https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Доставка для андроидов

Доставка для андроидов

Дарья Жиганова

Что такое мобильное приложение от ресторана? Как правило, это автоматически обновляемое меню с фотографиями, описанием и стоимостью блюда, скачиваемое пользователем в телефон, с помощью которого он может получить общую информацию о заведении и заказать доставку блюд на дом или в офис. Для ресторатора мобильное приложение – еще один современный способ связи с потребителем, для пользователя – простой, легкий и быстрый способ решить проблему с завтраком, обедом или ужином, а также модная игровая форма досуга.

Сегодня большинство приложений от рестораторов разработано для iPhone и iPad, однако, стремясь охватить пласт владельцев устройств на платформе GoogleAndroid, компании инвестируют и в разработку приложений для этой мобильной операционной системы. Действия рестораторов вполне своевременны: все большее число людей может позволить себе телефон с выходом в интернет.

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, сегодня мобильный интернет используют 22 млн человек в России, а по оценке Liveinternet (сервис интернет-статистики), ежемесячно около 3 млн россиян выходит в сеть с устройств на базе операционных систем iOS, Android или Symbian. И эта тенденция будет развиваться и в будущем.

По данным аналитиков УК «Финам Менеджмент», российский рынок смартфонов по итогам 2009 г. составил 4,5 млн устройств в товарном выражении и $1,6 млрд в денежном. В 2010 г. было продано уже 7,15 млн смартфонов на общую сумму $2,2 млрд. Годовой прирост рынка составил 58% в товарном и 38% в натуральном выражении. При этом снижение средней стоимости смартфона в 2010 г. относительно предыдущего года зафиксировано на уровне около 12–14% ($310 за шт.). По прогнозам аналитика УК «Финам Менеджмент» Анны Зайцевой, по итогам 2011 г. средняя стоимость смартфона на российском рынке может уменьшиться не менее чем на 10%. «Смартфоны становятся все доступнее. Падение цен мотивирует людей чаще их менять, это означает, что «старые» аппараты будут передаваться детям, родителям и т.д. Такой процесс вызовет скачкообразный рост общего числа пользователей смартфонов», – считает Илья Чернецкий, менеджер по стратегическому маркетингу компании i-FreeInnovations (разработчик мобильных приложений).

Фокус на доставку

На данный момент основное назначение приложений – ускорить доставку и уменьшить нагрузку на оператора. По мнению Ильи Чернецкого, когда рестораторы вполне освоят этот канал коммуникации и почувствуют его эффективность, они сделают следующие шаги: введут бронирование столиков, начнется «мобилизация» программы лояльности, информирование о мероприятиях в ресторанах и так далее.

Схема работы с мобильным приложением достаточно проста: после того как версия загружена в AppStore(для продукции компании Apple) или в AndroidMarket, пользователю необходимо скачать приложение в телефон и познакомиться с его возможностями. Наиболее простые предложения включают меню с описанием блюд, где каждое из них можно перетянуть пальцем в корзину и, нажав кнопку «отправить», отослать заказ в ресторан. После этого, как правило, для уточнений перезванивает оператор.

Первой на возможности мобильных приложений обратила внимание сеть японских ресторанов «Тануки», у которой доставка занимает порядка 30% в структуре доходов сети. В 2010 г. компания выпустила мобильное приложение для iPhone, и пользователи продукции компании Apple получили возможность заказывать доставку суши онлайн, используя мобильные приложения. «Пользователи iPhone могут быстро получить информацию, при этом на заказ они затратят меньше времени, чем если бы звонили по телефону. В среднем телефонный звонок длится около двух-трех минут, заказ через мобильное приложение занимает одну минуту, а еще меньше в случае повторного заказа», – объясняет Татьяна Дмитриева, руководитель проекта «мобильные приложения» компании «Тануки». За счет уменьшения времени обработки заказа оператором оптимизируется работа колл-центра. В целом это влияет на уменьшение времени доставки, а значит, улучшается уровень сервиса.

Около полутора лет назад новый метод продвижения службы доставки – с помощью мобильного приложения для андроид-устройств – опробовали в «Галерее» (входит в группу компаний Аркадия Новикова). «Разработчик сайта сделал нам крайне выгодное предложение, и мы захотели попробовать новый метод, – говорит Татьяна Мельникова, генеральный директор ресторана. – Основная цель – максимальное удобство для пользователей. Главное, чтобы люди могли легко и быстро найти нужную информацию, используя свои мобильные телефоны, и заказать». «Галерея» разработала мобильные приложения всех своих сайтов: мобильную версию ресторана (www.gallerycafe.ru), службы доставки (www.g2go.ru) и службы доставки в самолеты (www.g2fly.ru). Приложения во многом дублируют существующие интернет-сайты: там можно получить информацию о меню, ценах, событиях, адресах, узнать телефоны и условия работы ресторана, отсутствуют только тяжелые картинки, архивы светской хроники и новости.

