Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Джинсовая кофейня

За шесть лет существования в Турции компания Gloria Jean's Coffees развилась в сеть из 26 точек и заняла второе место на молодом турецком рынке современных кофеен. К концу этого года франчайзи планирует здесь довести количество филиалов до 35. В этой стране особые традиции потребления кофе, которые нельзя не учитывать международным проектам. Проблема – высокая ставка налога на импорт кофейных зерен. www.gloriajeans.com.tr

В Турции свои традиции потребления кофе, связанные с тем, что местные жители умеют расслабленно и со вкусом проводить время. «Турецкие гости требуют комфорта. Как и их соседи в странах Ближнего Востока, они ценят обслуживание в ресторане, – отмечает Бильгехан Каракуй, управляющий директор турецкого подразделения Gloria Jean's Coffees. – Даже для молодого, ориентированного на Запад поколения полный спектр услуг – неотъемлемая составляющая расслабленного перерыва на кофе. Таков наш стиль жизни». Он несколько лет жил в Монтре, где проходил бизнес-тренинги и приобщился к международному управленческому опыту. В 2000 г. начал работать в Gloria Jean's Coffees.
Полный спектр услуг и места для курящих – вот что отличает компанию Gloria Jean's Coffees от конкурента – Starbucks, которая действует в Турции с 2003 г. и с 47 точками является лидером рынка. «В Gloria Jean's всегда есть места для некурящих. Но и курить можно, даже в помещении»,  – рассказал Бильгехан Каракуй, который считает эти две характеристики ценным активом в борьбе за привлечение посетителей. Кроме того, компания подчеркивает знание кофе, предлагая 65 сортов зерен и большой ассортимент напитков, в том числе сезонные и классический турецкий мокко. Новые продукты появляются в ассортименте два раза в год. Что касается еды, то в кофейнях предлагают на выбор семь видов салатов, семь холодных сэндвичей и семь горячих бутербродов плюс, конечно, кондитерские изделия. В кофейне готовится все, за исключением кондитерки, которая доставляется ежедневно. В среднем около 70% выручки приходится на фирменные горячие и холодные напитки из кофе, 20% – на еду, а 10% – на безалкогольные напитки (холодный чай, соки и лимонады).
В дизайне филиалов сделан упор на индивидуальность. «Оформление может быть разным в зависимости от места, но вы всегда без труда узнаете брэнд», – отметил Каракуй. Одна из самых красивых кофеен расположена в новом элитном молле Kanyon в стамбульском квартале Левент. В этом же квартале, в книжном магазине D&R, есть еще одна кофейня этой сети (в планах открыть еще по меньшей мере 20 кофеен в книжных). 19 из 26 кофеен находятся в Стамбуле, четыре – в Анкаре и три – в Измире.
Планируется, что к концу года в Стамбуле будут открыты еще три кофейни, по три кофейни появятся в Измире и Анкаре. Gloria Jean's еще предстоит завоевать множество основных турецких городов. «В 2007 г. мы планируем открыть еще 15–20 филиалов, в том числе в таких городах, как Анталия, Бурса, Бодрум, Чезме и Эскисехир», – рассказал Каракуй. Он признает, что рынок современных кофеен по-прежнему нишевый, ориентированный прежде всего на молодых жителей городов в возрасте 18–35 лет, большая часть гостей – женщины. 
Gloria Jean's чрезвычайно активна на турецком рынке, но и конкуренты не дремлют: немецкая кофейная компания Tchibo уже появилась в Турции, а вскоре здесь начнет действовать Costa. По словам Бильгехана Каракуя, 99% кофепродуктов импортируются, из-за чего у компании высокие издержки, так как налог на кофе такой же, как и на предметы роскоши. «Это абсурд. Это налог на одну из простых радостей жизни», – считает он. Ставка налога на импорт колеблется между 45 и 145%. Следовательно, высокое качество товара означает высокие цены. «Даже в Германии, которая считается более дорогой страной, мы могли бы продавать наши товары по более низкой цене, чем здесь», – признался Каракуй и добавил, что если открыть этот рынок, то это позволит не только снизить цены, но и развить турецкую пищевую отрасль. «В стране так много замечательных молодых людей. Они представляют собой огромный актив для экономики. Вместо того чтобы накладывать такие ограничения, нужно стимулировать инвестиции молодых предпринимателей в нашу отрасль!» – считает он.

Gloria Jean's Coffees в Турции принадлежит сети банков Reysas Gida A.S. Эта компания и управляет кофейнями. Из 26 филиалов 19 находятся в 14-миллионном Стамбуле, три точки – в аэропорту имени Ататюрка. Бильгехан Каракуй (36 лет), управляющий директор турецкого направления Gloria Jean's Coffees, пришел в этот бизнес из гостиничной отрасли. Около шести лет назад, после учебы в Высшей школе Монтре и работы в разных странах мира, он вернулся на родину.

Турция – это один из крупнейших рынков Gloria Jean's Coffees, которая была создана в Чикаго (США) в 1979 г. За международную экспансию компании, штаб-квартира которой сейчас находится в Лос-Анджелесе, отвечает  руководитель направления по работе с франшизами Наби Салех. Это австралийский предприниматель, который вместе со своим партнером Питером Ирвайном два года назад взял на себя весь бизнес компании за пределами США. Сейчас сиднейская компания Jireh International может похвастаться примерно 300 точками в Австралии и почти сотней точек в 20 странах мира.
В Европе и на Ближнем Востоке у Gloria Jean's Coffees пять филиалов в Ирландии, шесть в Румынии и семь в Дубаи. Открылись первые филиалы в Венгрии, Саудовской Аравии и Абу-Даби, заключено соглашение о франшизе с Казахстаном, Кувейтом, Польшей, Россией и Украиной. В планах – Греция, Испания и Нидерланды.

Российские СМИ еще год назад сообщили о планах Gloria Jean's Coffees войти на российский рынок. До сих пор этого не произошло. Любопытно, что в России действует брэнд Gloria Jean's – крупный производитель джинсовой одежды, принадлежащий Владимиру Мельникову, который «Forbes» разместил на 32-м месте в рейтинге российских брэндов с самыми высокими розничными продажами (июль 2005–июнь 2006 г.). Прав на использование марки Gloria Jean's в категориях «напитки» и «рестораны» компания Мельникова не имеет, поэтому потребовать роялти с сети кофеен не сможет.

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)