предложила органический мате La Merced. Он выращен без удобрений, в специально подобранной для этого почве, в определенное время года. «В России проявляется все больший интерес к органической продукции, и эта марка у нас пользуется хорошим спросом»,– рассказала Анна Складова, старший менеджер компании «Джонсонс Трейдинг». В компании «АВК» в 2007 г. также появилась коллекция BIO-чаев. «Я думаю, что в самое ближайшее время рестораторы будут покупать такие позиции чаще, ведь органические продукты и напитки во всем мире сейчас пользуются большой популярностью», – считает Анна Ку.
Компания «5М» добавила в свою линейку экологически чистые чаи и чаи направленного действия (очищающие организм, снимающие усталость и т.п.). «Тенденцией этого года стал стремительный рост популярности оздоравливающих чаев направленного действия из линеек Wellness, Greenline», – рассказал Вадим Кабанов, генеральный директор компании «5М».
Индивидуальный чай
Компании-фасовщики чая представили в этом году новые технологии изготовления пакетиков, в которые теперь можно упаковывать целые чайные листья высококачественных сортов. Так, все сорта чая, представленные в «Русской чайной компании» для HoReCa, продаются и в развесном виде, и в новой упаковке neilopack, которую стали использовать в этом году. По этой технологии чай фасуется на новом японском оборудовании в нейлоновые фильтр-пакеты без скрепок сверху. В пакетик заключают целые чайные листья.
Возможность упаковки в пакетики качественных целых чайных листьев подтверждают и в компании «5М», где в 2007 г. отметили увеличение спроса на дорогие виды чая, упакованные таким способом. «Основное преимущество индивидуальных пакетиков – это отсутствие контакта с окружающей средой (грязью, влагой, посторонними запахами, инфекциями)», – пояснил Вадим Кабанов. Компания «5М» представила два вида пакетиков, разработанных специально для HoReCa . Первый – это двухкамерные пакетики, сделанные по технологии Teekanne, которые позволяют использовать в качестве наполнителя листовые чаи и обеспечивают раскрытие их вкусовых и ароматических качеств. В конструкции не используются клеящие вещества и металлические скрепки, все крепления выполнены при помощи узлов. Так упаковывается линия чаев Finest Collection. Пакетики поставляются в коробках-диспенсерах с раздаточным окошком.
Второй вид пакетиков – бумажные фильтры Tea Caddy, куда упаковывается линия чаев Tea Butler. Фильтры оснащены индивидуальной картонной клипсой, закрепляемой на ручке чайника или кружки. Содержимого пакета достаточно для заваривания чая в чайнике 0,5 л.
Компания Tetley Overseas Limited стала использовать выжимные пакетики «ни капли мимо» для упаковки новой фруктовой линейки чаев. Заведения fast food закупают чай в пакетиках большими объемами, поэтому в компании «АВК», которая начала в этом году работать с этим сегментом, в ассортименте появился пакетированный чай в упаковке по 100 шт.
Рекомендации по составлению чайной карты от Анеты Аслахановой, директора по маркетингу компании «Геральт» (эксклюзивный представитель Newby Teas в России)
-
Около 80% потребления чая в ресторанах составляют традиционные сорта: черный без добавок, черный с бергамотом, зеленый без добавок, зеленый с жасмином. Соответственно чайная карта в большинстве случаев должна содержать эти популярные сорта.
-
Чайная карта не должна содержать слишком большое количество наименований, не более 12 сортов, так как посетителю будет трудно сделать выбор. Сорта для гурманов могут быть представлены отдельным предложением в рамках чайного меню.
-
Названия сортов в меню должны быть понятны и написаны в переводе, а не в транслитерации. Например, не стоит использовать название Дай Хай Мао. Описание сортов в меню должно быть лаконичным и содержать информацию о составе, цвете настоя, аромате и вкусе.
-
Мода на здоровый образ жизни требует включения в меню фруктовых и травяных чаев, так называемых тизанов. Тизан (tisane – франц.) – это напиток, приготовленный из любого растительного сырья – от аптечной ромашки до смеси из экзотических растений (ройбуш, маракуйя и т.д.). Для концепции «здоровой» чайной карты подойдут также органические чаи.
-
На летний период возможно включение в меню холодного чая, что позволяет сохранить уровень продаж.