Осенью прошлого года мобильное приложение для iPhone выпустила и компания доставки готовых блюд «Империя пиццы». По словам директора по рекламе Андрея Васильева, сеть хотела предложить в первую очередь удобный сервис для владельцев продвинутых гаджетов, помочь сделать заказ тем пользователям, у которых нет доступа к компьютеру или интернету. Мобильное приложение для iPhone, iPad, BlackBerry и Android разработала пару месяцев назад и сеть городских ресторанов «Этаж». «Мы преследовали две главные цели – развивать доставку и оставаться интересными нашей основной аудитории – молодым людям, которые активно используют современные технологии, – объясняет создатель и совладелец городских ресторанов «Этаж» Андраник Саркисян. – Я сам активно пользуюсь мобильными приложениями и понимаю, как это удобно».

В основном рестораторы выбирают минималистичное оформление приложений. «Самое главное в работе с приложениями – удобство, мы бы не хотели перегружать пользователя функциями, – говорит Андраник Саркисян. – У нас простой и понятный подход, никаких модных наворотов, главная функция – заказать доставку блюда». Простое приложение и у сети Correa’s, где его ввели порядка трех месяцев назад. В распоряжении пользователя доступ к меню, адреса и телефоны ресторанов, фотографии блюд. «Для Correa’s характерен минимализм, этого же стиля мы придерживались, запуская мобильное приложение. Мы не планируем расширять функционал приложения», – делится Георгий Шишаков, директор по операционной деятельности Correa’s.

Улучшить показатели

При разработке приложений очень важно правильно просчитать алгоритм действий пользователя. «Самая большая проблема приложений по доставке еды – это плохо продуманный процесс заказа, требующий от клиентов множества дополнительных усилий: уточнения информации по телефону и т.п. В идеале пользователь должен иметь возможность в несколько шагов сформировать заказ, ввести адрес и получить подтверждение приема заказа прямо в телефоне», – полагает Илья Чернецкий.

Некоторые недоработки приходится устранять уже после выпуска приложений. Кроме того, новые версии не дают заскучать пользователю. Так, «Тануки» за прошедший год выпустила уже четыре обновления (последняя версия – «Тануки» 2.0 – появилась в июне этого года) для iPhone, а в июне появилось приложение для Android. За год приложения значительно эволюционировали. Так, первая версия представляла собой автоматически обновляемое меню с фотографиями и подробным описанием блюд, с возможностью формировать и отправлять заказ на доставку онлайн, а также с информацией о ресторанах сети. Сейчас мобильные приложения «Тануки» помимо меню с фотографиями и функции «отправить заказ» предоставляют и другие возможности, например работа в режиме moreoffline (пользователь устройства подключается к интернету только для обновления меню и отправки заказа, что экономит трафик). «Статус заказа» – возможность, позволяющая отслеживать выполнение заказа онлайн. «История заказа» упрощает заказ до трех кликов: нужно открыть историю заказа, кликнуть «повторить» любой из сделанных ранее заказов и затем «отправить». Также в распоряжении пользователя поиск по меню, push-уведомления, выход в социальные сети, возможность настроить приложение под себя. Мобильные приложения позволили «Тануки» наладить рассылку акций и предложений по всем регионам, где представлена сеть, так как одним из нововведений стало расширение географии их работы.

Активно совершенствует мобильное приложение и компания доставки готовых блюд «Империя пиццы». Так, за октябрь-ноябрь 2010 г. компания выпустила две версии: первая была дополнена через месяц новой, с доработанным интерфейсом. Функционал приложения позволяет делать заказ по трем продуктовым направлениям компании – из «Империи пиццы», «Империи суши» и «БигБургера». Между меню этих направлений можно передвигаться касанием пальца или встряхиванием телефона. В компании учли ошибки первой версии и исправили их. «В первом варианте новые позиции меню подгружались при запуске приложения, так вот некоторые пользователи научились обходить эту процедуру и требовали осуществить продажу по старым ценам. В новой версии приложения мы устранили эту ошибку, – рассказывает Андрей Васильев. – Также теперь для работы приложения не требуется постоянного наличия соединения с интернетом: если коннект утерян, пользователь может кликнуть на номер телефона в приложении и сделать заказ у оператора, воспользовавшись приложением просто как меню, но такие случаи единичны». В ближайшее время «Империя пиццы» намерена запустить переработанный релиз для iPhone, версию для Android, а также ввести функцию взаимодействия приложения и социальных сетей.

Цена вопроса

Мобильноеприложениеможетоказатьсякаксерьезнымвложениемресторатора, так и достаточнобюджетной «игрушкой».В зависимостиотбизнес-требований и пожеланий к исполнителю (фрилансерилиизвестнаякомпания) стоимостьразработкиприложенияможетколебатьсяот 50 000 до 1 млнруб.Чрезмернаятяга к экономииможетпривести к головнойболииз-занеобходимостипостоянноустранятькосякиразработчика.Помнениюигроков, задумываться о мобильномприложенииимеетсмыслтолькокрупнымсетевымпроектамилиресторанам с большойклиентскойбазой.В такомслучае инвестиции вернутся быстро – через месяц-два. Несмотря на преимущества от внедрения мобильного приложения, многие участники ресторанного рынка только приглядываются к этому инструменту.Мониторят рынок и смотрят на действия конкурентов в сети пиццерий «ПапаДжонс».Рассматривают возможности мобильного приложения в «Планетегостеприимства» и в сети «КофеХауз».

Первые результаты

Компании, предложившие мобильное приложение в 2010–2011 гг., вполне довольны достигнутыми результатами, хотя и отмечают, что обладатели современных гаджетов не всегда умеют пользоваться их возможностями и зачастую ленятся разбираться самостоятельно. Так, например, узнав про скидки, которые предлагают рестораторы при получении заявки с мобильного телефона, клиенты могут позвонить в доставку и потребовать скидки, мотивируя тем, что звонок совершается, скажем, с iPhone.

«Культура дистанционных продаж в России пока недостаточно развита, – считает Валентина Смирнова, руководитель отдела маркетинга дистанционных продаж «Тануки». – Может быть, это связано с тем, что в свое время люди обожглись при покупке товаров через недобросовестные интернет-магазины. Мы прикладываем серьезные усилия для того, чтобы научить людей пользоваться удобными современными онлайн-сервисами». Тем не менее в «Тануки» довольны результатами. Так, по данным компании, за год приложение для iPhone скачали 60 000 человек, сейчас его загружают в свои телефоны около 2000 человек в неделю. 10–25% всех заказов с приложений делают новые гости. Средний чек при заказе с мобильного приложения в «Тануки» не отличается от обычного чека на доставке и составляет 1600–1700 руб.

В «Империи пиццы» утверждают, что общее количество скачиваний приложения приближается к 15 000. Во время запуска приложения компания фиксировала не менее 2000 установок в неделю, сейчас количество установок снизилось, но держится на постоянном уровне. «Результаты продаж соответствуют общемировой статистике – не более 1% общего объема продаж. С выходом приложения для Android мы планируем увеличить этот показатель», – заявляет Андрей Васильев. По его данным, средний чек заказов через приложение выше на 15–20% по сравнению с заказами по телефону.

В сети «Этаж» отмечают появление первых дополнительных заказов, поступающих через мобильное приложение. После запланированной рекламной кампании в «Этажах» надеются на большую активность. В частности, для привлечения людей компания намерена снизить цену на блюда из меню на сайте и в мобильном приложении, также на протяжении трех месяцев будут действовать скидки: первый месяц – 20%, второй – 15%, третий – 10%.

В «Галерее» заявляют, что процент заказов за счет мобильных приложений на сегодняшний день невысокий. Средняя стоимость заказов на доставку в «Галерее» равна среднему чеку в ресторане – 2200 руб. «Ощутимого роста заказов мобильные версии сайтов не дали. Заказов, сделанных с помощью мобильных версий, менее 10%. Мы надеемся существенно изменить эту цифру с помощью приложения для айфона», – говорит Татьяна Мельникова. Она отметила, что многим людям действительно удобнее смотреть информацию, используя мобильный телефон, однако большинство предпочитает делать заказы по телефону. С ней согласны в сети Correa’s. «Заказы on-line перспективны, однако мы не строим больших иллюзий и не ожидаем большой отдачи от мобильного приложения. Гостям по-прежнему проще и удобнее позвонить оператору, тем более в телефонном разговоре они могут выяснить необходимые подробности, например, как доедет салат, или, скажем, останется ли пицца горячей, пока ее привезут домой», – объясняет Георгий Шишаков.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43